Качества Аллаха и Его бесподобность 1
قديم بلا ابتداء دائم بلا انتهاء
Он предвечен без начала12 и вечен без конца13.
لا يفنى ولا يبيد
Никогда не исчезнет и не перестанет существовать.
ولَا يكون إلا ما يريد
Ничто не происходит без Его на то Воли14.
لا تبلغه الأوهام ولا تدركه الأفهام
Воображение не может представить Его. Разум не может постичь Его15.
ولا تشبهه الأنام
И творения не похожи на Него16
حي لا يموت، قيوم لا ينام
Вечно Живой17, никогда не умирает. Вседостаточный18, никогда не спит19.
خالق بلا حاجة ، رازق بلا مؤنة
Он творит без нужды20 и обеспечивает без усилий21.
مميت بلا مخافة ، باعث بلا مشقة
Умерщвляет без страха22 и воскрешает без труда23.
Комментарии
12. Предвечность (безначальность) – исключительное качество Всевышнего Аллаха. Означает, что не было никогда такого, чтобы Бог не существовал. То есть Он всегда был, Его существованию нет начала. Если б Аллах не был предвечен, то это означало бы необходимость наличия иного существа, которое привело Его к существованию. А это существо в свою очередь требовало наличия еще другого существа – такую логическую цепочку можно продолжать бесконечно, то есть это совершенно невозможно. Единственно верное логическое заключение в данном отношении – то, что у цепочки сотворения есть начало, и оно положено Предвечным Богом, то есть Аллахом.
13. Вечность (бесконечность) – качество Всевышнего Аллаха, которое означает, что никогда Он не перестанет существовать. Нет предела Его существованию.
Качество «Предвечность» отрицает возможность небытия Бога. Коран гласит:
هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ
«Он – Первый и Последний». (Коран, 57:3)
14. Воля – качество Всевышнего Аллаха, связанное со всеми возможными событиями («мумкина́т») в отношении возможности их появления. Установление появления определенной возможности, а не ее противоположности, в определенные, а не иные моменты, несмотря на неизменность связи всех возможностей и времен с Бытием (Сущностью) Аллаха, требует, чтобы данную функцию выполняло определенное качество. Таковым является Божья Воля. Если б не это качество, все возможные события («мумкина́т») появлялись бы единовременно и одинаковым образом.
Все, что желает Всевышний Аллах, происходит. И все, что происходит, соответствует Воле Аллаха. Это не означает, что довольство («ридо́») Всевышнего Аллаха связано с этим, или что это – нечто, вмененное Всевышним Аллахом своим рабам к исполнению.
يَفْعَلُ مَا يَشَاءُ
«Он делает, что желает». (Коран, 3:40)
إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ
«Воистину, Аллах велит то, что желает». (Коран, 5:1)
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Воистину, когда Мы что-то желаем, то стоит Нам сказать: «Будь!» – и это сбывается». (Коран, 16:40)
15. Всевышнему Аллаху не присуща никакая форма, которую мог бы вообразить человек.
يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِ عِلْمًا
«Он знает, что до и после них, но они не способны постичь Его». (Коран, 20:110)
Все, что человеческий разум воображает о Всевышнем Аллахе, является лишь наущением дьявола. Всевышний Аллах совершенно не таков, каким Его представляет воображение. Если человеку не нравятся такие мысли, это неприятие – признак истинной веры.
16. Абсолютная непохожесть на творения – качество Всевышнего Аллаха, выражающее Его бесподобность по отношению к тому, что существует во времени. От всех таких вещей Всевышний Аллах совершенно отличается в Своей Сущности, качествах и действиях:
– Его Сущность не связана с пространством и физической формой;
– Его качества не связаны со временем;
– Его действия не диктуются нуждой и не являются приобретаемыми.
17. Жизнь – качество Всевышнего Аллаха, которое, по логике, является необходимым условием существования всех иных атрибутов и их применимости. Тот, кто привел к существованию всю чрезвычайно отлаженную вселенную и поддерживает ее функционирование, не может не быть живым.
اللَّهُ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ قَرَارًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَصَوَّرَكُمْ فَأَحْسَنَ صُوَرَكُمْ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ ۖ فَتَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ◌ هُوَ الْحَيُّ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ
«Аллах – Тот, кто сделал для вас землю местом пребывания, а небо – навесом. Он придал вам облик и сделал его прекрасным. Он дал вам средства к существованию из чистых и хороших благ. Таков Аллах, ваш Господь. Так, слава Аллаху, Господу миров! Он – Вечно Живой. Нет бога, кроме Него». (Коран, 40:64–65)
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لَا يَمُوتُ وَسَبِّحْ بِحَمْدِهِ ۚ وَكَفَىٰ بِهِ بِذُنُوبِ عِبَادِهِ خَبِيرًا
«Положись (Мухаммад) на Вечно Живого, который не умирает, и прославляй Его хвалой. И довольно Его как знающего грехи Своих рабов». (Коран, 25:58)
18. Слово «Кайю́м» в арабском языке является усиленной формой слова «ка́им» и подразумевает Того, кто существует сам по себе, независимо ни от кого и ни от чего. Более того, имеется в виду, что существование и содержание всего остального полностью зависит от Него.
19. Сон – это состояние отдыха, во время которого чувства притупляются, и осознание мира прекращается. Такую ущербную характеристику нельзя приписывать Всевышнему Аллаху, у которого нет никаких недостатков. Если бы сон мог овладеть Аллахом, это опровергало бы Его Вседостаточность, согласно которой всё функционирование вселенной зависит от Него.
إِنَّ اللَّهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ أَن تَزُولَا ۚ وَلَئِن زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّن بَعْدِهِ ۚ إِنَّهُ كَانَ حَلِيمًا غَفُورًا
«Аллах поддерживает существование небес и земли, чтобы они не прекратили (свое функционирование). А если б их настигнул крах, то никто бы их уже не смог поддержать. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий». (Коран, 35:41)
20. Нужда является недостатком, который требует восполнения, а Аллах ни от чего не зависит.
إِنَّ اللَّهَ لَغَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
«Воистину, Аллах не нуждается в мирах!» (Коран, 29:6)
21. Все, что Всевышний Аллах желает, появляется посредством того, что Он просто создает это. Никакой помощи для реализации Своей Воли Ему не нужно.
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Воистину, когда Мы что-то желаем, то стоит Нам сказать: «Будь!» – и это сбывается». (Коран, 16:40)
22. На Всемогущем Аллахе никак не сказывается существование или смерть творений. Он совершенно не боится умерщвлять.
23. Поскольку Всевышний Аллах без каких бы то ни было трудностей сотворил все во вселенной совершенно из ничего, то для него никаких трудностей не составит и воскрешение Своих творений. В Коране говорится об этом в следующих аятах:
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Воистину, когда Мы что-то желаем, то стоит Нам сказать: «Будь!» – и это сбывается». (Коран, 16:40)
وَهُوَ الَّذِي يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ ۚ وَلَهُ الْمَثَلُ الْأَعْلَىٰ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Он – Тот, Кто начинает сотворение, затем повторит его, и это для Него еще легче. Его – высочайшее качество на небесах и на земле, и Он – Могущественный, Мудрый». (Коран, 30:27)
أَفَعَيِينَا بِالْخَلْقِ الْأَوَّلِ ۚ بَلْ هُمْ فِي لَبْسٍ مِّنْ خَلْقٍ جَدِيدٍ
«Разве Мы устали от первого сотворения? Конечно нет, но они сомневаются в новом сотворении». (Коран, 50:15)
أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ ◌ وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ ۖ قَالَ مَن يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ ◌ قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ ۖ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли семенной жидкости? И вот он открыто препирается! Он приводит аргументы о Нас и забывает о своем сотворении; он говорит: «Кто оживит кости, если они истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, кто сведущ о всяком творении»». (Коран, 36:77–79)
Нужда, усилия и трудности – все это выражения дефектности. А у Аллаха нет никаких недостатков и дефектов.
Автор: Имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи
Комментарии: Шейх Фахим Хусен аль-Ханафи
Из книги: «Вероучение Тахави», стр. 12-20