Ответ:
Поскольку на протяжении всей истории люди питали страсть к таким драгоценным металлам и изделиям, как золото, серебро, шелк и жемчуг, в Коране эти элементы часто включаются в описание райской жизни. (Сура аль-Кахф, 18/31; аль-Хаджж, 22/23; Фатыр, 35/33; аль-Инсан, 76/12, 31)
В хадисах Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) были упомянуты некоторые ограничения на ношение золота, серебра и одежды из шелка, которые являлись распространенными украшениями каждой эпохи.
Поскольку женщины по своей природе имеют большую потребность и склонность выглядеть красиво, к ним относятся более терпимо в этом отношении. Было заявлено, что женщины могут использовать золото и серебро в качестве украшений и носить одежду из шелка при условии, что они не будут расточительствовать, заниматься показушничеством и использовать их как средство сексуальной провокации. Однако было запрещено использовать их в качестве кухонной утвари.
Что же касается использования этих трех материалов мужчинами, то это запрещено по канону. Приведем некоторые хадисы, в которых говорится об этих ограничениях:
«Золото и шелк разрешены для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин». (Бухари, Либас, 30; Абу Дауд, Хатам, 3; Тирмизи, Либас, 1)
«Не пейте из золотой и серебряной посуды, и не ешьте из золотых и серебряных блюд. Поистине, они пользуются ими в этом мире, а вы будете пользоваться в Мире грядущем». (Муслим, Либас, 1)
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) запретил мужчинам ношение золотого кольца. (Бухари, Либас, 45)
Прежде Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) носил золотое кольцо. Увидев, что люди также начали носить золотые кольца, он выбросил свое кольцо и пообещал больше никогда не надевать его. Люди также сняли и выбросили свои кольца. (Бухари, Либас, 46). После этого Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) стал носить серебряное кольцо. (Бухари, Либас, 45)
Бара ибн Азиб (радиаллаху анху) передает следующее: «Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) велел нам делать семь вещей и запретил нам семь других. Он запретил нам носить золотые кольца, пользоваться серебряной посудой, использовать шелковое покрывало для седла, носить шёлковую одежду, чистый шёлк, касси и истабрак (название двух видов тканей на шелковой основе)». (Бухари, Либас, 45; Муслим, Либас, 1)
Производство золота, серебра, шелка и украшений из этих материалов, а также торговля ими является дозволенной. (Бухари, Либас, 25, 30).
Поскольку существуют области, где использование этих материалов является дозволенным, ношение шелковой одежды мужчинами в условиях войны или по состоянию здоровья также является дозволенным. (Бухари, Либас, 29)
По мнению большинства правоведов, мужчинам запрещено использование шелка не только в качестве одежды, но и в качестве одеяла, тюфяка, подушки или ковра. Однако, по мнению Абу Ханифы и некоторых маликитских правоведов, запрет, о котором говорится в хадисах, касается лишь одежды, а использование шелковых тканей вне одежды является допустимым.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама»