Коран о нарушителях субботы
В главах Корана «Корова», «Женщины», «Трапеза» и «Преграды» Аллах упоминает нарушителей субботы. Им посвящено восемь аятов:
№ гл. | Название | Аяты | Количество аятов |
2 | Корова | 65–66 | 2 |
4 | Женщины | 47 | 1 |
5 | Трапеза | 60 | 1 |
7 | Преграды | 163–166 | 4 |
Суббота и ее статус
Религию Аллаха, которую проповедовал пророк Ибрахим (мир ему), называли чистой верой («ханифия»). Впоследствии она продолжила свое распространение среди двух народностей: рода Исмаила и рода Исхака (потомков двух сыновей Ибрахима). В результате религия Ибрахима (мир ему) распространилась в самых различных странах.
Род Исраила (потомки Исраила, мир ему, сына Исхака, мир ему), также именуемый еврейский народом, нередко вступал в споры со своими пророками и не соглашался с ними по тем или иным моментам. Такое поведение приводило к весьма суровым запретам Аллаха в отношении евреев. Например, они хотели отличаться от общины Ибрахима (мир ему). Пророк Ибрахим (мир ему) установил днем богослужения пятницу, но евреи времен Мусы (мир ему) требовали, чтобы был назначен иной день – суббота.
Пророк Муса (мир ему), как мог, пытался отговорить людей от этого. Он советовал им отказаться от своего требования, ведь этот яркий символ общины Ибрахима (мир ему) получил одобрение Всевышнего, и теперь евреи рискуют лишиться данного блага. Но народ упрямо настаивал на своем, и тогда Аллах сообщил Мусе (мир ему), что их желание удовлетворено, суббота становится днем богослужения, но при этом благ пятницы они теперь лишаются. Аллах также сообщил, что, раз они выбрали субботу, им нужно соблюдать соответствующие запреты: в этот день им нельзя заниматься куплей-продажей, работать, охотиться. День должен быть посвящен лишь богослужениям.
Коран вкратце рассказывает об упрямстве евреев времен Мусы (мир ему) в отношении установлении субботы в качестве дня богослужения:
إِنَّمَا جُعِلَ السَّبْتُ عَلَى الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِيهِ ۚوَإِنَّرَبَّكَلَيَحْكُمُبَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ
«Суббота была предписана лишь тем, кто впал в разногласия по этому поводу. В День воскрешения твой Господь рассудит между ними о том, в чем они расходились во мнениях». (Коран, 16:124)
Муса (мир ему) получил от евреев клятвенное заверение, что они будут чтить статус нового дня богослужения, и в течение него будут лишь поклоняться Аллаху, не занимаясь ничем из того, что в этот день стало для них запретным.
وَقُلْنَا لَهُمْ لَا تَعْدُوا فِي السَّبْتِ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا
– Не нарушайте субботы! – сказали Мы им и заключили с ними суровый завет. (Коран, 4:154)
Бухари со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) приводил следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
«Мы, прибывшие в этот мир последними, окажемся на том свете впереди других, особенно впереди общин, непосредственно предшествовавших нам. Еще до нас для рода Исраила была установлена пятница, но они разошлись во мнениях в ее отношении, в то время как Аллах наставил нас на принятие этого дня. Поэтому они остались позади нас и в этом мире, ведь днем богослужения у последователей Мусы (мир ему) был следующий за пятницей день, а у последователей Исы (мир ему) – еще на один день дальше». (Шах Валиулла разъяснял данный хадис так: Аллах предложил людям самим выбрать один день недели для богослужения, и лишь мы выбрали пятницу)
Как сообщали Абу Хурейра и Хузейфа (да будет доволен ими Аллах), пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
«Аллах лишил пятницы тех, кто предшествовал нам. Суббота была назначена последователям Мусы (мир ему), а воскресенье – последователям Исы (мир ему). Затем Аллах ввел в этот мир нашу общину и наставил нас на принятие пятницы. Получилось, что пятница, а также следующие за ней суббота и воскресенье стали тремя различными днями для трех общин разных эпох, и так же в День воскрешения общины прошлого последуют за нами. Мы, пришедшие в этот мир последними, возглавим остальных в День воскрешения…» (Муслим)
О статусе субботы в кодексе Мусы (мир ему) для рода Исраила говорят следующие слова из Торы: «И сказал Господь Моисею, говоря:
– Скажи сынам Израилевым так: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу…» (Библия (Тора). – Исход, 31:12–16)
Подробности случая нарушения субботы
Некоторое время еврейский народ чтил статус избранного ими дня и выполнял данную Аллаху клятву. Но постепенно покорность сменилась непослушанием. Веления Аллаха, переданные через пророка Мусу (мир ему), перестали соблюдаться. Поначалу лишь отдельные люди проявляли такую непокорность, но вскоре она охватило почти все общество. Без страха и сожаления люди не только перестали соблюдать законы Аллаха, но еще и находили себе оправдания и даже гордились этим. И вот тогда наказания Аллаха поразила их, унизив и истребив.
Случай с нарушением субботы произошел много времени спустя после смерти пророка Мусы (мир ему). Часть евреев поселилась у берега Красного моря, и, естественно, морепродукты стали для них основной пищей. Рыболовство, купля-продажа рыбы были главными их занятиями в течение шести дней в неделю. Субботу они посвящали исключительно богослужениям. Так получалось, что в течение шести дней рыба скрывалась от них, ее трудно было достать, зато в субботу она плавала прямо у поверхности. Так Аллах испытывал веру народа. Испытание усиливалось: рыбу ловить становилось все труднее, а в субботу она плескалась у всех на виду, словно дразня людей. До субботы казалось, что рыбы не осталось во всем Красном море, но неожиданно именно в субботу появлялись огромные косяки рыб, которые можно было поймать чуть ли не голыми руками.
Какое-то время люди держались, но потом терпение им изменило. Некоторые из них придумывали хитроумные уловки, чтобы внешне казалось, будто они чтут святость субботы, а на самом деле они вылавливали огромное количество рыбы.
Так, часть людей в пятницу вечером выкапывали на краешке моря ямы, а затем и траншеи, ведущие к ним. В субботу утром при появлении рыбы путь к ямам был открыт, и рыба попадала в них. В воскресенье утром рыбу из ям вылавливали. Были также те, кто закидывал сети в пятницу, а вынимал в воскресенье.
Все они были довольны своей хитростью. Когда их праведные соплеменники укоряли их, напоминали, что Аллах запретил лов рыбы в субботу, те отвечали, что рыбу они ловят не в субботу, а в воскресенье, и даже возмущались претензиям в свой адрес. В душе они понимали свою ошибку, но упрямство заставляло их давать иной ответ, и они надеялись, что их уловки одобрены Аллахом.
Нашлись люди, которые, видя это, пытались образумить преступников и запретить им подобные действия. Это была немногочисленная группа людей, которая повелевала добро и запрещала зло. Но преступники упрямо продолжали свои действия. Видя тщетность своих стараний, проповедники добра разделились на две группы:
1) Одни считали, что все попытки бесполезны, грешить люди не перестанут, ведь они даже не считают свои поступки грехом. Если б грешники хотя бы понимали, что их дела дурны, то была бы хоть какая-то надежда на раскаяние и исправление, а тут никакой надежды нет: преступники, прикрываясь выдуманными ими лазейками в религии, считают свои действия оправданными. Поэтому данная группа проповедников считала, что их соплеменники обречены на гибель, и нет никакого смысла продолжать увещевания.
2) Другие полагали необходимым продолжить свои попытки, чтобы в Судный День сказать Аллаху: мы старались запретить им эти грехи, но они не послушались. Поэтому данная группа проповедников продолжила увещевания и сохраняла надежду на исправление грешников.
Преступники упорно и нагло продолжали делать то же самое, пренебрегая статусом субботы. И вскоре время милости закончилось. В силу вступил закон воздания, и Аллах приказал:
– Вы исказили Мои веления, и Я воздам вам за это, исказив ваши лица, чтобы другим был урок.
Стоило Аллаху сказать: «Будь», – и лица преступников преобразовались в обезьяньи морды и свиные рыла. Они были унижены и лишились человеческого благородства.
Корановеды говорят, что, когда вторая группа проповедников не смогла добиться своих целей, она разорвала все отношения с гордецами и объявила им тотальный бойкот: перестали с ними торговать, иметь какие бы то ни было дела и впускать к себе в дом. Поэтому, когда Божья кара поразила преступников, эти проповедники даже и не знали об этом. Лишь спустя немало времени они заметили, что город затих, и заподозрили неладное.
Решив узнать, в чем дело, они увидели, что люди превратились в обезьян и свиней.Завидев проповедников, грешники показывали всю горечь своего положения. Проповедники напомнили им, что они их предупреждали. Грешники в облике животных кивали головами, и слезы текли у них из глаз. Их положение было действительно очень горьким.
Коран рассказывает:
وَلَقَدْ عَلِمْتُمُ الَّذِينَ اعْتَدَوْا مِنكُمْ فِي السَّبْتِ فَقُلْنَا لَهُمْ كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ ﴿٦٥﴾ فَجَعَلْنَاهَا نَكَالًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهَا وَمَا خَلْفَهَا وَمَوْعِظَةً لِّلْمُتَّقِينَ
«Вы знали тех из вас, что нарушили субботу.
– Будьте презренными обезьянами! – сказали Мы им.
Мы сделали это предупреждением для тех, кто между ними и за ними, а также назиданием для богобоязненных. (Коран, 2:65-66)
وَاسْأَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعًا وَيَوْمَ لَا يَسْبِتُونَ ۙلَاتَأْتِيهِمْۚكَذَٰلِكَنَبْلُوهُمبِمَاكَانُوايَفْسُقُونَ ﴿١٦٣﴾ وَإِذْ قَالَتْ أُمَّةٌ مِّنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا اللَّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَابًا شَدِيدًا قَالُوا مَعْذِرَةً إِلَى رَبِّكُمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ ﴿١٦٤﴾ فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ أَنجَيْنَا الَّذِينَ يَنْهَوْنَ عَنِ السُّوءِ وَأَخَذْنَا الَّذِينَ ظَلَمُوا بِعَذَابٍ بَئِيسٍ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ ﴿١٦٥﴾ فَلَمَّا عَتَوْا عَن مَّا نُهُوا عَنْهُ قُلْنَا لَهُمْ كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ
«Спроси их о селении у моря, как они нарушили субботу, когда рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не посещали их в иные дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они преступали. Вот некоторые из них сказали:
– Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или сурово накажет?
– Чтобы иметь оправдание перед вашим Господом, и, быть может, они устрашатся.
Когда они забыли о том, что им напоминали, Мы спасли тех, кто запрещал творить зло, и сурово наказали злодеев за то, что они преступно поступали. Когда они надменно упорствовали в том, что им было запрещено, Мы сказали им:
– Будьте презренными обезьянами!» (Коран, 7:163–166)
قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذَلِكَ مَثُوبَةً عِندَ اللَّهِ مَن لَّعَنَهُ اللَّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ وَجَعَلَ مِنْهُمُ الْقِرَدَةَ وَالْخَنَازِيرَ وَعَبَدَ الطَّاغُوتَ أُولَئِكَ شَرٌّ مَّكَانًا وَأَضَلُّ عَن سَوَاءِ السَّبِيلِ
«Скажи: – Не сообщить ли вам о тех, чье воздаяние от Аллаха еще хуже? Это те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневан, кого Он превратил в обезьян и свиней, и кто поклонялся лжебогам. Их положение еще хуже, они еще дальше от прямого пути». (Коран, 5:60)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ آمِنُوا بِمَا نَزَّلْنَا مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَكُم مِّن قَبْلِ أَن نَّطْمِسَ وُجُوهًا فَنَرُدَّهَا عَلَىٰ أَدْبَارِهَا أَوْ نَلْعَنَهُمْ كَمَا لَعَنَّا أَصْحَابَ السَّبْتِ ۚوَكَانَأَمْرُاللَّـهِمَفْعُولًا
«Обладатели Писания! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение имеющегося у вас, пока Мы не стерли ваши лица и не повернули их назад, пока Мы не прокляли вас, как прокляли нарушителей субботы. Веление Аллаха непременно исполняется!» (Коран, 4:47)
Место происшествия
В отношении места данного происшествия в Коране сообщается лишь, что это случилось на берегу моря:
الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ
«… селении у моря …» (Коран, 7:163)
Корановеды выдвигали разные версии: Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), как сообщается, считал, что это произошло в Мадьяне, а Ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) полагал, что это случилось в селении Матна, находившемся между Мадьяном и Айнуной. (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Глава «Преграды»; Ибн Касир. «Начало и конец». – Том 2)
Икрима, Муджахид, Катада, Судди Старший и даже, согласно одной из версий, Ибн Аббас считали, что это произошло в селении Айла у берега Красного моря. Арабские географы говорили, что, если ехать в Египет, это место будет сбоку от горы Синай у морского побережья. Можно также сказать, что это место попадется на пути, если ехать из Египта в Мекку.
Лишь последняя из приведенных версий считается основательной. (Ибн Касир. «Комментарий к Корану» и «Начало и конец»; Ибн Хаджар. «Торжество Творца». – Том 6)
Время происшествия
Абдуль-Кадир Дехлеви и некоторые другие корановеды, принявшие его мнение, полагают, что этот случай произошел во времена пророка Дауда (мир ему). Но из того, как об этом случае пишут такие великие теологи, как Ибн Джарир, Ибн Кясир, Абу Хаян и Рази, а также из того, как об этом событии рассказывает сам Коран, можно сделать вывод о неубедительности данной версии.
Коран сообщил нам, что среди жителей селения было три группы, одна из которых пыталась исправить преступников. Не в стиле Корана отказываться от упоминания Божьего посланника, когда его народ из-за своих злодеяний карается Аллахом вплоть до искажения внешности людей. Коран бы упомянул о том, что произошло между этими людьми и Божьим посланником. К тому же мнение Абдуль-Кадира Дехлеви не находит подтверждения в свидетельствах теологов и историков прошлого. Никто из известных корановедов, имена которых мы ранее перечисляли, не называл Дауда (мир ему) современником нарушителей субботы. Поэтому мы не можем понять, каким образом Абдуль-Кадир Дехлеви пришел к такому выводу. Быть может, он посчитал основой своей версии следующий аят:
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ۚذَٰلِكَبِمَاعَصَواوَّكَانُوايَعْتَدُونَ
«Неверующие потомки Исраила были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушивались и выходили за рамки дозволенного». (Коран, 5:78)
Но такая трактовка ошибочна, ведь здесь говорится о всех неверующих потомках Исраила, а не только о нарушителях субботы. В комментарии к данному аяту Ибн Касир писал:
«Всевышний сообщает, что неверующие из числа евреев были прокляты в Забуре и Инджиле через Дауда и Ису (мир им). Неверующие евреи заслужили это своей непокорностью Аллаху и притеснением творений Аллаха. И в этом – урок для других людей. Как сообщал Ауфи, Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), разъясняя данный аят, говорил, что неверующие из числа евреев были прокляты в Торе, Инджиле, Забуре и Коране». (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
Иными словами, из того, как Коран описывает случай, и из того, как разъясняют событие корановеды прошлого, следует, что оно произошло в период между эрой Мусы (мир ему) и эпохой Дауда (мир ему), когда в селении Айла не было пророка. В его отсутствие обязанность призывать к добру и запрещать зло ложится на плечи теологов, поэтому Коран упомянул именно их, а не пророка.
Разъяснение аятов о нарушителях субботы
1) Во второй главе Корана говорится:
فَجَعَلْنَاهَا نَكَالًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهَا وَمَا خَلْفَهَا وَمَوْعِظَةً لِّلْمُتَّقِينَ
«Мы сделали это предупреждением для тех, кто между ними и за ними …» (Коран, 2:66)
Что означают слова «тех, кто между ними и за ними»? Лучшее разъяснение дал Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах): имелись в виду селения вокруг Айлы. Того же мнения был Сагид ибн Джубейр (да будет доволен им Аллах).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Урок был дан селениям вокруг Айлы». (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
Сагид ибн Джубейр (да будет доволен им Аллах) вторил ему: «Это был урок для современников нарушителей субботы». (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
2) В главе Корана «Преграды» сообщается:
كَذَٰلِكَنَبْلُوهُمبِمَاكَانُوايَفْسُقُونَ
«Так Мы подвергли их испытанию за то, что они преступали». (Коран, 7:163)
Сначала евреи потребовали, чтобы пятницу им заменили на субботу. Затеяв спор с Мусой (мир ему), они вынудили его принять их требование. Их желание было удовлетворено Аллахом, но они были подвергнуты испытанию в отношении ловли рыбы в этот день.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) давал схожее разъяснение: «Сначала роду Исраила, как и нам, днем богослужения была назначена пятница. Но евреи возражали против этого, отказывались чтить повеление о пятнице, и в результате день был сменен на субботу, но при этом Аллах подверг их испытанию». (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
3) В той же главе Корана говорится:
وَأَخَذْنَا الَّذِينَ ظَلَمُوا بِعَذَابٍ بَئِيسٍ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ
«…и сурово наказали злодеев за то, что они преступно поступали». (Коран, 7:165)
Какое наказание имеется в виду? Здесь возможны две интерпретации. Первая заключается в том, что наказанием было превращение в обезьян:
كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ
– Будьте презренными обезьянами! (Коран, 7:166)
Согласно второй версии, это было предупреждение, предшествовавшее наказание Аллаха. То есть людям была дана еще одна возможность одуматься, чтобы они поняли: их поведение не угодно Аллаху, они нарушают Его веления. Но предупреждение не отрезвило их. В результате на них обрушилась наказания Аллаха: лица превратились в обезьяньи морды и свиные рыла.
Большинство корановедов склоняются к первой версии.
4) В главе Корана «Трапеза» сообщается:
وَجَعَلَمِنْهُمُالْقِرَدَةَوَالْخَنَازِيرَ
– … кого Он превратил в обезьян и свиней … (Коран, 5:60)
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что молодые были превращены в обезьян, а старики – в свиней. (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
Суть превращения в обезьян и свиней
В Коране мы видели следующие слова:
– Будьте презренными обезьянами! (Коран, 7:166)
– … кого Он превратил в обезьян и свиней… (Коран, 5:60)
Что именно они означают? Большинство корановедов полагало, что имелось в виду изменение внешности. Но известный последователь сподвижников Муджахид говорил, что лишь сердца людей стали подобны указанным животным, внешность же их не изменилась:
– Изменились их сердца, – сообщал Муджахид. – Внешность обезьяньей не стала. Это метафора. В Коране мы встречаем и другие подобные метафоры, например: «подобны ослу, который везет на себе много книг». (Коран, 62:5)
Хотя данное утверждение верно приписывается Муджахиду, но оно уникально в своем роде, вызывает удивление и противоречит словам Корана. (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». – Том 1)
Версия Муджахида не только противоречит мнению подавляющего большинства теологов, но и не соответствует явному смыслу аятов. Так, в главе Корана «Корова» говорится, что наказание дано в качестве урока окружающим:
فَجَعَلْنَاهَا نَكَالًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهَا وَمَا خَلْفَهَا
«Мы сделали это предупреждением для тех, кто между ними и за ними…» (Коран, 2:65–66)
Если б внешность осталась у людей прежней, не было бы смысла говорить об уроке для окружающих. Изменение сердца повлекло бы за собой лишь невозможность принять руководство от Аллаха, и люди даже не заметили бы случившегося, ведь это не то изменение, которое сразу бросается в глаза, – лишь со временем приходит понимание того, что не все с человеком ладно. К тому же с отказом людей от руководства Аллаха сталкивался каждый посланник. Такое поведение не является столь уникальным событием, чтобы быть единственным следствием суровых слов Аллаха:
كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ
– Будьте презренными обезьянами! (Коран, 7:166)
К тому же, если б изменение касалось лишь сердца, достаточно было сказать: «Будьте обезьянами». Слово «презренными» показывает, что изменились не только повадки, но и внешность. Люди были обращены в обезьян, чтобы другие почувствовали отвращение.
Ошибочным является и сравнение Муджахидом слов о превращении в обезьян с метафорой Корана об осле:
كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا
«… подобны ослу, который везет на себе много книг». (Коран, 62:5)
В приведенном аяте с ослом сравнивается теолог, который не применяет свои знания на практике. Вообще, когда в Коране приводится метафора, используется слово مثل (пример, притча, подобие). Мы видим это слово не только в аяте об осле, но и, например, в следующих отрывках Корана:
مَثَلُهُمْ كَمَثَلِ الَّذِي اسْتَوْقَدَ نَارًا
«Они подобны тому, кто разжег огонь». (Коран, 2:17)
مَثَلًا مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا
«… притчи о комаре или о том, что над ним». (Коран, 2:26)
Когда же слово مثل не используется, метафора видна по самому стилю Корана – сразу становится ясно, что это именно метафора:
خَتَمَ اللَّـهُ عَلَىٰ قُلُوبِهِمْ وَعَلَىٰ سَمْعِهِمْ ۖوَعَلَىٰأَبْصَارِهِمْغِشَاوَةٌ
«Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало». (Коран, 2:7)
В последнем приведенном аяте рассказывается о человеке, кто видит руководство Аллаха, но отводит от него глаза, отказываясь следовать ему. Он слышит его собственными ушами, но не желает прислушиваться. Получается, что глаза и уши есть, но они словно запечатаны Аллахом. Понятно, что это метафора – у язычников Мекки времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было на глазах покрывал, а на ушах не было видимых печатей. То есть аят показывает: если человек, несмотря на свой разум, отказывается понимать, и, имея глаза и уши, отказывается видеть и слышать, тогда Аллах «запечатывает» слух и зрение. Такова кара за отказ от их использования по назначению. Эти чувства были даны человеку для принятия истины, а не для отказа от нее.
В словах «Будьте обезьянами» нет ни слова مثل, ни явного метафоричного смысла. А добавление слова «презренными» делает еще более понятным, что слова употреблены в самом прямом смысле.
Стоит также отметить, что, если б речь шла о метафоре, достаточно было бы упоминания лишь одного, наихудшего из двух животных (обезьяны или свиньи). Но в главе Корана «Трапеза» упоминаются оба данных животных:
وَجَعَلَمِنْهُمُالْقِرَدَةَوَالْخَنَازِيرَ
– … кого Он превратил в обезьян и свиней … (Коран, 5:60)
Поэтому такие теологи, как Ибн Касир, Ибн Джарир, Ибн Хаян, Рази и Алуси, отвергли мнение Муджахида как противоречащее стилю Корана. Данные специалисты, как и подавляющее большинство корановедов, полагали, что имеется в виду изменение внешнего облика.
Ибн Касир, приведя слова Ибн Аббаса, Катады, Раби ибн Анаса и др., делал следующее заключение: «Целью цитирования интерпретации данных теологов является демонстрация того факта, что все они единогласно не признавали версию Муджахида, согласно которой слова о превращении в обезьян носят лишь переносный смысл. Нет, эти слова верны и в буквальном, и в переносном смысле».
Выше представлено рассмотрение вопроса о превращении в обезьян с теоретической точки зрения. Обратимся теперь к здравому смыслу. Возможно ли такое превращение в принципе? Этот вопрос волновал исследователей с незапамятных времен. Современные биологи основывают теорию эволюции на возможности преобразования одной формы жизни в другую в долгосрочном периоде. Если они полагают, что обезьяны могут превратиться в людей, то разве имеют они тогда право отрицать возможность обратного процесса, который носит даже более легкий характер, ведь обезьяна имеет куда более низкий уровень развития, чем человек?
Преобразование одного вещества в нечто иное носит отнюдь не только теоретический, но и самый реальный, ежедневно наблюдаемый характер. В течение целых тысячелетий люди изумляются тому, каким преобразованиям в весьма короткий срок подвергается сперма при контакте с яйцеклеткой. Данное в Коране детальное описание этих преобразований озадачивало корановедов из-за недостатка их познаний, и они лишь вкратце комментировали его. И лишь последние научные исследования позволили понять фантастическую точность коранического описания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), не умевший ни читать, ни писать, передал информацию, к которой наука пришла лишь многие века спустя.
ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ
«Далее Мы преобразовали каплю спермы в сгусток, потом сотворили из сгустка комок плода, затем создали из этого комочка кости и далее облекли кости мясом. Потом Мы преобразовали его в иное творение». (Коран, 23:14)
Новые исследования показали, что прежние научные воззрения были ошибочными, и верным оказалось описание Корана.
Если говорить вкратце, в Коране сообщается, что частичка спермы превращается в сгусток, затем в кусок плоти, и далее низшее вещество постепенно превращается в нечто совершенно иное.
Изменения происходят всего за месяц, и человеческий эмбрион похож на зародыш растений, рыб, млекопитающих и других животных. На последних стадиях он уже напоминает эмбрионы горилл и шимпанзе. В следующий месяц в эмбрионе происходит революционное изменение: то, что было похоже на зародыши высших форм животных, теперь напоминает человека, происходит образование человеческого плода:
ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ
«Потом Мы вырастили его в другом творении». (Коран, 23:14)
Плод, прошедший все эти преобразования, словно свидетельствует:
فَتَبَارَكَ اللَّـهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
«Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Коран, 23:14)
В последующие семь месяцев плод преобразуется в младенца, который и появляется из утробы матери.
В некоторых случаях доносятся вести о рождении младенцев в искаженной форме с наличием животных черт. Такое изредка случается в качестве урока для человечества, которому следует быть благодарным Аллаху за свой человеческий облик, за то, что Творец дал людям разум и возвысил над остальными творениями. Рождение младенцев в искаженной форме также дает человеку понять, как эмбрион преобразуется в полноценного человека.
Каждый день в материнских утробах тысячи эмбрионов проходят различные стадии своего развития. Это подтвержденный, всем очевидный факт. Если такое преобразование возможно, то нет никаких научных оснований считать невозможным обратный процесс, когда более высокая форма жизни преобразуется в низшую.
Иными словами, преобразование само по себе не противоречит логике. Но нас интересует другой вопрос: имело ли место превращение нарушителей субботы в обезьян и свиней? И ответ здесь дается не на основе логических предположений, а на базе исторических свидетельств. Абсолютная вера в Коран подсказывает нам, что такое преобразование действительно было. К тому же практически все корановеды прошлого говорили в пользу этого. И мы не имеем права отвергать факт того или иного события только из-за того, что в нынешнее время мы не видим подобных примеров.
Известный медик Закария Рази, говоря о проказе, описывал ее худшую форму, когда ядовитые вещества попадают в кровь, в результате чего человек обезображивается и начинает напоминать обезьяну. Болезнь, перешедшая в данную стадию, лечению не поддается. Закария Рази писал, что подобное было отмечалось еще древнегреческими врачами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушители субботы были наказаны Аллахом таким способом. Изменились их сердца, что лишило их человеческих черт, и худшая форма проказы обезобразила их тела. Вероятно, по этой причине эти люди, как сообщают нам хадисы, не прожили более трех дней после этого. (Ахмад). Наказания Аллаха поразила их изнутри и внешне, и они не могли долго жить.
Диалог Ибн Аббаса и Икримы
Икрима, ученик Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), вспоминал одну из встреч со своим учителем:
«Я отправился к нему и увидел, что он, держа на коленях Коран, погрузился в размышления и рыдает. Некоторое время я не тревожил его. Но, увидев, что он так и сидит в этом положении, я подошел и поприветствовал его.
– Да буду я выкупом за вас! – сказал я. – Почему вы так плачете?
– Эти страницы заставляют меня рыдать.
Я увидел, что Коран открыт на главе «Преграды». Он спросил меня, знаю ли я о селении Айла. Я ответил утвердительно, и он тогда пояснил:
– Там жили евреи. В субботу к ним приплывали рыбы, но в другие дни они уходили глубоко в воду. Едва можно было выловить одну-две рыбины. Так продолжалось некоторое время. Наконец, дьявол искусил их и сообщил некоторым из них, что субботний запрет касается лишь поедания рыбы, а не ее ловли. Тогда они стали вылавливать рыбу в субботу, а есть ее в другие дни. (Ибн Касир. «Комментарий к Корану». Похоже, здесь описана одна из их уловок)
Когда такое действие распространилось среди народа, праведники стали отговаривать людей от этого: нельзя ни есть, ни ловить рыбу по субботам. Они предупредили, что, если те не прекратят, их ждет наказание Аллаха. Но те не прислушались к совету, и тогда некоторые праведники на следующей неделе ушли и поселились на некотором отдалении от них. Другие праведные люди согласились, что народ совершает ошибку, но не стали переселяться и разрывать отношения с преступниками. Когда ушедшие праведники предупреждали преступников о наказании Аллаха, те праведники, что остались жить, говорили им:
لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا ۙاللَّـهُمُهْلِكُهُمْأَوْمُعَذِّبُهُمْ
– Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или сурово накажет? (Коран, 7:164)
А те отвечали им:
مَعْذِرَةًإِلَىٰرَبِّكُمْوَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ
– Чтобы иметь оправдание перед вашим Господом, и, быть может, они устрашатся. (Коран, 7:163–166)
Наконец, праведники предупредили людей, что настало время изменить свое поведение, иначе уже завтра их ждет наказание.
Далее Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, каковой была кара для преступников, и сказал, что Аллах продемонстрировал нам участь двух групп: самих преступников и праведников, увещевавших свой народ и даже отделившихся от него. Первые были наказаны искажением лиц и гибелью, а вторых вред не затронул. Однако Аллах ничего не сказал о том, что случилось с третьей группой – праведниками, которые не отделились от народа и перестали увещевать его. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что у него есть определенное предчувствие в их отношении, но он боится высказать его вслух (хотя они и не участвовали в преступлении, но их отказ от увещеваний мог привести к тому, что они тоже подверглись наказанию).
Тогда я сказал ему, что не стоит тревожиться, ведь, согласно Корану, они сами говорили группе проповедников:
– Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит…? (Коран, 7:164)
То есть они сами не будут наказаны, и Коран очень ясно говорит об этом. Кроме того, им категорически не нравилось поведение преступников, и они четко говорили об этом, а значит не заслуживают наказания.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) очень обрадовался моему объяснению и похвалил меня за него.
Участь наказанных
Обезображенные люди прожили не более трех дней с момента получения наказания. На этот счет есть следующее достоверное повествование:
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как сподвижники спросили пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о том, являются ли современные обезьяны и свиньи потомками наказанных евреев.
– Нет, – ответил он. – Когда Аллах наказывает людей посредством обезображивания, Он не дает им возможности породить потомство. Животные – отдельные творения Аллаха. Когда гнев Аллаха сошел на евреев, они преобразовались в этих животных. (Ахмад, Абу Дауд, Муслим)
Есть также другой хадис:
«Если Аллах обезображивает людей, Он не оставляет их в живых, и они не производят потомство. Обезьяны и свиньи существовали еще до этого случая». (Ахмад, Абу Дауд, Муслим)
И еще одно сообщение: Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что обезображенные люди прожили не более трех дней. В это время они ни ели, ни пили, ни размножались. (Ибн Касир, 1/433)
Уроки и выводы
1) Велите одобряемое и запрещайте порицаемое
Именно это веление исполняли пророки. В их отсутствие эта ответственность ложится на плечи теологов. Коран и хадисы подчеркивали важность данной обязанности и обращали на нее внимание мусульманского общества. Тем, кто исполняет ее, полагается награда, а тем, кто пренебрегает ею, грозит наказание:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ
«Вы (верующие) – лучшая из общин, появившаяся на благо человечества, вы повелеваете совершать одобряемое и запрещаете предосудительное…» (Коран, 3:110)
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ۚذَٰلِكَبِمَاعَصَواوَّكَانُوايَعْتَدُونَ ﴿٧٨﴾ كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ ۚلَبِئْسَمَاكَانُوايَفْعَلُونَ
«Неверующие потомки Исраила были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушивались и выходили за рамки дозволенного.Они не запрещали друг другу предосудительные поступки, которые они совершали. Скверно то, что они делали!» (Коран, 5:78–79)
На этот счет имеются следующие сообщения:
а. Как сообщал Ади ибн Амира, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах не наказывает обычных людей, когда их знать творит зло. Но если грех совершается открыто перед этими людьми, и они могут остановить это, но не останавливают, тогда Аллах обрушит наказание и на обычных людей, и на знать».
б. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
«Если человек видит, что кто-то творит зло, он должен остановить это рукой. Если не может, то словом. А если не может и этого, то у него должно быть отвращение к греху в душе, и это слабейшая степень веры».
Последний из приведенных хадисов обращает внимание мусульман на необходимость наличия у них достаточной власти и сил для прекращения преступных действий. Если по недосмотру такие способности утрачены, у мусульман должно быть достаточно способностей и веры на предотвращение преступлений своим языком. Если даже на такое верующие не способны, то остается лишь минимальная степень веры –чувствовать отвращение к греху и не выражать никакого одобрения в его отношении.
Если человек не действует по первому варианту, а использует второй или третий способ, он может не сомневаться: слова о слабости его веры – правда.
2) Искажение религиозных правил
Худшим людским проступком является попытка найти оправдание отказу от исполнения Божьих велений, не останавливаясь перед тем, чтобы дозволенное назвать запрещенным, а запрещенное – дозволенным. Это и есть искажение религиозных правил. Этим особенно отличалась община Мусы (мир ему), как о том свидетельствуют Коран и Тора, и потому были наказаны обезображиванием. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поведал мусульманам о данном случае и обратил особое внимание на то, чтобы они никогда не совершали такого проступка и всегда сторонились его.
Как сообщал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Никогда не повторяйте ошибки иудеев: они по малейшему поводу называли дозволенным то, что запретил Аллах».
Очень грустно, что эта ужасная ошибка распространилась и среди нас: мусульмане тоже стали искать оправдания и лазейки для отказа от исполнения велений Аллаха. Богатые стали использовать разные хитрости, чтобы не платить закят. Например, каждые полгода супруги «дарят» друг другу все имущество и считают, что это освобождает их от уплаты закята. Да убережет нас Аллах от этого! О таких преступниках в Коране сказано:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ
«… те, что скапливают золото и серебро …» (Коран, 9:34)
Но не стоит вписывать в эту категорию старания теологов, предлагающих легкие решения различных современных ситуаций без намерения назвать добро злом, а зло – добром. Если они при этом не поступаются принципом «велите одобряемое и запрещайте порицаемое», то их старания ни в коей мере не являются плохими. Их ошибочно называют лазейками и уловками, хотя следовало бы назвать облегчением.
3) Соответствие наказания преступлению
Изучая Коран, мы видим, что форма наказании Аллаха соответствует преступлению людей. То же самое произошло и в случае нарушителей субботы. Они исказили правила этого дня и взамен получили искажение своих лиц. Шейх Ибн Касир писал:
«Когда они так поступили, Аллах превратил их в обезьян. Обезьяны похожи на человека больше, чем любое иное творение, но при этом не являются людьми. Поступок нарушителей субботы тоже внешне напоминал правильные действия, но по сути был их грубым нарушением. Поэтому они получили аналогичное наказание». (Ибн Касир. «Комментарий к Корану»)
4) Достаточно довольства Аллаха
При выполнении веления Аллаха люди могут обнаружить, что тем, по отношению к кому оно исполняется, это не нравится. Такое положение дел не должно смущать. Разве недостаточно того факта, что Аллах будет доволен людьми и вознаградит их? Это великое и почетное достижение:
ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّـهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ ۚوَاللَّـهُذُوالْفَضْلِالْعَظِيمِ
«Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах обладает бесконечной милостью». (Коран, 57:21)
Автор: Шейх Мухаммад Хифзурахман Сеохарви
Из книги: «Касас мин аль-Кур’ан»