Виды «йамина» клятвы
Слово «йамин» переводится как «сила», «мощь». Множественная форма «айман». В религиозной практике данное слово используют в следующем значении: «Это клятва, данная с упоминанием имени Аллаха, о совершении или не совершении каких-либо действий, а также, чтобы подкрепить договор двух сторон, или дачи развода, или освобождения невольника.
Например, клятва может быть в такой форме «Валлахи (клянусь Аллахом), я сделал это…». Если сказать «Валлахи, если произойдет то-то…, то пусть он будет считаться вольным», то это клятва, в которой содержится определенное условие.
«Йамин» можно сделать не только при помощи слов «Валлахи», «Билляхи», «Таллахи», но и посредством упоминания таких имен Аллаха, как «Рахман», «Рахим», или божественных сыфатов, как, например: «Иззати иляхия», «Кудрати иляхия».
Нельзя клясться пророками, ангелами или священной Каабой. Непозволительно клясться живыми существами, нельзя клясться жизнью или душой.
Разрешенные вещи считать для себя харамом также является клятвой. Например, если сказать: «Пусть эта пища будет для меня харамом». Чтобы в последующем можно было употреблять эту пищу, нужно выплатить каффарат.
Если кто-то скажет: «Если я сделаю то-то, пусть я стану кафиром» или же «иудеем или христианином», «да не буду рабом Аллаха и последователем Пророка», «да буду я из тех, кто считает, что существует два божества», то нужно обратить внимание на следующее. Если данные фразы были употреблены с намерением клятвы или, чтобы подкрепить сказанное, то это будет считаться клятвой. И стоит только нарушить эти клятвы, как потребуется каффарат. Если эти фразы были употреблены с верой, что действительно станут кафиром, то тем, кто произнес их, нужно раскаяться и сделать «истигфар» (попросить прощения у Аллаха).
Также необходимо заново произнести «шахаду» (слова свидетельства веры, состоящей из слов: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его пророк») и провести обряд бракосочетания со своей супругой. При этом не имеет никакого значения: нарушил клятву или сдержал. То же относится к ситуации, если ругать религию, веру или Коран. В этих случаях также нужно заново произнести «шахаду» и провести обряд бракосочетания со своей супругой.
Далее рассмотрим виды «йамина», произнесенные в виде клятвы.
1. Клятва «гамус»
Эта клятва с заведомо известным ложным смыслом, с намерением подкрепить его. Это может быть сделано в отношении чего-либо, произошедшего в прошедшем или настоящем времени. Например, если кто-то, прекрасно зная, что не заплатил долги, скажет: «Валлахи, я отдал свои долги».
Клятвы «гамус» являются большим грехом, и выплаты только каффарата недостаточно. В этом случае требуется раскаяние и истигфар. И если к тому же эта клятва имеет отношение к другой личности или чужому имуществу, необходимо возместить ущерб или попросить прощения у человека.
Имам Шафии считал, что при этом виде клятвы требуется каффарат. Утверждение ханафитов о том, что каффарат не требуется, опирается на хадис, в котором Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), перечисляя пять вещей, при которых каффарат не требуется, упомянул и клятву «гамус». (Бухари, Адаб, 6, Айман)
2. Клятва «лагв»
Это йамин, который произносят по ошибке, или считая себя правым. Сюда же относится произнесение клятвы с употреблением слова «Валлахи». Например, если кто-то, хотя он еще не выплатил долги, посчитав, что выплатил, скажет: «Валлахи, я заплатил свой долг», то это также является клятвой «лагв».
В Коране говорится: «Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы». (Сура аль-Маида, 5/89)
За произнесение клятвы такого вида каффарат не требуется, ибо есть надежда, что Аллах простит за это.
3. Клятва «мунакид»
Это клятва, касающаяся тех вещей или действий, которые произойдут или осуществятся в будущем. Например, «Валлахи, я завтра отдам свой долг» или же «Валлахи, я не буду больше разговаривать с тем человеком…».
В случае невыполнения такой клятвы необходимо сделать каффарат. Например, если на следующий день он не выплатит долг или заговорит с тем человеком, имя которого упомянул, клятва будет нарушена и выплата каффарата станет обязательной.
В Коране повелевается: «а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной». (Сура аль-Маида, 5/89)
Если произнесли клятву с целью подкрепить сказанное или убедить собеседника, внушить ему доверие, то есть, в дозволенных, законных делах, то такие слова нельзя бросать на ветер, ибо Аллах повелевает:
«Так соблюдайте же свои вы клятвы!» (Сура аль-Маида, 5/89)
«Будьте верны завету с Аллахом, если вы его дали; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ибо вы признали Аллаха своим поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы содеете». (Сура ан-Нахль, 16/91)
Однако в некоторых случаях выполнение клятвы может нанести вред некоторым людям или нарушить покой общества, или подтолкнуть че ловека, произнесшего клятву, к нехорошим поступкам. В таких случаях лучше всего нарушить клятву и сделать каффарат. Например, если кто-то даст слово, что не будет выплачивать долг или что не будет разговаривать с собственными родителями, то такие клятвы нельзя сдерживать. Нужно выплатить долг, говорить с родителями и затем совершить каффарат, ибо Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) Аллаха, говорил:
«Если ктолибо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». (Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Каффарат за нарушение клятвы
Это каффарат, который выплачивает человек, давший клятву, но в силу различных обстоятельств не сдержавший ее. Каффарат совершается следующим образом:
1. Если есть возможности освободить невольника (мусульманина или немусульманина).
2. Утром и вечером накормить десять бедняков.
3. Одеть десять нуждающихся.
4. Если же не хватит выполнить условия по вышеприведенным трем пунктам, три дня подряд соблюдать пост. Если даже пост будет прерван из-за хайда, после очищения необходимо продолжить и закончить обязательные дни поста.
Шафииты считают, что для этого вида каффарата непрерывность не является обязательным условием.
В Коране Аллах повелевает следующее:
«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы — накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это — искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны». (Сура аль-Маида, 5/89)
Для каффарата за нарушение клятвы достаточно также дать десяти беднякам что-либо в количестве, равном «фитр». Можно также одному бедняку десять дней подряд делать пожертвование «фитр» или кормить его десять дней подряд утром и вечером.
Позволительно также десять дней подряд давать одежду какому-нибудь нуждающемуся человеку. Но если одному бедняку в один день сразу дать десять одежд, это не учитывается. Будет считаться, что дали одну одежду, ибо если при этом виде каффарата в один день подать бедняку милостыню «фитр» в количестве десяти «фитров», будет считаться, что дали один только «фитр».
Одежда, которую дают бедняку как каффарат за нарушение клятвы, должна полностью или хотя бы наполовину закрывать его тело. Желательно, чтобы эти одежды состояли из двух или трех частей. То есть, можно вместо продуктов питания дать одежду, даже если она короткая.
Этот вид каффарата нужно выполнить сразу после нарушения клятвы, ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), говорил:
«Если кто-либо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». (Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 611-616