Следующее нарушает намаз: разговор во время намаза, приветствие кого-то или ответ на салям, по причине горя или боли произносить “ах” или “ух”, при боли или беде громко плакать, чихнув сказать اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ (альхамду лиллях) или отвечать чихающему, сказав يرحمك الله (ярхамукаллах) или в ответ обратно сказать يهديكم الله (яхдикумуллах), услышав плохую весть, сказать اِنَّا لِلّٰهِ (инна лилляхи уа инна илейхи раджи‘ун), услышав хорошую весть, произносить اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ (альхамду лиллях), чтение Корана по книге, есть или пить, совершать какое-то действие, из-за чего люди со стороны подумают, что этот человек не в намазе.
Муавия ибн Хакам (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
ان هذه الصلوٰة لا يصلح فيها شئ من كلام الناس انما هى التسبيح والتكبيرو قرأة القراٰن (مسلم ج١ ص٢٠٣
«Намаз не предназначен для разговора людей, это лишь тасбих, такбир и чтение Корана». (Муслим т.1, стр. 203)
В хадисе ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) сказано:
كنانسلم على النبى ﷺ وهو فى الصلوٰة فيرد علينا فلما رجعنا من عندالنجاشى سلمنا عليه فلم يرد علينا فقلنا يارسول الله كنانسلم عليك فى الصلوٰة فتردعلينا فقال ان فى الصلوٰة شغلا. (بخارى ج١ ص١٦٠ ، مسلم ج١ ص٢٠٤
«Мы давали салям Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он читал намаз, и он отвечал нам. Когда мы вернулись от Наджаши (короля Эфиопии), мы дали ему салям, но он не ответил нам. Мы спросили: «О Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Раньше мы давали тебе салям, ты отвечал нам». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нужно быть поглощённым в намазе». (Бухари т.1, стр. 160, Муслим т.1, стр. 204)
Нельзя заниматься во время намаза чем-нибудь, помимо самого намаза. В другом хадисе ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) сказано:
قال انما الصلوٰة لقراءة القرآن وذكرالله فاذاكنت فيها فليكن ذالك شانك (ابوداؤد ج١ ص١۵٠
«Намаз – это чтение Корана и вспоминание Аллаха. Когда вы совершаете намаз, то только этим вы должны заниматься». (Абу Дауд т.1, стр. 150)
Совершать следующее во время намаза является макрухом: подбирать одежду руками, чтобы она не пачкалась о землю, щёлкать пальцами, убирать камешки с места сажда (больше, чем один раз), потягиваться в намазе, без причины кашлять и стоять лениво.
نهى رسول الله ﷺ عن السدل فى الصلوٰة وان يغطى الرجل فاه فى الصلوٰة (ابوداؤد ج١ ص١١٠ ، ترمذى ج١ ص۵٠
«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запретил “садль” и также запретил, чтобы человек закрывал своё лицо в намазе». (Абу Дауд т.1, стр. 110, Тирмизи т.1, стр. 50)
“Садль” означает набросить на голову платок, чтобы свисали его края, или набросить на плечи пальто, не засунув руки в рукава.
Когда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) однажды увидел человека, который выравнивал землю во время намаза, то сказал:
ان كنت فاعلا فواحدة (بخارى ج١ ، ص١٦١
«Если тебе это надо было, то это можно было делать только один раз».
Является макрухом чтение намаза без головного убора; в одной только майке; или без рубашки, завернувшись в ткань; чтение намаза в простой одежде, которую человек носит дома, но не надевает её при встрече с важным человеком. Всё это говорит о том, что человек не проявляет особую заботу или уважение к намазу. Поэтому люди приходят в мечеть в плохой одежде неопрятные, хотя намаз назвали ми‘раджем (вознесением) для верующего, намаз – это разговор с Аллахом. Человек в намазе наиболее близок к Аллаху. В таком случае проявлять неряшливость – очень неуважительно. Аллах Та‘аля сказал:
ٰيبَنِى اٰدَمَ خُذُوْا زِيْنَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ (اعراف ٣١
«О сыны Адама! Берите свои украшения при каждом намазе». («Преграды», 31)
Для подробности о макрухатах намаза см. Бухари т.1, стр. 161, Муслим т.1, стр. 206, Тирмизи т.1, стр. 49, Абу Дауд т.1, стр. 109 и т.д..
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»