Нам всем предстоит пройти через могилу, но никто из нас не имеет подлинного представления, что в действительности будет происходить в загробном мире. Всевышний не посчитал нужным сделать эту информацию доступной для людей, однако пожелал, чтобы мы верили в её существование, а также в посмертные муки. Для этого Он уполномочил нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) дать некоторые разъяснения на данную тему.
Скольких своих близких, любимых и друзей мы предали земле! Нам никак не узнать о том, что они там делают, что с ними происходит. Мы обладаем только теми сведениями о происходящем в могиле, которые получили от нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
Вот один из многозначительных примеров, приведённых им на эту тему. Рассказал его один из писцов откровений Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) — Зайд Ибни Сабит (радыяллаху анху):
Однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) следовал через сад, принадлежащий роду Неджджар. Мы сопровождали его. Мул, на котором сидел Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), внезапно оступился, едва не уронив Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). Мы заметили, что там находилось около шести могил. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спросил:
— Кто-нибудь знает, чьи это могилы?
Один из присутствующих произнёс:
— Я знаю.
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) поинтересовался:
— Когда умерли эти люди?
Человек ответил:
— В доисламские языческие времена.
Тогда Посланник Аллаха сказал следующее:
— Люди, находящиеся в этих могилах, подвергаются испытанию. Если бы я был уверен в том, что вы не перестанете хоронить друг друга, узнав о происходящем, то попросил бы Аллаха сделать доступными вашему слуху могильные муки, которые я слышу сейчас.
После этих слов Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) повернулся к нам лицом и повелел:
— Просите защиты Аллаха от мук Ада!
Сахабы произнесли:
— Мы просим защиты Аллаха от мук Ада!
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повторил:
— Просите защиты Аллаха от мучений могилы!
Сахабы повторно сказали:
— Мы просим защиты Аллаха от мучений могилы!
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) продолжал:
— Просите защиты Аллаха от всех явных и тайных наущений!
Сахабы повиновались:
— Мы просим защиты Аллаха от всех явных и тайных наущений!
— Просите защиты от наущений Даджаля!
— Мы просим защиты от наущений Даджаля! (Муслим, «Джаннат», 67; Ахмад бин Ханбал, Муснад, V, 190)
Этот священный хадис явно свидетельствует о том, что наш любимый Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) слышал и видел недоступное нашему слуху и взору. Ведь его наперсником был Джабраиль (алейхиссалям). Они постоянно виделись, общались, но никто другой этого не видел и не слышал. Например, однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
— Айша! Посмотри, Джабраиль (алейхиссалям) приветствует тебя!
Супруга Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) очень обрадовалась этому и ответила:
— Пусть приветствие, милость и процветание Аллаха будут и с ним, о, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям)! Ты видишь то, что недоступно нам. (Бухари, «Бад’у’ль-халк», 6; «Адаб», 111; «Исти’зан», 16, 19)
Таким образом, глава всех Пророков (салляллаху алейхи уа саллям), видя невидимое остальным, передаёт нам дуновение из неведомых миров, и мы должны глубоко вдыхать его. Нам следует радоваться тому, что узнали ещё что-то новое, поверить, что священные хадисы — это наше самое большое богатство после Корана.
В данном хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предостерегает человека от четырех ожидающих его опасностей, называя их «муками Ада», «мучениями могилы», «явными и тайными наущениями» и «наущениями Даджаля», повелевая просить защиты у Аллаха. Он сам также во многих своих молитвах прибегал к защите Всевышнего от этих напастей. Одной из таких молитв была следующая:
اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ، وَمِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْيَا وَالْمَمَاتِ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ المَسِيحِ الدَّجَّالِ
«О, мой Аллах! Я прибегаю к твоей защите от мук Ада, могильных мук, от интриг жизни и смерти, от интриг и наущений Даджаля». (Муслим, «Масаджид», 128, 130-134; Абу Давуд, «Салят», 149, 179; Насаи, «Сахв», 64)
Согласно сведениям Абдуллаха Ибн Аббаса (радыяллаху анху) — которого Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) очень любил, молился Всевышнему за его просветлённое будущее — Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) обучал этой молитве своих асхабов так же, как какой-либо суре из Корана. (Муслим, «Масаджид», 134; Насаи, «Джанаиз», 115)
Это должно заставить нас призадуматься, насколько важны для нас все эти вопросы, задуматься о могиле — первой остановке в бесконечной загробной жизни. Там мы задержимся гораздо дольше, чем в своих временных старательно благоустраиваемых домах. Хотя следовало бы нам украшать загробную жизнь, чтобы, говоря словами нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), «превратить [её] в один из райских садов».
Мы не получаем уроков от могил и кладбищ, недостаточно задумываемся над увиденным. Считая себя очень чувствительными натурами, тем не менее, действуем недостаточно чутко. Внимательные ученики нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), почтенные сахабы, были не такими. В частности, дочь Абу Бакра (радыяллаху анху) и свояченица Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) Асма (радыяллаху анха) вспоминала:
— Однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) рассказывал о том, что ожидает человека в могиле. Мусульмане, услышавшие его слова, издали такой вопль, что я не смогла понять произнесённого Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Когда все умолкли, я спросила у рядом сидящего человека о том, как закончил свою речь наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям). Он сказал:
قد أُوحِيَ إليَّ أنكم تُفتَنون في القبور قريبًا من فتنة الدَّجَّال
«Аллах поведал мне следующее: в могилах вас будет ожидать испытание, подобное наущениям Даджаля». (Бухари, «Джанаиз», 86; Насаи, «Джанаиз», 115)
Одни эти слова едва не заставили почтенных сахабов лишиться чувств.
Рассказывают, что Усман (радыяллаху анху), стоя рядом с какой-нибудь могилой, плакал так, что его слезы стекали на бороду. Кто-то спросил его:
تُذْكَرُ الْجَنَّةُ وَالنَّارُ فَلَا تَبْكِي، وَتَبْكِي مِنْ هَذَا؟
— Ты не плачешь, когда речь идёт о Рае или Аде, почему же рыдаешь при виде могилы?
Известно, что Усман (радыяллаху анху) был одним из десяти людей, которым единственным сообщил Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) радостную весть об ожидающем их Рае.
Он ответил:
إِنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: إِنَّ الْقَبْرَ أَوَّلُ مَنْزِلٍ مِنْ مَنَازِلِ الْآخِرَةِ، فَإِنْ نَجَا مِنْهُ فَمَا بَعْدَهُ أَيْسَرُ مِنْهُ، وَإِنْ لَمْ يَنْجُ مِنْهُ فَمَا بَعْدَهُ أَشَدُّ مِنْهُ
— Потому что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал так: «Могила — первая остановка в загробном мире. Если человек спасётся там, остальное легче. Если же нет, то дальше будет ещё хуже (и страшнее)». (Тирмизи, «Зухд», 5; Ибн Маджа, «Зухд», 32; Ахмад бин Ханбал, «Муснад», I, 63-64)
Наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) знал, видел и слышал то, что недоступно, невидимо и неслышимо другим людям. Такие привилегии дал ему сам Творец Вселенной. Нам же следует внимательно прислушаться к его призывам, организовать свою жизнь так, чтобы достойно идти по его следам.
Так пусть же Всевышний не позволит нам оступиться! Аминь
Автор: Проф. Ибрахим Джанан
Из журнала: «Золотой Родник»