:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ ٱللَّـهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّـهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُوا۟ ٱللَّـهَ وَٱلْيَوْمَ ٱلْـَٔاخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّـهَ كَثِيرًا
:وقال عليه الصلاة والسلام
الطَّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ من تمسك بسنتي عند فساد أمتي فله أجر مائة شهيد أو كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
Многоуважаемые отцы и друзья, Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Я прочел вам один аят священного Корана и один хадис посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Перевод аята состоит в том, что Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит:
«В посланнике Аллаха (его образе жизни, характере, поведении) – чрезвычайно прекрасный пример для вас, для тех, кто (страшится Аллаха) надеется встретить Аллаха, сознателен в отношении Дня воскрешения и обильно поминает Аллаха».
А смысл хадиса состоит в том, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит:
«Кто твердо придерживается моей сунны во времена смуты, разлада в умме, тот получит награду как сто шахидов (людей, которые отправились на путь Аллаха и отдали свои жизни ради Его довольства)».
Основной столп ислама – это «ля́ иля́ха иллялла́х, Мухаммадур-расу́люлла́х» (никто, кроме Аллаха, не достоин поклонения, а Мухаммад – посланник Аллаха). Это основной столп исламской религии.
И в этом утверждении нашей веры содержатся два момента: таухид и рисалят:
а) Таухид означает заявление человеком единственности Аллаха (Субханаху уа Та‘аля). Человек верит в Аллаха, верит в Его единственность, в качества Аллаха (Субханаху уа Та‘аля). Его сердце наполнено осознанием величия и величественности Аллаха (Субханаху уа Та‘аля).
б) Рисалят обозначает миссию пророка и посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Оба данных момента, составляющие утверждение (калиму) «ля́ иля́ха иллялла́х, Мухаммадур-расу́люлла́х», – таухид и рисалят – прочно связаны друг с другом.
а) Таухид имеет отношение к внутреннему содержимому человека, его вере, тасдик-биль-кольб (вы верите в Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) сердцем).
б) Если же говорить о рисаляте, то один из многих его аспектов состоит в том, что он выражается, проявляется на человеке. Посредством рисалята, следования пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), образу жизни посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) человек может претворить в жизнь предписания Аллаха (Субханаху уа Та‘аля).
То есть существуют таухид и рисалят. Крепко связанные друг с другом. Человек не может быть верующим, если у него нет таухида. И человек не может быть истинным верующим, если не верит в рисалят и не практикует сунну посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Сегодня, когда мы смотрим на состояние уммы в различных частях света, на то, что происходит в Сирии, о чем вчера подробно рассказывал нам хазрат Ахмад, на то, что происходит в Палестине, Ближнем Востоке и во всем мире в последние несколько лет, мы видим, что мусульман изображают в крайне негативном свете. И кажется, что умма на данный момент борется за самоопределение, уважение, достоинство и честь.
Одна из причин заключается в том, что мы живем в таком окружении, которое овладело нами. Оттенок окружения переходит на нас. И медленно, постепенно мы забываем о Сунне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Мы заявляем, что являемся мусульманами, обладаем верой в сердце, знаем о посланнике Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но исламского оттенка, то есть Сунны посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), в нашей жизни не видно.
Если мы хотим исправиться, стать мощной, динамичной уммой, какой были прежде, то единственный способ для этого – возвращение к Сунне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И это важный аспект нашего таухида и рисалята. Таухид есть, но оттенка рисалята нашей умме не хватает.
Имам Малик (рахимахуЛлах) говорил: «Более поздняя часть уммы (то есть современные мусульмане) никогда не исправится (не получит такого уважения, почета и достоинства, как в прошлом), пока не будет поступать как люди прошлого».
В прошлом мусульмане обладали уважением и почетом. Был таухид, рисалят, а оттенок Сунны явно проявлялся в их жизни. И, пока мы не примем Сунны посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), пока она не станет широко распространенным оттенком всей уммы, до тех пор мы не увидим возрождение славы ислама.
Самое главное – чтобы величие Сунны вошло в наши сердца. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) предсказывал: у этой уммы настанут времена, когда она будет внедрять в себя все и вся и постепенно отдалится от Сунны.
Приводится хадис о следующем высказывании пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«У моей уммы настанут времена, что она, как за сандалией следует сандалия, будет делать все, что произошло с родом Исраила. Вплоть до того, что если в роде Исраила был человек, вступивший с собственной матерью в аморальную, запретную близость, то и в моей умме найдется человек, который совершит то же самое».
Далее благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Род Исраила разделился на 72 группы, а моя умма разделится на 73. Все они – в адском огне. И лишь одна группа будет спасена».
Когда у благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросили, что это за группа, он ответил:
ما أنا عليه وأصحابي
«Те, кто следует пути моему (моей сунне) и моих сподвижников».
В одном из хадисов рассказывается, что, когда посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спал, к нему пришли ангелы, и между ними произошла беседа. Одни говорили другим:
«Для этого человека есть аналогия, приведите же ему эту аналогию».
Другие ангелы сказали:
إنه نائم
«Он спит».
То есть какой смысл приводить ему аналогию, целью которой является почтение к нему, если он спит?
Тогда другие ангелы сказали:
«Его глаза спят, но сердце бодрствует».
И тогда одна группа ангелов привела следующую аналогию пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): царь построил огромный, прекрасный дворец и направил вестника, чтобы пригласить других отведать угощения во дворце. В результате вестник вышел, пригласил людей отведать угощения во дворце. Кто принял приглашение, те вошли во дворец и насладились угощениями. А кто не принял приглашение, те не пришли, оказались лишенными и не отведали угощений.
Одни ангелы снова сказали другим: разъясните, разъясните, что вы имеете в виду под данной аналогией.
«Дворец – это рай».
Аллах (Субханаху уа Та‘аля) создал рай и подготовил его. И Аллах (Субханаху уа Та‘аля) направил вестника, чтобы тот пошел и пригласил людей прийти в рай. Этот вестник – посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Кто принял его приглашение, они вошли во дворец. А кто не принял приглашение пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), те лишились угощений во дворце.
Такова Сунна пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Если мы хотим насладиться благами Аллаха (Субханаху уа Та‘аля), следуйте Сунне пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Одним из выдающихся качеств сподвижников была Сунна. Что бы ни случалось в жизни, в первую очередь они обращались к Сунне. Какие бы проблемы ни возникали, они в первую очередь обращались к Сунне. Когда что-то случалось, первой их мыслью было: каковым было наставление и практика посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в отношении этого?
Сейчас идет сезон хаджа. И я приведу несколько примеров, как сподвижники мгновенно обращались к Сунне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
а) Как сообщается в сборнике Бухари, однажды Умар (радиаЛлаху ‘анху) сказал сподвижникам, что не оставит ничего желтого и белого в Каабе, раздаст все. Под «желтым» и «белым» подразумевались золото и серебро. Все виды ресурсов и богатств люди жертвовали на поддержание Почтенной Каабы. В результате скопилось большое богатство, и он сказал, что желает распределить все среди людей. Сподвижники, присутствовавшие при этом, сказали ему: как сейчас жертвуются средства, так они жертвовались и во времена посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а также во времена Абу Бакра ас-Сиддыка (т.е Правдивого) (радиаЛлаху ‘анху); но они не делали такую раздачу, какую задумал ты, как же ты собираешься это сделать? То есть это богатство следует сохранить на поддержание Почтенной Каабы, посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не раздавал его, Абу Бакр ас-Сиддык (радиаЛлаху ‘анху) не раздавал его, почему же ты хочешь его раздать? Когда Умару (радиаЛлаху ‘анху) сказали это, он тут же послушался и сказал:
«Это два человека (посланник Аллаха, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и Абу Бакр ас-Сиддык), словам которых я следую».
Он хотел сделать одно, но Сунна продиктовала ему иное.
б) Когда человек облачается в ихрам, совершает таваф вокруг Почтенной Каабы, после чего исполняет сай между Сафой и Марвой, то в течение первых трех обходов вы совершаете рамль, то есть первые три круга идете очень быстро. Однажды Умар (радиаЛлаху ‘анху) сделал следующий комментарий:
«Зачем нам делать рамль?»
Цель рамля была связана с тем, что, когда благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) прибыл из Лучезарной Медины для совершения паломничества, неверующие Почтенной Мекки стали говорить, что лихорадка Лучезарной Медины ослабила мусульман, как же они будут совершать таваф, как будут исполнять сай между Сафой и Марвой, если у них не будет на это сил? Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: продемонстрируйте свою силу, и первые три круга пройдите очень быстро. И это касалось не только тавафа. Между Сафой и Марвой был пеший ход, но пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал совершать сай – идти чуть быстрее. Причина была той же – продемонстрировать неверующим силу.
Соответственно, Умар (радиаЛлаху ‘анху) сказал, что целью рамля была демонстрация силы неверующим, но Аллах их уже истребил, и мусульмане уже показали язычникам свою силу, так зачем же теперь делать рамль?
Но после этого он сказал: рамль (пусть и нет той цели, из-за которой его исполняли) – это то, что делал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а мы не хотим забрасывать то, что делал благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
в) Один человек пришел к Абдулле ибн Умару (радиаЛлаху ‘анхума) и спросил его, следует ли целовать Черный камень, следует ли исполнять истилям Черного камня (если вы непосредственно находитесь у Черного камня, вы целуете его; если же находитесь вдали от него, то совершаете истилям), нужно ли это делать. Абдулла ибн Умар (радиаЛлаху ‘анхума) ответил на это так:
رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقبله ويستلمه
«Я видел, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) целовал Черный камень и совершал его истилям».
Пришедший к Абдулле ибн Умару (радиаЛлаху ‘анхума) человек был из Йемена и спросил его:
أرأيتَ إن زحمتُ؟! أرأيت إن غلبت؟!
«А если там много людей?! А если меня подхватит толпа?!»
Абдулла ибн Умар (радиаЛлаху ‘анхума) ответил ему так:
«Возьми свои «а если…» и отправляйся в Йемен».
То есть: ты постоянно спрашиваешь «а если…», «а если…», возьми эти «а если…» и уезжай в Йемен, я говорю тебе то, что делал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Иногда у нас бывает подобное поведение. Когда нам говорят о Сунне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), мы задаем множество вопросов: «а если то…», «а если это…», – в то время как подход сподвижников состоял в том, что, как только им сказали о Сунне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), они тут же воплощали это в жизнь и следовали этому.
В настоящее время многие люди спрашивают и говорят о том, как увидеть во сне посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Увидеть во сне пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – это хорошо, это большое благо. Алимы говорят: если человек увидел пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) во сне, это радостная весть, имеется надежда, что такой человек будет верующим на момент своей смерти. Но более важным является прививание себе Сунны пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в том, как мы ложимся спать, как едим, как пьем.
И прекрасный способ для исправления себя – постарайтесь достать какую-нибудь книгу о Сунне пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), о его сире (жизнеописании). Читайте об этом каждый день. И смотрите, где мы поступаем не в соответствии с Сунной пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в нашей личной жизни, характере, нашем поведении. Постарайтесь привить себе Сунну в своей жизни. Инша Аллах, если мы сделаем это, любовь к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) войдет в наше сердце, наше сердце окрасится в исламский оттенок, мы увидим, как баракат ислама вольется в наши сердца, и мы увидим настоящий оттенок милости Аллаха (Субханаху уа Та‘аля), приходящей к умме.
Да дарует нам Аллах тауфик!
وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Маджлисы», стр. 45-51