
Брошюра составлена на основе работы Мустафы Неджати Бурсалы (Mustafa Necati Bursalı) «Пособие по базовым вопросам мусульманки» (Kadın ilmihali) с дополнениями…
Содержание
Блаженство, дарованное исламом женщинам
Нифас (послеродовое состояние)
Запретное (харам) во время хайда и нифаса
Истихада (болезненное состояние)
Права женщины в отношении мужа
Основные обязанности мужа перед женой
Основные обязанности жены в отношениии мужа
Пребывание наедине, общение, приветствие
بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيمِ
Предисловие
Первый человек и первый пророк, наш господин Адам (мир ему), не пребывал в прекрасных садах Рая в одиночестве. Ему подарили жену и спутницу жизни. Это значит, что ни мужчина, ни женщина не могут добиться своей цели в одиночку. Мужчина и женщина подобны двум половинкам яблока. Жизнь совершенна лишь тогда, когда два сердца бьются вместе.
Если женщины попытаются занять место мужчин, а мужчины – место женщин в этом мире, миропорядок перевернется. Рай – не только для мужчин, и мирская жизнь – не только для женщин. Наш господин, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
المرأة إذا صلت خمسها وصامت شهرها وأحصنت فرجها وأطاعت بعلها فلتدخل من أي أبواب الجنة شاءت
«Если женщина совершает пять намазов, постится в месяц Рамадан, хранит себя от мерзостей и подчиняется своему мужу, то она войдет в Рай через любую дверь». (Сахих Ибн Хиббан, Аль-Ихсан, хадис 4163; Муснад Ахмад, т. 1, стр. 191)
[Примечание Хадиса аль-Ханафи: ‘Аллама Мунауи (да помилует его Аллах) добавляет еще одно условие, что вместе с вышеперечисленным, женщине следует воздерживается от больших грехов. (См.: «Файдуль Кадир», примечание к хадису 725)]
Следовательно, мужчины и женщины могут заслужить Рай, если будут выполнять свои обязанности. Не будучи верующим и ничего не делая, заявлять: «Я и так заслужу Рай в загробной жизни!» – безрассудство.
Аллах создал мужчину мужчиной, а женщину – женщиной. И место мужчины, и статус женщины были так же определены Всевышним. Женщине не подобает стремиться к мужскому поведению, а мужчине абсурдно вести себя как женщина. Образ и обязанности каждого человека разные, в зависимости от пола.
Некоторые легкомысленно говорят: «Живу как хочу, не признаю никаких ограничений!» Подчиняться переменчивым прихотям – ниже человеческого достоинства. Каждый стремится сберечь свою жизнь, молодость, имущество, доход, достойный уровень жизни, семью и детей. Если мы не будем беречь себя и свое поколение, кто нас сбережет?
Превосходство – не в происхождении, богатстве, красоте, возрасте, турецкости, арабскости (уподоблении или принадлежности к какому-то народу), а в такуā (богобоязненности; в выполнении велений Аллаха и избегании Его запретов). Тот, кто придерживается приказов Аллаха (изложенных в Коране) и живет по Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) – самый лучший человек.
Всемогущий Аллах приглашает в Рай всех Своих искренних слуг, мужчин и женщин. Он радует вестью о Рае верующих, творящих добро.
Тот, кто хочет благополучия в мирской и вечной жизни, пусть женится на благочестивой женщине. Женщина также должна предпочесть мужчину, у которого есть богобоязненность, а не только лишь материальные богатства.
Блаженство, дарованное исламом женщинам
Ислам – религия обоих миров: земной жизни и вечности. В исламе мир принадлежит не только мужчинам и не только женщинам. И то же самое касается Рая: мужчины могут войти в Рай, в эту Обитель довольства Аллаха, точно так же, как и женщины. Аллах Всемогущий не сделал разницы между ними в приказах и запретах. Помимо принятия столпов ислама и имана (веры), для женщин и мужчин нет иных условий.
Пророк Милости (да благословит его Аллах и да приветствует) пришел в миры с благой вестью о Рае. Его путь – это путь, который ведет в Рай как мужчин, так и женщин. Он спас дочерей человечества от участи быть похороненными заживо…
И в числе первых людей уммы (общины) Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) были женщины. Наша госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) была одной из первых, кто признал его миссию и в списке уммы она – № 1. Опять же, первая мученица ислама – женщина. Первой на пути Аллаха принесла свою жизнь наша госпожа Сумайя, мать такого лидера, как Аммар бин Ясир. Первым мучеником среди мужчин на пути религии был муж Сумайи, господин Ясир. Пусть Аллах будет доволен всеми сахабами (сподвижниками Пророка)!
Ислам открыл женщинам путь в Рай. Но всякий желающий Рая должен быть его достоин.
Великие люди ислама сказали: «Сунна госпожи Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) состоит в том, чтобы женщины проявляли служение, привязанность и достойно обходились со своими мужьями».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) молвил:
«Госпожи Рая – четыре женщины: Марьям (мать Исы, мир ему), Фатима (дочь пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует), Хадиджа (жена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует) и Асия (праведная жена Фараона)». (Ахмад бин Ханбаль, аль-Муснад, 6/68, 284; Байхаки, ас-Суннануль Кубра, 5/93; Хаким, аль-Мустадарак 11/62; ат-Табарани, аль-Муджамуль Кабир, 16/260)
Вещи, которые вернут мир к рассветам Рая и приведут мужчин и женщин к жизни в мире – это то, что проповедовал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Он сказал:
«Если мужчина смотрит на свою жену [с любовью], а она смотрит на него, Аллах смотрит на них обоих с милосердием. Когда ее муж берет ее за руку, грехи обоих утекают меж их пальцев». (См.: «Канзуль-Уммаль фи Сунан аль-акуаль уаль-афаль» со слабым иснадом)
Нет добра в мужчине, который храпит рядом с женщиной, отталкивает ее и забывает, что у нее тоже есть душа и сердце. Нет блага и в женщине, которая не благодарит своего мужа, не приветствует его с улыбкой и нежным словом, и относится без благодарности к дарованным ей милостям.
В эпоху невежества (джахилии) женщин избивали, презирали, использовали как собственность, передавали из рук в руки. Они ожили вместе с исламом, и небеса открыли перед ними свои врата. Пророк Ислама (да благословит его Аллах и да приветствует) изрек:
الْجَنَّهُ تَحْتَ أَقْدَامِ الْأُمَّهَاتِ
«Рай под ногами матерей».
[Примечание Хадиса аль-Ханафи: «Что касается известных слов «Рай – под ногами матерей», то этот смысл – часть длинного хадиса, где Муавия ибн Джахима ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) приходил несколько раз к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) за разрешением выйти на сражение, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) каждый раз отказывал ему, потому что у него была жива мать, и каждый раз велел ему ухаживать за ней, а потом сказал:
«Будь рядом с ее ногой, поистине, там Рай». (Сунан Ибн Маджа, 2781)
В версии, которая передается имамом ан-Насаи, сказано: «Будь рядом с ней, поистине, Рай – под ее ногами». (Сунан ан-Насаи 3127)
Иными словами, ты получишь свою долю в Раю лишь через ее довольство. (Шурух Сунан Ибн Маджа, стр. 1059)
И имам аль-Хаким сказал, что иснад этого хадиса достоверен, и имам аз-Захаби согласился с ним. (Аль-Мустадрак, 2/125, 2557)]
Ислам требует, чтобы к матерям, женам, тетям, сестрам и дочерям относились с состраданием и милосердием.
Женщина-мусульманка, мать своих детей и дающая душевный покой своему мужу, – это райский цветок. Войдя в Рай, достигнув довольства Всевышнего, созидая умму Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), женщины не отстают от мужчин.
Да, мусульманский мир рано или поздно вернется в райское блаженство, но когда это случится? Когда каждый станет жить согласно Исламу, когда каждый станет вершить добро; Когда ВЫ станете держаться подальше от харама (запретного по шариату), лжи, процентов, взяточничества, алкоголя, азартных игр, жестокости...
В данном кратком справочнике мы поясним некоторые особенности, которые отличают в поклонении женщин от мужчин, и мы просим Аллаха сделать этот небольшой труд полезным для каждого, кто с ним ознакомится.
В некоторых вопросах женщины отличаются от мужчин. Бывают дни, когда с них снимается обязанность ритуального поклонения. Девочки достигают совершеннолетия по шариату в 9-15 лет. Указанием на совершеннолетие являются признаки и состояния, присущие взрослым.
Если по достижении 15 лет у дееспособной мусульманки не было физиологических признаков совершеннолетия, она все равно обязана соблюдать нормы религии и избегать запретного. До наступления совершеннолетия каждому мусульманину надлежит изучить свои обязанности, которые возлагаются на совершеннолетних.
У женщин есть три особых состояния:
- Хайд (менструация, месячные, регулы).
- Нифа́с (послеродовое кровотечение)
- Истиха́да (кровотечение по болезни, простительное состояние).
Да, «мужской пол не то же самое, что женский» (Коран, 3:36). Как представители рода людского, мужчина и женщина – одно, но в силу своих основных обязанностей они не могут быть равны. Подобно тому, как глаз не может выполнять работу уха, а нос не выполняет работу глаза, абсурдно ожидать услуг мужчины от женщины.
Фраза «Мужчина и женщина равны во всем!» – означает незнание мудрости и сути наших отличий. По меньшей мере в силу своей различной физиологии мужчины и женщины не могут быть одинаковыми во всех обязанностях.
Это кровь, которая выделяется из лона женщины в течение определенного количества дней не по причине какой-либо болезни или рождения ребенка. Это также называется менструальным циклом (месячными, или хайдом).
Цвет выделяющейся во время хайда крови может быть красным, желтым, землистым, черным, зеленым, мутным и т. д. Если эти выделения относятся к дням хайда, все они считаются менструальной кровью. Когда они станут прозрачными, значит, цикл закончился.
Необязательно, чтобы во время цикла кровь текла непрерывно. Прерывистое выделение приравнивается к непрерывному.
Женщины достигают половой зрелости в возрасте не младше 9 лет, когда у них начинается менструация. В возрасте 50 или 55 лет они вступают в период климакса (прекращения менструации). У некоторых женщин менструация прекращается до этого возраста.
Когда девочка видит менструальную кровь, она достигла половой зрелости. Отныне все заповеди ислама для нее обязательны.
Мальчик же достигает половой зрелости, когда у него случается поллюция (влажные выделения во сне). С этого времени все поклонения для него обязательны.
Если у девочки или мальчика не будет особых выделений, половое созревание наступает по достижении 15-летнего возраста.
Минимальный срок менструации составляет 3 дня и 3 ночи, то есть 72 часа, а максимальный – 240 часов, то есть 10 дней и 10 ночей. Кровь между этими двумя сроками – это менструальная кровь.
Кровь, которая выделяется менее трех или более десяти дней, – это не менструальная кровь, а признак болезненного состояния (истихады).
Продолжительность месячных у женщин не всегда одинакова. Это состояние связано с физиологией женщины. Порой их обычная продолжительность может сокращаться или увеличиваться.
Например, если у женщины период хайда должен быть четыре дня в месяц, а она на этот раз видит кровь в течение пяти дней, менструация у этой женщины увеличится с четырех дней до пяти.
Если хайд женщины составляет пять дней, а в этот раз выделения продолжаются более десяти дней, то она должна восполнить намазы, превышающие пять дней. Если хайд не превысит 10 дней, то ничего не возмещать не нужно.
Правило в нифасе (послеродовом кровотечении) такое же. Например, кровотечение после последних родов составляло 20 дней; и если после следующих родов нифас превысит 40 дней, то ей следует возмещать намаз и пост за 20 дней.
Девушка, достигшая совершеннолетия, то есть у которой впервые начались менструации, сразу же перестает выполнять намаз, а пост откладывает на другие дни, чтобы восполнить его. Она должна вести себя так же, как взрослые женщины.
Если кровянистые выделения прекращаются менее чем за три дня, это означает, что это не менструальная кровь. Она должна восполнить молитвы и посты того времени.
У некоторых женщин количество дней менструации продолжается регулярно и строго определенное количество дней. Эти дни считаются фиксированными с момента первой менструации.
Чтобы менструальные дни изменились, одно и то же изменение должно наблюдаться два раза подряд, в отличие от предыдущего периода. А именно: если у женщины, у которой установлен период 6 дней, наблюдаются два периода продолжительностью 8 дней, то цикл у этой женщины изменится и увеличится до 8 дней.
Наши сестры должны очень внимательно относиться к своим интимным проблемам и знать свои особые состояния. Женщине не следует скрывать свою менструацию от мужа или говорить, что у нее хайд, если его у нее нет.
При этом нет проблемы в том, чтобы женщина во время месячных спала в одной постели со своим мужем. Они могут есть и пить вместе. В исламе нет обычаев, вроде изолирования женщин во время регул, разделения их постелей на время сна или отказа от еды, приготовленной такой женщиной. Такие вещи были во времена невежества. Запрещен только сам половой акт.
Нифас (послеродовое состояние)
Кровотечение из утробы беременной после родов называется нифасом. Послеродовый период начинается с визуального наблюдения кровяных выделений. Женщина, которая не видит крови после родов, не считается роженицей (у которой есть нифас). Минимального срока послеродового периода нет, максимум – 40 дней. Если он превышает сорок дней, это уже не послеродовая кровь. Если в пределах 40 дней кровотечение будет то прекращаться, то возобновляться, все эти дни будут считаться нифасом. Когда кровотечение прекратится окончательно, необходимо совершить полное омовение (гусль) и приступить к выполнению намаза.
Если у мертвого плода сформировались такие конечности, как пальцы, ногти и волосы, то эта женщина считается роженицей и в этом случае у нее будет нифас. Если части тела плода невозможно различить (из-за раннего срока), то женщина не считается роженицей. Кровотечение после этого считается менструацией, если удовлетворяет всем необходимым условиям (например, если состояние чистоты длилось не менее 15 дней до выделений). Если же это не так, оно считается истихадой (хроническим кровотечением).
Если женщина не смогла родить естественным образом и проводилось кесарево сечение, она не станет роженицей (по каноническим условиям), если кровь выходила только из брюшной полости; нифас наступает, если кровь идет из матки.
Запретное (харам) во время хайда и нифаса
В период менструации женщине нельзя:
1. Делать намаз (и совершать земной поклон, например, шукр-саджда или саджда-тиляуат).
2. Держать пост.
3. Читать Коран (кроме аятов, читаемых в качестве зикра или молитвы).
4. Касаться мусхафа, посуды, денег, бумаги и т.п., на которых написаны аяты Корана.
5. Входить в мечети или молитвенные дома, места совершения поклонения (кроме случаев, когда это необходимо; например, учеба).
6. Выполнять обход Каабы (делать тауаф).
7. Вступать в интимную близость.
8. Прикасаться с вожделением мужу к частям тела жены от пупка до коленной чашечки, если они не закрыты (тканью, одеждой и т. п.).
Всевышний Аллах простил невыполнение намаза женщинам в таких состояниях, в качестве благословения и милости к Его рабам. Поэтому они не должны восполнять пропущенные молитвы. Женщина, оказавшаяся в состоянии хайда во время Рамадана, прерывает свой пост, а после очищения восполняет его.
Женщина во время хайда может слушать Коран. Она может читать тасбих и зикр в то время, когда обычно читала намаз.
Если мужчина или женщина в состоянии полового оскверненения (джунӯб) слышат аят о саджда, они должны совершить такой поклон (саджда-тиля́уат) после полного омовения (гусль), так как сам факт того, что они услышали этот аят делает для них саджда-тиляуат обязательным (уāджиб).
По окончании хайза и нифаса женщине следует совершить полное омовение при первой же возможности. В противном случае (если вода недоступна или до нее больше 1,6 км) – сделать таяммум (очищение песком или сухой землей, выполняемое с намерением на ритуальное очищение в виде двух ударов по земле с обтиранием после первого удара лица, а после второго – рук до локтя).
Истихада (болезненное состояние)
Кровотечение, которое бывает у женщины в течение менее 3 или более 10 дней, называется истиха́дой (маточным кровотечением). Истихада – это кровотечение при болезни, тогда как хайд – признак здоровья женщины. Кровотечение у девочки, не достигшей 9-ти лет, беременной или пожилой женщины, у которой прекратились месячные, – это также истихада.
Оно подобно кровотечению из носа, рта или любой иной части тела. При этом нарушается только малое омовение (вудӯʽ). Если кровотечение не прекращается, считается, что у этой женщины есть оправдание. Ей следует совершать вуду́ при наступлении времени каждого намаза и молиться.
Женщины в состоянии истихады выполняют намаз, держат пост, могут посещать мечети, обходить Каабу (делают тауаф), читать Коран и прикасаться к нему и к написанным отдельным аятам, а также вступать в супружескую близость со своими мужьями. Для них нет запрета на такие действия.
Одно из повелений Аллаха – «тасаттур», – то есть покрытие тела. Как следует покрываться мужчинам и женщинам, определяется Кораном и Сунной.
Хая́ (стыдливость, скромность) – это ветвь веры, а хиджаб – неотъемлемая часть стыда. Нет короны, более подходящей женщинам, чем скромность и порядочность. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
إِنَّ الْحَيَاءَ مِنَ الإِيْمَانِ، وَإِنَّ الإِيْمَانَ فِي الْجَنَّةِ
«Стыдливость – от веры, а вера – в Раю» (т.е. вера ведет в Рай). (аль-Байхаки, «Шиаб»)
Есть ли что-нибудь на свете без завесы, барьера или препятствия? Человек должен смотреть на мир взором разума. Если этот взор не слеп, не затуманен, он с удивлением увидит, что все укрыто покрывалом, завесой, оболочкой. Наш Всемогущий Создатель обязал каждого мужчину и каждую женщину прикрывать свои части тела, которые считаются интимными.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сообщил нам, что одетые и в то же время голые женщины появятся ближе к Концу света. Сегодня мы видим это невероятное для прошлого явление. Женщины носят полупрозрачные одеяния, чулки, не скрывающие их кожу, прозрачные платья, показывающие тело, как будто их и не надевали. Несут на себе грех и те, кто открывает свои интимные части, и те, кто смотрит на них. Опять же, вина тех, кто ведет людей к греху, огромна.
Прелюбодеяние глаза – это смотреть на запретное, прелюбодеяние руки – это касаться его, а прелюбодеяние уха – слушать запретное. Выставленная напоказ нагота вызывает падение нравов, распространение прелюбодеяния, наплыв похотливых и сатанинских чувств, разрушение семей, сиротство для детей, смерть и убийства невинных людей. Подумайте о депрессии и болезнях, которые приносит супружеская измена, и вы поймете масштаб опасности.
Части тела, которые стыдно видеть и показывать, называются аурат. Исламское право (фикх) гласит, что это такие части человеческого тела, которые запрещено видеть или показывать кому-либо еще.
Все части тела женщины, кроме рук, ступней ног и лица, являются ауратом и должны быть укрыты. По-турецки в народе женщину так и называют – «аурат».
Аурат у мужчины по отношению к другому мужчине простирается от пупка до уровня ниже коленной чашечки.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
ا يَنْظُرُ الرَّجُلُ إِلَى عَوْرَةِ الرَّجُلِ، وَلَا الْمَرْأَةُ إِلَى عَوْرَةِ الْمَرْأَةِ، وَلَا يُفْضِي الرَّجُلُ إِلَى الرَّجُلِ فِي ثَوْبٍ وَاحِدٍ، وَلَا تُفْضِي الْمَرْأَةُ إِلَى الْمَرْأَةِ فِي الثَّوْبِ الْوَاحِدِ
«Не разрешается мужчине смотреть на аурат другого мужчины, и не разрешается женщине смотреть на аурат другой женщины, и не разрешается двум мужчинам ложиться без одежды под одно покрывало, соприкасаясь, и не разрешается двум женщинам ложиться без одежды под одно покрывало, соприкасаясь». (Абу Дауд 4018; ат-Тирмизи 2793; Ибн Маджа 661)
Таса́ттур – это укрытие интимных мест женщины или мужчины во время и вне намаза.
Тасаттур – это религиозная обязанность (фарз). Всякий, кто отрицает обязанность укрывать аурат, выходит из религии…
Основа уммы – семья. Если вы разрушите семью, все общество будет разрушено. Если женщина плавает с мужчинами, пьет, курит, играет в азартные игры, выходит из дома, надев платье с глубоким вырезом и т. д., это указывает на то, что ее духовность подорвана. Конечно, мы оправдываем своих сестер-мусульманок. Но те молодые девушки, которых швырнули в пламя грехов, тоже были чьими -то дочерьми и сестрами. Кто позаботится о них?
Аурат мусульманки по отношению к другой мусульманке подобен аурату мужчины по отношению к мужчине. Он составляет область от пупка до нижней части коленной чашечки. Аурат женщины по отношению к мужчинам, брак с которыми ей запрещен (махрамам, близким родственникам), подобен аурату мужчины для другого мужчины. Аурат мусульманки по отношению к немусульманке подобен ее аурату по отношению к постороннему мужчине.
Иной раз женщины говорят: «Посмотри на мое сердце, мое сердце чисто [а одежда не имеет значения]!..» Эти слова совершенно неверны, это одна из ловушек, расставленных дьяволом. Чистота сердца несовместима с отрицанием повелений Всевышнего Аллаха!..
Тасаттур для детей
Считается, что у маленьких детей нет аурата до 4 лет. До этого возраста им можно смотреть и касаться мест аурата. С 4 лет до совершеннолетия ауратом являются половые органы, поэтому их следует прикрывать в любом случае.
Тасаттур для мужа и жены
Они имеют право на любые части тела друг у друга. Аурата между супругами не существует.
Тасаттур при лечении и при необходимости
В целях лечения или при острой необходимости (в вопросах жизни и смерти) женщина может дотрагиваться до чужого мужчины, а мужчина – до женщины. Но женщине лучше обращаться к врачам-женщинам и мусульманкам, мужчинам – к врачам-мужчинам и мусульманам; но если нет возможности, то дозволено обращаться к врачам иного пола и вероисповедания.
1. Одежда должна закрывать все тело, кроме лица и рук.
2. Она не должна быть тонкой и просвечивающей.
3. Она не должна быть узкой, в обтяжку.
4. Сама одежда не должна быть украшением; не должна быть гламурной, ослепительной.
5. Она не должна походить на мужскую одежду.
6. От нее не должен исходить аромат парфюма.
7. Она не должна напоминать особую одежду немусульман и неверующих.
8. Она не должна противоречить обычаям и традициям мусульман.
Мусульманка должна защищать достоинство ислама во всех аспектах и не должна сравнивать себя с другим обществом. Лучшее одеяние – это одеяние благочестия. Аллах не смотрит на богатство людей, красоту их лиц, их молодость или их модную одежду, но смотрит на их сердца.
Естественная склонность между мужчиной и женщиной – не грех, но использовать ее в плохих целях – харам. Поэтому Всемогущий Аллах приказал вступать в брак одиноким людям. Он также приказал тем, кто не может жениться, быть целомудренными и не заниматься мерзостями.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ، مَنِ اسْتَطَاعَ البَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ، فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ، وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ
«О молодёжь! Кто из вас способен на брак, пусть женится, ведь это способствует опусканию взгляда (на посторонних женщин) и сохранению половых органов (от греха). А тот из вас, кто не способен женится, пусть соблюдает пост, что станет для него подобием оскопления”». (Аль-Бухари 5066)
Ныне мы живем в эпоху фитны (соблазна). Нагота заполонила весь мир. В то время, когда мужчины одеты, а женщины раздеты, молодых можно только пожалеть…
Вступление в брак и создание семьи – религиозный долг каждого мусульманина. Если бы мусульмане не вступали в брак, наша умма прекратила бы свое существование, а весь мир стал бы шатром греха неверующих.
Махр – так называется имущество, на которое имеет право женщина при заключении брака. Махр – право женщины. Отец или опекун не может претендовать на него. Родители или родственники девушки не могут ничего требовать от жениха, особенно то, что является выкупом за невесту (который дарится невесте). Это не соответствует нормам ислама, и даже противоречит ему.
Махр должен быть определен при вступлении в брак. Женщине можно дать в качестве махра например, деньги, имущество, жилье, драгоценности, украшения и др.
Не следует требовать чрезмерно большой махр. Человек, которому вы отдаете свою дочь, также станет вашим сыном.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرُهُ
«Лучшим махром является тот, что не обременителен». (Мустадрак аль-Хаким 2/182)
Если помолвка расторгается или мужчина умирает без брака, подарки (золото, одежда, жемчуг и деньги), переданные невесте, должны быть возвращены, а если они были использованы, изношены или утеряны, их стоимость должна быть оплачена. Подарок не следует возвращать, если это, например, скоропортящиеся продукты.
Продолжение рода Адама возможно благодаря браку мужчины и женщины. Брак (никях) – дозволен (халяль), а отношения между полами вне брака – харам. В браке женщина имеет право на близость с мужчиной, и мужчина в браке имеет право на близость с женщиной. Когда каждый знает и реализует свои права, и если это приносит довольство Аллаха, мирская жизнь становится Раем.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ
«Среди верующих самой совершенной верой обладает тот, у кого самый лучший нрав. И самый лучший нрав у того, кто лучше всех относится к своим женам». (ат-Тирмизи 1162; Ибн Маджа 1978)
خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لأَهْلِي
«Лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье. И я – тот, кто лучше всех относится к своей семье (т.е. возьмите пример с меня)». (ат-Тирмизи 3895)
Человек, который всех пугает, входя в дом, никогда не улыбается, ведет себя резко и жестко, не может быть хорошим главой семьи. Если мужчина внимателен и обходителен, заботливый муж и отец, ему всегда будут рады и на него никогда не обидятся.
Женщина имеет право:
— на личное имущество и самостоятельное распоряжение махром. Женщина не обязана брать на себя никакие финансовые обязательства по содержанию семьи;
— на образование;
— на работу и карьеру, если это не мешает семейной жизни;
— на дозволенное общение;
— на отказ тому или иному жениху по личным мотивам (т.е., не допускается принудительный брак);
— на посещение своих родителей после женитьбы;
— на внимание и заботу, а также всестороннее обеспечение своих нужд со стороны супруга.
— на заключение брачного контракта с подробным изложением прав и обязанностей обеих сторон.
Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.
У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:
— каждый из супругов обязан выполнять условия контракта и оберегать брак;
— между обеими сторонами устанавливается право наследования;
— супруги имеют право наслаждаться друг другом;
— независимо от содержания контракта муж обязан выплатить махр, то есть свадебный дар, а также взять на себя обязанности по содержанию жены в любой форме, включая жилье, одежду, пищу и прочее;
— жена обязана во всем подчиняться мужу, кроме того, что может противоречить Шариату, быть привязанной к его дому и без разрешения мужа из дома не выходить;
— жена не имеет права запретить мужу ею наслаждаться, если на то нет уважительной причины, такой, как месячные. Разумеется, муж также должен учитывать чувства жены, создавая у нее определенный настрой.
Жена имеет право внести в брачный контракт условие запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену без ее на то согласия (при этом муж вправе выдвигать встречные условия на свое усмотрение). Однако запрещено требовать в договоре от мужа развестись с первой женой. Также из числа запрещенных условий брачного договора – жене не выходить замуж после смерти мужа или мужу не жениться после смерти жены. Если поставленное условие (даже оговоренное при свидетелях или прописанное в договоре) не соответствует исламским нормам и этике, брак все равно действителен, но такое условие автоматически аннулируется.
Следует помнить о том, что брак, не обремененный особыми условиями – наилучший. И лучшие способы организации отношений – это взаимопонимание и проявление манер и нрава лучшего из созданных, примера для всего человечества, Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
Основные обязанности мужа перед женой
Муж обязан хорошо относиться к жене. Ему следует искать возможность ладить в браке.
Муж не может помешать жене выполнить свой долг служения Аллаху. Жене тоже нельзя препятствовать мужу в выполнении обязательных видов поклонения (фард).
Муж не должен запрещать своей жене посещать ее родителей или ближайшую родню время от времени. Но он может ограничить прием посетителей в свой дом.
Муж не должен оскорблять, обзывать жену.
Мужу следует заботиться о своей жене, беречь ее сердце и говорить приятные слова.
Муж хочет видеть свою жену всегда красивой и чистой? В таком случае ему следует быть таким же со своей женой.
Муж также отвечает за защиту своей жены от опасностей; ведь он принял ее, как дар от Всевышнего.
Супругам разрешено ревновать друг к другу, и это даже ценится. Но и этого должно быть в меру.
Есть также люди, которые выказывают гнев на людях, идут домой ругать жену, заходят слишком далеко, бьют ее. Подобное поведение не имеет ничего общего с исламом.
Обеспечение жены (нафака)
(по книге «Мухтасар Ильмихаль» Мухаммада Юсуфа аль-Кок-Кози)
В минимальную годовую норму обеспечения включаются питание, две смены одежды – летняя и зимняя (количество комплектов может меняться в зависимости от климата), постельные принадлежности, кухонная утварь, мебель и другие необходимые домашние вещи.
Муж обязан сам обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги или назначить кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит всё необходимое для неё. Муж не может заставить её пользоваться своими собственными вещами, а должен все предоставить ей сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей стоимость всех вещей. Категорически запрещено (харам) заставлять жену идти работать вне дома.
Муж обязан предоставить жене собственное жильё. Жильё может также быть снято или куплено на одолженные деньги. Муж обязан побеспокоиться, чтобы жильё находилось среди благочестивых мусульман. В противном случае, жильё не может считаться соответствующим нормам шариата.
Если случилось так, что жена сбежала от мужа (такую женщину называют на́шиза, букв. «строптивая жена»), то с момента ее исчезновения обеспечение для неё прекращается. Но, разумеется, надо смотреть на обстоятельства: если муж ее избивает, систематически нарушает нормы Шариата в отношении прав жены и т.п., она вправе обратиться к имаму и потребовать развода. При возвращении жены нафака для неё возобновляется.
Жена может без разрешения мужа ходить к больному отцу, если отец остался без присмотра. И здесь не важно, является её отец мусульманином или нет. За всё время ухода за своим отцом (если она остаётся в доме отца надолго по согласию мужа), жена имеет право на получение нафака.
Если жена совершает паломничество вместе с мужем, то она обеспечивается как обычно, т. е., муж не обязан оплачивать её дорожные расходы (так как хадж совершается на собственные средства, если никто не выразил готовности оплатить его).
В случае смерти жены муж обязан выделить средства для похорон.
В случае, когда муж недостаточно или вовсе не обеспечивает жену средствами к существованию, жена имеет право обратиться в шариатский суд (к имаму). Это возможно и тогда, когда муж находится в заключении или в бегах. Судья может привлечь к ответственности родственников, которые должны будут дать ей в долг. Этот долг записывается на мужа, который при первой возможности должен будет его вернуть.
В то же время, жена не может в этих случаях брать в долг без решения суда. А если возьмёт, то муж не будет обязан выплачивать его.
Если муж выделил для жены сумму на её содержание вперёд (на месяц, год, и т.д.), то в случае смерти жены раньше этого срока, муж не может потребовать неистраченные деньги обратно (согласно ханафитскому мазхабу).
В случае развода (предварительного или полного), женщина имеет право на содержание на весь период срока и́дды (см. раздел «Идда»). Она будет лишена этого права, если развод произошёл из-за её вероотступничества или из-за ее супружеской неверности.
Обеспечение (нафака) несовершеннолетних детей
Несовершеннолетние дети должны обеспечиваться отцом. Если отец беден, а мать обеспеченная, то обеспечивает мать. Но, как только отец ребёнка окажется в платёжеспособном состоянии, он должен будет вернуть жене всё, что она истратила на детей. Если и мать не в состоянии содержать ребёнка, то эта обязанность ложится на деда. Ребёнок, не получивший наследства после смерти отца (из-за его бедности), обеспечивается матерью. Если ребёнок получил наследство, то обеспечивается из собственного имущества. Если у ребёнка пропал отец, а мать бедна, то его обеспечивает брат отца. Если близкие родственники ребёнка бедны, то его должны обеспечивать дальние родственники. Никто, кроме его матери, не может потребовать от отца ребёнка вернуть средства, потраченные на ребёнка.
Основные обязанности жены в отношениии мужа
— Супружеский долг (оба супруга имеют право пользоваться друг другом);
- Слушаться мужа (в законных по шариату делах);
— Не изводить мужа (психологически и словесно);
- Не быть неблагодарной за имеющееся;
— Не держать дополнительный (нафиль) пост без разрешения мужа (семейные обязанности ставятся выше дополнительного поклонения);
— Не впускать никого в дом без разрешения мужа. Хранить свой дом и детей, беречь ценные вещи;
— Не выходить из дому без разрешения мужа (без надобности).
Наш славный Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
إذا صَلَّت المَرْأةُ خَمْسَها وصامَتْ شهْرَها وحَفِظَتْ فَرْجَها وأطاعَتْ زَوْجَها دَخَلَتِ الجَنَّة
«Если женщина будет совершать пять (предписанных) молитв, соблюдать пост в месяце (Рамадан), оберегать своё целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то она зайдёт в Рай». (Ибн Хиббан 1296)
Пребывание наедине, общение, приветствие
Мужчина или женщина не могут находиться вместе без уважительной причины с людьми, не состоящими с ними в браке. Мужчинам не разрешается смотреть на посторонних женщин, не являющихся их махрамами (родственницами), а женщинам – смотреть на посторонних мужчин (не-махрамов), за исключением крайних случаев.
В нашей Священной Книге женщинам велено обращать внимание на свои голоса и не говорить слишком женственно с посторонним мужчиной (не нежничать).
Харам (запрещено) придавать женскому голосу мягкость, нежность и утонченность, вызывая соблазн (фитну). Не будет харамом, если голос не вызывает фитну или когда это необходимо. Однако нужно предельно хранить себя от зла.
Мусульманка может одевать скромную одежду без украшений, вежливо говорить с гостями, будучи вместе с мужем, и ей разрешено разговаривать с ними и угощать их.
Недопустимо для мусульманки обмениваться рукопожатием с посторонним мужчиной, ходить с ним под руку или тем более целоваться. Она не должна подавать руку шурину (мужу сестры). Не следует оставаться с ним наедине без особой необходимости. Посторонним мужчине и женщине, будучи в гостях, не дозволено обниматься и целоваться, пожимать руки, сидеть рядом и т.п.
Жена имеет право не принимать у себя каких бы то ни было родственников мужа. Лишь с согласия жены муж может разрешить проживание в своём доме своего близкого родственника (махрама).
Муж также имеет право не допускать проживания в своём доме даже самых близких родственников жены. Однако он не может запретить им посещать её. Но и тут ему предоставлено право действовать выборочно. Благочестивым близким родственникам он может разрешить посещение раз в неделю. Другим родственникам, не соблюдающим шариат (которые не совершают намаз, употребляют алкоголь, не едят халяль), можно дозволить посещение жены раз в год.
Мужу весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены, оказывая им всяческое уважение. В особенности к её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другой местности, то непременно предложить остаться на ночь или на несколько дней. В общении с ними ему необходимо показать самые лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы к Аллаху. Что касается родственников (и своих, и жены), которые могут отрицательно повлиять на жену своим беззастенчивым поведением и непочтением к Шариату, то они не достойны ни того, чтобы ходить к ним в гости, ни того, чтобы быть приглашёнными.
***
При встрече мужчины и женщины – мужчина здоровается первым. Если женщина пожилая, она отвечает на приветствие вслух; если она молода, она отвечает про себя. Если первой поздоровалась пожилая женщина, мужчина отвечает на приветствие вслух, а если молодая – про себя.
Это означает, что, если есть вероятность вызвать раздоры и клевету, мужчинам не следует приветствовать женщин. Мужчине не следует приветствовать женщину, с которой он никогда прежде не встречался и не знаком.
Мужчина не может жениться на любой женщине, какую пожелает, и женщина не может выйти замуж за любого мужчину, за которого пожелает. Ниже перечислены женщины, на которых мужчине запрещено жениться всегда:
- Матери и бабушки.
- Дочери и внучки.
- Родные сестры.
- Тети по линии отца.
- Тетипо материнской линии.
- Дочери брата (племянницы и их дети).
- Дочери сестры (и их дети).
Харам, происходящий по причине родства, включает семь классов женщин.
Запрет на вступление в брак может носить:
а) постоянный характер;
б) временный характер.
Те, в отношении кого действует постоянный запрет, также делятся на четыре класса:
- Свекровь (бабушка).
- Невестки (семья с детьми или внуками).
- Мачеха (и сводная бабушка).
- Падчерицы (и приемные внучки).
Эти нормы также распространяются на родственников тех, кто совершил прелюбодеяние (в т.ч. через проституцию) друг с другом, и они не могут жениться на ближайших родственниках друг друга.
Временный запрет по причине родства бывает в отношении троих:
- Сестра жены.
- Тетя (жены) по отцовской линии
- Тетя (жены) по материнской линии.
Молочное родство
Одной из причин запрета для женитьбы является молочное родство. Всевышний Аллах говорит:
«Вам запретны… ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры». (4:23)
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
يَحْرُمُ مِنَ الرَّضَاعَةِ مَا يَحْرُمُ مِنَ الْوِلَادَةِ
«Молочное кормление делает запретным то же, что и родство». (Муслим 3569)
Если ребенок пил грудное молоко другой женщины в течение двух лет или тридцати месяцев после своего рождения, молочное родство между ним и ней становится постоянным. Для установления молочного родства достаточно, чтобы молоко любым путем попало в желудок ребенка.
Когда возникает молочное братство, становится запретным вступать в брак с такими людьми, как молочные родители (отец и мать), молочные братья и сестры, бабушки и дедушки, дети и внуки, племянники, тети, дяди, невестки и зятья…
Семейный очаг, брак – священны в исламе. Неразумно разрывать узы брака без причины. Многие люди, разозлившись из-за мелочей, говорят слово, которое не могут вернуть обратно, и разрушают свои семьи. И тогда-то они начинают искать выход, которого может уже и не быть.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал по этому поводу следующее:
مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ
«Среди дозволенных вещей больше всего Аллах не любит развод». (Абу Дауд 2177)
[Примечание Хадиса аль-Ханафи: Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (да помилует его Аллах), в своей книге «Аль-Миркат» подробно разбирает этот хадис:
قيل : كون الطالق مبغوضا مناف لكونه حالال ، فإن كونه مبغوضا يقتيض رجحان تركه عىل فعله ، وكونه حالال يقتيض مساواة تركه لفعله ، وأجيب بأنه ليس املراد بالحالل ما استوى طرفاه بل أعم ، فإن بعض الحالل مرشوع وهو عند الله مبغوض كأداء الصالة يف البيت ال لعذر ، وكالصالة يف األرض املغصوبة ، وكالبيع يف وقت النداء ليوم الجمعة ، وكاألكل والرشب يف املسجد لغري املعتكف ، ونحوها ، وملا كان أحب األشياء عند الشيطان هو التفريق بني الزوجني كام سبق ، كان أبغض األشياء عند الله هو الطالق ، هذا حاصل ما ذكره الطيبي وغريه ، وقال الشمني : أجيب بأن املراد بالحالل ما يرتكه بالزم الشامل للمباح والواجب واملندوب واملكروه ، اهـ . وقد يقال : الطالق حالل لذاته ، واألبغضية ملا يرتتب عليه من انجراره إىل املعصية ، أو يقال أبغض الحالل عند الحاجة إىل الله أي عنده أو يف حكمه الطالق من غري الرضورة ، والله — تعاىل — أعلم
«Если скажут: «Тот факт, что развод ненавистен Аллаху, противоречит тому, что он дозволен. Ведь, если нечто ненавистно Аллаху, это означает, что лучше этого не делать, а если нечто дозволено, то равнозначны совершение этого дела и отказ от него», – отвечают на это следующим образом: под дозволенным (халяль) имеется в виду нечто более общее, чем то, у чего равнозначны обе стороны (совершение и отказ от совершения). Некоторые дозволенные действия могут быть узаконены, но они ненавистны Аллаху, такие как совершение намаза не в джамаате, а дома без уважительной причины, совершение намаза на отнятой земле, торговля во время призыва на пятничный намаз, есть и пить в мечети не для совершающего итикаф и другие подобные вещи.
И, как мы уже указывали, шайтан больше всего любит разделять супругов, а самое ненавистное для Аллаха – это развод. В этом суть слов ат-Тыби и других ученых.
Аш-Шимни сказал: «Под дозволенным (халяль) тут имеется в виду то, что необязательно отказываться от совершения этого дела, и сюда попадают дозволенное (мубах), обязательное (уаджиб), желательное (мандуб) и нежелательное (макрух)».
Некоторые сказали, что развод в своей основе дозволен, но ненависть [к нему] связана с теми грехами, к которым он может привести.
Другие растолковали эти слова следующим образом: «Самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного – это развод без причины на это»».
Как пишет муфтий Абу Али аль-Ханафи: «Последнее объяснение подходит больше всего, потому что Всевышний Аллах в Коране узаконил развод:
الطالق مرتان فإمساك مبعروف أو ترسيح بإحسان وال يحل لكم أن تأخذوا مام آتيتموهن شيئا إال أن يخافا أال يقيام حدود اللـه فإن خفتم أال يقيام حدود اللـه فال جناح عليهام فيام افتدت به تلك حدود اللـه فال تعتدوها ومن يتعد حدود اللـه فأولئك هم الظاملون
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками». (Сура «Аль-Бакара», аят 229)
Из этого аята видно, что если супруги не могут ужиться по каким-то причинам и их проблемы выходят за границы установлений Всевышнего Аллаха, то нет на них греха, если они разведутся.
Таким образом, этот хадис касается необоснованного развода, вызванного прихотями, злостью без причины и прочими несерьезными факторами.
Также, возможно, одна из причин того, что Аллаху ненавистен развод, – это то, что почти всегда он ведет к ссоре бывших супругов, затем это сказывается на их семьях и может привести к вражде, что недопустимо для мусульман. Вдобавок в конфликте, которым заканчивается развод, супруги могут раскрыться друг другу в плохом свете.
Случается, например, что люди живут в счастливом браке и муж оформляет какое-то имущество формально на жену, а после развода остается ни с чем. И бывает наоборот, когда муж выгоняет жену и не обеспечивает ее в течение периода идды, который она должна проводить в их общем доме. В любом случае, это конфликт, который в подавляющем большинстве ситуаций ведет к ссоре, вражде и другим порицаемым Шариатом вещам». (См.: «Сорок хадисов о женщинах», хадис 31)]
Разводы без повода – это неблагодарность к супружескому счастью и семейной жизни. Незнание ценности дарованной тебе милости – это итог неблагодарности. Тот, кто хочет найти в мире идеального спутника жизни, в конце концов останется в одиночестве. Конечно, у каждого есть свои недостатки, потому что люди неидеальны.
Тем не менее, развод также служит лекарством, если конфликт между мужем и женой достиг своего предела.
Но прежде, чем развод станет неизбежным, нужно принять меры для его предотвращения: дать супругам совет, напомнить им о взаимных обязанностях и ответственности, наподобие совместного ведения домашних дел и т.п.
Развод может происходить двумя способами:
- Развод по сунне (таляк ас-сунни).
- Греховный развод (таляк аль-бидъи).
Опять же, развод по сунне имеет две формы:
- Развод в наилучшей форме (ахсану ат-таляк).
- Развод в хорошей форме (хасану ат-таляк).
1. Развод в форме ахсан, т.е. наилучший развод. Это развод женщины с одним таляком, когда у нее закончилось очищение после менструации, не совершая с ней половой близости. При этом муж живет с ней до завершения периода идды, не вступая в близость.
2. Развод в форме хасан: развод, совершаемый по-доброму. Это развод жены с тремя талаками в трех отдельных периодах чистоты (вне месячных). Во время этих трех периодов мужчина не вступает с ней в близость.
Греховный развод: когда мужчина дает три талака за раз или через слишком короткие промежутки времени, во время месячных супруги или вступив с ней накануне в супружескую близость. Это противоречит Сунне.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
ثلاث جِدُّهُنَّ جِدٌّ، وهَزْلُهُنَّ جِدٌّ: النكاح، والطلاق، والرَّجْعَةُ
«В трех делах нет шуток (т.е., они действительны и в шутку, и всерьез): брак, развод и возвращение мужем жены (после первого или второго развода)». (Абу Дауд 2194; ат-Тирмизи 1184; Ибн Маджа 2039)
К браку и семейной жизни нельзя относиться легкомысленно. Это дело очень серьезное и важное. Ни слова никяха, ни слова развода нельзя говорить даже в шутку или по сюжету сценки и т.п. Иначе брак или развод состоится на самом деле, со всеми вытекающими последствиями.
У матери есть право на воспитание ребёнка после развода с мужем. Это право предоставляется матери ребёнка, если она не вышла замуж за другого человека. После самой матери это право предоставляется её матери (теще мужа), а затем матери отца. Затем, этим правом поочередно могут воспользоваться сестра и тётка со стороны матери. Кем бы ни воспитывался ребёнок, расходы на его содержание несёт отец ребёнка. Если мать, которая воспитывает ребёнка, бедна, то может пользоваться пособием ребёнка. Если у ребёнка нет отца, то расходуется из наследованного имущества ребёнка. Если же нет никакого имущества, то расходы должны нести ближайшие родственники ребёнка.
Если мать девочки сироты, не имеющей наследства, согласится воспитывать только за выделяемое пособие, а сестра отца (тётя) согласна воспитывать на свои средства, то девочка отдаётся сестре отца.
Мальчик по достижении семилетнего возраста, а девочка по достижении совершеннолетия передаются на воспитание отцу ребёнка. Если он не желает этого, то передаётся по решению шариатского суда (имама или муфтия). Если отца у ребёнка нет, то ребёнка может взять на воспитание благочестивый мусульманин из числа родственников отца.
Если при разводе муж скажет жене, что подарки, переданные ей перед никяхом, были его махром, а жена скажет, что нет (что это были подарки), то всё съедобное относится в разряд подарков, а остальное считается махром. Если перед никяхом отец невесты или её родственники в обмен на своё согласие получили от жениха деньги, или ещё что-либо, то это квалифицируется как получение взятки (а не калы́м). И зять после никяха и свадьбы вправе потребовать обратно всё отданное им. Если он пожелает добровольно нести дополнительные расходы на свадьбу, то это его право. Если кто-либо даст своей дочери на свадьбу деньги, или сделает подарки, то, согласно шариату, после свадьбы (а значит и после развода) не может требовать отданное обратно.
Идда – это период времени, в течение которого женщина, чей муж умер, дал ей развод или ее брак был аннулирован, должна выжидать некоторое время, пока не будет окончательно прервано ее состояние в браке. На протяжении всей идды, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днём, ни ночью. Муж (если он жив), в свою очередь, обязан содержать разведённую жену всё это время.
1. Период идды для женщины, чей муж скончался, составляет четыре месяца и десять дней.
2. Идда разведенной женщины завершается с наступлением периода очищения после трех менструальных циклов.
3. Если женщина, чей муж умер или дал развод, беременна, идда завершается с рождением ребенка.
4. Если развод был дан до первой близости после заключения брака, период идды не нужен.
— Никях-мууаккат (временный) и никях-мута (аналогичный вид брака на время) не разрешены.
— Не разрешается двоим мужчинам, у которых есть сестры, жениться на дочерях или сестрах друг друга по обмену (брак шигар), не дав махр.
— Нельзя кому-то еще свататься к уже засватанной девушке (перебивать сватовство)
— Свадьбы с нарушением норм шариата недопустимы. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: وَاجْعَلُوهُ فِي الْمَسَاجِدِ «Свадьбы проводите в мечетях» (ат-Тирмизи, Никях, 6), поэтому то, что запрещено в мечетях (выпивка, непристойные отношения, танцы и т. д.) также запрещено и на свадебных церемониях.
- Женщина не может целовать руку своего шейха (наставника) или побратима, не может оставаться с ним наедине. Женщине не дозволено оставаться наедине с посторонним мужчиной, независимо от того, является он шейхом, наставником, имамом или муфтием. Также запрещено женщине показывать шейху те части своего тела, которые считаются интимными, кроме рук и лица. Запрет на поцелуй руки обоснован тем, что он не-махрам, будь это пожилая женщина или молодая.
- Женщинам запрещено совершать зикр совместно с мужчинами.
- Нельзя отдавать порядочную мусульманку замуж за грешного (не соблюдающего, распутного) человека. Это все равно что бросить эту девушку в огонь. Поэтому не следует смотреть на богатство, известность и положение жениха, а следует отдавать предпочтение праведным людям.
Во время беременности следует часто совершать дуа, прося Аллаха о защите себя, семьи и детей. Также нужно следить за регулярным совершением намаза. Часто повторяйте такой зикр (поминание Аллаха):
اللهم لَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْر
«Аллаhу́мма ляка́ль-ха́мду уа лякя́ш-шукр»
«О Аллах, вся хвала принадлежит Тебе, и я благодарна лишь Тебе одному».
Во время беременности можно читать следующие аяты и дуа: аят аль-Курси, суру «Ясин», суру «Марьям», суру «Мухаммад».
Когда у дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) Фатимы начались роды, он отправил к ней двух сподвижниц и велел им читать Аятуль-Курси, 54-й аят суры «Араф» и суры «Фаляк» и «Нас». (Ибн ас-Сунни, стр. 232, №625)
Также можно читать следующие аяты:
رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ
«Рабби hаб-ли миллядунка зуррийятан тайибатан, иннака самиʿу-д-дуа»
«Господи! Даруй мне от Тебя потомство благое. Ведь поистине, Ты – слышащий мольбу (того, кто обращается к Тебе)». (Дуа пророка Закарии, мир ему; сура Алю Имран, аят 38)
رَبِّ هَبْ لِي مِنَ الصَّالِحِينَ
«Ра́бби hабли́ мина́-с-са́лихин»
«О, мой Господь! Даруй мне праведного ребенка!» (Дуа пророка Ибрахима, мир ему; сура ас-Саффат, аят 100)
حَسْبُنَا اللّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ
«ХасбунаЛла́hу уа ни́’маль-уаки́ль»
«Достаточно мне Аллаха, Он – Наилучший Покровитель». (3:173)
Источник: Askimam.com, Jamiatul Ulama
***
Нет специального дуа из Сунны для того, чтобы жениться или чтобы выйти замуж. Но есть мольба, которая охватывает своим смыслом и просьбу наделить праведным спутником жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) часто повторял молитву:
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
Раббана атина фид-дунья хасанатан уа фи-ль ахырати хасанатан уа кына азабан-нар
Перевод: «О наш Господь, даруй нам благо в этом мире, благо в вечном мире (ахира) и избавь нас от мучений Ада!»
***
Для защиты детей от зла полезна такая дуа:
أُعِيذُكُما بِكَلِماتِ اللَّهِ التَّامَّةِ، مِنْ كُلِّ شَيْطانٍ وَهامَّةِ، وَمِنْ كُلّ عَيْنٍ لامَّةٍ
«У’изукума би-кялимати-Лляhи-т-таммати мин кулли шайтанин уа hамматин уа мин кулли ‘айнин лямматин!»
Перевод: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас обоих от любого шайтана, и любого (ядовитого) существа, и от всякого дурного глаза!)»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусайна этим словами, говоря: «Поистине, так ваш праотец (Ибрахим, мир ему) просил у Аллаха защиты для [своих сыновей] Исма‘ила и Исхака». (Аль-Бухари 3371)
Если дуа читать за мальчика, то надо сказать «У’изука» (أُعِيذُكَ), если за девочку – то «У’изуки» (أُعِيذُكِ), если за двух мальчиков или двух девочек «У’изукума», если за более трех мальчиков «У’изукУМ» (أُعِيذُكُمْ), если за более трех девочек «У’изукУННА» (أُعِيذُكُنَّ), если за более трех и мальчиков и девочек – «У’изукУМ».
Также мы должны знать, что любое дуа родителей за своих детей принимается.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаха, передаётся, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
لاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَات لاَ شَكَّ فِيهِنَّ: دَعْوَةُ المَظْلُومِ، وَدَعْوَةُ المُسَافِرِ، وَدَعْوَةُ الوَالِدِ عَلَى وَلَدِهِ
«Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба притесняемого, мольба путника и проклятие родителя (проклинающего) своего ребёнка». (Абу Дауд 1536; ат-Тирмизи 1905)
***
Также для укрепления чувств и согласия между супругами желательно прочитать дуа, которое передаётся со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил его этой мольбе (ду’а):
اللَّهُمَّ أَلِّفْ بَيْنَ قُلُوْبِنَا وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا ، وَاهْدِنَا سُبُلَ السَّلَامِ ، وَنَجِّنَا مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّوْرِ ، وَجَنِّبْنَا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ ، وَبَارِكْ لَنَا فِي أَسْمَاعِنَا وَأَبْصَارِنَا وَقُلُوْبِنَا وَأَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا ، وَتُبْ عَلَيْنَا ، إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيْمُ ، وَاجْعَلْنَا شَاكِرِينَ لِنِعْمَتِكَ ، مُثْنِينَ بِهَا قَابِلِيهَا وَأَتِمَّهَا عَلَيْنَا
“Аллаhу́мма а́ллиф бэ́йна кулю́бина уа а́слих за́та бэйнина́, уаhдина́ су́буляс-саля́м уа наджжина́ мина-з-зулюма́ти иля-н-ну́ри уа джа́ннибналь-фауа́хиша ма за́hара минhа́ уа ма ба́тан, уа ба́рик ляна́ фи асма́’ина уа абса́рина уа кулю́бина уа азуа́джина уа зуррийа́тина, уа туб алейна́, и́ннака а́нта-т-таууа́бу-р-рахи́м, уадж’альна́ ша́кирина лини́’матика, мусни́на биhа́ каби́лиhа уа атаммаhа́ ‘аляйна́”
Перевод: «О, Аллах, соедини наши сердца, исправь наши отношения, наставь нас на путь мира, выведи нас из мраков к свету, спаси нас от внутренней и внешней испорченности, и благослови наши уши, наши глаза, наши сердца, наших супругов, наших детей и смягчи их (по отношению к нам), Ты Любящий и Милосердный. Сделай нас благодарными за Твои милости и наставь нас восхвалять тебя за эти милости, даруя их нам обильно». (Абу Дауд 969; аль-Хаким 1/397)
***
Можно просить Аллаха и своими словами на родном языке. Для дуа и зикра нет условия быть в состоянии тахарата, направиться в сторону кыблы и т.д., хотя и будет лучше соблюсти все условия, как для намаза. Есть определенные времена и места, когда Аллах отвечает на наши мольбы быстрее, чем обычно:
— Ночь предопределения (лейляту-ль-кадр).
— Мольба в ночное и, особенно, в предрассветное время.
— После обязательных молитв.
— Между азаном и икаматом.
— Во время дождя.
— В пятничный день (особенно ближе к вечеру, перед намазом магриб).
— При питье воды зам-зам.
— После мольбы «Ля иля́hа и́лля а́нта, субха́нака инни́ ку́нту миназ-за́лимūн» (Нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя, Пречист Ты, я же, поистине, был из числа несправедливых).
— Во время земного поклона.
Если мусульманка будет просить Аллаха о чем-либо дозволенном и добром в такие моменты, то по воле Всевышнего Аллаха, Он ответит на ее мольбу. Каждый этих пунктов подкреплен хадисами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) словами сподвижников и ученых уммы, которые не приводятся здесь лишь по причине краткости данной работы.
Иногда человек может совершать поступки, которые становятся причиной того, что Аллах не отвечает на его мольбы. Поэтому необходимо соблюдать все условия для принятия молитв Всевышним Аллахом:
— Чтобы человек не просил никого наряду со Всевышним Аллахом о том, о чем подобает просить только Его.
— Чтобы мольба не была о чем-то греховном.
— Чтобы взывающий с мольбой не совершал греховных поступков.
— Принятие только дозволенной пищи и отстранение от запретной пищи.
— Мольба от чистого сердца, искренне, с вниманием к произносимым словам и верой в принятие этой мольбы.
***
Спасибо, что выбрали наши издания! Пожалуйста, подарите или посоветуйте эту брошюру своим близким после прочтения, позвольте и другим получить доступ к этим знаниям через вас. Те, кто прочитал брошюру, могут поделиться ею с другими людьми.
Давайте не будем забывать, что этот мир временный. Будем готовиться к вечности ахырата, изучая вопросы веры, побуждая к добру и запрещая зло.
Наша цель – не продажа книг. Наша цель – сделать книгу читаемой. Наша цель – донести до вас хоть немного знаний.
Благодарим за проявленный интерес и желаем праведной жизни!
Полезные ресурсы для мусульманок:
1. http://annisa-today.ru
2. https://www.instagram.com/munira.klub
Перевод: Дауд аль-Ханафи
Источник: https://islambel.by
Скачать в PDF: https://disk.yandex.ru/d/en_TLHMvwULCsQ
Подготовил: Хадис аль-Ханафи