
Каковы границы понятий халяль и харам, существуют ли их разновидности?
Все, что разрешено Аллахом или не запрещено аятами Корана или хадисами, является дозволенным (халяль). Все, что запрещено Аллахом, является запретным (харам). Если запретность какой-либо вещи устанавливается согласно предположительному аргументу, а не строгому предписанию, то эта вещь получает название макрух. Макрух имеет две разновидности: тахриман-макрух, близкий к запретному, и танзихан-макрух, близкий к дозволенному.
Основой в вещах является дозволенность. Если нет религиозного постановления в отношении какой-либо вещи, эта вещь является дозволенной. В Коране сказано следующее:
«Он — Тот, который сотворил вам всё благое на земле». (Сура аль-Бакара, 2/29)
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами?» (Сура Лукман, 31/20)
Дозволенность какой-либо вещи определяется следующими тремя методами:
а) Это не является грехом. Коран запрещает людям употреблять в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не Аллаха. Однако людям, оказавшимся в затруднительном положении, дозволено употребить запретную пищу при условии, что он съест столько, сколько требуется для утоления голода (Сура аль-Бакара, 2/173). В этом отношении действует следующее правило: «Необходимость делает нежелательные вещи допустимыми». («Аль-Ашбах»)
б) Нет никаких доказательств о запретности этой вещи.
в) Имеется насс о дозволенности этой вещи. Например, употребление чистой пищи. В аяте сказано следующее:
«Сегодня вам дозволена чистая пища». (Сура аль-Маида, 5/5)
Харам — это то, совершение чего категорически запрещено в исламе. Религиозный запрет может быть установлен только Аллахом и Его Посланником. Следующий аят является критерием в данном вопросе:
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха». (Сура ан-Нахль, 16/116)
Запретность чего-либо можно определить следующими методами:
а) Наличие аята или достоверного хадиса, в котором ясно говорится о запретности этой вещи.
«Запрещены вам также ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры…» (Сура ан-Ниса, 4/23)
б) Существование предписания об отмене дозволенности.
«Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя». (Сура аль-Ахзаб, 33/52)
в) Использование отрицательной формы повелительного наклонения.
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем». (Сура аль-Исра, 17/32)
г) Использование стиля, предостерегающего от совершения какого-либо действия. Например, использование выражения: «Сторонитесь же этого, — быть может, вы преуспеете» (Сура аль-Маида, 5/90), после выражения: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры и подобные им вещи являются скверной из деяний сатаны».
Запрет бывает двух типов: прямой и косвенный.
а) Прямой запрет (харам ли затихи): Сюда относится запрет, установленный Аллахом и Его Посланником, по причине зла, заложенного в природе какой-либо вещи. Например, прелюбодеяние, продажа мертвечины, вступление в брак с теми, с кем это запрещено. Это действия и поступки, наносящие вред пяти вещам, которые необходимо защищать: жизнь, имущество, разум, религия и род.
б) Косвенный запрет (харам ли гайрихи): Сюда относятся действия и поступки, которые запрещены по каким-либо внешним причинам, хотя в основном они должны быть дозволенными. Например, запрет прелюбодеяния является прямым запретом, а отказ от покрывания своего тела, являющегося мерой предосторожности против прелюбодеяния — косвенным запретом. Опять же, торговля во время пятничной молитвы является косвенным запретом, поскольку в основном торговля является дозволенной.
Мясо каких наземных животных разрешено употреблять в пищу?
В Священном Коране сказано, что все благое на земле создано для людей (Сура аль-Бакара, 2/29) все, что на небесах и на земле, подчинено людям (Сура аль-Джасия, 45/13). Опять же, вместо того чтобы упоминать по отдельности каждое животное, мясо которого разрешено употреблять в пищу, в Коране сообщается, что благие и чистые вещи являются дозволенными, а скверные вещи — запретными. (Сура аль-Маида, 5/5; аль-Араф, 7/157)
О животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, в Священном Коране сказано следующее:
«Запрещено вам, о верующие, употреблять в пищу только мертвечину, кровь, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не Аллаха. Кто же будет вынужден есть запрещённую пищу, не будучи нечестивым или непослушным, — нет греха на нём, при условии, что он этой запрещённой пищи не съест больше, чем требуется для утоления голода, и не будет стремиться её достать, как делали это во времена невежества. Ведь Аллах — Прощающий и Милосердный!» (Сура аль-Бакара, 2/173)
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам». (Сура аль-Маида, 5/3. О положении этих исламских запретов в христианстве см.: Деяния Апостолов, XV, 20, 29, XXI, 25; О запрете свинины см. Ветхий Завет, Книга Левит, XIV, 7, Второзаконие, XI, 8; Евангелие от Матфея, V, 17-19)
«Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха»». (Сура аль-Анам, 6/145)
В первом аяте сообщается о трех видах животного мяса, которое запрещено употреблять в пищу: Мертвечина, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не с именем Аллаха. Это повторяется и во втором аяте, а также упоминаются виды животного мяса, которые входят в категорию «мертвечины»: Животное, которое было задушено, забито до смерти, подохло при падении, заколото рогами или задрано хищником. Животное, которое было зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), также относится к последнему пункту первого аята.
Вопрос запретности или дозволенности употребления в пищу мяса животных, о которых не было сказано в вышеупомянутых группах, определяется как хадисами, так и мнениями правоведов в соответствии с принципом «чистые вещи являются дозволенными, а скверные — запретными».
В аяте говорится следующее: «Он (Пророк) объявит дозволенным благое и запрещенным скверное». (Сура аль-Араф, 7/157)
Право объявлять «запрещенным скверное», которое было дано Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) посредством данного аята, охватывает всех животных, которые по своей природе вызывают у человека отвращение, а также животных, питающихся нечистотами, которые могут причинить вред человеку. Однако, поскольку критерий отвращения может варьироваться в зависимости от климата, окружающей среды и понимания культуры, существуют разногласия касательно некоторых животных, которые не упоминаются в аятах и хадисах.
В свете аятов и хадисов животные, мясо которых разрешено и запрещено употреблять в пищу, можно объединить в следующие группы:
а) Запрещено употреблять в пищу мясо хищных животных, у которых есть клыки. В эту группу входят четвероногие животные, такие как свинья, волк, медведь, лев, тигр, леопард, белка, соболь, обезьяна, куница, гиена, слон, собака, кошка, ящерица, лиса и ласка. Мясо животных, которые имеют клыки, но не нападают на других, разрешено употреблять в пищу.
Например, верблюд. Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал следующее: «Запрещено употреблять в пищу мясо любых хищников, имеющих клыки». (Муслим, Сайд, 15, 16; Абу Дауд, Атима, 32; Тирмизи, Сайд, 9, 11)
Единственное животное, запрещенное в Коране как вид, — это свинья. (Сура аль-Бакара, 2/173)
Иудеям в качестве наказания было запрещено употреблять в пищу мясо животных с нераздвоенными копытами, а также сало животных (Сура аль-Анам, 6/146). Тора запрещает употреблять в пищу свиное мясо и прикасаться к ее трупу (Второзаконие, 14/8). Несмотря на то, что свинья презирается во многих местах Евангелия (Евангелие от Матфея, 7/6; Евангелие от Марка, 5/11-14) нет четких утверждений, запрещающих употреблять в пищу мясо свиньи.
Чтобы привить христианство обществам с глубоко укоренившимися привычками в этом направлении, Павел удалил из Евангелия стихи, в которых говорилось о запрете свиного мяса, и сказал следующее: «Не то, что входит в рот, оскверняет человека, а то, что выходит из его уст и сердца, следовательно, все, что продается на рынке, разрешено употреблять в пищу». (Евангелие от Матфея, 15/11, 18; Первое послание к Коринфянам, 10/25). Последовавшее за его словом христианство установило очень широкие границы в вопросах еды и питья. Соответственно, свиное мясо также стало дозволенным.
б) Мясо хищних птиц, которые имеют когти, является запретным или относится к категории тахриман макрух. К ним относятся такие птицы, как орел, гриф, ястреб, коршун, ворон, ворона, летучая мышь, сокол. Мясо птиц, которые имеют когти, но не охотятся на других, разрешено употреблять в пищу. Например, голубь. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) запретил употреблять в пищу мясо хищных животных (животные, имеющие длинные заостренные зубы с четырех сторон) и хищных птиц (птицы, которые разрывают добычу своими когтями). (Муслим, Сайд, 15, 16; Абу Дауд, Атима, 32; Тирмизи, Сайд, 9, 11)
в) Запрещено употреблять в пищу мясо животных, которые вызывают отвращение у людей. К ним относятся мыши, даманы, змеи, скорпионы, клещи, лягушки, черепахи, пчелы, мухи, комары, кроты, ежи, вши, блохи и другие насекомые. Однако отвращение к тому или иному животному может варьироваться в зависимости от климата, региона и культуры.
Однажды, когда Абдулла ибн Аббас (год смерти 68/687) и Халид ибн Уалид (год смерти 21/641) сели обедать с Досточтимым Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) в доме Маймуны, хозяйка дома поставила на стол жареных ящериц, которые были привезены ее родственницей из Наджда. Увидев, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) не притронулся к ящерицам, Ибн Аббас спросил: «Разве мясо ящериц запретно?». На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил следующее: «Нет, просто этой пищи не было на земле моего народа, и я нахожу, что испытываю к ней отвращение». Затем Халид пододвинул к себе тарелку и съел этих ящериц, а Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) не воспретил ему это. (Бухари, Забаих, 33)
г) Запрещено употреблять в пищу мясо животных, которые были заколоты не ради Аллаха. При заклании животного или умерщвлении его посредством выстрела из охотничьего ружья необходимо произносить басмала. Не будет вреда, если человек забудет произнести басмала, однако, если он сделает это намеренно, такое мясо запрещено употреблять в пищу.
По мнению Имама Шафии, произнесение «басмала» во время забоя животного является мустахабом. Если во время забоя не было произнесено «басмала», достаточно будет произнести его во время употребления в пищу мяса этого животного. (Бухари, Забаих, 15, 21; Таухид, 13; Абу Дауд, Адахи, 13, 19)
Также запрещено употреблять в пищу мясо животного, которое было заколото во имя идолов или во имя какого-либо человека. В Коране говорится следующее:
«Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха?» (Сура аль-Анам, 6/119)
«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие». (Сура аль-Анам, 6/121)
Мясо животных, которые не были упомянуты выше, дозволено употреблять в пищу.
Среди них крупный рогатый скот, буйвол, верблюд, овца, коза, кролик, олень, газель, горный козел, дикий крупный рогатый скот, зебра, жираф, курица, гусь, утка, индейка, страус, тетерев, голубь, перепел, воробей, куропатка, скворец, цапля и кузнечик. Некоторые из них упоминаются в Священном Коране (Сура аль-Маида, 5/1; аль-Хаджж, 22/28, 30) некоторые — оцениваются в рамках «благих и чистых вещей». Очевидно, что эти животные не являются хищниками, не хватают добычу и не защищают себя своими когтями. (Хамди, Дондурен, «Животные, чье мясо разрешено и запрещено принимать в пищу», Исламская энциклопедия Шамиля, II, 126, 127)
Хотя мясо сороки, голубя и соловья, по сути, является дозволенным, не стоит употреблять его в пищу, поскольку в обществе существует убеждение, что людей, употребляющих в пищу мясо этих птиц, постигнет бедствие.
Мясо животных, дозволенность или запретность которых вызывает споры
По мнению шафиитов, такие животные, как гиена, ящерица, лиса, лошадь и еж являются дозволенными, а такие животные, как ласточка, павлин, удод, попугай и сова — запретными.
По мнению некоторых маликитских ученых, мясо хищных животных, таких как лев и тигр, является дозволенным, а по мнению других — макрухом. Согласно распространенному взгляду маликитского мазхаба, употребление в пищу мяса таких птиц, как сокол и орел, а также птиц, питающихся нечистотами, является макрухом. Эти ученые исходят из того, что в Коране запрещена только свинина и что общее разрешение в аяте не может ограничиваться хадисами. (Комиссия, Ильмихаль, II, 39)
Лиса: По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, шафиитов, некоторых маликитов, а также, согласно одному преданию — ханбалитов, мясо лисы разрешено употреблять в пищу.
Медведь: По мнению ханафитов и шафиитов, мясо медведя является запретным, а по мнению маликитов и ханбалитов — дозволенным.
Жираф: По мнению шафиитов, мясо жирафа является запретным, а по мнению остальных трех мазхабов — дозволенным.
Павлин и попугай: В шафиитском мазхабе употребление в пищу мяса павлина и попугая считается запретным, а в остальных трех мазхабах — дозволенным.
Еж: По мнению ханафитов и ханбалитов, мясо ежа считается запретным, по мнению шафиитов и маликитов — дозволенным.
Мясо лошади, осла и мула: Существует единодушное мнение о запретности мяса осла и мула. Что же касается мяса лошади, то, по мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, ханбалитов и большинства правоведов, оно считается дозволенным.
Аргументом является следующий хадис. Джабир передает следующее: «В битве при Хайбере Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) запретил нам мясо осла и разрешил мясо лошади». (Бухари, Забаих, 28; Магази, 38, Никах, 21; Муслим, Никах, 30; Сайд, 23, 25, 30, 37)
В то время как Абу Ханифа считал употребление в пищу мяса лошади макрухом, некоторые последователи маликитского мазхаба считали это запретным и неодобряемым. В качестве аргумента они приводят следующий аят: «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения» (Сура ан-Нахль, 16/8), а также хадис, в котором Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) запретил употреблять в пищу мясо лошади, осла, мула и всех хищных животных, имеющих клыки. (Ахмад ибн Ханбаль, Муснад, I, 147, 244, 289, IV, 89, 90, 127)
Согласно четырем мазхабам, положение о дозволенности или запретности молока какого-либо животного, зависит от положения о дозволенности или запретности мяса этого животного. Поскольку человеческое мясо запрещено употреблять в пищу, женское молоко является дозволенным для грудного ребенка (до 2,5-летнего возраста).
Несмотря на то, что по аналогии с мясом лошади ее молоко является макрухом, согласно достоверному мнению мазхаба, оно является дозволенным. Ведь мясо лошади запрещено не из-за того, что оно считается нечистым, а из-за того, что лошадь используется в ходе военных действий.
В наше время мясо вышеупомянутых животных должно быть исследовано медицинскими и ветеринарными науками с точки зрения физического и духовного здоровья человека, и должны быть получены результаты лабораторных исследований. Таким образом, будет осуществлена научная проверка запретов, введенных исламом.
Мясо каких водных животных разрешено употреблять в пищу?
В Священном Коране сказано, что морская добыча и еда являются дозволенными для человека (Сура аль-Маида, 5/96, Фатыр, 35/12). Когда Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) задали вопрос о море, он ответил следующее: «Вода моря чиста, а мертвечина ее — дозволена». (Абу Дауд, Тахара, 41; Тирмизи, Тахара, 52)
В тех аятах и хадисах, где нет какой-либо ясности касательно морепродуктов, основой является дозволенность. Соответственно, все животные, которые постоянно живут в воде и не могут жить на суше, являются дозволенными при условии, что они относятся к семействам рыб. Им даже не нужно перерезать горло. Однако, по мнению ханафитов, запрещено употреблять в пищу рыбу, которая умерла собственной смертью и всплыла на поверхность воды. В данном вопросе ханафиты опирались на абсолютный смысл слова «майта (мертвечина)». (Сура аль-Маида, 5/32)
Потому что такая рыба несет риск для здоровья человека, ведь неизвестно, когда именно она умерла. Однако рыбы, которые погибли из-за слишком низкой или высокой температуры воды, из-за того, что были помещены в место с малым количеством воды, из-за отсутствия воды, а также рыбы, которые вмерзли в лед, не считаются умершими своей смертью, их можно употреблять в пищу. Однако, если с момента смерти прошло некоторое время и в мясе присутствуют признаки порчи, его запрещено употреблять в пищу.
Любое животное, живущее в воде, которое носит название рыбы и похоже на рыбу, например, калкан, сазан, дельфин, угорь, может употребляться в пищу. Остальные животные относятся к категории животных, которые вызывают у людей отвращение и считаются «нечистыми». Поэтом у их запрещено употреблять в пищу. Сюда относятся такие животные, как краб, мидия, устрица, омар, улитка и черепаха. Опять же, запрещено употреблять в пищу мясо животных, которые не являются рыбой, например, морж или морской лев. По мнению трех мазхабов, кроме ханафитов, любое животное, которое живет только в воде является дозволенным (даже если оно умерло собственной смертью). В качестве аргумента они приводят следующий хадис: «Вода моря чиста, а мертвечина ее —дозволена». (Абу Дауд, Тахара, 41; Тирмизи, Тахара, 52)
По мнению шафиитов, любое животное, которое живет только в воде и не может жить на суше, является дозволенным, даже если оно не является рыбой.
Существует три взгляда касательно запретности или дозволенности мяса животных, обитающих как на суше, так и в воде, например, лягушки, крабы, черепахи, змеи и крокодилы.
а) По мнению ханафитов и шафиитов, мясо этих животных является запретным.
б) По мнению маликитов, этих животных разрешено употреблять в пищу.
в) По мнению ханбалитов, крокодил, черепаха и лягушка являются дозволенными, а остальные — запретными. Однако животные, у которых есть яремная вена, такие как лягушка и бегемот, должны умерщвляться путем перерезания горла. Несмотря на то, что у краба отсутствует яремная вена, согласно распространенному взгляду мазхаба, он должен быть зарезан по правилам шариата. (Комиссия, Ильмихаль, II, 42)
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама»