
АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с- салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма ба’д.
Сегодня появились люди, которые говорят, что для мусульман является дозволенным (халяль) мясо иудеев и христиан, например, мясные продукты из макдональдсов, супермаркетов (колбасы, сосиски) и так далее, так как Всевышний разрешил есть то, что ими было заколото.
Но, как правильно понимать этот аят (который мы приведём ниже), какие условия для этого есть, должны ли они произносить имя Аллаха, или это обязательно лишь для мусульман, а неверующие могут просто забивать животное, и их мясо можно употреблять мусульманам сказав бисмиллях? С позволения Аллаха, давайте разберемся.
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари аль-Ханафи, пишет:
«… Одно из условии, животное должно быть забито мусульманином или ахль аль-китаб (т.е иудеи и христиане). Животное, забитое кем-то другим, кроме мусульманина и ахль аль-китаб, даже при выполнении всех остальных условий, по мнению факихов, считается харам. По этому вопросу существует иджма (единогласие) крупных авторитетных ученых. (Ибн Кудама, аль-Мугни, 9:312, и другие работы)
Всевышний Аллах, сказал:
الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ ۖ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَهُمْ
«Сегодня вам разрешено (употреблять в пищу) благое. Пища людей Писания (при определенных условиях) разрешена вам, а ваша пища разрешена им». (Сура «Аль-Маида», 5)
Словом «пища» в этом аяте обозначены именно животные, забитые людьми Писания. (Тафсир Ибн Касир, том 2, стр. 19)
В этом аяте ясно говорится о том, что мясо животного, забитого людьми Писания (т.е иудеи и христиане), дозволено употреблять в пищу (мусульманам). Однако, существует фундаментальный принцип науки тафсира (толкования Корана), который гласит: «Одна часть Корана объясняет другую [его часть]». (Куртуби, Введение в «Аль-Джами’ Ахкам аль-Куран»; Суюти, Аль-Иткан фи ‘Улюм аль-Куран)
Следовательно, этот аят должен пониматься в свете другого аята, упомянутого ранее и относящегося к этой же теме:
وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ
«Не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании), ибо это (употреблять в пищу такое мясо) — грех». (Сура «Аль-Анам», 121)
Из этих обоих аятов становится ясным, что животное, забитое (забиха) людьми Писания (иудеи и христиане), дозволено лишь в том случае, если в момент забивания было произнесено Имя Аллаха, а сам процесс был совершён верным [с точки зрения Шариата] способом, так как произнесение Имени Аллаха [во время забивания] является самостоятельно необходимым условием [дозволенности].
Согласно ханафитской и ханбалитской школе, является уcловием, чтобы люди Писания произносили имя Аллахa для того, чтобы животное было халяльным. Ученые также считают, что животное, забитое людьми Писания, считается халяльным, потому что им было предписано делать это с Именем Аллаха. (Касани, Бада’и аль-Сана’и 5:46)
Есть и другой аспект этого вопроса. Многие на Западе, России итд называют себя христианами. Однако это лишь название. На самом деле, это не так. Они не верят твердо ни в Бога, ни в посланную Им книгу, ни в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они лишь называют себя христианами, но, на самом деле, не придерживаются никакой религии. Поэтому их нельзя назвать людьми Писания. Они атеисты, и мусульманам не разрешается есть забитых ими животных, согласно иджме (по единогласию ученых).
Итак, мясо, продаваемое например западными супермаркетами или предлагаемое христианами, считается харамом, так как обычно не выполняются условия, делающие его халяльным, и так как его забивают не настоящие христиане. А Аллаху об этом ведомо лучше, и только от Него — успех во всяком деле…
Большинство факихов придерживаются мнения, что обязательным является произнести имя Аллаха при закалывании. Если кто-то не произнес имя Аллаха, специально и сознательно, животное не разрешается в пищу. Однако если это случилось по забывчивости, мясо остается халяльным, об этом говорится в первоисточниках.
Доказательства необходимости забивать животное с именем Аллаха
Всевышний Аллах, говорит:
وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ ۗ وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَىٰ أَوْلِيَائِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ ۖ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ
«Не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании), ибо это (употреблять в пищу такое мясо) — грех. Поистине, шайтаны внушают своим помощникам (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждали, что мертвечина дозволена). Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнений, станете язычниками (как они)». (Сура «Аль-Анам», 121)
Вышеприведенный текст явно свидетельствует о необходимости произнесения имени Аллахa при забивании животного и о незаконности мяса животного, если имя не произносится, как говорят крупные муфассиры.
Всевышний Аллах, также говорит:
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ ۖ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ ۙ وَمَا عَلَّمْتُمْ مِنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ ۖ فَكُلُوا مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«Они спрашивают тебя (Мухаммад) о том, что им разрешено. Ответь (им): «Вам разрешено благое (чистая, не вызывающая отвращения пища). А то, что поймали для вас (но не ели эту добычу) обученные (охоте) хищники, которых вы обучаете тому (что связано с охотой), о чем поведал вам Аллах, — то ешьте, произнося имя Аллаха (когда направляете животное на добычу). Бойтесь (нарушать запреты) Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете». (Сура «Аль-Маида», 4)
وَمَا لَكُمْ أَلَّا تَأْكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ
«Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха». (Сура «Аль-Анам», 119)
…Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто молится так, как молимся мы, и молится в направлении Киблы, ест зарезанных мусульманами животных, верующий и находится под защитой Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует». (Передает имам аль-Бухари, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах)
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Мне было велено бороться с людьми, пока они не скажут: «Нет Бога, кроме Аллаха». Когда они произнесут это и будут молиться, как мы, и молиться в направлении Киблы, и резать животных так, как режем мы, их кровь и имущество будут священными [неприкосновенными], кроме случаев, разрешенных Шариатом». (аль-Бухари)
В достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари и другие, говорится:
«Если режущий инструмент приводит к тому, что кровь хлынула ключом, и было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, но не пользуйтесь при забивании клыком или зубом».
Приведенные выше хадисы благословенного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ясно определяют, что забивание животного в соответствии с правилами занимает важное место в Шариате. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перечислил в одном ряду намаз, направление Киблы и забивание животных мусульманами. Он сказал, что эти черты отличают истинного верующего, мусульманина (чья жизнь и имущество неприкосновенны), от не мусульманина». (Конец цитаты)
Поэтому, нельзя приводить 5 аят из суры «Аль-Маида», и дозволять мясо заколотое сегодняшними христианами. Именно это аят приводил один брат, как доказательство того, что мясо в магазинах России, дозволено мусульманам, субханаЛлах! Ведь помимо того, что условия не соблюдаются, работники пользуются одним ножом для резки как свиньей, так и других животных и птиц, неужели это не доходит до этих людей?!
Видимо он и ему подобные не знают, что нельзя дозволять то, что запретил Аллах, это выведет человека из Ислама, если отрицать сие факт после того, как ему привели доводы. Приведем 121 аят из суры «Аль-Анам» еще раз, и посмотрим что говорят ученые:
«Не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании), ибо это (употреблять в пищу такое мясо) — грех. Поистине, шайтаны внушают своим помощникам (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждали, что мертвечина дозволена). Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнений, станете язычниками (как они)».
Имам аль-Куртуби (9/17), говорит: «Человек, который утверждает, что нечто запрещенное Аллахом дозволено, становится из-за этого многобожником. И Всевышний Аллах однозначно запретил мертвечину в этом аяте, и любой, кто сочтет ее дозволенной, впадает в неверие».
Имам аль-Куртуби указывает, что из этого аята вытекает вопрос из области усуль аль-фикх: «Если аят был ниспослан в ответ на некий вопрос, его следует ограничивать этой темой или следует понимать слова в общем без ограничения причиной ниспослания?»
Другими словами, речь в этом аяте идет о запрете употреблять лишь мертвечину (ведь он был ниспослан именно про мертвечину) или речь идет о запрете есть мясо любого животного, которое было заколото без имени Аллаха? Если мусульманин намеренно не произнес имя над жертвенным животным, будет этот аят относиться к этой ситуации или нет?
Имам аль-Куртуби передает пять разных точек зрения на этот вопрос, и мы перескажем две основные, к которым сводятся разногласия между четырьмя мазхабами.
Первое мнение такое: если мусульманин (заметьте речь идет о мусульманах) намеренно не произнес имя Аллаха, то такое мясо есть нельзя, а если он просто забыл, то можно. И это мнение Абу Ханифы и его учеников, мнение Малика и одно из мнений Ахмада.
Второе мнение следующее: если человек забыл произнести имя Аллаха или не произнес его намеренно, то в обоих случаях мясо дозволено есть, если животное было заколото мусульманином. И это мнение имама аш-Шафии. (аль-Куртуби, 9/11-12)
Итак, во всех четырех мазхабах единогласно считается, что если мусульманин просто забыл произнести имя Аллаха, то мясо будет дозволено в пищу.
Имам аль-Куртуби (9/14), говорит: «Это повеление не может относиться к забывшему, поэтому такое условие в его случае не будет обязательным».
Здесь учёные разбирали вопросы связанные с мусульманами, забыли они сказать имя Аллаха или намеренно оставили, можно ли есть такое мясо, а как на счет неверующих, иудей и христиан? Ответ, очевиден, это харам!
Вспомним также решение праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), в отношении христианского племени Бану Таглиб.
Хафиз Ибн Джаузи (милость ему Аллаха) цитировал со своей цепочкой рассказчиков сообщение от Али (да будет доволен им Аллах):
«Не употребляйте животных, забитых христианами из Бану Таглиб, ведь из своей религии они придерживаются лишь распития вина». (Джавахир-уль-фикх, том 2, стр. 460; на основе тафсира Мазхари)
Вердикт
Основываясь на приведенных правовых фактах, судья Саниулла (милость ему Аллаха), известный правовед своего времени, постановил следующее:
«Согласно нашему мнению, верным и приемлемым является первая точка зрения, по которой забой Людьми Писания с умышленным пропуском тасмии и забой каким-то иным именем (не Аллаха) приводят к недозволенности мяса, если указанный факт установлен с достоверностью, или таковой является преобладающая практика среди них. Отсюда легко можно понять запрет (сподвижников) на употребление мяса, забитого христианами-арабами, а также вердикт Али (да будет доволен им Аллах), который, видимо, установил пропуск тасмии ими или упоминание иного имени при забое. Аналогичный вердикт был вынесен и по неарабам-христианам: если они обычно производят забой без тасмии, мясо не подлежит употреблению. Что касается современных христиан, не вызывает сомнений несоответствие их методов требованиям шариатского забоя. Обычно они умерщвляют животных иными методами (машинным забоем и др.). Соответственно, их забой недозволен». (Джавахир-уль-фикх, том 2, стр. 411; на основе тафсира Мазхари)
Заметьте, эти христиане, жили во времена сподвижников, и к ним было такое отношение, а наши некоторые братья готовы есть то, что было заколото сегодняшними христианами, которые по сути являются атеистами.
Верное понимание хадиса аль-Бухари
Они также говорят, что нужно просто бисмиллях сказать и есть мясо неверующих христиан, так как в хадисе пришёл такой способ. Но как пишет муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи (милость ему Аллаха), они неверно цитируют хадис из сборника имама аль-Бухари (милость ему Аллаха):
«От Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) как-то обратились со словами:
– Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, произносится ли имя Аллаха или нет.
– Скажите «бисмиллях» и ешьте, – ответил пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Как поясняла Аиша (да будет доволен ею Аллах), подразумевались люди, недавно принявшие ислам. (аль-Бухари, том 2, стр. 828)
Очевидно, что забойщики были мусульманами, а не неверующими. Кроме того, в повествовании имама Малика (милость ему Аллаха) в отношении того же хадиса есть добавление: «Это было на заре ислама». (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 792)
Считать, что забойщики были немусульманами, равноценно обвинению благородных сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в чудовищном грехе употребления мяса животных, забитых многобожниками, что явно запрещено Кораном:
«Вам запрещены мертвечина… и то, что заколото не ради Аллаха…» (Сура «Аль-Маида», 3)
Настоящий же смысл хадиса, как следует из схожих повествований, состоит в том, что не следует испытывать безосновательных сомнений о мусульманине в отношении пренебрежения им упоминания имени Аллаха при забое.
Это следует из контекста хадиса, ведь ответ пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на вопрос имел вид: «Скажите «бисмиллях» и ешьте», – то есть словно говорится: «Вы должны беспокоиться не об этом, а о том, чтобы употребить (подобающе по Сунне) с произнесением «бисмиллях» перед приемом пищи». (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 793)
Хафиз Ибн Абдуль-Барр (милость ему Аллаха) явно подчеркивал данный момент:
«Так же и забой мусульман-бедуинов будет дозволенным, поскольку им обычно известно о тасмии… Из данного хадиса видно, что забой мусульманина подлежит употреблению, и его полагают в качестве произнесшего тасмию при забое (даже если человек не знает об этом достоверно), ведь в отношении мусульманина следует испытывать лишь хорошие мысли, если только не будет конкретного доказательства обратному». (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 793)
Этот смысл исходит из других сообщений того же самого хадиса:
а) В повествовании Ибн Уяйны, одного из хафизов хадисов, имеется добавление: «…примите их клятвы и ешьте», – то есть поверьте им на слово, что тасмия была указана при забое (и примитесь за пищу без сомнений). (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 793)
б) В сообщении Абу Сагида, записанном имамом Табарани, с некоторым различием в формулировках говорится: «…примите их слово, что они произвели действительный забой (и употребляйте без сомнений)». (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 793)
в) В повествовании имам ат-Тахауи говорится, что группа сподвижников спросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
– Некоторые бедуины приносят нам мясо, сыр и жир, а мы не знаем, каков их ислам (то есть они – мусульмане, но неизвестно, насколько соблюдают все).
– Проверьте то, что запрещено Аллахом, и воздержитесь от этого. О чем Аллах не сказал, то допущено для вас. Ваш Господь не забывает. Скажите же «бисмиллях» (и ешьте). (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 793)
Шейх Ибн Тин комментировал данный хадис так: «Если говорить о тасмие при забое, выполняемом другими, о которых им неизвестно, обязанностей на них в данном отношении нет. Забой будет сочтен неверным лишь при наличии доказательства на то. Ни одного мусульманина Аллах не обязал знать о тасмие при забое другим мусульманином, поскольку забой другого мусульманина всегда считается верным (сопровожденным тасмией), если только нет доказательства обратному. (Фатх аль-Бари, том 9, стр. 794)
Этого должно быть достаточно для развеивания сомнений в отношении значения хадиса аль-Бухари.
Важность мусульманского единства в отношении халяль-мяса
Дьявол всегда готов внести раскол, ведь тот неминуемо приведет к крушению мусульманской общины. В своих неустанных попытках он не упустил ни одну сторону жизни. Это коснулось и питания.
Всевышний Аллах предупредил нас о набегах Сатаны в этом отношении, о чем уже говорилось выше. Сатана умен и прекрасно понимает, что, если мусульмане не смогут взаимодействовать друг с другом из-за подозрений в отношении халяля и харама, это внесет долгожданный раскол во всемирное исламское общество. Чтобы противостоять этому, мусульманам нужно набраться мужества и объединиться для решения данной проблемы независимо от цвета кожи и национальности, ведь веления Аллаха универсальны. Благодаря такой солидарности мусульмане ЮАР, хотя и являются меньшинством, составляя всего 3-4 %, значительно продвинулись в разрешении этой проблемы. Пожертвовав немного сил и средств, они смогли установить собственные скотобойни в различных частях страны.
Если мусульмане других стран, которые, хвала Аллаху, становятся объемным сообществом, показали бы такое единство и объединились, можно было бы с уверенностью заявить, что проблема решилась бы с незначительными трудностями. В завершение давайте задумаемся над словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует (ан-Науауи, Рийад ас-салихин, хадис 588):
إنَّ الحَلاَلَ بَيِّنٌ، وَإنَّ الحَرامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبَهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ، اسْتَبْرَأَ لِدِينهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ في الحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الحِمَى يُوشِكُ أنْ يَرْتَعَ فِيهِ، ألاَ وَإنَّ لكُلّ مَلِكٍ حِمَىً، ألاَ وَإنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ، ألاَ وَإنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَت صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، ألاَ وَهِيَ القَلْبُ
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается (от него) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придёт и к совершению) запретного подобно тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть (своё) заповедное место и, поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце». (Конец цитаты)
Уважаемый джамаат! Нам нужно понять и уяснить одну вещь, а именно, что на основе перевода Корана и хадисов, а также со слов некоторых псевдошейхов, нельзя выносить решения, не обладая знанием и способностью на это, тем более это вопросы халяля и харама.
Пока харам будет в наших животах, не ждите ничего хорошего, награды за поклонения мы не увидим как и принятия дуа.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о мужчине, который уже долго находится в путешествии и, будучи лохматым, грязным, протягивает свои руки к небу: «О, Господи! О, Господи!..» Но пища его харам, питье его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!» (Муслим, Закят, 19; Тирмизи, Тафсир, 3)
ثم ذكر الرجل يطيل السفر. أشعث أغبر. يمد يديه إلى السماء. يا رب ! يا رب ! ومطعمة حرام، ومشربه حرام، وملبسه حرام، وغذي بالحرام. فأنى يستجاب لذلك
И вот такие «знающие» братья, будут отвечать перед Всевышним за то, что ввели в заблуждение других мусульман, да наставит их Аллах и Он же знает лучше.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи