
Следует знать, что не во всех умеренных зонах изобилие пищи, и не все их обитатели ведут комфортную жизнь. В некоторых местах жители наслаждаются обилием зерновых, приправ, пшеницы и фруктов, потому что почва там хорошо сбалансирована и благоприятна для растений, а цивилизация там процветает. А в других местах земля усеяна камнями, и там не растёт ни семян, ни трав. Там жители живут в тяжёлых условиях. Примерами таких людей являются жители Хиджаза и Йемена или покрытые вуалью Синхаджа, которые живут в пустынях Магриба, на окраинах песчаных пустошей между берберами и суданскими чернокожими людьми. У всех них отсутствует зерно и приправы. Их питание состоит из молока и мяса.
[Шейх ибн Хальдун, да смилуется над ним Аллах, закончил написание книги в 779 году по хиджре, это 1377 год по григорианскому календарю — прим. админа]
Ещё одним примером являются арабы, которые кочуют по пустыням. Они могут добывать зерно и приправы с гор, но это возможно только в определённые времена и только под надзором охраны, которая защищает те регионы. Всё, что они получают, ограничено, потому что у них мало денег. Они добывают не больше, чем необходимо для выживания, а иногда и меньше, и это никогда недостаточно для комфортной или изобильной жизни. Чаще всего они ограничиваются молоком, которое является для них хорошей заменой пшеницы.
Несмотря на это, жители пустынь, которые не имеют доступа к зерну и приправам, оказываются более здоровыми в телесном отношении и лучше по характеру, чем жители гор, у которых всё в изобилии. Их цвет лица чище, их тела чище, их фигуры более совершенны, их характер менее избыточен, а их разум острее в вопросах знаний и восприятия. Этот факт подтверждается опытом.
Существует большая разница между арабами и берберами (с одной стороны) и покрытыми вуалью (берберами) и жителями гор (с другой стороны). Этот факт известен тем, кто изучал этот вопрос.
Если говорить о причине этого, то можно предположить, что избыточное количество пищи и содержащаяся в ней влага создают вредные вещества в теле, которые, в свою очередь, вызывают чрезмерное расширение тела, а также много гнилых, испорченных жидкостей. Результатом становится бледное лицо и непривлекательная фигура, потому что у человека слишком много плоти.
Когда влага с её вредными испарениями поднимается к мозгу, ум и способность мыслить притупляются. Результатом становятся глупость, небрежность и общая распущенность.
Этот феномен можно проиллюстрировать, сравнивая животных, обитающих в пустынях и бесплодных местах, таких как газели, дикие коровы, страусы, жирафы, дикие ослы и буйволы, с их аналогами среди животных, которые живут в горных, прибрежных равнинах и плодородных пастбищах. Между ними существует большая разница в отношении блеска их шерсти, формы тела, пропорций конечностей и остроты восприятия.
Газель является аналогом козы, а жираф — верблюда; дикие ослы и буйволы идентичны домашним ослам и крупному рогатому скоту. Тем не менее, между ними всё же остаются значительные различия. Единственная причина этого — то, что обилие пищи в горах создаёт вредные избыточные вещества и испорченные соки в телах домашних животных, и их влияние становится очевидным. Напротив, голод может значительно улучшить телосложение и форму животных пустынь.
Те же самые наблюдения применимы и к людям. Мы обнаруживаем, что обитатели плодородных зон, где продукция сельского хозяйства, животноводства, а также приправы и фрукты в изобилии, как правило, описываются как умственно медлительные и телесно грубые. Это касается, например, тех берберов, у которых много приправ и пшеницы, по сравнению с теми, кто ведёт скромный образ жизни и довольствуется ячменём или дуррой, такими как масмуда-берберы или жители Ас-Суса и Гумара. Последние интеллектуально и физически превосходят первых.
Это также относится к жителям Магриба, у которых в изобилии приправы и тонкая пшеница, по сравнению с жителями Испании, в стране которых практически отсутствует масло, а основным продуктом является дурра. Испанцы, как известно, обладают остротой интеллекта, подвижностью тела и восприимчивостью к обучению, не имеющей себе равных. То же самое можно сказать о жителях сельских районов Магриба по сравнению с жителями городских поселений. Обе группы используют приправы и живут в изобилии, но горожане используют их только после приготовления и смешивания. Они теряют свою тяжесть и становятся менее питательными. Основными продуктами питания являются мясо овец и кур. Масло не используется из-за его безвкусности. Следовательно, в их пище мало влаги, и она приносит в их тела лишь незначительное количество вредных избыточных веществ.
Жители пустынь, привыкшие к голоду, обнаруживаются свободными от каких-либо избыточных веществ в своих телах — ни тонких, ни густых. Известно, что влияние изобилия на тело проявляется даже в вопросах религии и поклонения. Скромные обитатели пустыни и те из обитателей городов, которые привыкли к голоду и воздержанию от удовольствий, обнаруживаются более религиозными и более готовыми к божественному поклонению, чем люди, живущие в роскоши и изобилии. В самом деле, можно заметить, что в городах мало религиозных людей, так как их большинство — это люди упрямые и беспечные, что связано с употреблением большого количества мяса, приправ и тонкой пшеницы.
Существование благочестивых людей и аскетов, таким образом, ограничено пустыней, обитатели которой питаются скромно. Точно так же состояние обитателей одного города можно наблюдать в зависимости от распределения роскоши и изобилия в нём.
Можно также отметить, что те люди, которые, будь то обитатели пустынь или городов, живут в изобилии и имеют все возможные хорошие продукты питания, умирают быстрее, чем другие, когда на них обрушивается засуха или голод. Так, например, с берберами Магриба и обитателями города Феса, а также, как мы слышим, Каира. Но это не относится к арабам, живущим в пустынях, или к обитателям регионов, где растёт финиковая пальма и основным продуктом питания являются финики, или к нынешним жителям Ифрикии, у которых основным продуктом является ячмень и оливковое масло, или к жителям Испании, у которых дурра и оливковое масло составляют основу рациона.
Когда засуха или голод поражают их, это не убивает их в той же мере, что и представителей другой группы людей, и лишь немногие, если вообще кто-либо, умирают от голода. Причиной этого является то, что желудки тех, кто имеет всё в изобилии и привык к приправам и особенно к маслу, получают влагу сверх своей базовой конституционной влаги, и избыточная влага, к которой они привыкли, со временем становится чрезмерной. Затем, когда привычки в еде нарушаются из-за нехватки пищи, отсутствия приправ и использования грубой пищи, к которой они не привыкли, желудок, являющийся очень слабой частью тела, быстро пересыхает и сжимается. Болезни и внезапная смерть становятся последствиями для тех, чей желудок находится в таком состоянии.
Те, кто умирает в голоде, являются жертвами своего прежнего привычного состояния насыщения, а не того голода, который впервые поражает их. У тех, кто привык к жажде и не употребляет приправ и масла, базовая влага, которая полезна для всех натуральных продуктов питания, всегда остаётся в пределах нормы и не увеличивается. Таким образом, их желудки не страдают от сухости или чрезмерности, возникающих в результате изменения питания. Как правило, они избегают той участи, которая ждёт других из-за изобилия их пищи и большого количества приправ в ней.
Основное, что нужно знать, это то, что продукты питания, употреблять их или нет — вопрос привычки. Тот, кто привык к определённому типу пищи, которая ему подходит, к ней привыкает. Ему трудно отказаться от неё или что-либо изменить, при условии, что (эта пища) не является чем-то, не выполняющим цель питания, таким как яд, или алкалоиды, или что-либо чрезмерно несдержанное. Всё, что может быть использовано в качестве пищи и подходит, может быть принято в привычный рацион. Если человек привыкает к молоку и овощам вместо пшеницы, молоко и овощи становятся его привычной пищей, и он больше не нуждается в пшенице или зерне.
То же относится к тем, кто привыкает терпеть голод и обходиться без пищи. Такие случаи упоминаются у обученных (аскетов). Мы слышим удивительные вещи о людях такого рода. Те, кто не знает об этом, едва ли верят в это. Объяснение заключается в привычке. Как только душа привыкает к чему-то, это становится частью её природы, поскольку душа способна принимать многие окраски. Если благодаря постепенному обучению душа привыкает к голоду, (голод) становится естественной привычкой души.
Утверждение врачей, что голод вызывает смерть, неверно, за исключением случаев, когда человек внезапно подвергается голоду и полностью лишается пищи. Тогда желудок изолируется и получает заболевание, которое может стать смертельным. Когда же количество пищи постепенно уменьшается через постепенное обучение, смертельной опасности нет. Последователи суфизма практикуют (такое постепенное воздержание). Постепенность также необходима, когда человек отказывается от обучения. Если человек внезапно вернётся к своему первоначальному рациону, он может умереть. Поэтому он должен прекратить обучение так же, как начал его, то есть постепенно.
Мы лично видели человека, который не принимал пищи в течение сорока или более дней подряд. Наши шейхи присутствовали при дворе султана Абу-ль-Хасана, когда к нему привели двух женщин из Альхесираса и Ронды, которые годами воздерживались от любой пищи. Их история стала известна. Их обследовали, и это подтвердилось. Женщины продолжали жить таким образом до самой смерти. Мы знали много людей, которые ограничивали себя козьим молоком. Они пили его прямо из вымени иногда днём, иногда утром. Это была их единственная пища в течение пятнадцати лет.
Следует знать, что каждый, кто способен терпеть голод или есть совсем мало, физически будет более здоров, если он остаётся голодным, чем если он ест слишком много. Голод оказывает благоприятное влияние на здоровье и благополучие тела и разума, как мы уже отметили. Это можно проиллюстрировать разницей в влиянии различных видов пищи на тело.
Мы наблюдаем, что те люди, которые питаются мясом крупных животных, обладают сильным и выносливым телосложением. Сравнение обитателей пустыни и тех, кто живёт в оседлых районах, это подтверждает. То же самое относится к тем, кто питается молоком и мясом верблюдов. Это влияет на их характер, делая их терпеливыми, упорными и способными переносить трудности, как это бывает у верблюдов. Их желудки также становятся крепкими и выносливыми, как у верблюдов. Они не страдают от слабости или недугов, которыми страдают другие.
Они могут принимать сильные (алкалоидные) слабительные средства, такие как колоцинт, ядовитый морковник и молочай, без какого-либо вреда для себя. Но если обитатели оседлых районов, чьи желудки стали деликатными из-за мягкого рациона, примут их, они мгновенно умрут, так как эти слабительные средства имеют ядовитые свойства.
Признаком влияния пищи на тело является факт, отмеченный аграрными учёными и подтверждённый опытом: если яйца кур, которых кормили зерном, сваренным в верблюжьем навозе, помещают для высиживания, вылупившиеся цыплята вырастают чрезвычайно крупными. Не требуется даже готовить зерно для их кормления; достаточно просто смазать яйца верблюжьим навозом, и вылупившиеся цыплята достигают огромных размеров. Подобных примеров множество.
Когда мы наблюдаем различные способы влияния пищи на тело, мы не можем сомневаться в том, что и голод оказывает воздействие на организм, поскольку противоположности следуют одной и той же схеме. Голод влияет на тело тем, что избавляет его от вредных излишков и смешанных жидкостей, разрушающих тело и разум, так же как пища влияет на первоначальное формирование тела.
Аллаху известно всё!
Автор: Шейх Абу Зейд Абдуррахман ибн Хальдун
Из книги: «المقدمة / Аль‑Мукаддима», стр. 65-70
Скачать книгу: https://disk.yandex.ru/d/u8eumybOGeMM-Q