Очищение песком (таяммум)
ومن لم يجد الماء وهو مسافر أو خارج المصر بينه وبين المصر نحو الميل أو أكثرأو كان يجد الماء إلا أنه مريض فخاف إن استعمل الماء اشتد مرضه أو خاف الجنب إن غسل بالماء أن يقتله البرد أو يمرضه فإنه يتيمم بالصعيد
«Тот, кто не найдет воды будучи путешественником или находящимся вне города на расстоянии 1 мили и более, или же тот, кто находит воду в состоянии болезни, боясь, что его болезнь усилится в случае использования воды, или же тот, кто в состоянии большого осквернения боится заболеть или умереть от холода могут совершать таяммум при помощи песка».
Комментарии
Лексическое значение слова «ат-таяммум» это «стремление» и «желание», а его шариатское значение – это использование пыли, – и того, что относится к категории «земля» – особым образом для устранения обоих видов осквернения с намерением очищения. Основой в этом являются слова Всевышнего:
«… и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки». (Сура «Трапеза», аят 6)
Если человек, находящийся в состоянии осквернения, не нашёл воды, и он путник, или находится вне населённого пункта, и между ним и водой расстояние в милю или более, вот тогда для очищения от осквернения он совершает таяммум. Если больной боится того, что в результате использования воды его болезнь усилится, то он совершает таяммум, если у него нет ничего, чтобы согреть воду.[1]
То же самое касается и человека в состоянии полового осквернения, если он боится, что совершение полного омовения холодной водой погубит его, или он боится заболеть.
والتيمم ضربتان: يمسح بإحداهما وجهه وبالأخرى يديه إلى المرفقين والتيمم من الجنابة والحدث سواء ويجوز التيمم عند أبي حنيفة ومحمد بكل ما كان من جنس الأرض كالتراب والرمل والحجر والجص والنورة والكحل والزرنيخوقال أبو يوسف رحمه الله: لا يجوز إلا بالتراب والرمل خاصة والنية فرض في التيمم مستحبة في الوضوء وينقض التيمم كل شيء ينقض الوضوء وينقضه أيضا رؤية الماء إذا قدرعلى استعماله ولا يجوزالتيمم إلا بصعيد طاهرويستحب لمن لا يجد الماء وهو يرجو أن يجده في آخر الوقت أن يؤخر الصلاة إلى آخر الوقت فإن وجد الماء توضأ به وصلى وإلا تيمم
«Таяммум из двух ударов: одним из них протирается лицо, другим – руки до локтей. Таяммум одинаково очищает большое и малое осквернение. По мнению имама Абу Ханифы и Мухаммада таяммум можно делать всем тем, что относится к виду земли, как, например, земля, песок, камень, гипс, известь, сурьма, мышьяк. Абу Юсуф сказал: «Нельзя совершать кроме как землей и песком и только». Намерение является обязательным для таяммума, желательным для малого омовения. Нарушает таяммум все то, что нарушает малое омовение. Так же его нарушает лицезрение воды, дающее возможность ее использования. Таяммум можно совершать только чистым песком. Тому, кто не имеет воду, но надеется ее найти к концу времени намаза желательно отложить намаз к этому времени. И если в конце него найдет воду и совершит малое омовение, а если нет – совершит таяммум».
Комментарии
Таяммум совершается следующим образом: прежде всего он делает намерение очиститься от малого или большого осквернения – в зависимости от того, что имеет место – или делает намерение сделать для себя дозволенным намаз. Затем он хлопает обеими руками по земле и протирает ими лицо так, чтобы не осталось и волоска, которого бы не коснулась его рука. Потом он хлопает обеими руками по земле во второй раз и протирает правую руку левой, начиная от кончиков пальцев и до окончания локтевого сустава, потом он протирает левую руку правой точно таким же образом, полностью от кончиков пальцев и до локтя включительно.
Форма таяммума одинакова как для пребывающего в состоянии большого осквернения, так и в состоянии малого осквернения, и в таяммуме между ними нет никакой разницы.
Таяммум разрешается совершать с помощью чистой пыли и всего, что относится к категории «земля», будь то песок, гипс, известь, сурьма или камень, даже если он гладкий и на нём нет пыли. Во всех этих вещах обязательным условием является то, что они должны быть чистыми, так считали Абу Ханифа и Мухаммад, да смилостивится над ними обоими Всевышний Аллах, а Абу Юсуф, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Разрешается [совершать таяммум] только пылью и песком, но при условии, что они чистые».
Если кто-то обрушил дом или ветер поднял пыль, и пыль покрыла его лицо и руки, то в результате этого не будет считаться совершившим таяммум, и требуемого очищения не произойдёт, так как намерение в таяммуме является обязательным [фард]. Но если он нырнёт в воду, не сделав намерения совершить полное омовение, то это будет считаться полным омовением. То же самое и в том случае, если дождь намочит все части тела, омываемые при частичном омовении, и по ним потечёт вода – и если он проведёт рукой по голове, то этого будет достаточно для него в качестве омовения, даже если он и не намеревался совершить частичное омовение. Это объясняется тем, что намерение в полном и частичном омовениях не является обязательным [фард], а относится к Сунне.
ويصلي بتيممه ما شاء من الفرائض والنوافل ويجوز التيمم للصحيح في المصر إذا حضرت جنازة والولي غيره فخاف إن اشتغل بالطهارة أن تفوته الصلاة فإنه يتيمم ويصلي وكذلك من حضر العيد فخاف إن اشتغل بالطهارة أن تفوته صلاة العيدين فإنه يتيمم ويصلي وإن خاف من شهد الجمعة إن اشتغل بالطهارة أن تفوته صلاة الجمعة لم يتيمم ولكنه يتوضأ فإن أدرك الجمعة صلاها وإلا صلى الظهر أربعا وكذلك إذا ضاق الوقت فخشي إن توضأ قات الوقت لم يتيمم ولكنه يتوضأ ويصلي فائتة
«С таяммумом можно совершать любые обязательные и желательные молитвы. Разрешено совершать таяммум здоровому постояльцу города, если он будет присутствовать на погребальной молитве, которой сам не руководит и в страхе пропустить эту молитву по причине совершения малого омовения – он совершает таяммум и молится. Также относительно того, кто пришел на праздничные молитвы и боится пропустить их по причине длительного совершения малого омовения. Такой человек делает таяммум и молится. Если же человек боится пропустить пятничную молитву по причине совершения малого омовения, то ему не следует совершать таяммум, он совершает малое омовение. И если успеет на пятничную молитву – молится, а если нет, то совершает полуденную молитву в четыре ракаата. Тоже самое, относительно ситуации нехватки времени и боязни упущения времени молитвы, то ему не следует совершать таяммум, он совершает малое омовение, возмещая пропущенную молитву».
Комментарии
После совершения таяммума ему разрешается совершать любые намазы, какие только он пожелает, как предписанные, так и добровольные. Также ему разрешается совершать всё, что разрешается после полного омовения тому, кто был в состоянии большого осквернения, или после совершения частичного омовения. Таким образом, нет никакой разницы между чистотой, полученной от полного или частичного омовения и чистотой, полученной от таяммума, и совершившему таяммум разрешается прикасаться к Корану, входить в мечеть, читать Коран и совершать тауаф (обход Каабы).
Совершать таяммум разрешается здоровому и не являющемуся путником человеку, даже если у него есть вода и он в состоянии достать её, если принесли тело умершего и не является близким этого умершего [отвечающий за его погребение]. И если он опасается, что занявшись омовением, он не успеет совершить погребальный намаз – тогда ему разрешается совершить таяммум и участвовать в погребальном намазе.
Также и тому, кто пришёл на праздничный намаз и опасается, что занявшись частичным омовением, он может пропустить праздничный намаз, разрешается совершить таяммум и участвовать в праздничном намазе вместе с имамом.
Если человек пришёл на пятничный намаз, не совершив частичного омовения, и боится, что занявшись омовением, он не успеет совершить пятничный намаз, то ему не разрешается совершить таяммум и он обязан совершить омовение, и если он успеет совершить пятничный намаз вместе с имамом, то он совершает его, а если нет – совершает послеполуденный намаз в четыре ракаата.
Если времени очень мало, настолько, что если он совершит частичное омовение, время намаза пройдёт, и он не успеет совершить его, например, подобно тому, кто проснулся перед самым восходом солнца и времени недостаточно и для омовения, и для намаза, то ему не разрешается совершить таяммум и он обязан совершить частичное омовение, а если он в состоянии большого осквернения, то он должен совершить полное омовение, и совершить намаз после того, как солнце взойдёт и поднимется на высоту копья. Это объясняется тем, что недостаточность времени не является уважительной причиной для разрешения совершить таяммум.
Тот, кто не нашёл воды, но надеется, что он найдёт её в самом конце времени намаза, не обязан откладывать её совершение, однако для него предпочтительнее отложить совершение намаза до завершения её времени, и если он найдёт воду, то он совершает омовение, а если нет – совершает таяммум.
والمسافر إذا نسي الماء في رحله فتيمم وصلى ثم ذكر الماء في الوقت لم يعد الصلاة عند أبي حنيفة ومحمد رحمهما الله. وقال أبو يوسف: يعيدها وليس على المتيمم إذا لم يغلب على ظنه أن بقربه ماء أن يطلب الماء فإن غلب على ظنه أن هناك ماء لم يجز له أن يتيمم حتى يطلبه وإن كان مع رفيقه ماء طلبه منه قبل أن يتيمم فإن منعه منه تيمم وصلى
«Если путешественник позабыл наличие воды в караване и совершив таяммум и намаз вспомнил о ней, до конца времени молитвы, то ему не обязательно перечитывать намаз по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, а Абу Юсуф считал, что перечитать следует. Если желающего совершить таяммум преобладает мнение об отсутствии вблизи воды, то он не обязан ее искать, если же его мнение преобладает относительно наличия воды, то он не может совершить таяммум без ее поиска. Если у его спутника есть вода, он должен попросить ее у него до совершения таяммума, если тот откажет, то совершается таяммум и намаз».
Комментарии
Если путник забыл воду в своей поклаже, положив её туда лично, либо кто-либо другой по его поручению, и, совершив таяммум, совершил намаз, но потом вспомнил о воде, когда ещё время намаза не истекло он не должен повторять намаз, как считали Абу Ханифа и Мухаммад, да смилостивится над ними обоими Всевышний Аллах, но Абу Юсуф, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «В этой ситуации он повторяет намаз».
Если человек находится в пути и у него нет воды, он не обязан искать воду, если не уверен в том, что вода находится близко от него, но если у него преобладает уверенность в том, что где-то близко есть вода, то ему нельзя совершить таяммум, пока он не предпримет попытки поиска воды.
Если человек находится в пути и у него нет воды, а у его товарища есть, то он должен попросить у него воду, и если тот предложит её по стоимости, на которую обычно соглашаются люди, или бесплатно, он совершает частичное омовение, а если откажет – совершает таяммум и совершает намаз.[2]
Примечание
[1] Автор «аль-Бахр ар-раик», сказал: «Знай, что разрешённость этого для человека в состоянии полового осквернения, по мнению Абу Ханифы, обоснована в шариате тем, что он не может согреть воду, или у него нет денег, чтобы заплатить за баню в населённом пункте, или у него нет одежды, которой он мог бы согреться, или нет места, где он мог бы укрыться», как об этом сообщается в “аль-Бадаи’” и “Шарх аль-джами’ ас-сагыйр” Кадыхана. Однако ему следует вернуться к основе, когда он сможет совершить полное омовение каким-либо образом, и тогда ему не разрешается совершать ат-таяммум, что опирается на консенсус учёных…» (т. 1, стр. 149)
[2] Автор «аль-‘Инайа» сказал: «Это может быть три различных ситуации – либо он даёт ему воду по обычной для ближайшего места, где есть вода, цене, либо с небольшой надбавкой, либо с очень большой надбавкой. В первом случае и во втором ему нельзя совершать таяммум, а в третьем ему разрешается совершить таяммум по причине угрожающего ему вреда. Среди учёных имелись различные мнения относительно очень большой надбавки, и в “ан-Науадир” её автор посчитал это удвоением цены, а кто-то сказал: “Это то, что не попадает под цену, которую назначают оценщики” …»
Автор: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри
Комментарии: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1
Подготовил: Хадис аль-Ханафи