Если кто-нибудь читает намаз отдельно или проводится джама‘ат, где, возможно, люди будут проходить перед читающими намаз, там надо поставить сутру, чтобы проходящие шли перед сутрой и не стали грешниками, а также читающие намаз не стали причиной их греха или чтобы не создавали им трудности.
Сутра означает поставить вещь, высота которой равна минимум одному локтю и толщина равна пальцу.
عن طلحه بن عبيد الله قال قال رسول الله ﷺ اذا وضع احد كم بين يديه مثل موخرة الرحل فليصل ولا يبال من وراء ذالك (مسلم ج١ ص١٩۵
Талха ибн ‘Убейдуллах (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас ставит перед собой что-либо, высотой со спинку верблюжьего седла, то пусть читает намаз и не беспокоится за тех, кто проходит перед ним». (Муслим т.1, стр. 195)
Высота спинки верблюжьего седла обычно бывает равна одному локтю.
В другом хадисе сказано:
عن ابن عمر قال كان النبى صلى الله عليه وسلم يغدوالى المصلى والعنزة بين يديه تحمل وتنصب بالمصلى بين يديه فيصلى اليها (بخارى ج١ ص١٣٣)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Когда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приходил утром на место ‘ид намаза, то перед ним втыкали копьё, после чего он совершал намаз в сторону этого копья». (Бухари т.1, стр. 133)
Длина копья тоже бывала равна одному локтю, и толщина равна одному пальцу. Читающему намаз надо поставить сутру близко к месту сажда, чтобы проходящим перед сутрой не пришлось обходить далеко.
اذا صلٰى احد كم الى سترة فليدن منها (ابوداؤد ج١ ص١١٧
«Когда кто-нибудь читает намаз за сутрой, то ему надо встать ближе к ней». (Абу Дауд т.1, стр. 117)
Сутру не надо ставить прямо посередине лба, а напротив правой или левой брови.
عن المقداد بن الاسود قال ما رأيت ﷺ يصلى الى عود ولا عمود ولا شجرة الا جعله على حاحبه الايمن اوالايسر ولا يصمد له صمدًا (ابوداؤد ج١ ، ص١١٦)
Микдад ибн Асвад (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал намаз напротив какой-нибудь палки, столба или дерева, не встав так, чтобы они приходились ему напротив правой или левой брови, а не прямо посередине». (Абу Дауд т.1, стр. 116)
Если проходит намаз с джама‘атом, то нет необходимости ставить сутру перед каждым человеком, а сутры перед имамом достаточно для всех в джама‘ате. Из хадисов Бухари и Муслима становится известно, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) много раз читал намаз в пустыне и в открытом месте, и сутра находилась только перед ним. Люди же проходили за сутрой и перед остальными людьми. (Бухари т.1, стр. 71)
Более подробно о вопросах сутры см.: Тахави т.1, стр. 221, Мишкат т.1, стр. 73.
Проходить перед совершающим намаз – грех
Большой грех – проходить перед совершающим намаз. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
لو يعلم المار بين يدى المصلى ماذا عليه لكان ان يقف اربعين خيرًا له من ان يمربين يديه (مسلم ج١ ص١٩٧، مشكوٰة ج١ ص٧٤
«Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок лет было бы для него лучше, чем пройти перед ним». (Муслим т.1, стр. 197, Мишкат т.1, стр. 74)
В другом хадисе сказано: «Если бы он имел представление об этом грехе, то он бы посчитал, что легче было бы провалиться сквозь землю, чем совершить этот грех». (Муатта имам Малик т.1, стр. 196)
Если, несмотря на то, что стоит сутра, всё равно человек проходит между сутрой и молящимся, то надо ему строго запретить. (Бухари т.1, стр. 72, Муслим т.1, стр. 196)
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»