
Введение
I. Усуль аль-Фикх (اصول الفقه)
Основы теории и методологии фикха
А. Определение
Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (فروع الفقه) – разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).
а) Усуль
Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат (Mират, стр. 18; Фаватих, 1/8; Буюк Хайдар Эфенди, стр. 8). Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный — راجح), кâ’ида (правило — قاعدة), мустасхаб (привлеченный — مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство — دليل).
б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего (Ан-Ниса, 78; Худ, 91). В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат — عبادة), поведение (му’âмалат – معاملات) и наказание (’укубâт — عقوبات), исходя из их подробных доказательств». (Мират, стр. 15-16)
Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”. (Бильмен, 1/14)
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения «доводы фикха», «доказательства, относящиеся к фикху», «корни фикха», «корни права». (Буюк Хайдар Эфенди, стр. 9)
г) Определение термина Усуль аль-Фикх
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх — это учение (‘Ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение (истинбâт — استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх — это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль). (Мират, стр. 11, 14)
Таким образом, это учение (‘Ильм) открывает нам совокупность правил (кауа’ид) [здесь следует отметить несколько правил: «наличие признака дозволения в форме предписания выражает дозволение», «частное слово выражает категорическую норму», «уклончивая частность выражает норму, основанную на предположении» — Мират, стр. 20], при помощи которых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим понять, изучить. (Фаватих, стр. 1, 9)
Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспруденции (علم الاصول) это неизвестное называется «искомое знание». Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте: “И соблюдайте молитву…” (Аль-Бакара, 43). В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте: «И соблюдайте молитву…»
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию…” (Аль-Исра, 32). В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассуждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию…”
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом — является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).
Б. Предмет Усуль аль-Фикх
Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:
1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).
2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.
3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.
4. Шариатские нормы и шариатские доводы. (Мират, стр. 87; Хадими, стр. 3; Сава Паша, 2/45; Шакируль ханбали, стр. 3)
Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх представляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более подробно.
В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘Ильм Усуль аль-Фикх. Они рассматривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необходимости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий,
подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, предпочтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, традиция), садд аз-зарâйи’ (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвычайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’ (смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата).
В ‘Ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘Ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божественная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘Ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), выражения как хасс (частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), маджâз (метафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).
Как явствует из вышеизложенного, ‘Ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворчества (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘Ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексикографию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх). (Сайд Бей, 1/87; Шакируль ханбали, стр. 38-40)
В. Цель и значение Усуль аль-Фикх
а) Цель
Целью ‘Ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных ‘Ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира (толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины шариатских норм.
б) Значение
‘Ильм Усуль аль-Фикх — это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:
1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.
2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабатывают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра’й (мнение, суждение) или иджтихâда (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) и иджтихâда, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.
3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (иджтихâд) муджтахидов.
4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри’), предусмотренных Аллахом при установлении религиозных норм.
5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны. (Сайд Бей 1/85; Худари, стр. 16-17; Бильмен, 1/40; Шакируль ханбали, стр. 36-37)
Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кауа’ид аль-Фикхийя
а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх
Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (факихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.
Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх — это учение (‘Ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения — хурмат (запрет).
б) различие между аль-Кауа’ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх
Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-Кауа’ид аль-Фикхийя), соединяющими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать: “Общие принципы и нормы фикха”.
‘Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.
Правила же фикха (аль-кауа’ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.
Автор: Шейх Фахреддин Атар аль-Ханафи
Из книги: «Основы теории и методологии фикха»