5. Стихи, посвященные Абу Ханифе
Последние дни жизни Абу Ханифы, сохранившиеся в виде воспоминаний простых людей и стихов, написанных знаменитостями, заняли свое место на страницах биографических и исторических трудов, и сегодня имеются в свободном распоряжении для всех желающих. Большинство историков едины во мнении, что причина смерти Абу Ханифы кроется в его заточении в тюрьму в связи с отказом занять место верховного судьи, как того требовал аббасидский халиф Мансур.
В исторических источниках говорится, что Мансур поклялся, что Абу Ханифа займет должность верховного судьи, а тот в свою очередь поклялся, что не станет делать этого. Тогда халиф распорядился заточить Абу Ханифу в тюрьму и ужесточить для него условия заточения. Так как не сработало и это, Абу Ханифу стали подвергать пыткам. Однако Абу Ханифа терпеливо сносил и это, и лишь мысли о матери, которая беспокоилась о состоянии сына, заставляли беспокоиться и его самого. В источниках говорится, что, будучи в заточении, Абу Ханифа много плакал и молился, думая о матери. Вскоре Аллах забрал его душу.
В исторических источниках можно встретить немало сведений и о том, что Абу Ханифа был якобы убит, что халиф Мансур, якобы, велел подмешивать в еду и питье ученого яд, от чего тот в результате и скончался. В других источниках говорится, что Абу Ханифа был убит по политическим мотивам, так как существовала угроза объединения антиправительственно настроенных сил Ибрахима ибн ‘Абдуллаха ибн аль-Хасана ибн ‘Али ибн Абу Талиба с теми, кто был на стороне Абу Ханифы, и халиф Мансур просто решил его устранить. Несмотря на то, что такая легенда действительно существует, достоверность этих сведений учеными не подтверждается, а мы, в свою очередь, опираемся только на подтвержденные факты. В день смерти Абу Ханифы на улицу столицы вышла вся умма. Проститься с великим ученым пришло так много народу, что заупокойный намаз совершали несколько раз подряд, а плач людей был слышен за многие версты. (Курайши, «аль-Джавахир аль-Музыя», I, 29-30)
Смерть Абу Ханифы оплакивали не только ученые, но и простые люди, поэты посвящали этому дню траурные элегии, и говорят, даже джинны молились за упокой души этого ученого под покровом ночи. Об этом Садака аль-Макабири рассказывает, что после того как тело Абу Ханифы было предано земле, рядом с его могилой на протяжении трех ночей из пустоты доносились следующие слова (Аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих Багдад», III, 422):
Ушел понимающий религию, и остались без понимания вы.
Бойтесь же Аллаха и поспешите восполнить эту потерю.
Умер Ну‘ман, кто теперь станет освещать мрак ночей своим бдением?
‘Абдуллах ибн Мубарак сочинил на смерть Абу Ханифы следующую элегию (Газзи, «Табакат ас-Синийа», I, 165):
Я был свидетелем тому, как умножал Абу Ханифа каждодневно ум и благо,
Он молвил истину и выбирал её, когда все остальные погрязли в споре.
Он тот, кто вызволял своим умом из дебрей аналогии заплутавших,
Утрату Хаммада считали тяжкой мы, но невосполнимою окажется его утрата.
И был Абу Ханифа как бескрайний океан, когда к нему являлись за решением споров,
Ведь корень всех проблем он ясно созерцал, когда ученые мужи все в поисках ответа бились в споре.
Одной из других элегий (стихов) на кончину Абу Ханифы была следующая:
Появился Ну‘ман на земле куфийской словно свет утренний,
И снискал он признание набожностью, и за ним последовали.
Стал он светочем искрометным и украсил короной религию,
Пораженную хворью религию острый ум Ну‘мана избавлял и вылечивал.
Паруса вновь наполнились ветром наставления истинного, боль исчезла ноющая,
Ведь в мазхабе Ну‘мана открылись силы новые и мысли свежие.
А когда распахнулись пред людьми врата ереси и невежества,
Лишь один он смог вновь запереть на засовы их.
И развеял мрак туч он сгустившихся, от клетей избавил груди сковывающих.
И напоен был он Господом всего сущего из чаши с напитком вкуса камфары.
Элегия по поводу кончины Абу Ханифы, написанная Абу аль-Муайядом аль-Хаваризми, звучала следующим образом:
Светоч, зажженный Абу Ханифой в мире знаний,
Наполняет светом горизонты, льется во все стороны света.
Он – учитель знаниям, его достоинства и достижения,
Изложены в книгах для желающих почерпнуть мудрости и совета.
А также:
Ну‘ман был светочем, был лучшим он из уммы,
А посему и самым ярким из светочей он был.
Ведь люди – словно тело, учёные – глаза их,
Ну а Ну‘ман был больше, чем просто человек.
Помимо этих, в биографических источниках зафиксировано и множество других стихов, написанных по поводу кончины имама Абу Ханифы, но здесь, во избежание обвинения в чрезмерной симпатии, мы ограничимся лишь приведенными. Вместе с тем, хотелось бы всё же сказать, что насколько бы не отличались взгляды ученых между собой, любой народ гордится именно своими учеными, поэтому было бы неверно, если бы мы не упомянули о достоинствах имама Абу Ханифы только из-за того, что тот имел среди ученых свой особый взгляд, ведь так поступают только невежды. Как бы то ни было, приведенные нами стихи принадлежат тем, кто имел с Абу Ханифой различную точку зрения, и ни в коем случае не являются нашим личным мнением.
Автор: Шейх Мухаммад Касыйм Абдух аль-Хариси
Из книги: «Положение Абу Ханифы среди мухаддисов», стр. 32-34