Сегодня можно встретить одну группу мусульман, которая категорично отвергает такую молитву как ат-Тасбих, мол, хадисы рассказывающие об этой молитве не достоверные, даже вымышленные, поэтому нельзя совершать итд. С позволения Аллаха, мы бы хотели возразить этим людям и привести разбор самого (сахих) достоверного хадиса относительно данной молитвы, и описать подробно способы совершения этой прекрасной дополнительной молитвы.
Салят ат-Тасбих – это молитва, приносящая совершающему её великую награду.
وَفِيهَا ثَوَابٌ لَا يَتَنَاهَى وَمِنْ ثَمَّ قَالَ بَعْضُ الْمُحَقِّقِينَ : لَا يَسْمَعُ بِعَظِيمِ فَضْلِهَا وَيَتْرُكُهَا إلَّا مُتَهَاوِنٌ بِالدِّينِ. رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني أَمَّا صَلَاةُ التَّسْبِيحِ فَقَدْ أَوْرَدَهَا الثِّقَاتُ وَهِيَ صَلَاةٌ مُبَارَكَةٌ فِيهَا ثَوَابٌ عَظِيمٌ وَمَنَافِعُ كَثِيرَةٌ. البحر الرائق، ج ٢، ص ٢٩، ايج ايم سعيد كمبني
Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал, что салят ат-тасбих – это такая молитва, совершение которой должно войти в привычку, и нам не следует забывать о ней.
وقال عبد الله بن المبارك صلاة التسبيح مرغب فيها يستحب أن يعتادها كل حين ولا يتغافل عنها. حاشية الطحطاوي علي مراقي الفلاح، ج ١، ص ٤٨٨، مكتبة الأسد
Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-Мутталибу:
«О ‘Аббас! О дядя! Не сделать ли мне тебе подарок? Не сообщить ли мне тебе о десяти вещах, и если совершишь их, простит Аллах тебе твои прошлые и настоящие грехи, старые и новые, совершенные по ошибке и осознано, большие и малые, тайные и явные? Соверши четыре рак’ата молитвы, читая в каждом Фатиху и еще какую-либо суру. Затем после того, как ты прочтешь это в первом рак’ате, скажи, будучи стоящим: سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ «СубханАллахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбар», — пятнадцать раз. Затем соверши поясной поклон и произнеси эти слова, будучи в поясном поклоне, десять раз. Затем выпрямись из поясного поклона и произнеси это десять раз. Затем соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними свою голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Затем снова соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Таким образом, эти слова следует произносить в каждом рак’ате по семьдесят пять раз. И совершай так в каждом из четырех рак’атов. Если ты сможешь совершать эту молитву каждый день, то делай это. Если же не сможешь, то совершай каждую пятницу. Если не сможешь так, то раз в месяц. Если не сможешь и так, то раз в год. А если не сможешь и этого, то один раз в жизни!»” (См. Абу Дауд 1297, Ибн Маджа 1387, Ибн Хузайма 1216, аль-Хаким 1/318, аль-Байхакъи 3/51, ат-Табарани 1/329).
Описание молитвы Тасбих, упомянутое в этом хадисе, является самым достоверным из всех существующих. Хафиз аль-Мунзири говорил: “Большинство передатчиков сошлись на описании молитвы Тасбих, упомянутой в хадисах Ибн ‘Аббаса и Абу Рафи’а”. (См. “ат-Таргиб” 1/470).
Иснад данного хадиса является достоверным. Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия. ‘Абдур-Рахман ибн Бишр – достойный доверия передатчик, о чем сообщается в «ат-Такъриб». Он один из передатчиков имамов аль-Бухари и Муслима. Его также назвали правдивым Ибн Абу Хатим и Ибн Хиббан, а имам аль-Хаким сказал о нем: «‘Алим (ученый), сын ‘алима, внук ‘алима». (См. “ат-Тахзиб” 6/144).
Что касается Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза, то относительно него имамы высказывались по-разному. Ибн Мадини и ас-Сулеймани считали его слабым рассказчиком, однако Ибн Ма’ин и ан-Насаи считали его достойным доверия. Когда же ‘Абдур-Раззакъа спросили про него, он отозвался о нем с большой похвалой. (См. «аль-Мустадрак» 1/319).
Что касается Хакама ибн Абана, то его считали надежным передатчиком Ахмад, Ибн Ма’ин, Ибн аль-Мадини, Ибн Намир, ан-Насаи, аль-‘Иджли, чего вполне достаточно как довода относительно надежности данного передатчика. (См. «ат-Тахзиб» 2/423).
Что касается ‘Икримы, то на него опирался имам аль-Бухари. А хафиз Ибн Хаджар в “ат-Такъриб” сказал о нем: “Достойный доверия, ученый в области тафсира. Неизвестно, чтобы он лгал от имени Ибн ‘Умара и неизвестно от него нововведений”.
Таким образом, мы видим, что в иснаде данного хадиса нет передатчиков, которые бы обвинялись во лжи или фальсификации.
Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Хамид ибн аш-Шаркъи сказал: “Я слышал, как имам Муслим говорил: «Нет относительно молитвы Тасбих достоверного хадиса, кроме этого»”.
Имам Ибн Шахин передал со слов Абу Бакра сына Абу Дауда, что имам Абу Дауд сказал: “Самый достоверный хадис относительно молитвы Тасбих, это данный хадис от Ибн ‘Аббаса”.
Он также говорил: “Иснад этого хадиса достоверный”.
Хафиз аль-Мунзири сказал: “Этот хадис передается множеством путей, и его (сахих) достоверность подтвердили многие ученые, среди которых хафиз Абу Бакр аль-Аджурри, наш шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахим аль-Мисри и Абуль-Хасан аль-Макъдиси”. (См. “ат-Таргъиб” 1/468).
Сам же хафиз аль-Мунзири сказал, что все передатчики данного хадиса являются рассказчиками, на которых следует опираться. (См. “Мухтасар ас-Сунан” 2/89).
Имам аз-Заркаши в “Ахадису аш-шарх” сказал: “Этот хадис достоверный, а не слабый, не говоря уже о том, чтобы быть ложным”.
Имамы, посчитавшие хадисы о молитве Тасбих достоверными
Имам ад-Даракъутни сказал: “Самое достоверное, что есть о достоинствах чтения Корана – это достоинство суры аль-Ихляс, и самое достоверное, что есть о достоинствах молитвы – это молитва Тасбих”. (См. “аль-Азкар” 158).
Имам аль-Байхакъи говорил: “Передается, что ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак совершал молитву Тасбих, и передают об этой молитве праведники друг от друга, и это усиливает то мнение, что этот хадис от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. (См. «‘Аунуль-ма’буд» 4/124).
Имам ад-Дайлями сказал: “Молитва Тасбих – одна из самых известных молитв, имеющая достоверный иснад!” (См. “Муснад аль-Фирдаус” 2/43).
Имам Абуль-Хасан ас-Синди говорил: “Относительно достоверности хадисов о молитве Тасбих ученые говорили много, и правильным является то, что хадис достоверен и следует воплощать его в жизнь”. (См. “Хашия ‘аля Сунан Ибн Маджах” 1/420).
Среди имамов, подтвердивших достоверность хадиса о молитве тасбих:
Муслим, Абу Дауд, аль-Асбахани, Ибн ‘Абидин, аль-Лякнауи, ас-Синди, ас-Суюты, Абу Муса аль-Мадини, аль-Хатыб аль-Багъдади, аз-Заркаши, Абу Са’д ас-Сам’ани, ас-Субки, аль-‘Аляи, аль-Балькъини, ас-Сарахси, Ибн Хаджар, аз-Забиди, Ибн Мандах, ад-Даракъутни, аль-Хаким, аль-Аджурри, Ибн ас-Сакан, аль-Мунзири, Ибн Насыруддин, Ибн Тулюн, Мухаммад и ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури идр.
(См. “ат-Тарджих” 42. “ан-Накъду ас-сахих” 30, “ат-Тальхис” 2/7, “Джами’уль-усуль” 6/254, «‘Аунуль-Ма’буд» 4/124, “ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих” 64-70).
Многие имамы, как из числа предшествующих, так и современных, посвятили теме молитвы Тасбих отдельные труды, в которых они тщательно разбирали достоверность этой молитвы.
Среди этих трудов можно выделить:
«Тасхих саляти-ттасбих» имама аль-Асбахани; «Саляту-ттасбих» имама Абу Са’да ас-Сам’ани; «Тасхих саляти-ттасбих» Абу Мусы аль-Мадини; «ат-Тарших ли саляти-ттасбих» Таджуддина ас-Субки; «ат-Тарджих ли хадис саляти-ттасбих» хафиза Ибн Насыруддина ад-Димашкъи; «ат-Тасхих ли саляти-ттасбих» имама ас-Суюты; а также «ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих» Джасима ад-Дусари.
Муфтий Ибрахим Десаи аль-Ханафи подробно описывает два способа совершения:
«Салят ат-тасбих – это четырехракаатный желательный намаз, в котором человек читает следующий тасбих 75 раз в каждом ракаате, то есть всего 300 тасбихов за четыре ракаата:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ
«СубханАллахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбар»
Дальше, говоря «тасбих», мы будем иметь в виду этот тасбих.
Есть два способа совершения намаза ат-тасбих. Можно выбрать любой из них.
فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
Первый способ
1) Совершить намерение на четыре ракаата желательного (нафль) намаза и начать, как обычно, с произнесения «сана» (дуа вступления в намаз):
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالي جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
2) Прочитать тасбих 15 раз.
3) Продолжить намаз, как обычно, произнесением та’аввуза (أعوذ بالله من الشيطان الرجيم), тасмия (بسم الله الرحمن الرحيم), суры «Аль-Фатиха» и затем любой другой суры.
4) Прочитать тасбих 10 раз.
5) Перейти к поясному поклону (руку’) и прочитать в нем обычный тасбихат для руку’.
6) Прочитать тасбих 10 раз.
7) Произнести тасми’ (سمع الله لمن حمده), выпрямиться и произнести тахмид (ربنا لك الحمد), как в обычном намазе.
8) Прочитать тасбих 10 раз.
9) Совершить земной поклон (саджда). Прочитать в саджда обычный тасбихат для земного поклона.
10) Прочитать тасбих 10 раз.
11) Сесть, как обычно (джальса).
12) Прочитать 10 раз тасбих в сидячем положении.
13) Совершить второй земной поклон. Прочитать обычный тасбихат для земного поклона.
14) Прочитать тасбих 10 раз.
15) Повторить то же самое в следующих трех ракаатах. Однако, в отличие от первого ракаата, последующие три будут начинаться с 15-ти тасбихов вместо сана, та’аввуза и тасмия.
سنن ابي داود، باب صلاة التسبيح فتاوي محمودية، ج ٧، ص ٢٥٠، دار الإفتاء جامعة فاروقية فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني
Второй способ
Второй способ совершения намаза ат-тасбих похож на первый, но с некоторыми отличиями:
1) НЕ ЧИТАЙТЕ тасбих в начале каждого ракаата. Читайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ чтения суры «Аль-Фатиха» и еще одной суры.
2) В конце каждого ракаата (после второго земного поклона) примите обычное сидячее положение (джальса) и прочитайте тасбих 10 раз. В конце первого и третьего ракаата, прежде чем встать на следующий ракаат, произнесите такбир («Аллаху Акбар») один раз, чтобы перейти из суджда в сидячее положение, то есть нет нужды повторять такбир снова, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.
3) Сидя в конце второго и четвертого ракаата, читайте тасбих перед ташаххудом (ат-тахият)».
فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٥، دار الإشاعت
Далее шейх указывает на несколько важных примечаний:
1) Лучше сложить руки вместе, когда стоишь после руку’.
احسن الفتاوي، ج ٣، ص ٤٩١، ايج ايم سعيد كمبني
2) Если забыл прочитать тасбих или прочитал не столько раз, сколько нужно, можно восполнить пропущенные тасбихи перед тасбихами следующего ракаата.
فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤
3) Не считайте тасбихи вслух – считайте их, слегка нажимая на подушечки пальцев и отпуская.
فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت وَفِي الْقُنْيَةِ : لَا يَعُدُّ التَّسْبِيحَاتِ بِالْأَصَابِعِ إنْ قَدَرَ أَنْ يَحْفَظَ بِالْقَلْبِ وَإِلَّا يَغْمِزُ الْأَصَابِعَ . رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٢، ايج ايم سعيد كمبني
4) Можно читать не сокращенный вариант тасбиха (который мы привели выше), а тасбих полностью:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛлях»
5) После суры «Аль-Фатиха» можно читать любые суры, однако передается, что читают следующие суры: сура «Ат-Такасур» в первом ракаате, сура «Аль-‘Аср» во втором, сура «Аль-Кафирун» в третьем и сура «Аль-Ихляс» в четвертом».
Как видно, большинство имамов, как первых, так и последующих поколений после тщательного изучения хадисов о молитве Тасбих пришли к выводу, что хадисы об этой молитве имеют достоверную основу, и что на них следует опираться и воплощать в жизнь. Тем более, что этот намаз прописан в книгах по фикху всех четырёх мазхабов, что для нас более чем достаточно.
А Аллах знает лучше.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи