Некоторые важные термины
Вопрос: Что такое фарз, уаджиб, суннат и нафль? Какая разница между ними?
Ответ: Фард – это приказ, который утверждается чётким законом шари‘ата. В его доказательстве нет разногласий. Отрицающий его является неверующим. А кто не выполняет его без особой причины, является грешником и достоин наказания.
Уаджиб – это приказ, который не утверждается чётким законом шари‘ата. В его доказательстве есть разногласия. Отрицающий его не является неверующим. А кто оставляет уаджиб без особой причины, тот является грешником и достоин наказания.
Суннат – это деяние, которое совершал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) или его сподвижники, или они велели его совершать.
Нафль – это деяние, ценности которого подтверждаются шари‘атом. За его совершение человек получает награду, а за невыполнение нет наказания. Его также называют мустахаб, мандуб и татавву‘.
Вопрос: Сколько видов фарда?
Ответ: У него два вида: фард ‘айн и фард кифая.
Фард ‘айн – это обязательный приказ, выполнение которого возлагается на каждого человека. Кто оставит его без особой причины, тот является грешником и заслуживает строгого наказания.
Фард кифая – это приказ, выполнение которого не возлагается на каждого. Если некоторые люди выполняют его, то обязанность с остальных снимается. Если же никто не выполняет его, то грех лежит на всех.
Вопрос: Сколько видов сунната?
Ответ: У сунната два вида: 1) суннат муаккада, 2) суннат гайр муаккада.
1) Суннат муаккада – это дело, которое Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) никогда без причины не оставлял, совершал постоянно или дал о нём повеление, и его всегда выполняли. Оставлять такую сунну без причины является грехом, а ввести в привычку оставлять её постоянно является большим грехом.
2) Суннат гайр муаккада, его также называют сунани заваид – это деяние, которое Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал часто, но иногда без причины оставлял. Совершение этого сунната имеет больше награды, чем мустахаб, а за невыполнение его греха нет.
Вопрос: Что такое харам, макрух тахрими, макрух танзихи?
Ответ: Харам – это деяние, запрещение которого утверждается чётким законом шари‘ата. Совершающий его является грешником и достоин наказания. Отрицающий его является неверующим.
Макрух тахрими – это деяние, запрещение которого не утверждается чётким законом шари‘ата. Отрицающий его не является неверующим, но совершающий его является грешником.
Макрух танзихи – это дело, за отстранение от которого даётся награда. За его совершение нет наказания, но совершать его нежелательно.
Вопрос: Что такое мубах?
Ответ: Это деяние, за совершение которого нет награды. Если его пропустить, то наказания нет.
Намаз
Вопрос: Что такое намаз?
Ответ: Намаз – это особый способ поклонения, которому Аллах Та‘аля и Его Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научили людей.
Вопрос: В чём заключается этот особый способ поклонения, который называется намаз?
Ответ: Дома или в мечети, сложив руки, встают перед Аллахом Та‘аля. Читают Коран. Восхваляют Аллаха, возвеличивают и прославляют Его. Склоняются перед Ним. Положив голову на землю, признают Его величие и свою беспомощность и ничтожество.
Вопрос: В каком случае человек находится перед Аллахом, когда совершает намаз в мечети или дома?
Ответ: Читаешь ли намаз в мечети или дома, Аллах Та‘аля везде будет перед тобой. Но награда за намаз в мечети намного больше.
Вопрос: Что надо делать, придя в мечеть?
Ответ: В мечети надо читать намаз, читать Коран, делать зикр или сидеть тихо. Играть, прыгать, шуметь или вести мирские разговоры в мечети считается очень скверным.
Вопрос: Какие пользы от чтения намаза?
Ответ: Пользы от чтения намаза очень много.
1) Тело и одежда читающего намаз постоянно бывают чистыми. 2) Аллах доволен тем, кто читает намаз. 3) Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) доволен тем, кто читает намаз. 4) Читающий намаз считается перед Аллахом благочестивым. 5) Праведные люди уважают его даже в этом мире. 6) Читающий намаз оберегается от многих грехов. 7) Читающему намаз Аллах Та‘аля даёт счастье и спокойствие после смерти.
Вопрос: Какие слова читаются в намазе, и как они называются?
Ответ: В намазе читается следующее:
«Такбир»: اَللهُ اَكْبَرْ
«Аллаху акбар». (Аллах самый великий)
«Сана»: سُبْحٰنَكَ اللّٰهُمَ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالٰى جَدُّكَ وَ لَآ اِلٰهَ غَيْرُكَ
«Субханакяллахумма уа бихамдикя уа табаракясмукя уа та‘аля джаддукя уа ля иляха гайрук».
(Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя).
«Та‘аввуз»: اَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطٰانِ الرَّجِيْمِ
«А‘узу билляхи минаш-шайтанир раджим».
(Я ищу спасения у Аллаха от проклятого шайтана.)
«Тасмия»: بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
«Бисмилляхир рахманир рахим».
(Во имя Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире и только к верующим в День Суда).
Сура «Аль-Фатиха»:
بِسْمِ اﷲِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
اَلْحَمْدُ ِللهِ رَبِّ الْعٰلَمِيْنَ. الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ. مٰلِكِ يَوْمِ الدِّيْنِ. اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعِيْنُ. اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيْمَ. صِرَاطَ الَّذِيْنَ اَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّيْنَ. اٰمِيْنَ
«Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Аррахманир рахим. Мялики яумид дин. Ийякя на‘буду уа ийякя наста‘ин. Ихдинас-сыраталь мустакым, сыраталь лязина ан‘амта ‘алейхим гайриль магдуби ‘алейхим уа ляд-дааллин».
(Слава Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе мы поклоняемся, и у Тебя просим помощи. Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом и не заблудших).
Сура «Аль-Каусар»:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
اِنَّآ اَعْطَيْنٰكَ الْكَوْثَرَ. فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَ انْحَرْ. اِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْاَبْتَرُ
«Инна а‘тойнакяль каусар. Фасалли лираббикя уанхар. Инна шаниакя хуаль абтар».
(О Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Мы даровали тебе «Каусар». Так Господу своему соверши намаз и принеси жертву. Поистине, твой враг будет отсечён (от всякого блага)).
Сура «Аль-Ихлас»:
بِسْمِ اﷲِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
قُلْ هُوَ الله ُ اَحَدٌ. اَلله ُ الصَّمَدُ. لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُوْلَدْ. وَ لَمْ يَكُنْ لَّهُ كُفُوًا اَحَدٌ
«Куль хуаллаху ахад. Аллахус самад. Лям ялид уа лям юляд уа лям якуль ляху куфуан ахад».
(Скажи: «Он – Аллах един; Аллах вечный; не рожал Он, и не был рожден, и нет никого, равного Ему»).
Сура «Аль-Фаляк»:
بِسْمِ اﷲِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
قُلْ اَعُوْذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ. مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ. وَ مِنْ شَرِّ غَاسِقٍ اِذَا وَقَبَ. وَ مِنْ شَرِّ النَّفّٰثٰتِ فِى الْعُقَدِ. وَ مِنْ شَرِّ حَاسِدٍ اِذَا حَسَدَ
«Куль а‘узу бираббиль фаляк. Мин шарри ма халяк. Уа мин шарри гасикын иза уакаб. Уа мин шаррин наффаçати филь ‘укад. Уа мин шарри хасидин иза хасад».
(Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он покрыл, от зла дующих на узлы (колдунов), от зла завистника, когда он завидовал!»)
Сура «Ан-нас»:
بِسْمِ اﷲِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
قُلْ اَعُوْذُ بِرَبِّ النَّاسِ. مَلِكِ النَّاسِ. اِلٰهِ لنَّاسِ. مِنْ شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ. الَّذِىْ يُوَسْوِسُ فِىْ صُدُوْرِ النَّاسِ. مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ
«Куль а‘узу бираббин нас мяликин нас иляхин нас. Мин шарриль уасуасиль ханнас. Аллязи юуасуису фи судурин нас. Миналь джиннати уан нас».
(Скажи: «Прибегаю к Господу людей, царю людей, Богу людей от зла наущателя скрывающегося, который наущает груди людей, (который) из джиннов и людей!»
«Руку‘», т.е. тасбих в поясном поклоне:
سُبْحَانَ رَبِّىَ الْعَظِيْمِ
«Субхана раббияль ‘азым». (Слава моему Великому Господу!)
«Каума», т.е. тасми‘ после руку‘: سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ
«Сами‘аллаху лиман хамидах». (Слышит Аллах того, кто прославляет Его).
«Тахмид» в кауме: رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ
«Раббана лякяль хамду». (Господь наш, хвала Тебе).
«Сажда», т.е. тасбих в земном поклоне: سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلَى
«Субхана раббияль а‘ля». (Слава моему Высочайшему Господу!)
«Ташахуд» или «аттахийят»:
اَلتَّحِيَّاتُ للهِ وَ الصَّلَوٰاتُ وَ الطَّيِّبَاتُ ، اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ اَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اﷲِ وَ بَرَكَاتُهُ اَلسَّلاَمُ عَلَيْنَا وَ عَلٰى عِبَادِ اللهِ الصّٰالِحِيْنَ، اَشْهَدُ اَنْ لَّا اِلٰهَ اِلَّا الله ُ وَ اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُوْلُهُ
«Аттахийяту лилляхи уассалавату уаттайибату. Ассаляму ‘алейка айюхан набийю уа рахматуллахи уа баракатуху. Ассаляму ‘алейна уа ‘аля ‘ыбадилляхис салихин. Ашхаду аль ля иляха илляллаху уа ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху уа расулюху».
(Прославления, молитвы, хорошие деяния — Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благодать. Мир нам и праведным слугам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. И свидетельствую, что поистине, Мухаммад – посланник Аллаха).
«Салауат»:
اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَّ عَلٰى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلٰى اِبْرَاهِيْمَ وَ عَلٰى اٰلِ اِبْرَاهِيْمَ اِنَّكَ حَمِيْدٌ مَّجِيْدٌ. اَللّٰهُمَّ بَارِكْ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَّ عَلٰى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلٰى اِبْرَهِيْمَ وَ عَلٰى اٰلِ اِبْرَاهِيْمَ اِنَّكَ حَمِيْدٌ مَّجِيْدٌ
«Аллахумма салли ‘аля мухаммадин уа ‘аля аали мухаммадин кама салляйта ‘аля ибрахима уа ‘аля аали ибрахима иннакя хамидум маджид. Аллахумма барик ‘аля мухаммадин уа ‘аля аали мухаммадин кама баракта ‘аля ибрахима уа ‘аля аали ибрахима иннакя хамидум маджид».
(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты достоин похвалы, Славный! И пошли благословение Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты достоин похвалы, Славный!).
Ду‘а после салауата:
اَللّٰهُمَّ اِنِّىْ ظَلَمْتُ نَفْسِىْ ظُلْمًا كَثِيْرًا وَّ اِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنُوْبَ اِلَّآاَ نْتَ فَاغْفِرْلِىْ مَغْفِرَةً مِّنْ عِنْدِكَ وَ ارْحَمْنِىْ اِنَّكَ اَنْتَ الْغَفُوْرُ الرَّحِيْمِ
«Аллахумма инни залямту нафси зульман касиран уа ля ягфируз-зунуба илля анта фагфирли магфиратан мин ‘индикя уархамни иннакя анталь гафурур-рахим».
(О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, а никто не прощает, кроме Тебя! Прости же меня, (даровав) мне Своё прощение, и помилуй меня. Поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!)
«Салям»: اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ
«Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллах». (Мир вам и милость Аллаха).
Ду‘а после намаза:
اَللّٰهُمَّ اَ نْتَ السَّلَامُ وَ مِنْكَ السَّلَامُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا لْجَلَالِ وَ الْاِكْرَامِ
«Аллахумма антас-саляму уа минкяс-саляму табаракта я заль джаляли уаль икрам».
(О Аллах, Ты мир и от Тебя мир, благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!
Ду‘а «кунут»:
اَللّٰهُمَّ اِنَّا نَسْتَعِيْنُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَ نُثْنِىْ عَلَيْكَ الْخَيْرَ وَ نَشْكُرُكَ وَ لَا نَكْفُرُكَ وَ نَخْلَعُ وَ نَتْرُكُ مَنْ يَّفْجُرُكُ اَللّٰهُمَّ اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ لَكَ نُصَلِّىْ وَ نَسْجُدُ وَ اِلَيْكَ نَسْعٰى وَ نَحْفِدُ وَ نَرْجُوْ رَحْمَتَكَ وَ نَخْشٰى عَذَابَكَ اِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ
«Аллахумма инна наста‘инукя уа настагфирукя уа ну‘мину бикя уа натауаккялю ‘алейкя уа нуçни ‘алейкяль хайра уа нашкурукя уа ля накфурукя уа нахла‘у уа натруку майяфджурук. Аллахумма ийякя на‘буду уа лякя нусалли уа насджуду уа илейка нас‘а уа нахфиду уа нарджу рахматакя уа нахша ‘азабакя инна ‘азабакя билькуффари мульхык».
(О Аллах! Поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и веруем в Тебя, и полагаемся на Тебя, благодарим Тебя за все блага, и покоряемся Тебе, и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует. О Аллах! Тебе мы поклоняемся, и Тебе молимся, и перед Тобой падаем ниц, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных).
Условия намаза
Вопрос: Что необходимо перед намазом?
Ответ: Перед намазом необходимо соблюсти семь обязательных условий, без которых намаз не действителен. Их называют шартами (условиями) или фарзами намаза.
Вопрос: Какие они?
Ответ: 1) Чистота тела, 2) чистота одежды, 3) чистота места, 4) укрытие ‘аурата, 5) время, 6) направление в сторону кыблы, 7) намерение.
Первое условие намаза – чистота тела
Вопрос: Что имеется в виду под чистотой тела?
Ответ: Это значит, чтобы на теле не было никакого вида наджаса, то есть нечистоты.
Вопрос: Сколько видов у наджаса?
Ответ: Наджас, т.е. нечистота бывает двух видов: хакыкыя (действительная) и хукмия (ритуальная).
Вопрос: От какого наджаса надо очистить тело для намаза?
Ответ: Надо, чтобы тело было чисто от обоих видов наджаса.
Наджасат хакыкыя (действительная нечистота)
Вопрос: Что такое наджасат хакыкыя?
Ответ: Нечистота, которую можно видеть, называется наджасат хакыкыя, например: моча, кал, кровь, вино.
Вопрос: Сколько видов у наджасата хакыкыя?
Ответ: Наджасат хакыкыя бывает двух видов: наджасат гализа и наджасат хафифа.
Вопрос: Что такое наджасат гализа и наджасат хафифа?
Ответ: Наджасатом гализа называются значительные нечистоты, а наджасатом хафифа – незначительные.
Вопрос: Что является наджасатом гализа?
Ответ: Наджасатом гализа являются: моча и кал человека, помёт животных, моча харамных животных, текущая кровь человека и животных, вино, помёт курицы и утки.
Вопрос: Что является наджасатом хафифа?
Ответ: Наджасатом хафифа являются: моча халяльных животных и помёт харамных птиц.
Вопрос: Какое количество наджасата гализа допустимо?
Ответ: Если наджасат гализа в густом или твёрдом состоянии, как, например, кал, то допускается до 3.5 гр. А если наджас жидкий, например, моча и вино, то допускается количество площадью одного английского фунта (пятирублёвой монеты). Допускается – означает, что если был прочитан намаз с таким количеством наджаса на теле или на одежде, то намаз будет засчитан, но он будет макрух. Но намеренно оставлять даже такое количество наджаса не разрешается.
Вопрос: Сколько наджасата хафифа допускается?
Ответ: Допустимо меньше, чем четверть части одежды или части тела.
Вопрос: Как очищать одежду или тело от наджасата хакыкыя?
Ответ: Наджасат хакыкыя гализа или хафифа на одежде или на теле можно удалить промыванием водой три раза. Одежду после каждого из трёх раз обязательно надо выжимать.
Вопрос: Можно ли очистить ещё чем-нибудь, кроме воды?
Ответ: Да, можно смыть наджасат хакыкыя всем, что является достаточно жидким и текучим, таким как уксус или сок арбуза.
Вопрос: Как нужно удалять твёрдый наджасат с кожаных изделий, таких как кожаные ичиги, обувь, дорожная сумка и т.д.?
Ответ: Можно потереть об землю или обо что-нибудь другое, и кожа станет чистой, при условии, что при этом исчезает сам наджасат и его проявления.
Вопрос: Если подобные вещи испачкались мочой, вином или каким-то другим таким же наджасатом, как надо его удалять?
Ответ: Они очищаются мытьём водой или другой чистой жидкостью, которая способна удалить проявления наджасата. То есть только протиранием кожаные изделия от другого наджасата, помимо твёрдого, не очистятся, их необходимо мыть.
Вопрос: Можно ли очистить нож, меч и другие железные, медные, серебряные или алюминиевые предметы без мытья?
Ответ: Предметы из железа, если они не ржавые, а также из меди, золота, серебра, алюминия, стекла, слоновой кости или фарфоровая посуда, если они гладкие без гравировки, можно очистить, стерев с них наджасат, так чтобы не осталось его следов.
Вопрос: Что означает «без гравировки»?
Ответ: На них не должно быть резных рисунков, из-за которых поверхность становится неровной. Потерев такую поверхность, есть вероятность, что частички наджасата, всё равно, останутся. Конечно же, если рисунки сделаны только краской, тогда поверхность можно вытереть, и она будет чистой.
Вопрос: Как очистить землю, если на неё попал наджасат, такой как моча, вино и т.д.?
Ответ: Когда земля высохнет, и исчезнут проявления наджасата: цвет, запах и вкус, то она становится чистой.
Вопрос: Как очистить кирпичный или каменный пол или стену дома или мечети, если на них попадёт наджасат?
Ответ: Кирпич или камень, из которого выстроено здание, становится чистым при высыхании и исчезновении следов наджасата.
Вопрос: Как нужно мыть вещи, чтобы очистить их, которые невозможно выжать, например, медную посуду или матрас?
Ответ: Вещи, которые трудно или невозможно выжать, надо мыть так: один раз помыть и оставить, пока вода не перестанет стекать, затем помыть второй раз и оставить, пока вода не перестанет капать. После мытья третий раз, вещь будет чистой. Но надо стараться тереть, стирать, мять, сколько получится, чтобы наджасат отстирался, насколько можно.
Вопрос: Можно ли очистить нечистую посуду из глины?
Ответ: Глиняная посуда тоже очищается мытьем. Метод очищения такой же, как в ответе на предыдущий вопрос.
Вопрос: Является ли чистым пепел наджасата, например, навоза?
Ответ: Пепел сгоревшего наджасата чистый.
Вопрос: Что можно сказать про масло, в которое упала мышь и умерла?
Ответ: Если масло не жидкое, то достаточно убрать мышь и масло вокруг неё. Оставшееся масло будет чистым. Если масло жидкое, то всё оно становится нечистым.
Вопрос: Как можно очистить нечистый маргарин или масло?
Ответ: В нечистый маргарин или масло надо налить равное его количеству воды и кипятить. Маргарин или масло, которое плавает на поверхности воды, надо убрать. Повторив эту процедуру три раза, маргарин или масло станет чистым.
Истинджа
Вопрос: Что такое истинджа?
Ответ: Истинджа – это удаление загрязнения на теле от мочи или кала после туалета.
Вопрос: Как надо делать истинджа после мочеиспускания?
Ответ: После того, как помочился, сначала надо промокнуть остатки мочи кусочком чистой сухой земли, затем смыть водой.
Вопрос: Как надо делать истинджа после испражнения?
Ответ: После испражнения сначала надо почистить загрязнённое от кала место с помощью трёх или пяти кусочков сухой земли, затем вымыть водой.
Вопрос: Какую важность имеет истинджа?
Ответ: В случае если моча или кал вокруг своего места ничего не испачкали, тогда истинджа – мустахаб, а если испачкали вокруг место площадью с один дирхам или меньше, тогда истинджа – суннат, а если испачкано места больше, чем один дирхам, тогда истинджа – фарз.
Вопрос: Чем надо делать истинджа?
Ответ: Комками чистой сухой земли или камнями.
Вопрос: Чем совершать истинджа макрух?
Ответ: Костями, навозом, кизяком, пищевыми продуктами, углём, тканью и бумагой совершать истинджа является макрух*.
Вопрос: Какой рукой надо совершать истинджа?
Ответ: Истинджа надо делать левой рукой, делать правой рукой – макрух.
Вопрос: Каким образом совершать истинджа – макрух?
Ответ: Делать истинджа (или испражняться) лицом или спиной к кыбле, делать истинджа в таком месте, где люди могут увидеть интимные части тела совершающего истинджа.
Вопрос: Что является макрухом во время справления нужды?
Ответ: Во время справления нужды является макрухом следующее:
1) Справлять нужду, повернувшись лицом или спиной к кыбле. 2) Мочиться стоя. 3) Справлять нужду в бассейн, реку, колодец 4) или на их берегу или краю; 5) у стены мечети; 6) на кладбище; 7) в норы мышей или других животных. 8) Разговаривать во время справления нужды. 9) Садиться на низкое место и мочиться к верху. 10) Справлять нужду на дороге или в месте, где обычно сидят люди; 11) в душе или в месте для омовения.
Наджасат хукмия
Вопрос: Что такое наджасат хукмия?
Ответ: Нечистота, которая устанавливается положением шари‘ата, но её невозможно увидеть, называется наджасат хукмия, например: быть без омовения (вуду) или нуждаться в полном омовении (гусль).
Вопрос: Сколько видов у наджасата хукмия?
Ответ: Наджасат хукмия бывает двух видов: малый наджасат хукмия, который называется «хадас асгар», и большой наджасат хукмия, который называется «хадас акбар» или «джанабат».
Вопрос: Каким образом можно очистить тело от малого наджасата хукмия?
Ответ: От малого наджасата хукмия можно очиститься, сделав малое омовение, то есть вуду.
Автор: Муфтий Кифаятуллах ад-Дехляви
Из книги: «Та‘лимуль Ислам», стр. 41-53