١﴾ اَلدِّيْنُ النَّصِيْحَةُ
- Религия (ислам) значит поступать с искренностью. (Муслим)
النصيحة – содержательный и уникальный термин, точный перевод которого затруднителен. Даже на арабском синонима у этого слова нет. Поэтому в качестве общего его разъяснения выбрана фраза «поступать с искренностью». Другие значения: хороший совет, направление к добру, искренне (честно) действовать, доброжелательность. (См. словарь «Лейн»)
Имам Муслим со слов Тамима Дари (радиаллаху ‘анху) передавал продолжение этого хадиса так:
– По отношению к кому? – спросили мы посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
– К Аллаху, Его Книге, Его посланнику, лидерам мусульман и обычным людям из их числа, – ответил он. (Муслим)
Хадис дает понять, что одним из важнейших аспектов истинной веры является хороший совет, доброжелательность, действование с честностью и искренностью по отношению ко всему.
Дополнительно это разъясняют следующим образом:
Искренность к… | означает… | |
а | Аллаху | наличие веры в Его сущность и качества, послушание каждому Его велению, выражение благодарности за блага от Него, соблюдение Господних прав во всем возможном |
б | Книге Аллаха | соблюдение ее прав посредством признания ее в качестве слова Аллаха, почтения к ней, верного ее чтения и практикования ее предписаний |
в | посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) | соблюдение его прав, признание его в качестве посланника Аллаха, практикование его сунны, почтение к нему и его семье, признание правдой всего сказанного им |
г | лидерам мусульман (и исламским ученым) | помогать им в добродетели, слушаться их и побуждать к тому же других, напоминать им об их ответственности и поправлять их вежливым, улучшающим и мудрым образом |
д | обычным людям | давать им наставление на добро и удерживать от зла, помогать в нуждах и оказывать поддержку, защищать от вреда и вести себя с ними как можно лучшим образом |
И так же во всех иных сторонах жизни религиозная обязанность النصيحة исполняется совершением каждого поступка как можно более полезным и верным способом. (Джамиг аль-улум валь-хикам, Миркат аль-мафатих)
٢﴾ اَلدُّعَاءُ مُخُّ الْعِبَادَةِ
- Мольба – суть богослужения. (Бухари)
Мольбу (дуа) называют сутью богослужения по двум основным причинам:
а | Обращаясь с просьбой к Аллаху, человек исполняет свою обязанность по взыванию к Аллаху, которая следует из аята:
Ваш Господь говорит: «Взывайте ко Мне – и Я вам отвечу». (Коран, 40:60) Это богослужение в чистейшем виде |
б | Обращаясь к Аллаху, человек понимает, что лишь Аллах может удовлетворить его потребности. Раб, взывающий к своему Господу, отказывается от надежд на что-либо иное и полностью сосредотачивается на Аллахе, проявляя смиренность перед Ним. Это суть богослужения |
Один из желаемых результатов богослужения – награда от Аллаха. Поскольку за мольбу полагается столь большая награда, ее называют сутью богослужения. (Мазад ар-рагибин, 7)
٣﴾ اَلْمَرْءُ مَعَ مَنْ أَحَبَّ
- Человек будет с тем, кого любит. (Бухари, Муслим)
Эти слова пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произнес в ответ на следующий вопрос:
– Посланник Аллаха, что скажешь о человеке, который любит группу людей, но не может примкнуть к ним?
Под «группой людей» подразумевались ученые или праведники, а под невозможностью примкнуть к ним то, что не получается оказаться в их обществе или добиться такого же статуса в знаниях и поступках. На это пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и ответил:
– Человек будет с тем, кого любит.
То есть в Судный день человек окажется вместе с ними.
Всевышний Аллах говорит:
«Слушающиеся Аллаха и посланника будут с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Прекрасно такое общество». (Коран, 4:69)
Хадис может иметь и более широкий смысл, подразумевая также того, кто желает оказаться со злодеями и грешниками и втайне восхищается их поступками, хотя сам таких порочных действий не совершает. Он окажется вместе с грешниками в Судный день. (Миркат аль-мафатих, 8:740)
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Комментарии: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 19-21