Положения джум‘а
Участвовать в намазе джум‘а обязательно для всех, кроме больного, путника, женщины, ребёнка, раба и сумасшедшего. А тот, кто не участвует, является большим грешником. Джабир (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
من كان يومن بالله واليوم الاٰخر فعليه الجمعة يوم الجمعة الا مريض اومسافراوامرأة اوصبى اومملوك فمن استغنٰى بلهواوتجارة استغنٰى الله عنه والله غنى حميد رواه الدارقطنى (مشكوٰة ج١ ص١٢٢
«Кто верует в Аллаха и День Суда, для него в день джум‘а намаз джум‘а является фарзом, кроме больного, путника, женщины, ребёнка и раба. Поэтому кто, занимаясь забавами или торговлей, пренебрёг им, то Аллах не обратит внимания на него, и Аллах Та‘аля не нуждается в чем-либо и достоин похвалы». (Мишкат т.1, стр. 122)
В другом хадисе сказано: «Тот, кто из-за лени пропустит три джум‘а, Аллах Та‘аля ставит печать на его сердце». (Абу Дауд т.1, стр. 167)
В день джум‘а является сунной и мустахабом готовиться для намаза с самого утра, идти в соборную мечеть пораньше, пользоваться мисваком, одеваться в чистую одежду и мазаться благовониями. (Бухари стр. 121, Муслим т.1, стр. 280, Абу Дауд т.1, стр. 170). Не разрешается проходить через ряды, шагать через головы людей, разговаривать во время проповеди или читать намаз, а надо сидеть молча.
عن سلمان الفارسى قال قال النبى ﷺ لايغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهرمااستطاع من طهرويدّهن من دهنه اويمس من طيب بيته ثم يخرج فلايفرق بين اثنين ثم يصلى ماكتب له ثم ينصت اذا تكلم الامام الاغفرله مابينه وبين الجمعة الاخرىٰٰ (بخارى ج١ ص١٢١
Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто делает полное омовение (гусль) в день джум‘а, насколько может, очищается, мажется маслом или благовонием, имеющимся дома, затем идёт в мечеть и не садится между двумя сидящими рядом людьми, читает намаз, что полагается перед джум‘а, затем внимательно молча слушает, когда говорит имам, ему прощается от этого джум‘а до предыдущего». (Бухари т.1, стр. 121)
Два азана джум‘а
В день джум‘а надо делать два азана. Один азан надо делать заранее до хутбы, чтобы люди, придя в мечеть, спокойно могли прочитать суннат, и после этого внимательно послушали хутбу. А второй азан надо делать перед самой хутбой, напротив хатиба (проповедника), когда он усаживается на минбар.
عن السائب بن يزيد قال كان النداء يوم الجمة اوله اذا جلس الامام على المنبرعلٰى عهدالنبى ﷺ وابى بكروعمر فلمّا كان عثمان وكثرالناس زادالنداء الثالث على الزوراء فثبت الامر علٰى ذالك (بخارى ج١ ص١٢٤،١٢٥ – ابوداؤد ج١ ص١٧١
Сайб ибн Язид (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «При жизни Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а также во время правления Абу Бакра и ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) первый азан на джум‘а намаз раздавался в тот момент, когда имам усаживался на минбаре. Когда же наступило время правления ‘Усмана (радиаллаху ‘анху) и число людей умножилось, он прибавил третий азан, который стали делать в аз-Зауре, и это распоряжение утвердилось, (т.е. сахабы (радиаллаху ‘анхум) единодушно согласились с этим)». (Бухари т.1, стр. 124, Абу Дауд т.1, стр. 171)
“Третий азан” – это тот, который делается самым первым. Он назван третьим по порядку появления. И по своему смыслу икамат также засчитали как азан. Таким образом, в этом хадисе упомянуто три азана.
‘Усман (радиаллаху ‘анху) установил этот азан, потому что из-за удаленности от времени пророчества у людей начала появляться лень, а спешки, чтобы присутствовать в джум‘а намазе, которая бывала во времена Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Абу Бакра и ‘Умара (радиаллаху ‘анхума), не осталось. В те времена не было опасения, что люди пропустят часть хутбы джум‘а, после начала которой нет ни намаза, ни разговора, так как приказано внимательно её слушать. Но позже, когда появилось такое опасение, решили делать ещё один азан с целью, чтобы люди пришли в мечеть, услышав его, и до совершения второго азана, завершили чтение суннатов и т.д., и были готовы слушать хутбу. Данный поступок ‘Усмана (радиаллаху ‘анху) всем понравился, и вся община проявила единодушное согласие в отношении этого азана, что само по себе является доказательством шари‘ата.
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
ان الله لايجمع امتى اوقال امَّة محمد علٰى ضلالة رواه الترمذى (مشكوٰة ج١ ص٣٠
«Аллах Та‘аля не объединит мою общину (или сказал общину Мухаммада) на заблуждении». (Мишкат т.1, стр. 30)
В другом хадисе сказано:
اتبعوا السواد الاعظم رواه ابن ماجه (مشكوٰة ج١ ص٣٠
«Последуйте за большинством».
В одном хадисе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) назвал группой “наджия” (получившими спасение) людей, которые поступают по сунне Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижников.
قالوامن هى يارسول الله قال ما اناوعليه اصحابى (ترمذى ج٢ ص٨٩ عن عبدالله بن عمر
Сахабы (радиаллаху ‘анхум) спросили: «Какая группа является получившей спасение?» Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Кто последует за мной и за моими сподвижниками». (Тирмизи т.2, стр. 89 хадис передал ‘Абдуллах ибн ‘Умар, радиаллаху ‘анху)
Обратите внимание. Упомянутое является сунной зятя Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ‘Усмана (радиаллаху ‘анху), который является третьим праведным халифом, а сунна халифов тоже является доказательством шари‘ата. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), кроме своей сунны, велел крепко держаться и за их сунну также.
من يعش منكم بعدى فسيرىٰ اختلافًا كثيراً فعليكم بسنتى وسنة الخلفاء الراشدين المهديين تمسكوابهاوعضواعليها بالنواجد (ابوداؤد ج٢ ص٩٠، ترمذى ج٢ ص٩٠، ابن ماجه ص٥
«Кто из вас будет жить после меня, тот встретит большие разногласия, поэтому обязательно держитесь за мою сунну и за сунну праведных халифов, получивших хидаят (руководство). Держитесь за неё, вцепившись зубами». (Абу Дауд т.2, стр. 195, Тирмизи т.2, стр. Ибн Маджа стр. 5)
Время джум‘а намаза
Джум‘а намаз состоит из двух рака‘атов, и время его чтения – это время зухр намаза. Люди, для которых джум‘а намаз является ваджибом, должны читать только джум‘а намаз, зухр намаз им читать не надо. Люди, для которых джум‘а намаз не является ваджибом, тоже могут участвовать в джум‘а намазе. Кто пропустил джум‘а намаз, он не должен читать его каза, а ему надо будет читать зухр.
عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ من ادرك من الجمعة ركعة فليصل اليها اخرىٰ ومن فاتته الركعتان فليصل اربعًا اوقال الظهررواه الدارقطنى (مشكوٰة ج١ ص١٢٤
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто успел на один рака‘ат джум‘а, пусть присоединяет к нему второй рака‘ат также, а кто пропустил оба рака‘ата, то он должен читать зухр намаз в четыре рака‘ата». (Мишкат т.1, стр. 124)
В другом хадисе обо всех намазах имеется общий приказ:
اذا اقيمت الصلوٰة فلاتاتوهاوانتم تسعون واٰتوها تمشون وعليكم السكينة فما ادركتم فصلواومافاتكم فاتموا (بخارى ج١ ص٨٨ و ص١٢٤، مسلم ج١ ص٢٢٠
«Если намаз уже начался, (то для того, чтобы участвовать в нём) не приходите бегом, а идите медленно, спокойно присоединяйтесь к нему, и на какую часть успеете, прочитайте за имамом, и то, что пропустили, дочитайте». (Бухари т.1, стр. 88, 124, Муслим т.1, стр. 220)
Минимальное количество людей в джама‘ате
Джама‘ат для намаза джум‘а должен состоять минимум из трёх человек, потому что в суре “Джум‘а” Аллах сказал:
إِذَا نُودِى لِلصَّلوٰةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ (جمعة ، آية ٩
«Когда возглашено на молитву (т.е. делали азан) в день джум‘а, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю». (аят 9)
В аяте слово فَاسْعَوْا (устремляйтесь) использовано во множественном числе, и на арабском языке множественное число употребляется минимум для троих людей. С другой стороны, в словах اِلى ذِكْرِالله (к поминанию Аллаха) под поминанием единогласно имеется в виду хутба джум‘а. Т.е., помимо хатиба (проповедника), должно быть ещё три человека. Кроме этого, само слово “джум‘а” указывает на джама‘ат. Поэтому если взять аят, в его полном значении, то надо, чтобы в джама‘ате для джум‘а, кроме имама, были минимум три человека.
В деревнях нет джум‘а
Намаз джум‘а – это особый признак общественной жизни мусульман, т.е. городской жизни, и по этой причине необходимо, чтобы намаз джум‘а проводился в городе или в пригороде. В деревнях намаз джум‘а читать не разрешается.
Аллах Та‘аля сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوٰةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ(جمعة ، آية ٩
«О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день джум‘а, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы знали!» (Джум‘а 9)
В этом аяте после возглашения азана приказано оставлять куплю-продажу и торговлю, т.е. указывается на факт, что джум‘а будет происходить там, где можно заниматься купле-продажей и люди занимаются торговлей, поэтому сказано оставьте торговлю сразу после азана. И ясно, что деревни – это не места для купли-продажи, центрами торговли являются только города. В общем, во время других азанов не упомянуто оставлять торговлю, но приказано, оставлять её только при азане джум‘а – это показывает особую цивилизационную сущность джум‘а.
Стоит поразмыслить над тем, что намаз джум‘а проводился в мечети Набави. Как минимум, в течение шести лет Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), кроме мечети Набави нигде больше не приказывал совершать намаз джум‘а, хотя в течение этого времени в далеких районах от Медины ислам уже распространился, но нигде намаз джум‘а не совершался. Второй намаз джум‘а прочитали в Джаваси – это один из городов Бахрейна. Согласно риваяту ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху), это было, когда делегация ‘Абдуль Кайса пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и приняла ислам. По возвращении в Джаваси они прочитали намаз джум‘а, и в истории ислама после мечети Набави это было вторым местом, где провели хутбу джум‘а. Как сказал об этом ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху).
ان اول جمعة جمعت بعد جمعة فى مسجدرسول الله ﷺ فى مسجد عبدالقيس بجواثٰى من البحرين (بخارى ج١ ص١٢٢
Джаваси не был деревней, а был городом, являлся центром торговли, и особо отличался торговлей финиками. Там была крепость, высокие дома, много населения и красивые рынки. В стихах времён невежества упоминается о том, что он являлся центром торговли, например, одическая поэма об “Амр Аль-Кайс”. Из объяснений историков и географов тоже следует, что население этого города было более четырёх тысяч. (Для подробности см. сноску “Асар ас-сунан” т.2, стр. 79, «Базлюль Маджхуд» т.2, стр. 169)
Ни у кого не должно появляться сомнения из-за того, что в хадисе Абу Дауда Джаваси назвали словом “карья” (деревня), (т.1, стр. 169), потому что слово «карья» используется и для города также. Делать вывод из-за слова «карья», что это была деревня или посёлок – неправильно. В самом Коране для городов Мекки и Таиф использовано слово “карья”, тогда как они являлись самыми важными городами Аравийского полуострова. В суре “Аз-Зухруф” сказано:
وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هٰذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ (سوره زخرف ،آية ٣١)
«И сказали они: «Почему не был ниспослан этот Коран на человека великого из обоих поселений?»» (Украшения 31)
Может ли кто-нибудь сказать, что здесь слово قريه (поселение) означает деревня, потому что Мекка и Таиф были поселениями? Таким же образом, в хадисе Абу Дауда, Джаваси назвали деревней, хотя он был городом, как было объяснено выше. Кто желает, пусть, подняв словари, посмотрит, что слово قريه используется и для города, и для поселения, и после чтения Корана надо было бы, чтобы критик молчал. В суре «Юсуф» сказано:
وَاسْأَلِ القَرْيَةَ الَّتِىْ كُنَّا فِيهَا (سوره يوسف ، آية ١٩
«И спроси у людей этого селения, в котором мы были». (аят 82)
Здесь под قريه (карья) имеется в виду Египет, и кто бы мог сомневаться, что Египет являлся городом.
В суре “Мухаммад” сказано:
وَكَأَيِّن مِّن قَرْيَةٍ هِىَ أَشَدُّ قُوَّةً مِّن قَرْيَتِكَ الَّتِى أَخْرَجَتْكَ أَهْلَكْنَاهُمْ فَلاَ نَاصِرَ لَهُمْ (محمد ١٣
«Сколько селений, более сильных мощью, чем твое селение, которое тебя изгнало, Мы погубили, и нет им помощника!» (аят 13)
В этом аяте из «чем твое селение» понимается Мекка и «сколько селений» означает города, которые были более населёнными, чем Мекка.
В этих двух аятах, как стало ясно, слово “карья” использовано для города.
Приезд делегации ‘Абдуль Кайса из-за разногласия в риваятах был в 6 г. или в 8 г. хиджры. Минимум до шести лет после хиджры только в одном месте проводилась джум‘а, которое являлось мечетью Набави. Хотя, как было сказано, ислам уже распространился в далёких от Медины районах, но все эти районы были деревнями, поэтому намаз джум‘а в них не совершался, и когда пришли люди города Джаваси, то там начали читать намаз джум‘а.
‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает:
كان الناس ينتابون الجمعة من منازلهم والعوالى (بخارى ج١ ص١٢٣، ابوداؤد ج١ ص١٦٧
«Люди по очереди приходили из своих мест, а также из ‘Авали на джум‘а намаз». (Бухари т.1, стр. 123, Абу Дауд т.1, стр. 167)
Ясно, что если бы для людей посёлков Медины джум‘а намаз был бы фарзом, то они бы не приходили по очереди, а приходили бы все, как написал Хафиз ибн Хаджар ‘Аскалани (рахматуллахи ‘алейхи) в опровержении слов ‘Алламы Кутаби (рахматуллахи ‘алейхи). (Фатхуль Бари т.2, стр. 309)
Стало известно, что для жителей деревни намаз джум‘а не является фарзом. В Бухари (т.1, стр. 123) приведено высказывание ‘Аты (рахматуллахи ‘алейхи), в котором также поставили условие “карья джами‘а”, который имеет такое же значение, как и город.
Во время переселения вначале Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) останавливался в Куба 14 дней или 24 дня (в хадисах сказано по разному). В течение этого времени приходил день джум‘а, но ни из одного хадиса не доказывается, чтобы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сам читал или приказал бы читать намаз джум‘а. Конечно же, когда в день джум‘а он приехал оттуда в Медину, в мечети Бани Салима ибн ‘Ауфа он прочитал намаз джум‘а. Это был первый намаз джум‘а в истории ислама, проведённый в мечети одного из кварталов Медины. (Базль т.2, стр. 170)
Хаджатуль вида‘, т.е. хадж Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), названный “хадж акбар”, единогласно был в день джум‘а, но он не читал джум‘а на ‘Арафате, и не говорил жителям Мекки читать джум‘а намаз. Наоборот, он прочитал намаз зухр, как это сказано в хадисе Джабира ибн ‘Абдуллы (радиаллаху ‘анху):
ثم اذن ثم اقام فصلى الظهرثم اقام فصلى العصر ولم يصل بينهما شيئا (مسلم ج١ ص٣٩٧)
«Затем дали азан, а потом сделали икамат и прочитали намаз зухр, затем сделали икамат и прочитали ‘аср намаз, а между ними ничего не читали». (Муслим т.1, стр. 397)
Из этого также следует, что намаз джум‘а нельзя читать везде, иначе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вместе со своими сподвижниками на ‘Арафате, оставив джум‘а, не прочитал бы намаз зухр.
Правитель мусульман ‘Али (радиаллаху ‘анху) говорит:
لاجمعة ولاتشريق ولاصلوٰة فطرولا اضحٰى الافى مصر جامع اومدينة عظيمة (مصنف ابن ابى شيبه ج٢ ص١٠١، مصنف عبدالرزاق ج٣ ص١٦٧
«Нельзя читать джум‘а, ташрик, ‘идуль фитр, ‘идуль адха нигде, кроме города или большой деревни. (Мусаннаф ибн Аби Шейба т.2, стр. 101, Мусаннаф ‘Абдурраззак т.3, стр. 167)
В любом случае, из этих хадисов и высказываний сахабов ясно следует, что в деревнях читать джум‘а нельзя. Но разрешается людям из деревень приезжать в город и участвовать в намазе джум‘а, как было приведено в хадисе ‘Айши (радиаллаху ‘анха). В «Худжатуллахиль Балига» Шах Валиуллах Мухаддис Дехлави (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и имамы муджтахиды выстаивали намаз джум‘а только в городах, а жителей деревень не заставляли совершать его.
Конечно же, в отношении настоящего времени возникает вопрос. Сегодня джум‘а намаз обычно проводится также и в деревнях, и посёлках. Правильно ли будет остановить чтение джум‘а намаза, и ввести зухр намаз?
Ответ на этот вопрос следующий. Без сомнения, это и должно быть. Но при этом надо учитывать, что если в результате запрещения чтения джум‘а намаза есть опасность появления смуты и беспорядка. Как бы ни было, люди приходят хоть на джум‘а, а если начать читать вместо него зухр намаз, то на него люди не будут ходить, как в другие дни недели. И в результате бросят даже один намаз, который они читают раз в неделю. В таких ситуациях в деревнях и посёлках надо проводить джум‘а намаз.
Суннаты джум‘а
Является сунной читать четыре рака‘ата до джум‘а и после.
عن ابن مسعود قال كان النبى ﷺ يصلى قبل الجمعة اربعًا وبعدها اربعًا (ترمذى ج١ ص٦٩
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал четыре рака‘ата перед джум‘а намазом и четыре рака‘ата после него». (Тирмизи т.1, стр. 29)
В другом хадисе сказано:
اذا صلٰى احدكم الجمعة فليصل بعد ها اربعًا (مسلم ج١ ص٢٨٨
«Когда из вас кто-нибудь прочитает джум‘а намаз, то пусть читает четыре рака‘ата после него». (Муслим т.1, стр. 288)
В риваяте Абу Дауда со слов ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) передаётся, что после намаза джум‘а надо читать шесть рака‘атов, четыре с одним салямом и два с одним салямом.
В некоторых хадисах упомянуто, что надо читать два рака‘ата приветствия мечети перед хутбой джум‘а. Но это не является ни ваджибом, ни суннатом, а мустахабом. И причина этого ясна, что если приветствие мечети в обычном времени не является ваджибом или суннатом, то как оно может стать ваджибом или суннатом именно в это время.
Хутба джум‘а
В день джум‘а читаются две хутбы, и обе читаются, встав на минбаре лицом к собравшимся людям. Между хутбами надо ненадолго садиться.
عن ابن عمر قال كان النبىﷺ يخطب خطبتين كان يجلس اذا صعدالمنبرحتى يفرغ اراه الموذن ثم يقوم فيخطب ثم يجلس ولايتكلم ثم يقوم فيخطب (ابوداؤد ج١ ص١٦٣)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал две хутбы. Сначала, поднявшись на минбар, сидел, пока муэдзин не заканчивал азан. Затем, встав, читал хутбу, (после чтения первой хутбы) садился и молчал, после чего, встав, читал вторую хутбу». (Абу Дауд т.1, стр. 172)
Азан хутбы надо делать напротив минбара
Азан для хутбы должен произноситься напротив имама, после того как имам сядет на минбар.
كان يوذن بين يدى رسول الله ﷺ (آثار السنن ج١ ص٩٤
«Азан произносили напротив Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)». (Асар Ас-сунан т.2, стр. 94)
В риваяте Абу Дауда, в котором приведены слова على باب المسجد (у ворот мечети) помимо слов بين يدى رسول الله صلى الله عليه وسلم اذا جلس على المنبر (Напротив Посланника Аллаха, саллалляху ‘алейхи уа саллям), после того как он садился на минбар, данные слова على باب المسجد приведены только в том риваяте Сайба ибн Язида (радиаллаху ‘анху), передатчиком которого является Мухаммад ибн Исхак. Имамы критических анализов биографии передатчиков хадисов, например, имам Малик Насаи, Дар Кутни, Сулейман Тайми, Хишам ибн ‘Урва, рахматуллахи ‘алейхим и т.д. сильно критикуют Мухаммада ибн Исхака.
В другом хадисе сказано:
عن السائب بن يزيد قال كان بلال يوذن اذاجلس رسول الله ﷺ على المنبريوم الجمعة فاذا نزل اقام ثم كان كذالك فى زمن ابى بكرو عمررضى الله عنهما (نسائى ج١ ص٢٠٧
Сайб ибн Язид (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Биляль (радиаллаху ‘анху) в день джум‘а произносил азан после того, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приходил на минбар, и когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спускался с минбара, закончив хутбу, то он (радиаллаху ‘анху) делал икамат, и затем во времена Абу Бакра и ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) происходило то же самое. (Насаи т.1, стр. 207)
Этот хадис доказывает, что азан для хутбы произносился только напротив Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Если бы Биляль (радиаллаху ‘анху) произносил азан не во внутренней части мечети, а у ворот, то для того, чтобы пройти вперед и делать икамат, ему надо было бы перешагивать через плечи людей. И даже, чтобы дойти до места азана, ему приходилось бы делать то же самое, тогда как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день джум‘а с особой строгостью запретил шагать через плечи людей. Разве может быть, чтобы с одной стороны Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выказал недовольство хождением через плечи людей и строго его запрещал, а с другой стороны, велел бы Билялю (радиаллаху ‘анху) делать это? Следовательно, Биляль (радиаллаху ‘анху) произносил азан только напротив минбара, и, оставаясь там же, он после хутбы делал икамат, и не было нужды ему идти куда-нибудь, чтобы приходилось шагать через плечи людей.
В одном хадисе сказано:
عن ابى الزاهرية قال كنت مع عبدالله بن بسرصاحب النبى ﷺ يوم الجمعة فجاء رجل يتخطٰى رقاب الناس فقال عبدالله بن بسرجاءَ رجل يتخطى رقاب الناس يوم الجمعة والنبى ﷺ يخطب فقال له النبى ﷺ اجلس فقد اٰذيت (ابوداؤد ج١ ص١٦٦، نسائى ج١ ص٢٠٧)
Абу Захрия (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Однажды в день джум‘а я был с сахабой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ‘Абдуллой ибн Басрой (радиаллаху ‘анху). Неожиданно пришёл один человек, шагая через плечи людей. ‘Абдуллах ибн Баср (радиаллаху ‘анху) сказал: «Таким же образом в день джум‘а, во время хутбы Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришёл человек, шагая через плечи людей. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Садись, ты причинил вред»». (Абу Дауд т.1, стр. 175, Насаи т.1, стр. 207)
Хутба должна быть на арабском языке
Под аятом суры «Джум‘а» فَاسْعَوْ اِلى ذِكْرِ الله (то устремляйтесь к поминанию Аллаха) имеется в виду хутба джум‘а. (Тафсир ибн Касир т.9, стр. 456)
Это также подтверждается из хадиса Бухари и Муслима.
فاذا خرج الامام طووا صحفهم ويستمعون الذكر (بخارى ج١ ص١٢٧،مسلم ج١ ص٢٨١ و ص٢٨٣
«Когда выходит имам, ангелы сворачивают свои свитки и слушают хутбу». (Бухари т.1, стр. 281, Муслим т.1, стр. 281, 283)
В хадисе Абу Дауда приводится:
احضر وا الذكروادنوامن الامام (ج١ ص١٧٤
«Присутствуйте в зикре (хутбе), садитесь поближе к имаму». (т.1, стр. 174)
Из этого становится ясно, что хутба джум‘а – это зикр (вспоминание Аллаха), а целью хутбы является только вспоминание Аллаха, а не проповедь или наставление. И ясно, что зикр Аллаха не переводится. И не обязательно, чтобы делающий зикр или слышащий его понимал перевод или смысл. Зикр делается только на арабском языке, даже если никто не понимает. Когда выступают с целью проповеди или наставления, тогда следует говорить на языке присутствующих. Но если цель иная, а целью хутбы является вспоминание Аллаха, тогда не имеет смысла заботиться о том, чтобы люди её понимали. Разве обязательно знать значение читаемого Корана, намаза, азана, икамата, такбиров намаза, всех зикров, ду‘а? Или разве всё это будет бесполезно, если читающий или слушающий не понимает смыслы? Особенно, когда целью Корана является наставление и руководство, проповедь и доведение приказов Аллаха, то разве во время его чтения знать значения и перевод аятов Корана является обязательным? А если человек не знает перевода, то разве его чтение Корана будет бесполезным?
На самом деле, целью всего перечисленного является поклонение и поминание Аллаха. И во время поклонения или поминания Аллаха знать значение самим или объяснять их слушателям не обязательно. Теперь, если добавить к поминанию Аллаха ещё и наставление, то всё равно это будет лишь дополнением, а не основной целью.
Действительность джум‘а зависит от совершения хутбы джум‘а. Если бы основной целью хутбы являлась бы проповедь и наставление, то не было бы смысла ставить действительность джум‘а в зависимость от хутбы. Кроме этого, проповедь могла быть и после намаза джум‘а, тогда почему хутбу сделали обязательной до намаза джум‘а?
Условием для хутбы джум‘а является время зухр намаза. Если кто-нибудь прочитает хутбу перед зенитом, а намаз проведёт после зенита, то джум‘а не засчитается, потому что хутбу читали не во время зухра. Надо будет перечитать хутбу после зенита, и только после этого читать намаз джум‘а. Если хутба – это только проповедь и наставление, тогда не должно быть разницы читать её до или после зенита, поскольку, прочитав хутбу до зенита, наставление тоже будет сделано.
Если люди не услышат проповедь, то пользы не будет, а если хутбу читали даже перед глухими или заснувшими сидя, то хутба всё равно будет засчитана. И после неё уже разрешается читать джум‘а намаз. Но если целью хутбы является проповедь и наставление, то разве можно сказать, что в этом случае хутба совершилась?
Каждый человек знает, что зухр намаз состоит из четырёх рака‘атов, а джум‘а – из двух. И тому, кто прочитал джум‘а, зухр уже читать не надо. Явно, что по сравнению с зухром на два рака‘ата стало меньше. Следовательно, хутба джум‘а стала фарзом, как возмещение двух рака‘атов. ‘Умар (радиаллаху ‘анху) говорит: الخطبة موضع الركعتين «Хутба замещает два рака‘ата». (Мусаннаф ‘Абдурраззак т.3, стр. 237)
Возникает вопрос: два рака‘ата, которые замещаются хутбой, были для поклонения и вспоминания Аллаха или ради проповеди и наставления?
Самое важное, – это то, что во времена Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и праведных халифов в мечети было также много не арабов. Тем не менее, никогда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) или праведные халифы из-за любезности к слушающим не читали хутбу на другом языке, помимо арабского, или велели бы кому-нибудь переводить, чтобы присутствующие не арабы тоже понимали. Если бы целью хутбы являлось объяснение и наставление, то мы должны были бы встретить какой-нибудь подобный случай. Тогда как во многих других случаях Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и праведные халифы использовали переводчиков.
Кроме этого, много сахабов уехали в неарабские страны, научились их языкам, много сахабов были не арабами. Кто-то был из Рима, кто-то из Персии, а кто-то из Эфиопии. Многие сахабы знали несколько языков, например, Зайд ибн Сабит (радиаллаху ‘анху). В книгах хадисов и жизнеописаний, переданных дословно, нет ни одной хутбы Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), правителей мусульман и других сахабов (радиаллаху ‘анхум) на не арабском языке. Хотя многие из них знали другие языки и, приехав в другие не арабские страны, читали хутбу, но читали её только на арабском языке. Из этого следует, что, согласно сунне, хутбу надо читать только на арабском. Так переходило из поколения в поколение.
Цель хутбы – это только вспоминание Аллаха, а не проповедь и наставление, иначе бы для понимания слушающих обязательно была хутба на другом языке, кроме арабского языка, или в истории было бы упомянуто об этом.
Шах Валиулллах Мухаддис Дехлави (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:
واماكونها عربية فلاستمراراهل المسلمين فى المشارق والمغارب به مع ان فى كثيرمن الاقاليم كان المخاطبين اعجمين وقال وقال النووى فى كتاب الاذكار رحمه الله تعالٰى ويشترط كونها بالعربيه (شرح مؤطاشاه ولى الله
«Хутба должна быть на арабском. Так поступали все мусульмане востока и запада, несмотря на то, что во многих странах читающие и слушающие были не арабы. Имам Навави (рахматуллахи ‘алейхи) в “Китабуль азкар” написал: «Условием хутбы является, чтобы она была на арабском языке». (Шарх Муатта Шах Валиуллах)
Некоторые люди в нашей стране делают упор на то, чтобы хутба была на урду. И во многих местах хутба даже делается на урду. Кто хочет, тот может на деле увидеть, что хутба таких людей бывает очень длинной, а намаз по сравнению с ней бывает очень коротким, поскольку её стиль похож на выступление оратора. Даже она скорее и является ораторским выступлением. Поэтому она тянется долго, а намаз в результате получается коротким. Тогда как в хадисе Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказано, что намаз должен быть длинным, а хутба – короткой. Люди, читающие хутбу на урду, поступают наоборот.
عن عمار قال سمعت رسول الله ﷺ يقول ان طول صلوٰة الرجل وقصرخطبته مئنة من فقهه فاطيلوا الصلوٰة واقصرو الخطبة (مسلم ج١ ص٢٨٦
‘Аммар ибн Ясир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Длинный намаз человека и сокращённая хутба является доказательством его осведомленности, поэтому удлиняйте намаз и сократите хутбу». (Муслим т.1, стр. 286)
В другом хадисе сказано:
عن عبدالله بن ابى اوفٰى قال كان رسول الله ﷺ يطيل الصلوٰة ويقصرالخطبة (نسائى ج١ص٢٩٠
‘Абдуллах ибн Аби Ауфа (радиаллаху ‘анху) передаёт: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал намаз долго, а хутбу читал коротко». (Насаи т.1, стр. 209)
В Абу Дауде приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время хутбы джум‘а произносил несколько слов. (т.1, стр. 174)
Если бы хутбу читали на арабском языке, то не возникало бы проблемы долгой хутбы и короткого намаза. Даже если человек знает арабский язык, всё равно есть разница говорить на родном языке или на неродном.
Во время хутбы не разрешается читать намаз и разговаривать:
Во время хутбы не разрешается читать намаз или разговаривать. Соответственно высказыванию толкователей Корана, следующий аят суры “Преграды” —
وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوْا لَهُ وَأَنصِتُوْا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ.(سوره اعراف آية ٢٠٤
«А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, – может быть, вы будете помилованы!» (Преграды 204) — был ниспослан относительно и намаза, и хутбы, см. «Тафсир Рухуль Ма‘ани» т.9, стр. 150, «Тафсир Кабир» т.4, стр. 500, «Тафсир ибн Касир» т.2, стр. 280, 281)
Имам ибн Таймия (рахматуллахи ‘алейхи) в своей “Фатава” пишет:
وقد استفاض عن السلف انها نزلت فى القرأة فى الصلوٰة وقال بعضهم فى الخطبة وذكراحمد بن حنبل الاجماع علٰى انها نزلت فى ذالك (فتاوى ابن تيميه ج٢٣ ص٢٦٩
«В эпоху наших благочестивых предков была распространенной версия, что этот аят был ниспослан касательно кыра’ата в намазе, а некоторые говорили, что он был ниспослан относительно хутбы. Имам Ахмад ибн Ханбал (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт единогласное мнение всех учёных, что этот аят был ниспослан в отношении намаза и хутбы». (Фатава ибн Таймия т.32, стр. 269)
В другом месте он пишет:
احدها ماذكره الامام احمد من اجماع الناس علٰى انها نزلت فى الصلوٰة وفى الخطبة وكذالك قوله فاذاقرأ فانصتوا (ج٢٣ ص٣١٣
«Одно – то, что передал имам Ахмад ибн Ханбал (рахматуллахи ‘алейхи), что люди единодушно согласны с тем, что этот аят был ниспослан относительно намаза и хутбы. Также есть высказывание Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “Когда имам делает кыра’ат, молчите”». (т.32, стр. 313)
И по причине того, что хутба также состоит из аятов Корана, из-за чего её назвали «зикруллах» (вспоминанием Аллаха), поэтому надо сосредоточиться и слушать внимательно хутбу.
В хадисах приказано соблюдать абсолютную тишину во время хутбы.
عن سلمان قال قال رسول الله ﷺ لايغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهر مااستطاع من طهرويدّهن من دهنه اويمسّ من طيب بيته ثم يخرج فلايفرق بين اثنين ثم يصلى ماكتب له ثم ينصت اذاتكلم الامام الاغفرله مابينه وبين الجمعة الاخرىٰ ( بخارى ج١ ص١٢١، ١٢٤)
Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто в день джум‘а делает полное омовение (гусль), насколько может, очищается, мажется маслом или благовонием, имеющимся дома, затем идёт в мечеть и не садится между двумя сидящими рядом людьми, читает намаз, что полагается перед джум‘а, затем внимательно молча слушает, когда говорит имам, ему прощается от этого джум‘а до предыдущего». (Бухари т.1, стр. 121, 124)
В Муслиме, в хадисе Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) приводится:
فصلٰى ماقدرله ثم انصت حتى يفرغ من خطبته ثم يصلى معه (ج١ ص٢٨٣
«И прочитал намаз, сколько для него было предписано, затем молчал, пока имам не закончил хутбу, и затем с ним прочитал намаз». (т.1, стр. 283)
В другом хадисе сказано:
ثم اتى الجمعة فاستمع وانصت . (ج١ ص٢٨٣
«Затем пришёл на джум‘а намаз, слушал хутбу внимательно и молчал». (Муслим т.1, стр. 283)
Ещё в одном хадисе приведено:
اذا قلت لصاحبك يوم الجمعة انصت والامام يخطب فقدلغوت (بخارى ج١ ص١٢٨
«Если во время произнесения имамом хутбы ты скажешь своему товарищу: «Замолчи!», то тем самым ты занимался пустословием».
Т.е. во время хутбы запрещается совершать даже такую важную обязанность, как призыв к добру и отстранение от зла, и следует обратить все внимание на хутбу. Ясно, что когда запрещено совершать обязательные вещи, тогда как можно разрешать совершать мустахаб намаз, как “тахийятуль вуду”.
В одном хадисе сказано:
ثم اتى الجمعة فدنٰى واستمع وانصت (ترمذى ج١ ص٦٦
«Затем приходит на джум‘а намаз, садится поближе к имаму и слушает хутбу внимательно и молча». (Тирмизи т.1, стр. 66)
В хадисе Ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) разговаривающий человек сравнивается с ослом, а про того, кто велит ему замолчать, сказано, что его джум‘а намаз недействителен.
من تكلم يوم الجمعة والامام يخطب فهوكمثل الحماريحمل اسفارًا والذى يقول له انصت ليس له جمعة رواه احمد (مشكوٰة ج١ ص١٢٣)
«Тот, кто разговаривал в день джум‘а во время хутбы, подобен ослу, который нагружен поклажей (и кричит), и для человека, который скажет ему: «Замолчи», нет джум‘а». (Мишкат т.1, стр. 123)
В хадисе Абу Аюба Ансари (радиаллаху ‘анху) сказано:
ثم خرج الى المسجد فيركع ان بداله ولم يوذاحدًا ثم انصت حتى يصلى (رواه احمد والطبرانى فى الكبير ورجاله ثقات مجمع الزوائد ج٢ ص١٧١)
«Затем пойдёт в мечеть, и, придя, если есть возможность, прочитает намаз, и не причинит никому неудобства (т.е. не будет шагать через головы людей), затем будет сидеть молча, пока не прочитает намаз». (Маджма‘уз заваид т.2, стр. 171)
Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает:
ثم صلٰى ماكتب الله له ثم انصت اذا خرج الامام حتٰى يفرغ عن صلوٰته (طحاوى ج١ ص١٨٠
«Затем прочитал намаз, сколько полагалось ему читать, затем молча слушал, когда имам пришёл для чтения хутбы, пока не завершил намаз». (Тахави т.1, стр. 180)
В Абу Дауде сказано:
فاستمع وانصت (ج١ ص١٦٦
«Слушал внимательно и молчал». (т.1, стр. 166)
В этих хадисах достойны внимания два момента. Во-первых, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал, что предел времени намаза – это начало хутбы, т.е. намаз можно читать, пока имам не придёт на хутбу. После этого уже надо внимательно слушать хутбу. Во-вторых, приводя намаз в сравнение с молчанием, он показал, что намаз противоречит молчанию. Поэтому когда было приказано соблюдать тишину, то этим было запрещено чтение намаза. И во время хутбы намаз и разговор – оба стали запрещёнными.
Во время хутбы ангелы тоже закрывают свои свитки, заходят в мечеть и слушают хутбу.
فاذاخرج الامام طوواصحفهم ويستمعون الذكر(بخارى ج١ ص١٢٧، مسلم ج١ص٢٨١،٢٨٣
«Когда выходит имам, ангелы сворачивают свои свитки и слушают хутбу». (Бухари т.1, стр. 127, Муслим т.1, стр. 281, 283)
Во время хутбы запрещено читать намаз и разговаривать (даже если это будет призыв к добру и запрещение зла), их запрещение подтверждается из следующего хадиса Набиши Хазали (радиаллаху ‘анху):
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
فان لم يجدالامام خرج صلى مابدا له وان وجدالامام قدخرج جلس فاستمع وانصت حتى يقضى الامام جمعته وكلامه رواه احمد (مجمع الزوائد ج٢ ص١٧١
«Если имам не вышел для чтения хутбы, то пусть читает намаз, сколько может, а если увидел, что имам вышел для чтения хутбы, то пусть садится. И пусть слушает внимательно и молча, пока имам не завершит хутбу и намаз». (Маджма‘уз заваид т.2, стр. 171)
В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба” приведено, что ‘Али, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхум) считали, что после того, как имам выходит для чтения хутбы, читать намаз — макрух.
‘Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:
اذا قعد الامام على المنبرفلاصلوٰة (مصنف ابن ابى شيبه ج٢ ص١١١
«Никакой намаз не разрешается читать, после того как имам садится на минбар». (Мусаннаф ибн Аби Шейба т.2, стр. 111)
Ибн Шахаб Зухри (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:
فخروج الامام يقطع الصلوٰة وكلامه يقطع الكلام (مؤطا امام مالك ص٣٨
«Выход имама для хутбы прекращает намаз и разговор. (Хутба) прекращает разговор (других)». (Муатта имам Малик стр. 38)
Исхак ибн Рахвия в своём источнике передаёт от Сайба ибн Язида, что они во времена ‘Умара (радиаллаху ‘анху) в день джум‘а читали намаз, но когда ‘Умар (радиаллаху ‘анху) садился на минбар, то они прекращали читать намаз.
В свете всех этих хадисов следующий хадис ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анху) становится явным доказательством. В нём он рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
اذا دخل احدكم المسجدوالامام على المنبرفلاصلوٰةولاكلام حتٰى يفرغ الامام رواه الطبرانى فى المعجم الكبير (مجمع الزوائد ج٢ ص١٨٤)
«Если кто-нибудь из вас зашёл в мечеть, а имам находится на минбаре, то не разрешается читать никакой намаз и разговаривать, пока имам не закончит». (Маджма‘уз заваид т.2, стр. 184)
Данный хадис несёт то же самое значение, которое было приведено до этого в священных аятах, хадисах Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и высказываниях сахабов (радиаллаху ‘анхум).
В действительности, достоверно известно, что все праведные предки, (т.е. сахабы, таби‘ины и др.) запрещали читать намаз и разговаривать во время хутбы. (См. «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3, стр. 208, «Муатта имам Мухаммад» стр. 138, Тахави т.1, стр. 181, «Муатта имам Малик» стр. 38 и т.д.)
Хадисы, из которых подтверждается, что человек из-за чтения “тахийятуль масжид” получает награду, относятся к тому времени, когда ещё не было запрещено читать намаз и разговаривать во время хутбы. Как, например, раньше в намазе разрешалась разговаривать, но позже это было отменено. Таким же образом, намаз «тахийятуль масжид» разрешалось читать, пока не было запрещено читать намаз и разговаривать во время хутбы, или же есть некоторые исключительные особенные случаи. (Ихтилафи уммат ор сирати мустаким ч.2. стр. 225)
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Из книги: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»