Протирание кожаных носков (ичигов)
باب المسح على الخفين
المسح على الخفين جائز بالسنة من كل حدث موجب للوضوء إذا لبس الخفين على طهارة كاملة ثم أحدث فإن كان مقيما مسح يوما وليلة وإن كان مسافرا مسح ثلاثة أيام ولياليها وابتداؤها عقيب الحدث والمسح على الخفين على ظاهرهما خطوطا بالأصابع يبدأ من رؤوس أصابع الرجل إلى الساق وفرض ذلك مقدار ثلاث أصابع من أصغر أصابع اليد ولا يجوز المسح على خف فيه خرق كبير يبين منه مقدار ثلاث أصابع من أصابع الرجل وإن كان أقل من ذلك جاز ولا يجوز المسح على الخفين لمن وجب عليه الغسل
«Согласно сунне, протирание ичигов является разрешенным. При любом осквернении приводящим к необходимости малого омовения. С условием что ичиги были одеты на полностью совершенное малое омовение, в последствие которого произошло осквернение. Постоялец протирает один день и одну ночь. Путник протирает три дня и три ночи. Началом отчисления является первое нарушение омовения. Протирание по ичигам совершается линиями по внешней части при помощи пальцев. Начиная с кончиков пальцев ног до голени. Обязательными являются размер трех меньших пальцев руки. Нельзя протирать ичиги имеющие большую дырку, через которую проглядывается размер равный трем маленьким пальцам ноги. Если размер дырки маленький, то можно протирать. Недозволенно протирать ичиги тому, кому становится обязательным большое омовение».
Комментарии
Протирание поверх кожаных носок заменяет омовение ног и это подтверждается многочисленными достоверными хадисами. Ибн аль-Мунзир сказал: «Мы передали от аль-Хасана, как он сказал: “Семьдесят из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказали мне, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирал поверх кожаных носков”». (Насбу-р-райа, I, с. 162)
Существует определенное условие для того, чтобы протирать кожаные носки было разрешённым, условием является надеть их на чистые ноги (напоминаю, что речь идёт о ритуальной чистоте, то есть после совершения частичного омовения – примечание переводчика).
Если кожаные носки были надеты на чистые ноги, и после этого его частичное омовение нарушилось, человеку разрешается протирать их на протяжении одного дня и одной ночи, если он не путник, и три дня и три ночи, если он путник. И каждый раз, когда он совершает частичное омовение в течение этого периода, он протирает их, будь он путником или нет.
Началом этого периода считается время осквернения уже после того, как он надел их в состоянии чистоты. Например, он совершил частичное омовение после полудня и надел кожаные носки в состоянии чистоты, и осквернился на заходе солнца, то ему разрешается протирать их до времени захода солнца следующего дня, если он не путник. Подобным же образом ты можешь определить и это для протирания кожаных носок путником.
Не разрешается протирать свои кожаные носки тому, кто обязан совершить полное омовение, т.е. обязан омыть ноги вместе со всем телом.
Недозволенно протирать носки если дырка большая, настолько, что через неё видна нога в размере трёх самых маленьких пальцев ноги, а если меньше этого, то разрешается. Это количество дырок определяется для одного кожаного носка, а не для обоих, я имею в виду то, что если дырки равны трём пальцам ноги на обоих кожаных носках, то протирать
кожаные носки разрешается, а если это на каждом из них или на одном, то протирать их не разрешается.
Протирание по кожаным носкам совершается следующим образом: нужно протереть их верх, проведя пальцами линии – то есть смочить пальцы руки водой, потом полностью (то есть не ограничиваться прижатием только верхних фаланг пальцев, пальцы следует прижать полностью) прижать их и протянуть их так от пальцев ноги к голени, при этом размер протирания непременно должен быть не менее размера трёх пальцев руки для каждого носка.́
ونقض المسح ما ينقض الوضوء وينقضه أيضا نزع الخف ومضي المدة فإذا مضت المدة نزع خفيه وغسل رجليه وصلى وليس عيه إعادة بقيه الوضوء ومن ابتدأ المسح وهو مقيم فسافر قبل تمام يوم وليلة مسح ثلاثة أيام ولياليها ومن ابتدأ المسح وهو مسافر ثم أقام فإن كان مسح يوما وليلة أو أكثر لزمه نزع خفيه وغسل رجليه وإن كان مسح أقل من يوم وليلة تمم مسح يوم وليلة ومن لبس الجرموق فوق الخف مسح عليه
«Нарушает протирание все то, что нарушает малое омовение. Так же оно нарушается сниманием ичигов и с прошествием определенного времени. Если определенное время закончится, то ичиги снимаются, моются ноги и совершается намаз и нет необходимости совершать остальные действия малого омовения. Тот, кто начал протирать, будучи постояльцем, но впоследствии до истечения суток стал путешественником протирает три дня и три ночи. Кто начал протирать, будучи путешественником, а в последствие стал постояльцем, то ему необходимо снять ичиги и помыть ноги если он протирал ранее больше одних суток. А если он протирал менее одних суток, то продолжает протирать пока сутки не продолжатся. Тот, кто одел калоши поверх ичигов, тот протирает по калошам».
Комментарии
Протирание нарушает все то же, что и частичное омовение, также его нарушает снятие кожаного носка и истечение периода протирания.
Если истёк период протирания, или был снят один кожаный носок или оба, но не имело место ничего, что нарушает частичное омовение, то в обоих этих случаях он омывает только ноги и совершает намаз, и он не обязан заново совершать всё оставшееся омовение.
Не-путник протирает кожаные носки один день и одну ночь, а путник – три дня и три ночи, а если кто-то начал протирать, будучи путником, а затем перестал быть им, и он уже протирал на протяжении одного дня и одной ночи или более, то он должен снять свои кожаные носки. Но если это длилось меньше, то он носит их, пока не истекут полностью один день и одна ночь.
Тот же, кто начал протирание, не будучи путником, но затем вышел в путь прежде, чем истекли один день и одна ночь, – он протирает их, пока полностью не истекут три дня и три ночи.
Тот, кто надел галоши (в арабском тексте использовано слово джурму́к, означающее «короткую обувь, не доходящую до лодыжки», то есть это могут быть и туфли, и короткие сапоги, и так далее – примечание переводчика) поверх кожаных носков, то ему разрешается протирать их, если он надел их до того, как произошло малое осквернение.
ولا يجوز المسح على الجوربين عند أبي حنيفة رحمه الله إلا أن يكونا منعلين أو مجلدين وقال أبو يوسف ومحمد رحمهما الله: يجوز المسح على الجوربين إذا كانا ثخينين لا يشفان الماء ولا يجوز المسح على العمامة والقلنسوة والبرقع والقفازين ويجوز المسح على الجبائر وإن شدها على غير وضوء فإن سقطت عن غير برء لم يبطل المسح وإن سقطت عن برء بطل المسح
«Нельзя протирать по носкам согласно мнению Абу Ханифы, за исключением носок, которые были с подошвой, или кожаной подшивкой. Абу Юсуф и Мухаммад считали, что протирать по носкам можно в том случае, если они были толстыми, не проглядывающими воду. Недозволенно протирать чалму, тюбетейку, чадру и перчатки. Разрешено протирать перевязку, если даже та была наложена без малого омовения. Если она спадет без выздоровления, то протирание не аннулируется. Если же она спадет вследствие выздоровления, то протирание аннулируется».
Комментарии
Нельзя протирать поверх носок, если только они не подшиты кожей (подшитый кожей означает подшитый кожей сверху и снизу, а имеющий подошву – то есть с подошвой, подобно сандалиям) или не имеют подошву. Таково мнение Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах, а Абу Юсуф и Мухаммад, да смилостивится над ними обоими Аллах, разрешали протирать носки, если они были толстыми и не просвечивали (то есть не должны быть настолько тонкими, что через них видно то, что под ними, поэтому протирать обычные носки нельзя – примечание переводчика).
Не является условием, для протирания повязки и лубка то, что они должны быть повязаны в состоянии чистоты, и если они были повязаны и в состоянии малого осквернения, и после этого человек захотел совершить частичное омовение, ему разрешается протирать их.
Если повязка ослабла и спала после заживления раны, то протирание повязки и лубка в этой ситуации нарушается. Если человек совершил перед этим частичное омовение и протёр поверх повязки или лубка, а затем развязал и выбросил их за ненадобностью, и не имело место ничего, что нарушало бы частичное омовение, то он омывает место, где была повязка или лубок, а потом совершает намаз. Если же она спала, когда рана ещё не зажила, то он не обязан мыть это место и протирание не нарушается. Недозволенно протирать чалму, тюбетейку, чадру или перчатки.
Автор: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри
Комментарии: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1
Подготовил: Хадис аль-Ханафи