
٤﴾ اَلْأَنَاةُ مِنَ اللهِ وَالْعَجَلَةُ مِنَ الشَّيْطَانِ
- Выдержка – от Аллаха, а спешка – от шайтана. (Тирмизи)
Здесь подразумевается повседневная деятельность, а не богослужения. То есть повседневные дела следует совершать спокойно и выдержанно, ведь поспешные поступки зачастую ведут к провалу. В отношении же богослужений стоит поторопиться совершить добро, то есть нужно приняться за добрые поступки с решительностью и рвением, а вот довести их до конца следует уже со спокойствием, сосредоточенностью и самоотдачей. (Миркат аль-мафатих, 8:786)
[А] Например, порицается откладывать молитву до тех пор, что человеку приходится бежать к ней, рекомендуется совершить омовение еще дома и отправиться на намаз пораньше.
٥﴾ اَلْمَجَالِسُ بِالْأَمَانَةِ
- Собрания не разглашают. (Абу Дауд)
Услышанное и увиденное на встречах и собраниях не следует рассказывать другим людям. Впрочем, в продолжении хадиса говорится, что есть три исключения:
а | планы на убийство |
б | планы на насилие над женщиной |
в | планы на присвоение чьего-либо имущества (Мазад ар-рагибин, 8) |
٦﴾ اَلْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِّنَ الْإِيْمَانِ
- Стыдливость – ответвление веры. (Бухари, Муслим)
Как сообщается в хадисах, у веры более 70 ответвлений. Среди них отдельно названа حياء (скромность, стыдливость), то есть это одно из важнейших ответвлений. حياء – значимое средство удерживания от греха, а удерживание себя от греха входит в число самых важных обязанностей в плане веры.
В приведенном хадисе подразумевается не природная стыдливость, а та стыдливость, что исходит от веры. Это объясняют следующими словами: «Пусть ваш Господь не обнаружит вас там, где Он запретил вам быть», – здесь тоже говорится о составляющей ихсана, то есть «совершенства веры». (Миркат аль-мафатих, 1:141)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху ‘анху) рассказывал, что однажды пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
– Будьте стыдливы перед Аллахом так, как полагается перед Ним.
– Хвала Аллаху, мы стыдливы перед Ним, – ответили присутствовавшие сподвижники.
– Это не то, – отметил пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
– Кто стыдлив перед Аллахом так, как полагается перед Ним, бережет голову и ее содержимое [разум, уста, уши], живот и примыкающее к нему [бережет его от недозволенных средств, охраняет половые органы от запрещенного], помнит о смерти и о том, что последует за ней, и пусть откажется от прикрас этого мира тот, кто желает того света. Если кто исполняет все это, значит, он стыдлив перед Аллахом так, как полагается перед Ним. (Ахмад)
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Пояснения: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 21-23