Как яркая реальность и неотъемлемая часть жизни отдельных людей и общества в целом, многоженство представляет собой своеобразный образ жизни, культуру мусульманских народов, служит сохранению народов и национальностей. Как видим, этот институт основан на множестве причин и своими корнями уходит в древнюю историю народов. Результаты многочисленных исследований показывают, что данное социальное явление присуще многим народам, населяющим нашу планету и исповедующим самые различные религии и верования. Например, многоженство разрешено религиозными законами Брахманизма и положениями Заратустры.
В то же время хотелось бы отметить, что иудейские и христианские законы также не запрещают многоженство. Всем известно, что в Библии четко и в ясной форме сообщается о том, что Ибрахим (Авраам), Якуб (Яков), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и многие другие Пророки имели по несколько жен. Однако в последующие времена некоторые недобросовестные религиозные служители, неправильно толкуя религиозные тексты, запретили многоженство, что стало причиной нарушения социального равновесия в обществе. В наши дни можно встретить многих людей, которые сурово осуждают законы Ислама, разрешающие создание семьи с несколькими женщинами одновременно. И эти «культурные люди» даже не замечают, что они пребывают в глубоком заблуждении и отрицают очевидное из лишнего упрямства. Часто индивиды, на людях кричащие об аморальном характере многоженства, имеют всего лишь одну законную супругу, но практически сами часто вступают во внебрачные связи, имеют по несколько любовниц. А незаконные связи, как известно, наносят огромный вред как отдельному человеку, так и обществу в целом. В обществе начинают распространяться множественные заболевания, причиной которых являются случайные связи. Но еще большую опасность таит в себе разрушение нравственных устоев и законов, сохраняющих нормальное, человеческое общество.
Законы Ислама, с одной стороны, позволяют полигамный брак, а, с другой стороны, поощряют брак с одной женщиной. Что касается полигамного брака, то для этого существуют определенные условия. А также введено ограничение, запрещено иметь более четырех супруг. В Коране Всемогущий Аллах повелевает:
«Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной (женой) или невольницами. Это ближе к соблюдению справедливости». («Ниса», 4/3)
После ниспослания данного аята Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) приказал всем своим сподвижникам, имеющим много жен, выбрать четырех, а остальным предоставить свободу. (Тирмизи, Никах, 33; Ибн Маджа, Никах, 40)
Вопрос о многоженстве в Коране затронут по той причине, что здесь речь идет о призыве мусульман спешить на помощь людям, о том, чтобы они были готовы к самопожертвованию в решении социально-общественных проблем. Порой многоженство – это необходимость, требование сложившейся ситуации, одно из действенных средств для решения проблемы. В результате ряда причин, одной из которых являются военные действия, значительно уменьшается число мужчин, многие женщины остаются вдовами, а дети сиротами. Под влиянием различных обстоятельств это может происходить в каждом государстве и обществе. Правительственными мерами невозможно решить данную проблему, вследствие чего для сохранения общественного благосостояния и порядка многоженство становится одной из важных обязанностей мужчин.
Последние научные исследования свидетельствуют о том, что девочек рождается гораздо больше, чем мальчиков. Это происходит согласно Божественному определению, ибо для продолжения человеческого рода женщинам отводится очень важная роль. Поэтому, если принять во внимание все вышесказанное, вполне естественно, что религия Ислам, представившая человечеству такую мировоззренческую систему, принципы и правила которой останутся актуальными до конца Света, разрешила многоженство. Это есть проявление всеохватности и всеобъемлющего характера Ислама.
С другой стороны, не стоит забывать, что многоженство вовсе не является предписанием для каждого верующего. Отнюдь, в некоторых случаях это носит позволительный характер. Например, чтобы женщина не попала в затруднительное положение, поощряется многоженство во время военных действий, болезни, инвалидности, расставания на длительный срок. Иногда бывает, что по некоторым причинам женщина не может забеременеть и родить ребенка. Поэтому чем развестись с ней и оставить ее в одиночестве, предпочтительнее взять вторую жену. Если же таких причин несколько, то можно заключить еще несколько браков, однако количество жен строго ограничено четырьмя. Таким образом, морально-психологический ущерб, наносимый женщине в результате подобных ситуаций, сводится к минимуму.
Брак заключается для продолжения рода человеческого, для построения здорового во всех отношениях общества, для сохранения нравственности, для достижения близости к Аллаху и увеличения количества мусульман. При необходимости все это можно осуществить лишь путем заключения нескольких браков.
Если тщательно подумать, то сразу становится понятным, что многоженство позволяется законами Ислама не просто так. Ибо положения исламской религии носят вселенский характер, поэтому внимательно рассматривается каждая сторона человеческой жизни и общества. Ислам – это религия не только сильных и крепких людей. Это в то же время религия слабых и старых. Это религия, которая нужна человеку не только в минуты радости и счастья, но и в трудные моменты. Это религия не только мужчин, но и женщин, которые больше всего нуждаются в покровительстве и защите своих прав. Это такая религия, которая не может остаться в стороне в тот момент, когда разрушается семья, когда дети попадают в тяжелое положение. Это единственная мировая религия, законы которой охватывают не только общество в целом, но и индивидуального человека.
Для тех, кто намеревается в силу каких-либо обстоятельств заключить несколько браков, законы Ислама требуют следующего:
- Быть справедливым ко всем супругам.
- Обладать необходимыми материальными средствами.
Что касается справедливого отношения ко всем супругам, то Аллах в Коране повелевает:
«Вы не сможете относиться к женщинам (женам) одинаково справедливо (во всем), даже если очень постараетесь. Поэтому (делайте все, что в ваших силах и) не склоняйтесь же лишь к одной (которую любите), оставляя другую (жену) в неясности (так, чтобы имея мужа, она чувствовала себя незамужней). Но если вы придете к соглашению и будете богобоязненны, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий (и не наказывает рабов за чувства, над которыми они не властны)». («Ниса», 4/129)
Как видим, в аяте подчеркивается, что при всем желании невозможно одинаково относиться к супругам. Здесь имеется в виду чувство любви. Действительно, каждый человек испытывает значительные трудности в контролировании своих чувств, ибо у сердца нет воли. Однако, что касается справедливости в материальном отношении, то здесь обязательно соблюдение религиозных предписаний. Акцентируя внимание мусульман на этом, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:
«Если у мужчины две жены, и он не будет справедливым между ними, то в Судный День он будет оживлен таким образом, что одна его сторона будет парализованной». (Ибн Маджа, Никах, 47)
Но, принимая во внимание многочисленные трудности, которые возникают при заключении одновременно нескольких браков, без сильной на то надобности и без серьезных причин многоженство особенно не приветствуется. Очень тяжело соблюдать справедливость между супругами. Не стоит забывать о чувстве ревности, столь часто присущем многим женщинам, что в свою очередь порождает многочисленные проблемы. Все это говорит о том, что брак с одной женщиной более предпочтителен, чем с несколькими одновременно. Чтобы избежать возникающих при многоженстве проблем, в вышеприведенном аяте Корана Господь советует довольствоваться одним браком. Как сообщается в некоторых книгах, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) взял слово у своих зятьев, Али и Абуль Аса, что они не станут заключать другие браки. (Бухари, Асхабун Наби, 16; Муслим, Фадаилус Сахаба, 96)
Это свидетельствует о том, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда был приверженцем одного брака. Сам он лично до пятидесяти лет был женат на одной только женщине. Однако в силу некоторых причин и сложившихся обстоятельств, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) заключил многочисленные браки. Эти причины можно изложить следующим образом:
Маленькое исламское государство, построенное в Медине, чтобы окрепнуть и распространить свои идеи по всему миру, нуждалось в сильном и искреннем союзе со многими арабскими племенами. Кроме того, чтобы обучить женщин религиозным законам, возникла необходимость постоянного пребывания учениц рядом с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям). А также Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) как покровитель и защитник всех, кто испытывает значительные трудности, был просто обязан протянуть руку помощи обездоленным женщинам. Эти и многие другие факторы вынудили его заключить многочисленные браки. В этом вопросе Сам Аллах позволил ему многое. Также Сам Господь совершил бракосочетание, повелев жениться на Зайнаб бинти Джахш («Ахзаб», 33/37). При этом ограничение в количестве супруг Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) не касалось. («Ахзаб», 33/50)
Кроме того, каждая разведенная женщина и вдова обладают правом выйти замуж, тогда как бывшие жены Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) были лишены такого права, ибо они имели статус «матерей уммы». Раз обстоятельства сложились таким образом, то если бы Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), желая заключить новый брак, решил развестись с одной из жен, то она попала бы в затруднительное положение. Вот почему Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) никогда не разводился.
[Примечение: Некоторые поступки Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), совершенно не касаются его последователей и имеют отношение только к нему лично. Ибо он был основателем, представителем истиной религии. Кроме того, он был Посланником Аллаха и занимал особое положение. Например, только для него было обязательно совершение намаза тахаджуд, соблюдение поста без разговения в течение нескольких дней, запрет на закят. Женитьба на более, чем четырех женщинах, позволена только ему, и, согласно единодушному решению авторитетных ученых, никто не имеет права подражать ему в этом.]
В Коране повелевается следующее:
«Ты можешь отложить (посещение той) кого пожелаешь из них (жен) и приблизить (посещение той) кого пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты отдалил, то не будет на тебе греха. Это лучше, чтобы они радовались, не печалились и были довольны тем, что ты им даешь. Аллах знает то, что в ваших сердцах. Аллах — Знающий, Отменяющий наказание». («Ахзаб», 33/51)
Когда Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) было всего двадцать пять лет, он женился на Хадидже, которая была старше его на пятнадцать лет. И до пятидесяти лет он жил с ней счастливо и мирно. Многочисленные браки Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) заключил в Медине, где одно за другим ниспосылались все новые и новые религиозные предписания. Все это показывает, что эти браки были связаны с его пророческой миссией.
Исключая лишь некоторые особенности, присущие только женскому полу, с точки зрения обязанностей и долга законы Ислама приравнивают женщину к мужчине. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) подготовил и воспитал сотни ученых и наставников. И чтобы подготовить и вырастить истинных мусульманок, он использовал своих супруг. Так же, как он подготовил надежных учителей из Асхабус суффа, он и у себя дома неустанно готовил будущих женщин-наставниц, которые будут решать нужды правоверных мусульманок (то есть, он учил своих супруг). В последующие времена его супруги сыграли огромную роль в становлении науки хадисоведения.
Согласно религиозным канонам Ислама, обучение Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) женщин-мусульманок было невозможно. Женщины, в виду природной стыдливости, не могли напрямую задавать Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) некоторые вопросы щекотливого характера. При всем этом, время от времени Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) собирал женщин и беседовал с ними. Достоверно одно: мужчины и женщины никогда не находились в одном помещении. Поэтому женщины всегда задавали свои вопросы Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) через его благородных супруг. И так как он, вследствие стеснения, давал на некоторые вопросы туманные ответы, в таких случаях женщины просили его жен объяснить в более пространной форме. (Бухари, Хайд, 13-14; Муслим, Хайд, 60; Абу Дауд, Тахарат, 107)
Некоторые люди приходили к Умму Саляме (супруге Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям) и просили о следующем:
– Расскажи нам о каких-нибудь тайнах Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям).
Однако она всегда давала один и тот же ответ:
– У него нет от людей никаких тайн!
Затем ей в голову пришла мысль: «Может быть, этими словами я раскрыла семейную тайну всем людям?» От этой мысли она сильно расстроилась и с извиняющим видом объяснила сложившуюся ситуацию Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям), но он невозмутимо ответил ей:
– Ты хорошо сказала! (Ибн Ханбаль, 6/309)
Этими словами он дал понять, что разрешает своим супругам рассказать всем мусульманам о мельчайших подробностях его личной жизни, обо всех его высказываниях и действиях. Что особенно примечательно, другим людям он категорически запрещал пересказывать семейные тайны, тогда как о своей жизни он не только разрешал рассказать все, но и сам желал этого. А ведь не так-то и легко принять решение раскрыть всему свету подробности личной жизни. Ни один человек, так надеясь на свою безупречную жизнь, не сможет досконально поведать людям все детали своего образа жизни. Любой человек, что вполне естественно, совершает множество ошибок, раскрытие которых, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям. И только Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), который обладал самыми высокими морально-нравственными качествами, мог, ничего не опасаясь, позволить своим супругам рассказывать всем обо всех без исключения деталях своей жизни. Ибо он всегда находился под Божественной защитой и, прежде чем передать человечеству положения Корана, он сам лично неукоснительно выполнял все повеления Аллаха. Он передал Коран своей практической жизнью. Вот почему все детали его личной жизни должны были стать достоянием людей планеты. С другой стороны, только таким образом можно было представить вниманию мусульман те моменты семейных отношений, которые обычно скрываются от посторонних глаз.
В этом отношении из всех супруг Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) самый большой вклад сделала Айша (радыйаллаху анха), так как она была моложе и сообразительнее всех, обладала особой проницательностью и феноменальной памятью. Учитывая тот факт, что она передала будущему поколению 2210 хадисов Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), мы можем с уверенностью сказать одно: если бы не рассказы Айши, то очень многие подробности личной жизни Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) до нас бы так и не дошли. Она помнила сотни стихов арабских поэтов и могла часами декламировать их (Ибн Са’д, 8/73). В деле распространения Ислама она была самой лучшей помощницей.
Она прекрасно знала положения Корана, религиозные запреты и предписания, исламскую юриспруденцию, медицину, поэзию и старинные арабские предания, науку о родословной арабских племен. Когда после кончины Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) среди его сподвижников возникали споры и разногласия, они сразу спешили к Айше (радыйаллаху анха). Она решала такие сложные и принципиальные вопросы, которые ставили в тупик самых знаменитых сподвижников. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/360)
Как передает Абу Муса (радыйаллаху анху):
«Если мы затруднялись понять смысл некоторых хадисов Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), мы обращались к Айше. И она обязательно объясняла нам смысл высказываний». (Тирмизи, Манакиб, 62)
Об исправлениях некоторых ошибок сподвижников Айшой написаны большие произведения. Например, такие маститые ученые в области хадисоведения, как Абу Мансур аль-Багдади, Имам Заркаши и Суюти работали именно над данной темой. В основательных трудах этих ученых рассказано об исправлении Айшой (радыйаллаху анха) суждений и некоторых, неправильно понятых, религиозных воззрений таких известных сподвижников, как Умар бин Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Абу Хурайра, ибн Аббас, ибн Умар, ибн Масуд, Абу Саид аль-Худри, Абу Дарда, Бара ибн Азиб, Джабир бин Абдуллах. Она разъясняла им истинный смысл проблематичного вопроса и решала этот вопрос в том смысле, в каком узнала из уст самого Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). (Суюти, Айнуль исаба фи истидраки Айша алас Сахаба)
Известный ученый Зухри рассказывал следующее:
«Если поставить на чашу весов знания всех людей и остальных супруг Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), то знания Айши перевесят всех». (Хаким, 4/12)
Стоило только Айше (радыйаллаху анха) услышать о чем-либо незнакомом, как она сразу бросалась на поиски и скрупулезно занималась исследованиями возникшего вопроса. Обратившись к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) за разъяснениями, она старалась уловить смысл сказанного им. Однажды Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) промолвил:
– Кого подвергнут отчету (имеется в виду допрос в могиле), значит, он обречен на наказание.
Айша тут же заметила:
– О Посланник Аллаха! Разве Аллах в Коране не повелел:
«И тот, кому представят книгу (земных деяний) в правую руку, рассчитан будет легким счетом»? («Иншикак», 84/7-8)
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дал такой ответ:
– В данном аяте имеется в виду взвешивание поступков людей, но если кого-либо станут допрашивать дотошно, значит, этот человек обречен на погибель. (Бухари, Ильм, 35)
Другой супругой Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), прославившейся знаниями, умом и проницательностью, была благородная Умму Саляма. Как известно, после заключения мирного соглашения при Худайбии многие мусульмане, недовольные этим, стали нехотя выполнять повеления Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). Именно совет, данный Умму Салямой, помог в решении сложившийся ситуации. Так же ее слова, сказанные Умару, касающиеся события «Иля»: все это свидетельствует о том, что она действительно отличалась блестящим умом и проницательностью. Она передала 378 хадисов Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). (Захаби, 2/203)
Среди благородных супруг Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) относительно глубины знаний Умму Саляма занимает второе место после Айши (радыйаллаху анха). Следовательно, благодаря браку с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) она также сыграла значительную роль в распространении Ислама.
Другая супруга Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), Хафса, передала следующую беседу, из которой можно понять, насколько большое значение уделял он браку для передачи людям Божественных откровений и обучения их религиозным предписаниям. Находясь рядом с Хафсой, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) промолвил:
– Ин шаа Аллах, все, кто дал мне слово верности под деревом, никогда не попадут в Ад!
Услышав это, Хафса сильно задумалась и затем спросила:
– Хорошо, но, О Посланник Аллаха! Разве в Коране не говорится: «Каждый из вас (людей) войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа». («Марьям», 19/71). А как теперь понимать ваши слова?
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил ей:
– Но известно и такое откровение, — и прочитал затем следующий аят: «А затем Мы спасем богобоязненных (верующих)». («Марьям», 19/72)
Следом он пояснил, что в данном аяте речь идет не о прямом попадании в Ад, а о прохождении через мост Сырат, который расположен над адской геенной. (Муслим, Фадаилус Сахаба, 163)
Разумеется, из всего вышесказанного не стоит делать вывод о том, что Ислам распространялся только за счет многочисленных браков Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). Поскольку выполнение столь сложной, но в то же время почетной миссии было сопряжено с огромными трудностями, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) часто использовал родственные и дружеские связи, образовавшиеся в результате его браков с женщинами из различных племен и народов.
Еще одна причина многочисленных браков Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) заключалась в желании исправить некоторые ошибочные воззрения, сложившиеся в обществе и распространенные среди людей. Всемогущий Аллах очистил мысли людей от многих заблуждений и ошибочных религиозных представлений еще при жизни Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). А то, что не противоречило основным принципам Ислама, Всевышний подтвердил устами Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). Это объясняется тем, что исправить ошибочные воззрения, пустившие глубокие корни в сознании людей, может лишь Посланник, подкрепленный откровениями от Аллаха.
Женившись на тридцатипятилетней Зайнаб бинти Джахш (радыйаллаху анха), приходившейся ему родственницей, он изменил все бытовавшие до этих пор представления людей, касающиеся заключения брака, усыновления, развода, наследства, семейных тайн и многих других вопросов. В те времена среди арабов был сильно распространен обычай усыновления, после чего этот ребенок считался родным, и ему полагалась доля наследства в случае смерти родителей. Всевышний Аллах Сам совершил обряд бракосочетания между Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) и Зайнаб и тем самым исправил ошибочные взгляды арабов на усыновление. В Коране повелевается:
«И ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду ибн Харисе): «Удержи свою жену и побойся Аллаха». Ты скрыл то, что Аллах раскроет. Ты опасался людей, но опасаться следует Аллаха. Когда же Зейд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как они полностью разведутся с ними. Повеление Аллаха (всегда) исполняется!» («Ахзаб», 33/37)
Заключая браки, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) учитывал и такой немаловажный фактор, как политические взаимоотношения с арабскими племенами и соседними государствами. Благодаря заключенным бракам, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) приобрел расположение и благосклонность многих племен, в результате чего очень много людей приняли Ислам. Например, после того, как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) женился на Джувайрийе (радыйаллаху анха), его сподвижники приняли решение освободить семьсот пленников из племени Бани Мусталик. Благодаря этому решению сотни людей стали мусульманами.
Джувайрийа была дочерью шейха Хариса бин Дирара, который правил влиятельным племенем Бани Мусталик. На пятый год по Хиджре Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) узнал, что вышеназванное племя готовится к нападению на мусульман. Он собрал войско и раньше противника напал на вражеский стан. После короткого боя враг был разбит. Были захвачены десятки сотен пленных, среди которых была и дочь правителя племени Джувайрийа. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) задался целью привлечь в Ислам поверженных противников. Поэтому, используя старый арабский обычай, он пожелал заключить родственную связь и попросил руки Джувайрийи. Она тут же выразила свое согласие и обрела почетный статус «матери правоверных». Узнав об этом, сподвижники, чтобы сделать приятное Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям), сказали: «Это теперь родичи Посланника Аллаха». После чего отпустили всех пленных.
Айша (радыйаллаху анха) говорила:
«Мы не видели такой женщины, которая бы так много сделала для своего племени. Ибо благодаря Джувайрийе сотни семей племени Бани Мусталик обрели свободу». (Абу Дауд, Итк, 2)
Спустя немного времени все члены этого племени стали мусульманами.
Заключение брака с дочерью одного из известных старейшин иудеев Хувайа по имени Сафия послужило причиной установления дружеских отношений с иудеями Хайбара. Чтобы каким-то образом свести к минимуму враждебность мусульман к иудеям и установить хорошие отношения, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) принял решение жениться на Сафие.
После заключения брачного союза Сафия (радыйаллаху анха) продолжала поддерживать тесные отношения с иудеями и даже стала представлять их интересы. Разумеется, мусульмане сразу заметили это, и о ней пошли различные слухи. В бытность Умара халифом мусульманского государства служанка Сафии пожаловалась Умару:
– О повелитель правоверных! Сафия любит субботу и продолжает поддерживать тесные отношения с иудеями.
Умар тут же направил человека к ней и попросил его расспросить ее обо всем. Благородная Сафия дала следующий ответ:
– Вы спрашиваете о субботе? Начиная с того дня, как Аллах оказал мне милость и дал мне пятницу, тот день я больше не люблю. Что касается моих связей с иудеями, среди них есть мои ближайшие родственники и я, согласно религиозным предписаниям Ислама, продолжаю общаться с ними. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/347)
[Примечание: После этого случая Сафия спросила у своей служанки о причине ее поступка. Та ответила следующее: «Я поддалась наущениям шайтана». И тут Сафия продемонстрировала ей, насколько она глубоко любит Ислам: «Иди! Я освобождаю тебя!» (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/347)]
В результате женитьбы Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) на Умму Хабибе, дочери Абу Суфьяна, сердца язычников-мекканцев смягчились. Разумеется, у язычников изменилось отношение к Исламу. Говорят, что когда до Абу Суфьяна дошла весть о женитьбе Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) на его дочери, он, несмотря на то, что был самым ярым врагом мусульман, радостно воскликнул:
– Это добрый и щедрый человек, которого невозможно превзойти!
После этого случая был ниспослан следующий аят:
«Возможно,Аллах установит любовь (и дружбу) между вами и теми(неверующими), с кем вы враждуете(многие из курайшитов уверуют после завоевания Мекки). Аллах — Всемогущий. Аллах —Прощающий, Милующий(верующих)». («Мумтахина», 60/7)
Как пишут в исторических книгах, после расторжения Худайбийского соглашения Абу Суфьян тайком пришел в Медину и, зайдя в дом своей дочери, сел на одеяло. Однако Умму Хабиба тут же вырвала одеяло из-под него и, так как он оставался язычником, хотя и был ее родным отцом, она не выразила ему своего почтения. (Ибн Хишам, 2/12-13)
Все эти сведения показывают нам, насколько успешной была политика Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). Соединившись брачными узами со многими женщинами, он приобрел друзей и единомышленников не только среди язычников, но и среди мусульман. Благодаря этому он достиг построения крепкого общества, основанного на прочных узах, как веры, так и родства. Если внимательно изучить жизни тех, кто сыграл решающую роль в истории Ислама, мы заметим, что все они были связаны между собой родственными узами. Например, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) был женат на дочерях Абу Бакра и Умара (радыйаллаху анхума). За Усмана и Али (радыйаллаху анхума) он выдал своих дочерей. Таким образом, самые выдающиеся сподвижники были связаны между собой родственными связями.
На Маймуне Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) женился после возвращения с хаджа. В это время ей было тридцать шесть, и до этого она два раза побывала замужем. У Маймуны (радыйаллаху анха) было восемь сестер, и все они были замужем за самыми известными и авторитетными людьми. Вследствие этого брака Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) стал родственником и другом этих людей. Он хотел смягчить сердца язычников и завоевать их души, накрыв в честь этого брака стол там же в Мекке и пригласив на брачный пир всех мекканцев. Но так как три дня, отпущенные ему согласно договору, истекли, язычники не позволили ему этого сделать. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершил бракосочетание в местечке Сариф, что в десяти милях от Мекки. (Бухари, Магази, 43; Тирмизи, Хадж, 24; Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/421)
Еще одной причиной многочисленных браков Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) было его глубокое и всеобъемлющее чувство милосердия к своим верным последователям. При внимательном изучении жизни Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) мы замечаем, что он испытывал совершенно другие чувства к тем мусульманам, которые первыми приняли Ислам, первыми испытали на себе издевательства и угрозы язычников. Он был неимоверно искренне благодарен этим людям, разделившим с ним тяжелые годы мучений. Если эти самоотверженные люди попадали в беду, он сразу спешил к ним на помощь и делал все, что было в его силах, чтобы облегчить их участь. И когда для женщин-сподвижниц просто материальной помощи было недостаточно, он или выдавал их замуж за своих сподвижников, или же женился на них сам. Среди этих женщин, ставших его супругами в силу вышеназванных причин, были Савда, Умму Саляма, Зайнаб бинти Хузайма и Умму Хабиба.
Например, Савда (радыйаллаху анха) была замужем за Сакраном бин Амиром. Когда мекканцы начали преследовать первых мусульман, они переехали в Эфиопию. Спустя некоторое время Сакран скончался. (Есть и другие сообщения, в которых говорится, что он умер после возвращения в Мекку). Верность Савды учению Ислама и ее готовность к самопожертвованию заслужили особую признательность Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). И чтобы не оставить эту преданную мусульманку в одиночестве, чтобы помочь ей духовно, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) заключил с ней брачный союз, после чего он смотрел за ее маленькими детьми, которые так нуждались в отцовской ласке и опеке.
Умму Саляма (радыйаллаху анха) также была из числа тех мусульманок, которые были вынуждены совершить переселение в Эфиопию, стараясь оградить себя от преследования язычников и иметь возможность для спокойного отправления религиозных предписаний. При этом она вместе с мужем была вынуждена два раза переезжать в Эфиопию. Так как члены семьи Умму Салямы не были мусульманами, ей пришлось очень много испытать различных трудностей. Во время переезда в Медину родственники не позволили ей уехать вместе с мужем, и ей пришлось целый год жить отдельно от мужа и ребенка. В течение этого времени она каждое утро выходила из дома и, добравшись до местечка Абтах, до позднего вечера сидела и плакала. Сжалившись над ней, родственники позволили ей уехать в Медину. После стольких трудностей семья воссоединилась, но счастье длилось недолго, ибо от ран, полученных в битве при горе Ухуд, скончался ее муж. Чтобы утешить ее и вознаградить после стольких горестных событий, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) предложил ей выйти за него замуж. У Умму Салямы было четверо детей: Зайнаб, Саляма, Умар и Дурре. Все эти дети прошли воспитание под чутким руководством Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) и впоследствии передали очень много хадисов. Девочка Зайнаб пошла по стопам Айши (радыйаллаху анха) и впоследствии стала известной ученой по фикху.
Супруга Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) по имени Зайнаб бинти Хузайма (радыйаллаху анха) была раньше замужем за Абдуллахом бин Джахшем, который пал шахидом в битве при Ухуде (Захаби, 2/218). После смерти мужа Зайнаб (радыйаллаху анха) испытывала значительные трудности. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) взял под свое покровительство и эту самоотверженную женщину. Но через два-три месяца после брака с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) она скончалась. (Ибн Са’д, 8/115-116)
Благородная Умму Хабиба также приняла Ислам в числе первых. Как и другие, спасаясь от преследования язычников, вместе с мужем Убайдуллахом бин Джахшем уехала в далекую Эфиопию. Там у них родилась дочь Хабиба. К большему сожалению, Убайдуллах стал там христианином и заставлял свою жену отказаться от Ислама. Однако, невзирая на все принуждения, смелая женщина упорно стояла на своем и продолжала поклоняться Единому Аллаху. Через некоторое время Убайдуллах скончался. Умму Хабиба (радыйаллаху анха) осталась одна на чужбине, испытывая крайнюю нужду. Узнав об этом, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) через посредников сделал ей предложение. Бедная женщина была на вершине счастья. На шестой год после хиджры (переселения мусульман в Медину) сам король Эфиопии Негус совершал обряд бракосочетания, и в качестве махра ей было выплачено 4000 дирхамов. Затем Негус поручил Шурахбиль бин Хасану доставить к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) его супругу и ее дочь Хабибу (Абу Дауд, Никах, 27-28; Насаи, Никах, 66). Впоследствии благородная Умму Хабиба передала мусульманам 65 хадисов. Скончалась она в Медине, в 44 г/х.
Дочь Умара по имени Хафса тоже была вынуждена переехать в Эфиопию, чтобы спастись от преследования язычников. Ее муж Хунайс скончался от тяжелых ран, полученных в одной из битв. Хафсе (радыйаллаху анха) было в это время всего двадцать два года. Женившись на ней, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сильно обрадовал Умара (радыйаллаху анху) и его самоотверженную дочь, которой, несмотря на молодость, пришлось перенести большие трудности.
Как видим, благородный Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), который есть олицетворение нравственной чистоты, заключал многочисленные браки в силу вышеперечисленных причин, среди которых религиозно-моральные, экономические и политические. Кроме того, он задался целью подготовить для человечества, которое очень нуждалось в духовном наставничестве, чистых и образованных воспитателей, в том числе и женщин.
В некоторых случаях, касающихся исламского правоведения, недостаточно было знаний одной только женщины. Вопросы, охватывающие все климатические пояса, все страны и времена, было тяжело изучить и запомнить одному человеку. Кроме того, не было никакой гарантии, что женщина, которую Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) обучит всему, не умрет раньше своего мужа. В таком случае исламская юриспруденция вряд ли была бы столь совершенной, какой является в данное время.
Если бы Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) заключил много браков, как это утверждают недоброжелатели, ради удовлетворения своих низменных потребностей, так ведь у жителей Мекки и Медины было очень много красивых и целомудренных дочерей. Каждый мусульманин посчитал бы для себя великой честью породниться с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям). А любая девушка готова была идти в огонь и в воду, лишь бы удостоиться высокого звания супруги Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) и «матери правоверных». Однако он никогда не проявлял склонности к этому.
Что интересно, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) не женился ни на одной женщине из ансаров (жителей Медины), так как первые трудности на пути распространения истинной религий испытали на себе жители Мекки, и именно они больше всего нуждались в покровительстве и защите.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что все многочисленные браки Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) есть следствие его политической дальнозоркости и прозорливости. И все они осуществлены ради высокой и благородной цели. Анализируя жизнь Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), мы видим, насколько больших успехов он добился в политике и международных отношениях.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 48-64