
Качества Аллаха и Его бесподобность 2
ما زال بصفاته قديما قبل خلقه لم يزدد بكوﻧﻬم شيئا لم يكن قبلهم من صفته وكما كان بصفاته أزليا كذلك لا يزال عليها أبديا
Он всегда, еще до создания творений, характеризовался Своими качествами. Появление творений ни в чем не увеличило Его качества. Как Он всегда был со Своими качествами, таковым Он с ними всегда будет.
ليس بعد خلق الخلق استفاد اسم الخالق ولا بإحداثه البرية استفاد اسم البارىء له معنى الربوبية ولا مربوب ومعنى الخالقية ولا مخلوق
Он не приобрел имя «Творец» после сотворения, а всегда был таковым. И не было так, что посредством приведения творений к существованию Он получил имя «Создатель», – Он всегда был таким. Его качество Попечения было еще тогда, когда нечего было опекать. Его качество Творца было еще до сотворения.
وكما أنه محيي الموتى بعدما أحياهم استحق هذا الاسم قبل إحيائهم كذلك استحق اسم الخالق قبل إنشائهم
Как Он был Воскрешающим после воскрешения мертвых, так Он был достоин этого имени еще до этого. И имени «Творец» Он был достоин еще до сотворения их.[1]
(ذلك بأنه على كل شىء قدير ، وكل شىء إليه فقير ، وكل أمر عليه يسير ، لا يحتاج إلى شىء ﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Это потому, что Он властен надо всем, все нуждается в Нем, все легко для Него, а Сам Он ни в чем не нуждается. «Нет ничего подобного Ему, и Он – Всеслышащий и Всевидящий».
خلق الخلق بعلمه وقدر لهم أقدارا وضرب لهم آجالا
Он сотворил сущее, обладая Знанием, определил судьбы[2] творений и установил продолжительность их жизней[3].
ولم يخف عليه شىء من أفعالهم قبل أن خلقهم وعلم ما هم عاملون قبل أن يخلقهم
Ничто из их действий не было скрыто от Него даже до того, как Он сотворил их. Он знал все, что они сделают, еще до их сотворения.[4]
وأمرهم بطاعته وﻧﻬاهم عن معصيته
Он вменил им повиновение Себе и запретил им непослушание Себе.[5]
وكل شىء يجري بتقديره ، ومشيئته ، ومشيئته تنفذ لا مشيئة للعباد إلا ما شاء لهم، فما شاء لهم كان ، وما لم يشأ لم يكن
Все происходит по Его Решению и Воле[6]. Его Воля всегда свершается. Его рабы желают лишь то, что Он желает для них. То, что Он желает для них, сбывается, а то, чего не желает, не происходит.[7]
يهدي من يشاء ، ويعصم ويعافي فضلا ، ويضل من يشاء ويخذل ويبتلي عدلا
Он наставляет, защищает и охраняет, кого желает, по Своей Милости. Он вводит в заблуждение, бросает и сокрушает, кого желает, по Своей Справедливости.
وكلهم يتقلبون في مشيئته بين فضله وعدله
Все они подвластны Его Воле, находясь между Его Милостью и Справедливостью.[8]
وهو متعال عن الأضداد والأنداد
Он превыше того, чтобы иметь противоположного или равного Себе.
لا راد لقضائه ، ولا معقب لحكمه ، ولا غالب لأمره
Никто не может заблокировать Его решение, воспрепятствовать Его велению и пересилить Его распоряжение.
ءامنا بذلك كله ، وأيقنا أن كلا من عنده
Мы верим в это и убеждены, что всё – от Него.
Комментарии
[1] Всевышний Аллах вечен со всеми Своими прекрасными именами и возвышенными качествами. Это касается как личных Его качеств (Жизнь, Знание и др.), так и качеств действий (Сотворение, Воскрешение и т. д.).
Эти качества вечно существуют с Сущностью Аллаха. Обладание Аллахом данных качеств доказывается Кораном, сообщениями Пророка ﷺ, а также логикой.
اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ
«Аллах – нет бога, кроме Него, Живого, Вседостаточного». (Коран, 2:255)
إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ
«Воистину, Аллах (навечно) является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». (Коран, 51:58)
Логически очевидно, что Тот, кто сотворил всю вселенную во всей ее совершенной структуре, обязательно должен обладать качествами жизни, знания, могущества, воли, слуха и зрения. Эти качества известны как личные качества («сыфа́т-уз-зо́т»).
Всевышний Аллах также предвечно обладает качествами сотворения, оживления, умерщвления, попечения и поддержания. Это – качества действий («сыфа́т-уль-афгаль»), и их называют термином «такви́н» (Создание).
Матуридиты считают «такви́н» одним из вечных качеств Всевышнего Аллаха, которое приводит к появлению творений (вещей), когда и как пожелал Сам Всевышний Аллах. Можно сказать, что это безвременная актуализация Аллахом вещей, проявляющихся во времени.
Ашариты же не считают «такви́н» дополнительным качеством Всевышнего Аллаха и определяют его действия как проявление во времени Его качеств Мощи и Воли.
То есть вся разница – в выборе слов и терминов. Если считать «действие» как проявление во времени, то можно сказать, что действия Аллаха проявляются во времени, и тогда не требуется приписывать Аллаху дополнительное качество. Если же определять «действие» во вневременно́м аспекте, то тогда мы скажем, что действия Аллаха не связаны со временем и будем говорить о дополнительном качестве Аллаха «такви́н», чтобы покрыть такое вневременно́е определение.
[2] Все, что происходит во вселенной, предопределено Всевышним Аллахом. Судьбы людей уже определены Им. Их обеспечение, течение жизни и действия – все это предопределено. Каждый человек получит лишь то обеспечение, которое было для него предопределено, каким бы образом оно ни было получено (дозволенным или недозволенным).
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (Коран, 54:49)
[3] Продолжительность жизни человека предопределена. Никто не может ни приблизить, ни отдалить момент смерти даже на миг.
فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ
«Когда же наступает их срок, они не могут ни отдалить, ни приблизить его даже на час». (Коран, 7:34)
Это относится как к тем, кто умирает по естественным причинам, так и к убитым людям. Иными словами, даже убитый умирает ровно в предопределенный ему срок, и нельзя сказать, что убийство сократило продолжительность его жизни.
[4] Знание является вечным качеством Всевышнего Аллаха, связанным с известными вещами (المعلومات), делая их явными, независимо от того необходимые они, возможные или невозможные:
– это относится к необходимому («ваджиба́т»), поскольку Аллах знает о Самом Себе и Своих качествах;
– это относится и к возможному, поскольку Аллах знает все о Своем творении;
– и относится к невозможному, поскольку Аллах знает, что такие явления, как, например, наличие у Него напарника, совершенно невозможны.
Ничто, даже мельчайшая частица не скрыта от Всевышнего Аллаха. Его Знание объемлет все и вся, включая все их качества.
Поскольку Знание Аллаха, являющееся Его качеством, вечно, то, значит, Аллах знал обо всех вещах еще до их существования.
[5] Тот факт, что все предопределено, не означает отсутствие у человека выбора в отношении исполнения велений Аллаха и соблюдения Его запретов. Человек не подобен камням, деревьям и иным безжизненным предметам, которые совершенно бессильны и не обладают волей и выбором. Их движение и неподвижность не обусловлены собственным выбором. Понятно, что у человека в этом плане все обстоит иначе. Человек может совершать движения по собственному выбору.
Целью сотворения человека было повеление ему поклоняться Аллаху и служить Богу посредством исполнения Его велений и соблюдения Его запретов. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они служили Мне». (Коран, 51:56)
Жизнь человека – испытание. Поэтому есть веления и запреты. Исполнение велений приводит к тому, что человек удостаивается милости и награды от Аллаха. А нарушение запретов приводит к наказанию.
[6] Все во вселенной (как добро, так и зло) происходит по Воле Всевышнего Аллаха. Действия человека полностью соответствуют Творению и Воле Всевышнего Аллаха.
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах сотворил вас и ваши дела». (Коран, 37:96)
Бухари и Муслим приводили известное сообщение со слов Умара ибн Хаттаба, в котором говорится, что архангел Джибриль (мир ему) пришел к Пророку ﷺ в человеческом облике и задал вопросы о религии. Когда был задан вопрос о вере, Пророк ﷺ среди прочего назвал следующую составляющую веры:
و تؤمن بالقدر خيره و شره
«…принятие Предопределения как в отношении хорошего, так и дурного». (Муслим)
Коран говорит нам:
قُلْ كُلٌّ مِّنْ عِندِ اللَّهِ
«Скажи: «Всё – от Аллаха»». (Коран, 4:78)
[7] Всё, в том числе воля творений, подчинено Воле Всевышнего Аллаха. Ничто не может произойти без Его на то Воли:
وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Но вы не пожелаете этого, если не желает Аллах, Господь миров». (Коран, 81:29)
Ничья воля не может сбыться вопреки Воле Аллаха. Если б это было возможно, то означало бы неспособность Всевышнего Аллаха, что в свою очередь отрицало бы Его Божественную Сущность, ведь невозможно, чтобы Бог не мог что-то совершить.
[8] Вся вселенная принадлежит Всевышнему Аллаху. Будучи «Владельцем» всех творений, он вправе делать с ними все, что желает. Аллах не обязан перед творениями делать лишь лучшее для них. Коран гласит:
وَيَفْعَلُ اللَّهُ مَا يَشَاءُ
«Аллах вершит, что желает». (Коран, 14:27)
إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ
«Аллах повелевает то, что желает». (Коран, 5:1)
Если б Аллаху было необходимо делать лишь то, что лучше для творений, тогда никто бы из людей не совершал грехов и не попадал бы в ад, поскольку это точно не лучшее для них.
Поэтому, если говорить о тех, кому Аллах пожелал веры, это произошло по Его Милости, а в отношении тех, кому Аллах пожелал неверия, это произошло по Его Справедливости. О несправедливости говорят, когда происходит посягательство на чужую собственность, в то время как все сотворенное принадлежит одному лишь Аллаху.
يُضِلُّ اللَّهُ مَن يَشَاءُ وَيَهْدِي مَن يَشَاءُ
«Аллах вводит в заблуждение, кого желает, и ведет прямым путем, кого желает». (Коран, 74:31)
Автор: Имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи
Комментарии: Шейх Фахим Хусен аль-Ханафи
Из книги: «Вероучение Тахави», стр. 15-20