Шейх Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди аль-Куфи (ум. в 866 г.) приводит десять рекомендаций, которые позволяют уберечься от печалей:
1. Поскольку любая печаль – следствие чьего-то (нашего или чужого) действия, не нужно делать ничего такого, что могло бы нас опечалить. «Кто заставит страдать свою душу, тот навредит ей, а кто заставляет страдать самого себя, тот грубый невежда, перешедший последнюю черту притеснения».
2. Если эта печаль произошла в силу чужого действия, и мы огорчились, значит необходимо вспомнить, как мы утешались после прежних огорчений, и предать забвению печаль. «Осознание, что вещи, опечаливающие нас сегодня, подобны нашим или чужим печалям в прошлом, и что для них и в прошлом было найдено то или иное успокоение. Это дает великую силу для успокоения!»
3. Печаль есть нечто временное; даже люди, пережившие печаль, могут радоваться и веселиться. «Нужно помнить следующее: то, что прошло мимо нас или было утеряно, прошло мимо многих людей или было утеряно ими. Но все они смирились с тем, что прошло или пропало, и внешне они полны радости и далеки от горя. Если у кого-то умер ребенок или он вовсе не имеет детей, то среди людей также есть те, у кого умерли дети, или их не было, но они радостны или нашли успокоение. То же происходит с богатством, любыми осязаемыми приобретениями мира и всем, чего желает человеческая душа. Значит, грусть – это не природа вещей, а только определенное состояние. Ведь если мы видим человека, у которого отобрали имущество, и он впал в печаль, есть такие, у которых этого имущества нет вовсе, но они не горюют. Так что горюющий сам избрал для себя печаль, беспокоясь о том, что у него отнято или утратилось».
4. С другой стороны, беды и невзгоды неотделимы от нашей жизни. Поэтому человек должен научиться жить в мире, где есть беды и страдания. «Следует помнить, что если мы никогда не хотим быть подвержены бедам, то это равносильно тому, чтобы не существовать вовсе. Ведь беды случаются из-за гибели портящихся вещей, а если бы не было гибели, не было бы и мира. Если мы хотим, чтобы не было бед, это подобно тому, чтобы не желать существования законов мира и его тлена. А если мы желаем того, что не существует в природе вещей, значит, мы желаем невозможного. Кто желает невозможного, тот будет лишен предмета желаний, а кто не получит желаемого, тот несчастен. Следует стесняться такого нрава и отвергать такое состояние, то есть состояние невежества и несчастья».
5. Зависть отравляет человека. Поэтому нужно примириться с тем, что кто-то владеет чем-то большим, чем ты. «Что касается того, что не наше (если только случайно не станет таковым), нехорошо горевать по нему, желая, чтобы люди не обладали им, хотя они вправе обладать. Ведь это – зависть. Мы не должны пачкать себя завистью, так как она есть совершенное зло. Тот, кто хочет, чтобы врагов коснулось зло, тот сам любит зло, а любящий зло – плохой человек».
6. Всевышний Творец распределяет, кому что принадлежит. Поэтому если мы что-то утратили, значит, это произошло по Его воле. И если мы что-то получили, это тоже по Его воле. Таким образом, если кто-то что-то утерял, значит, другой это получил. «Мы должны осознавать, что все имеющееся у нас в руках богатство – это арендованное имущество, принадлежащее арендодателю, который – да возвысится Его слава – также и Создатель этого богатства. Он может забрать Свое имущество, когда пожелает, и одолжить его тому, кому пожелает. И правда, если бы Он таким образом не отдавал его кому желает, оно не дошло бы и до нас. Мы можем полагать, что если Он заберет у нас это имущество руками наших врагов, то сделает нам плохо. Но мы должны понимать, что хозяин имущества вправе забирать данное нам в аренду обратно руками тех, кого он сам назначит».
7. Человек стремится ко многим ненужным вещам, которые не так уж необходимы для его жизни, и не получив их, страдает. Тем не менее, Всевышний Творец создал мир таким, что даже для огромного кита есть пропитание. Поэтому не надо тратить свои силы на то, что тебе и не нужно. «Мы должны осознавать, что если непрестанно будем печалиться над упущенным и пропавшим, тогда должны горевать всю жизнь, и в то же время не горевать никогда. А это – неслыханная несовместимость. Потому что если причиной горя будут упущение и потеря имущества, которое рано или поздно нас покинет, и мы горюем, что оно не удержано нами, нашего горя не было бы, если бы не существовало богатств вообще, и мы не желали бы их. Тогда не было бы потери или их упущения. Или мы не должны приобретать ничего, чтобы не горевать. А если бы пришлось не приобретать ничего, и при этом печалиться, что у нас нет богатства, значит, печаль должна быть всегда, если мы ничего не приобретаем. Так печаль будет жить всегда, приобретаем ли мы что-либо или не приобретаем. Итак, если мы вынуждены горевать всю жизнь, то не стоит горевать никогда».
8. Необходимо научиться разбираться в сути вещей и ненавидеть действительно дурное, а не то, что им не является. Даже смерть содержит в себе положительное – человек покидает земную обитель скорби: «Мы должны также осознавать, что не следует ненавидеть то, что не является злом, но нужно чувствовать нелюбовь к злому. Если это утвердится в нашем разуме, этого нам будет достаточно для того, чтобы побеждать печали. Право, нам думается, что нет вещи хуже, чем смерть. Но смерть – это не нечто плохое, а плох страх перед смертью. Смерть – это полнота нашей природы, ведь не будь ее, не было бы и человека. Предельная сущность человека – это говорящее и умирающее живое существо, а предельная сущность построена на неизменной природе. То есть по своей природе человек – это тот, кто живет, разговаривает и умирает. Не будь смерти, не было бы и человека, ведь если бы он не умирал, не был бы человеком. Значит, нет ничего плохо в том, что мы это мы, и было бы плохо, если бы не были самими собою. И значит не плохо то, что существует смерть, ведь если бы не было ее, то не было бы и человека. А если же то, что кажется всем плохим, на самом деле не плохо, то те вещи, которые поменьше из отсутствующих и пропадающих вещей, – не плохи. Значит, причиной того, что люди считают смерть чем-то плохим (а нам ясно теперь, что она – не нечто плохое), является незнание природы жизни и смерти».
9. Утрачивая что-то, необходимо помнить о том, что у нас осталось, духовное и вещественное. «При каждой потере мы должны не упускать оставшиеся осязаемые и осознаваемые богатства, надо помнить и перебирать их в памяти, отвлекаясь от того, что было до этого. Следует помнить, что остаток – это некое утешение при несчастьях».
10. Любую утрату нужно рассматривать как благо, так как с каждой утратой количество ожидающих нас будущих потерь уменьшается. «Нужно помнить при каждой грусти по упущенному или истлевшему, что теперь, после их потери, уже пропал страх, в котором пребывает человек после обретения какого-то богатства, беспокоясь за него. Такое осознание уменьшает горе. Если это утверждается в нашей памяти, то переводит природу печалей в понятие благ, и то, что считалось у нас несчастьем, становится милостью, ведь несчастья, уменьшающие другие, – это некие блага. И хотя несчастья – это нечто опечаливающее в нашем понимании, то ведь все, что уменьшает горе – милость. Так, все, что уменьшает материальное богатство, становится для нас разновидностью блага. Вот мы и говорим: кто не будет приобретать вещи, которые его покинут, станет победителем двух сил, которые превращают в рабов даже королей – гнев и страсть. Они – суть источники всех унижений и боли. Поистине, самые большие болезни – это болезни души, они страшнее болезней тела, как мы уже говорили. Если гнев и страсть не оказали своего дурного влияния на кого-то, то они не имеют над ним силы. А если кто-то впустил в себя гнев и страсть, то они возымели над ним власть, овладели им и направили туда, куда хотят. И воистину, кто не приобретает благ, которые когда-нибудь покинут его, тот одолел победителя королей, одержал верх над самыми большими врагами, поселившимися с ним в его же крепости. От их злого оружия не убережет даже железо, а сожительство с ними может ввергнуть в самые страшные грехи и великую погибель».
О, почтенный брат (почтенная сестра), сохрани прочно в душе эти примеры, и ты спасешься от бед печали, достигнешь наилучшей обители и пристанища праведных.
Да сделает Аллах совершенным твое счастье в обоих мирах, облагодетельствует тебя обильными благами в них, сделает тебя одним из тех, кто держится прямого пути и пожинает плоды разума. Да отдалит тебя Всевышний от посрамления и унижения невежества!
Из книги: «Даф аль-Ахзан / Как избавиться от печали»
Источник: https://t.me/islamdinr07