ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ:
- Соберите информацию о том, как начинают проповеди в вашей местности?
- Если бы вам пришлось в одной и той же мечети три раза в неделю выступать с проповедями, какую бы вы дали оценку этим трем дням?
- Проведите дискуссию о положительных и отрицательных сторонах длительной работы на одном и том же месте в качестве проповедника. Обсудите это с муфтием или хатыбами.
- Какой должна быть праздничная проповедь? Проведите небольшое исследование.
- Обсудите в классе текст подготовленной проповеди.
А – ПРОПОВЕДЬ (УААЗ) И ПРОПОВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первая практика проведения проповеди (уааз) наблюдалась еще во времена проводимых в мечети уроках Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Позже эту традицию продолжили сахабы и мусульманские ученые, занимаясь призывом к исламу и обучая людей религии. Такие проповеди обычно проводились один-два раза в неделю. В наши дни они также систематически проводятся. Когда Абдуллаху ибн Масуду (радыйаллаху анху), каждый четверг выступавшему с проповедями перед людьми, сказали: «Выступай перед нами каждый день», он ответил:
«Боюсь, что утомлю вас. Я стараюсь выступать с проповедями и наставлениями в наиболее удобное для вас время. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) делал так же, стараясь не утомить нас».
Так Абдуллах ибн Масуд напоминает нам об образе действий нашего досточтимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) при выступлении с проповедями.
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), по просьбе женщин, специально назначил один день, когда читал им проповеди и наставлял их.
Однажды, когда наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) выступал с хутбой, в мечеть пришел один бедуин и заявил о своем желании получить знания и наставления по теме, которую он не знал. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) прервал хутбу, спустился с минбара, сел на стул, используя его в качестве кафедры (курси), и объяснил тому человеку то, что он не знал. После этого он снова поднялся на минбар и продолжил хутбу.
Стул, на котором сидел Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) во время того случая, стал прообразом кафедры (курси), с которой произносят проповеди в мечетях в настоящее время. Поэтому сейчас почти в каждой мечети, наряду с михрабом и минбаром, обязательно есть и кафедра.
Курси – это кафедра, с которой произносятся проповеди, предназначенная для проповедников (уаиз) и преподавателей (мударрис); возвышенное место в мечети или медресе, на которое ведут несколько ступеней.
Проповедь – это путь просвещения людей с помощью наставлений. По этой причине, в ней, как правило, используется метод «таргиб уа тархиб», т.е. «побуждение и устрашение». Имеется в виду побуждение к одобряемому шариатом и устрашение тех, кто совершает запрещенное им.
Проповедь (уааз) – это публичное выступление, произносимое в мечетях или местах, где совершается поклонение, и имеющее целью просветить людей в вопросах религии. Проповедь произносится до или после поклонения, как правило, с «курси».
Уааз в арабском языке означает «выступление с предостережением мусульман, наставлением их и напоминанием о тяжких последствиях дурных деяний. В арабском языке проповедник называется уаиз. Обязанности проповедника заключаются в просвещении людей, предостережении и напоминании им о том, что им следует делать. В аятах так говорится о наставлениях такого рода:
يَعِظُكُمُ اللّٰهُ اَنْ تَعُودُوا لِمِثْلِه۪ۤ اَبَدًا اِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِن۪ينَ
«Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими».
هٰذَا بَيَانٌ لِلنَّاسِ وَهُدًى وَمَوْعِظَةٌ لِلْمُتَّق۪ينَ
«Все, что сказано, – разъяснение людям, путеводитель и наставление для богобоязненных».
اُدْعُ اِلٰى سَب۪يلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّت۪ي هِيَ اَحْسَنُۜ اِنَّ رَبَّكَ هُوَ اَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَب۪يلِه۪ وَهُوَ اَعْلَمُ بِالْمُهْتَد۪ينَ
«Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами».
Проповедь можно завершить беседой (сохбет) с приведением аятов и хадисов. Проповедь (уааз) должна иметь такое действие, чтобы смягчать жестокие сердца и исправлять грубый нрав.
Б – РОЛЬ ПРОПОВЕДИ (УААЗ) И РУКОВОДСТВА (ИРШАД) В РЕЛИГИИ
Человек – существо в большей степени социальное. Он должен жить в обществе, приведя в гармонию свои поступки и образ жизни. С другими людьми человек обязан сохранять хорошие отношения, уважать их права. Если в обществе наблюдаются какие-либо негативные явления, он должен стараться исправить их. В Коране так говорится об этом:
وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ اُمَّةٌ يَدْعُونَ اِلَى الْخَيْرِ وَيَاْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَاُوۨلٰۤئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«И тогда образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать».
В этом аяте говорится об обязательном существовании в обществе группы, которая бы призывала людей к благому. Это является религиозной обязанностью. Необходимо разъяснять людям, что представляет собой вера, учить основам поклонения и нравственности. Чаще всего проповеди проводятся в местах коллективного совершения поклонения, потому что именно эти места являются наиболее подходящими, и именно сюда приходят за знанием люди. Исполняют эту обязанность проповедники (уаиз) и имамы-хатыбы. Главным при этом является просвещение людей, решение их материальных и духовных проблем, обретение ими душевного равновесия. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) объяснял религию, как своего рода терапию, т.е. напоминание, позволяющее людям обрести умиротворение:
عَنْ تَمِيمٍ الدَّارِيِّ رَضِىَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ (صلعم) قَالَ الدِّينُ النَّصِيحَةُ قُلْنَا لِمَنْ قَالَ لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلاِئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ
Абу Рукаййа Тамим Ибн Авс ад-Дари (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Религия – это добрый совет и наставление». Мы спросили у него: «Ради кого?» Он ответил: «Ради (довольства) Аллаха, ради (уважения к) Его книге, ради (подчинения) Его Посланнику в отношении руководителей мусульман и обычных мусульман».
Проповедь (уааз) и наставничество (иршад) являются религиозными обязанностями. И те, на кого возложены эти обязанности, в первую очередь, должны обладать правильными религиозными знаниями, а также необходимыми светскими знаниями. Вместе с тем, они должны уметь пользоваться различными современными техническими средствами в зависимости от обстоятельств. Нужно показывать людям, что религия – это не только теория, а то, что можно с успехом воплощать в жизнь.
В – ВЫБОР ТЕМЫ ПРОПОВЕДИ (УААЗА)
В первую очередь, надо выбрать тему проповеди. Делать это следует, учитывая потребности общества. Чтобы выявить эти потребности, необходимо постоянно проявлять наблюдательность. Поэтому проповедник (уаиз) во время исполнения своих обязанностей должен быть чутким к настроениям общества. Принцип «проникнуться заботами мусульман» должен стать неизменным для проповедника при выборе темы.
Испытывая какие-то проблемы в жизни, люди стараются скорее найти выход из них. Поэтому для проповеди не стоит выбирать какие-то высокие темы, никак не затрагивающие повседневную жизнь, они не вызовут интереса у прихожан и охладят их желание слушать наставления. В связи с этим, надо выбирать такие темы, которые интересны прихожанам и отвечают их повседневным запросам. Наш благородный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) выбирал темы, отвечающие интересам и потребностям его слушателей.
Связь темы проповеди с повседневной жизнью придает ей живость и динамику. Собственно говоря, религия и состоит из динамичных жизненных принципов. Как врач обязан, увидев симптомы заболевания у человека, обратить на это внимание, даже если сам человек не в курсе этого, так и проповедник, наставляя прихожан, обязан стараться исправить те недостатки, которые заметил. С этой точки зрения, он должен быть «врачевателем душ». То есть, если он сумеет правильно преподнести тему, то любая тема станет актуальной. А если не сумеет, то даже самая актуальная тема станет устарелой.
Темы также следует выбирать, принимая во внимание знаменательные даты. Во время религиозных праздников основными темами проповедей должны быть: исламское вероубеждение, поклонение, нравственность, важность знания, отношения между людьми, братство, взаимопомощь, жертвоприношение. Главным при этом является подача темы в убедительной форме, чтобы проповедь понравилась людям. Что касается тех людей, которые посещают мечети только по праздникам, то следует стараться вызвать их интерес к исламу, не высказывая и никак не проявляя им свое осуждение.
Также проповеди, посвященные благословенным дням и ночам, не должны быть пространными повествованиями об этих ночах, а должны раскрывать религиозную тонкость, которой они учат, и их ценность. С особым вниманием нужно стараться донести до слушателей знание о том, что необходимо для того, чтобы стать мусульманином с правильными религиозными убеждениями.
Г – ПЛАН ПРОПОВЕДИ (ВААЗА)
Мы уже упоминали, что даже самое короткое выступление должно иметь свой план. Проповедь, как вам известно, может быть довольно длинной и занимать 30-45 минут. Такое продолжительное выступление, конечно же, должно иметь продуманный план. При этом следует помнить, что главным мотивом выступления должно оставаться «побуждение и устрашение».
Обычно план проповеди следующий:
- Актуальность темы. Причина выбора данной темы, ее актуальность для данного общества. Это служит своего рода вступлением.
- Религиозное обоснование темы. Аяты и хадисы, а также выведенные на их основе принципы (хукм) фикха, мнения ученых.
- Основная мысль проповеди.
- Оценка разных взглядов и мнений данной темы, если они существуют.
- Предположительные вопросы и ответы. Так как проповедь предполагает выступление одной стороны, то проповеднику лучше проработать возможные вопросы и ответы на них.
- Знание, понимание и практика, которые прихожане должны усвоить в данной теме. Следует обозначить тему ясно и точно, а также возложить на прихожан некие обязанности.
- Краткое заключение, включающее основные моменты рассмотренной темы, и дуа из 2-3 предложений. Для тех, кто пришел в мечеть с опозданием, такое заключение важно, так как они тоже получают возможность узнать то, что пропустили. Дуа завершает проповедь. Но эта дуа обязательно должна быть краткой.
Естественно, что, в зависимости от темы, план может изменяться. С точки зрения результативности проповеди, важно ясно понимать, какую пользу или какой вред может нести выбранная тема для общества. У каждой темы должен быть свой план и способ раскрытия, имеющие свои особенности. Все зависит от таланта проповедника и его профессионализма.
Д – ПОДГОТОВКА ПРОПОВЕДИ (УААЗА)
При подготовке проповеди важно внимательно разобрать аяты и хадисы, связанные с ее темой, а также прочитать их толкования из тафсиров и соответствующей литературы.
Также проповеднику для успешного представления темы и ее разъяснения может помочь использование в ней высказываний богословов, стихов, рассказов и разных поучительных историй.
Цитируя аяты, следует указывать их номер и суру, а при ссылке на хадисы упоминать, из каких надежных источников они взяты. Это не только вызывает доверие слушателей, но и позволяет дать им некоторое представление о религиозной литературе. При подготовке и последующем чтении проповеди следует сознательно часто употреблять в ней религиозные термины. При этом следует уделять внимание тому, чтобы правильно толковать термины, связанные с какой-либо нормой (хукм) фикха. При необходимости такие термины следует пояснять в 2-3 словах.
Обязательным условием является правильное чтение текстов аятов и хадисов. Для этого надо сначала внимательно и разборчиво переписать аят или хадис, а потом вслух прочитать его.
Проповеди должны носить характер наставления (иршад), а не быть научными или академическими. Используя этот метод, не следует говорить о каком-либо конкретном человеке как о грешнике. Следует говорить конкретно о грехе и проступках. Посланник Аллаха (саляллаху алейхи уа саллям) указывал на ошибки людей, говоря: «Есть некоторые, которые…» Так как обязанностью проповедника является успешно выступить с проповедью, его задача заключается в том, чтобы суметь донести ее до слушателя. По сути, проповедник – это человек, выступающий с публичной речью с целью убедить людей. Поэтому для него естественно не быть жестким, грубым и бросаться обвинениями. Просвещать мусульман, не обижая их, возможно только в том случае, если проповедник использует конструктивные и вызывающие позитивную реакцию слушателей методы.
Язык проповеди должен быть ясным, естественным, простым и привычным. Следует отдавать предпочтение такому языку, который понятен всем. Местный диалект можно использовать в том случае, если есть предположение, что прихожане считают проповедника чужим. Кроме этого случая, местный диалект никогда не следует использовать. Но для того чтобы добиться лучшего понимания, конечно, будет уместно использовать в речи какие-то местные пословицы и поговорки.
Каким бы опытным ни был проповедник, он не должен выступать без предварительного обдумывания темы и плана. Нет необходимости от начала до конца записывать текст проповеди – это непрактично. Но обязательно при выступлении в руках у проповедника должен быть план, в котором необходимо указать основные моменты темы, а также небольшие пометки с указанием источников.
Наличие предварительно разработанного плана полезно также для того, чтобы помочь выступающему справиться с волнением, связанным с нахождением на кафедре (курси). Проповедник, который заранее обдумал интонацию своего выступления и имеет перед собой план речи, сможет избежать неловкости и случайных слов, произносимых в моменты волнения.
Проповедование – это профессия, доставляющая удовольствие и связанная с постоянным саморазвитием. Проповедник, внимательный и ответственно выполняющий свои обязанности, сможет получить знания по многим вопросам, потому что он должен объяснить тему слушателям так, чтобы они ее хорошо поняли. А для этого ему самому необходимо хорошо изучить эту тему.
Проповедник, и при выборе темы, и при подготовке проповеди в полном смысле этого слова является исследователем. Он никогда не будет считать, что ему достаточно собственных знаний, и никогда не будет пренебрегать помощью окружающих его ученых и коллег.
При подготовке проповеди нужно ориентироваться на такой метод ее преподнесения, чтобы он позволял:
- Удовлетворять потребность в углублении знания тех, кто уже владеет темой;
- Помочь найти необходимые знания тем, кто не знает.
Достичь этой цели, без сомнения, можно, став «тафаккухом», т.е. обладая достаточным уровнем знаний в каждой из исламских наук. А обрести этот уровень можно в том случае, если проповедник вменил себе в привычку постоянно читать, учиться и повторять.
Е – ДУА ПРОПОВЕДИ (УААЗА)
Проповедь можно начать с такой дуа:
اَلْـحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ* وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى رَسُولِـنَا مَحَمَّدٍ وَعَلَى آَلِهِ وَأَصْـحَابِهِ أَجْـمَعِيْنَ
قَالَ اللهُ تَـعَالَى فِى كِتَابِهِ الْكَرِيمِ
أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطَانِ الرَّجِيمِ . بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَـنِ الرَّحِيمِ
…………… صَدَقَ اللهُ العَظِيمُ
وَقَالَ النَّـبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
……………. صَدَقَ رَسُوْلُ اللهِ فِيمَا قَالَ أَوْ كَمَا قَالَ أَوْ قَرِيـبًا مِنْهُ*
رَبِّ اشْرَحْ لِى صَدْرِى وَيَسِّرلِى أَمْرِى وَاحْلُلْ عُـقْدَةً مِنْ لِسَانِى يَفْـقَـهُوا قَوْلِى* سُبْحَانَكَ لاَعِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْـتَـنَا إِنَّكَ أَنْـتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ* سُبْحَانَكَ لاَفَهْـمَ لَنَا إِلاَّ مَا فَهَّـمْـتَـنَا إِنَّكَ أَنْـتَ الْجَوَّادُ الْكَرِيمُ
Вместо такого вступления можно начать проповедь, прочитав три раза «салават». Короткие дуа, которые произносятся в ходе проповеди и в самом ее конце, выбираются самим проповедником в зависимости от темы.
Проповедь следует завершить, когда произносится азан, чтобы дать возможность присутствующим услышать его. Завершать проповедь следует краткой дуа.
Ж – ПРИМЕР ПРОПОВЕДИ (УААЗА)
Итак, рассмотрим нашу тему на конкретном примере.
Тема: СООТНОШЕНИЕ ЗЕМНОГО И ВЕЧНОГО МИРА В ИСЛАМЕ
План:
- Почему эта тема?
- Что говорят иудаизм и христианство о вечной жизни?
- Что говорит о вечной жизни ислам?
- Является ли земной мир тюрьмой для верующего?
- Кто имеет право пользоваться благами этого мира?
- Краткое заключение по теме.
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَـنِ الرَّحِيمِ
وَابْتَغِ فِيمَا آتَيكَ اللهُ الدَّارَ اْلآَخِرَةَ وَلاَ تَـنْسَ نَـصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَاحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللهُ إِلَيْكَ وَلاَ تَبْغِ الْفَسَادَ فِى اْلأَرضِ إِنَّ اللهَ لاَ يُحِبُّ الْمُـفْسِدِينَ*(сура аль-Касас, 77)
وَقَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَا حَنْـظَلَةُ سَاعَةً وَ سَاعَةً
Уважаемые верующие, в наши дни в исламском мире, в частности, в нашем городе, наблюдается и все более дает о себе знать такое опасное явление, как страсть к обретению материального. Мы видим, как превозносятся блага преходящей жизни и становятся объектом веры, а земному миру отдается предпочтение перед вечным.
С другой стороны, есть и такие мусульмане, которые по каким-то соображениям земной мир и его блага сделали запретными для себя, оставили мирское и устремились полностью к миру вечному.
Земной мир и мир ахирата – это два дома для нас. Каково их положение по отношению друг к другу? Как отвечает на этот вопрос наша религия? Какой путь указывает нам в этом отношении? В своей сегодняшней речи я постараюсь разъяснить эту тему в свете аятов и хадисов. Как вы можете наблюдать и сами, если человек не знает повелений нашей религии и ее установлений в этом вопросе, то существует опасность, что он выйдет за границы ислама, отказавшись или от земного мира, или от вечного.
Дорогие верующие, о том, в каком отношении друг к другу находятся земной мир и мир вечный, говорили и прежние религии. Сегодня по этому поводу есть три точки зрения.
- Крайность в предпочтении земного мира: материализм и искаженный иудаизм.
- Крайность в предпочтении вечного мира: буддизм и христианство.
- Середина: ислам.
Первая группа, которую мы определили как приверженцев крайности в предпочтении земной жизни, утверждает: «Все, что у нас есть – это земной мир». Евреи обратились к Мусе (алейхиссалям) с требованием:
اَرِنَا اللهَ جَـهْـرَةً
«Покажи нам воочию Аллаха».
После этого те же евреи стали поклоняться золотому тельцу, изготовленному самаритянином. Так они стали основателями исторического материализма.
В существующих сегодня текстах Торы мы встречаем множество указаний, касающихся мирских дел.
Качества людей из первой группы можно описать так:
- Они верят только в то, что воспринимается с помощью органов чувств и приборов, а что касается остального, игнорируют или относятся с недоверием.
- Придают слишком большое внимание земной жизни и ее удовольствиям.
В нашей священной книге – благородном Коране так описаны иудеи, являющиеся представителями этой точки зрения:
وَلَـتَجِدَنَّ أَحْـرَصَ النَّاسِ عَلَى حَيَوةٍ وَمِنَ الَّذِينَ اشْرَكُوا يَوَدُّ أَحَدُهُمْ لَوْ يُـعَمَّـرُ أَلْفَ سَـنَةٍ وَمَاهُوَ بِـمُزَحْزِحِهِ مِنَ الْعَذَابِ أَنْ يُـعَمَّـرُ وَاللهُ بَـصِيرٌ بِمَا يَعْـمَلُونَ
«Ты непременно убедишься, что они больше всех прочих жаждут жизни, превосходя в этом даже идолопоклонников. Каждый из них желал бы прожить тысячу лет. Но если даже он и будет жить долго, не спастись ему от наказания, ибо Аллах видит то, что они творят».
Всевышний Аллах выносит такое решение в отношении них:
فَاَمَّا مَنْ طَـغَى وَآثَـرَالْحَيَوةَ الدُّنْيَا فَإِنَّ الْجَـحِيـمَ هِيَ الْمَأْوَى
«А преступившему дозволенное и отдавшему предпочтение этой жизни, воистину, прибежищем будет ад».
Рассмотрев, что говорит Коран о тех, кто привязан к мирской жизни, обратимся ко второй группе.
Вторая группа придерживается взгляда, что «этот мир – не моя обитель».
Если первая группа поклоняется благам земного мира, то вторая группа воспринимает его как мучение. Поэтому, особенно в Средние века, в христианском мире существовали всякого рода практики в духе этого принципа. Например: «Многие монахи жили в высохших колодцах и пещерах, ели траву. Так как, по их убеждению, чистота духа противоречила чистоте тела, они не умывались. Также они считали, что самые богобоязненные – это те, кто больше избегает омовения, чистоты и погряз в нечистотах». «Монахи бежали даже от тени женщины, приближаться к ним и вступать с ними в какие-то отношения считали грехом».
Подобные убеждения и практика, считающиеся отказом от земного мира, сейчас уже исчезли, а их приверженцы сейчас присоединились к тем, кто отдает предпочтение жизни ближней перед жизнью вечной. О современном положении европейских народов в этом отношении так пишет профессор Мухаммад Асад:
«Все европейцы, каких бы убеждений они ни придерживались, будь они демократами, фашистами, капиталистами, социалистами, будь они учеными или бизнесменами, знают одну и только одну религию. И это, вместе с поклонением материальным благам, вера в то, что главная цель в этом мире – облегчение жизни человека, одним словом, они верят в «абсолютную свободу». Храмы этой религии – заводы, электростанции, кинотеатры, дискотеки. Ее священнослужители – банкиры, звезды кино, бизнесмены, деятели искусства, пилоты».
Дорогие мусульмане, вы видите, что эти две точки зрения, казалось бы, в своей сути совершенно отличные друг от друга, сегодня объединились на основе привязанности к материальным благам и земному миру. А если результат одинаков, то и решение в отношении них будет одним и тем же. Все они будут подвергнуты тому наказанию, которое ожидает «отдавших предпочтение этой жизни».
Но есть один очень важный, на наш взгляд, аспект этой проблемы – такого рода негативные тенденции получают распространение среди мусульман. Для того, чтобы не оказаться в этом ужасающем положении, концом которого может быть только вечное раскаяние, мы должны хорошо знать основной подход нашей религии к этим вопросам.
Наш Всевышний Господь говорит:
فَاعْرِضْ عَنْ مَنْ تَوَلَّى عَنْ ذِكْرِنَا وَلَمْ يُـرِد اِلاَّ الْحَيَوةَ الدُّنْيَا
«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни».
И мы, отвернувшись от таких людей, должны обратиться к тому, что повелевает наша религия.
Дорогие верующие, мы должны твердо знать: главная цель нашей религии – это счастье мусульман как в этом мире, так и в будущей жизни. И, следуя этой цели, стоит помнить о том, что оба этих мира, один из которых вечный, а другой бренный, имеют свою ценность и свое значение. Всевышний Аллах говорит:
وَابْتَغِ فِيمَا آتَيكَ اللهُ الدَّار اْلآَخِرَةَ وَلاَ تَـنْسَ نَـصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَاحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللهُ إِلَيْكَ وَلاَ تَبْغِ الْفَسَادَ فِى اْلأَرضِ إِنَّ اللهَ لاَ يُحِبُّ الْمُـفْسِدِينَ
«А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих».
В этом аяте приводятся советы, которые давали непокорному Каруну люди из его народа. По сути, они раскрыли ему самый лучший подход к вопросу сохранения равновесия между земным и вечным мирами. Здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
- Имеющиеся у человека земные блага он должен расходовать для обретения вечной жизни.
- Не оставлять полностью земной мир и ту пользу, которая в нем есть.
- Творить добро, избегать смуты и нечестия, не выступать против истинного порядка, не вредить людям.
Дорогие мусульмане, как мы видим, в этом аяте повелевается «искать жизнь грядущую, не забывать жизнь земную» и не нарушать мир и порядок в этом мире. Это можно истолковать так: «Не считайте порядок этой ограниченной и имеющей конец земной жизни бессмысленным, ибо счастье в бесконечной будущей жизни зависит от него». Собственно говоря, обустройство этого мира не является целью само по себе. Но оно необходимо для того, чтобы была обустроена жизнь в будущем мире. Поэтому нужно прилагать усилия для того, чтобы в земной жизни утвердились мир и порядок. Как говорят: «Кто обустроил свою жизнь в этом мире, обустроил и свою жизнь в мире вечном».
Пусть сделает Всевышний Аллах оба этих мира для нас светлыми и счастливыми.
В вопросе того, как следует соотносить друг с другом земной мир и мир вечный, наш благородный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) давал много советов. Среди них есть такой:
لَيْسَ بِخَيْرِكُمْ مَنْ تَرَكَ دُنْيَاهُ ِلآخِرَتِهِ وَلاَ آخِرَتَهُ لِدُنْيَاهُ حَـتَّى يُصِيبَ مِنْـهَا جَمِيعًا فَاِنَّ الدَُّنْيَا بَلاَغٌ إِلَى اْلآَخِرَةِ وَلاَ تَكُونُوا كَلاًّ عَلَى النَّاسِ
«Самый лучший из вас тот, кто не оставляет ни земной мир ради мира вечного, ни вечный мир ради мира земного, а заботится как о том, так и о другом. Ибо земной мир – это средство обретения мира вечного. И не будьте грузом для людей».
В конце одного длинного хадиса Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорит:
يَا حَنْـظَلَةُ سَاعَةً وَ سَاعَةً
«О Ханзала, один час отдавай поклонению, один час – делам этого мира, этого достаточно…»
Передано, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повторил эти слова трижды, показав на важность этого вопроса.
Дорогие верующие, в Коране слова «мир земной» (дунья) и «мир вечный» (ахира) упоминаются 115 раз. В нашей священной книге говорится о наказаниях как этого мира, так и будущей жизни, и часто после аятов, рассказывающих о благах земного мира, следуют аяты о благах мира вечного.
В исламе земной мир – это обитель веры и выполнения религиозных предписаний, а вечный – царство расчета и справедливости. При отчете в вечном мире учитываются не такие ценности земной жизни, как богатство, дети и высокое положение, а то, как эти блага использовались.
Наша религия в вопросе выбора земного мира или мира вечного не отдает предпочтения какому-то одному. Рабы Аллаха имеют право выбрать только один из этих миров, но так как просить счастья в обоих мирах более угодно Всевышнему, в Коране приводится такой образец дуа:
رَبَّـنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى اْلآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«О наш Господь! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня».
Некоторые мусульмане, оправдывая свою лень, говорят: «Земной мир – для неверных, а будущая жизнь – для верующих».
Необходимо знать, что позиция мусульман, которые, неправильно толкуя эти слова, желают отречься от земного мира, не соответствуют основам ислама. Ведь и земной мир, и будущий – для мусульман. Всевышний Аллах говорит:
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللهِ الَّتِى أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّـبَاتُ مِنَ الرِّزْقِ* قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِى الْحَيَاةِ الدُّنْـيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُـفَصِّلُ اْلآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Скажи, [о Мухаммад]: «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, – запретны?» Скажи [им]: «Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный день». Так Мы разъяснили аяты людям сведущим».
Как ясно из этого аята, право пользоваться благами этого мира принадлежит, в первую очередь, мусульманам. Неверные могут пользоваться этими благами только после мусульман. Здесь не говорится, что этот мир принадлежит неверным.
Если мусульмане по каким-то причинам перестают использовать это право, то власть в мире, конечно, переходит к неверным. Довольствование, отраженное в известной фразе: «Кусок хлеба и плащ» очень далеко от того, чтобы представлять собой какую-либо из основ ислама. Удовлетворение – это жить на то, что приобрел, но не довольствоваться только этим.
Если это не противоречит религиозным обязанностям, то, чем больше объемы производства, тем лучше, ведь это помогает изыскать средства для оказания помощи нуждающимся. Первые мусульмане понимали и практиковали это. Как важны слова, сказанные в отношении сахабов:
«Общество первых мусульман, верующих в Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), преуспело в том, чтобы под своим руководством и властью приобщить человечество к счастью и следовать прямым путем, обустроить этот мир и увеличить благо в нем. Это общество более всех трудилось ради блага людей. Они не считали этот мир железной цепью на шее и, видя в нем врага, не пытались разрушить его. Ни один час их жизни не проходил впустую, и они не избегали благ этого мира. Сахабы не считали эту жизнь местом унижения и наказания, от которого надо как можно скорее спастись, и не воспринимали блага этого мира, его богатства и полезные вещи в нем трофеями для себя и не убивали друг друга за них. Своими трофеями они считали более слабые народы и соревновались между собой в том, чтобы преуспеть в просвещении их на пути веры. Эти благородные люди воспринимали этот мир как один из даров Аллаха, основу и причину для всякого блага. В этой жизни они обретали близость к Всевышнему, а человечество, оказавшееся под их властью, своими деяниями вели к совершенству».
Да, дорогие верующие, сахабы обладали таким пониманием и так поступали. И наши понимание и действия должны быть такими. Здесь мы повторим еще раз: мусульмане не настроены против этого мира, как христиане, и не обладают ненасытной страстью к нему, как материалисты.
Наша религия не одобряет, когда люди по собственным соображениям делают для себя запретными какие-то продукты. Всевышний Аллах говорит:
يَآ اَيُّـهَـا الَّذِيـنَ آمَـنُـوا لاَتُـحَرِّمُوا طَيِّـبَاتِ مَا أَحَلَّ اللهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْـتَدُوا إِنَّ اللهَ لاَيُـحِبُّ الْمُعْتَدِينَ* وكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمَ اللهُ حَلاَلاً طَيِّـبًا وَاتَّـقُوا اللهَ الَّذِى أَنْـتُمْ بِهِ مُؤْمِنُونَ
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте [есть] приятные яства, которые дозволил вам Аллах. Не преступайте закона, ибо Аллах не любит преступающих границы. Вкушайте пищу дозволенную и приятную, ту, что Аллах дал вам в удел, и бойтесь Аллаха, в которого вы веруете».
Причиной ниспослания этого аята называют следующий случай.
Группа сахабов обратилась к супругам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) с вопросом о том, как он поклоняется. Услышав их ответ, они впали в отчаяние:
– Если Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), все прошлые и будущие грехи которого прощены, поклоняется так, то что же ждет нас?
Один из этой группы сказал:
– Теперь я, отказавшись от сна, буду постоянно совершать намаз но ночам.
Другой заявил:
– А я буду постоянно держать пост.
Третий вызвался:
– А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь.
Так они и порешили. Когда весть об этом дошла до Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), он нашел тех людей и сказал им:
– Клянусь Аллахом, я – самый богобоязненный и самый набожный среди вас, однако я иногда соблюдаю пост, а иногда – нет, я молюсь, но также и сплю, я женюсь на женщинах, а тот, кто отказывается от моей Сунны, не имеет ко мне отношения.
Дорогие верующие, некоторые мусульмане отказываются от еды, питья и использования каких-то дозволенных благ под предлогом, что не смогут в должной степени воздать за них благодарность Аллаху. И это они считают добродетелью.
Каждый знает, что за все дары Всевышнего мы должны благодарить Его. И отказываться пользоваться каким-то из этих даров под предлогом, что не сможешь возблагодарить Его должным образом, не является допустимым. Суть в том, что пользоваться дарами Аллаха и благодарить Его за них. Собственно говоря, благодарность должна быть такого же рода, что и дар. Слова «Аль-хамду лиЛлях» («Хвала Аллаху») – это поминание, благодарность, выражаемая языком. Можно выражать благодарность Всевышнему за Его блага, делясь ими с другими людьми. В таком случае, пользу видит и сам человек, и все общество.
Однажды к досточтимому Хасану Басри пришел мужчина и сказал:
– Такой-то человек не ест палузе (вид сладости). Говорит, что не сможет возблагодарить Всевышнего за него в полной мере.
Досточтимый Хасан Басри спросил:
– А холодную воду он пьет?
– Да, пьет.
– Тогда тот человек – невежда. Разве он не знает, что благо Всевышнего, заключенного в холодной воде, превосходит заключенное в палузе?
Так досточтимый Хасан Басри показал всю скудость и недалекость мыслей тех людей, которые делают подобные умозаключения.
В своей сути, самое лучшее – это думать о вознесении благодарности Всевышнему за дарованные Им блага и усердствовать в том, чтобы сдерживать свой нафс. Но эти основные принципы надо толковать правильно. Если их понимание и воплощение в жизнь приводит к результатам, совершенно противоположным предполагаемым изначально, и если ими начинают пренебрегать, значит, мы не прошли испытание этим миром и остановились на половине пути к будущей жизни.
Да сохранит Всевышний Аллах всех нас от такой опасности.
Завершая нашу тему, дорогие верующие, отметим следующее.
Мусульманин, продолжая свою жизненную борьбу, не может отказаться от мирских дел. Он может дозволенным образом пользоваться удовольствиями этого мира. И, делая это, он должен стараться обрести и жизнь будущую. Ибо верующий должен жить, совмещая страх перед Аллахом с бесконечной надеждой на Него.
Ислам является источником такого образа действий и жизни, которые лучше всего подходят для природы человека. Все его принципы связаны с жизнью и даруют жизнь. Мы считаем, что этот мир бренен, и к нему не следует привязываться. А будущая жизнь – это то, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Да удостоит Всевышний Аллах всех нас Раем и его красотами. Аминь.
Текст для чтения. Наставления Хасана Басри
О сын Адама! Истинный верующий, даже если преисполнен искренности, все равно каждое утро встречает со страхом. Собственно, так ему и подобает. А наступление вечера тоже вызывает у него страх. Да, он всегда находится между этими страхами.
- Прошлые грехи. Эти грехи заставляют верующего пребывать в тревоге за то, как обойдется с ним Всевышний.
- Жизнь после смерти. Какой будет его жизнь после смерти, каким будет последний вздох? Верующий постоянно думает об этом.
О люди! Поняв эту истину, творите благие дела. Аллах и Его Посланник (салляллаху алейхи уа саллям) видят все ваши действия. И вы однажды вернетесь к Всевышнему, который знает как явное, так и скрытое. И в тот день вам будет сообщено обо всем, что вы творили до мельчайших подробностей.
Будьте внимательны к вашим сердцам. Следите, чтобы они постоянно были заняты поминанием Всевышнего. Ибо сердце быстро покрывается ржавчиной. Держите в узде и свой нафс, ибо он склонен к неповиновению. Если вы не сможете воспрепятствовать его дурным желаниям, в один день он унесет вас в страшную пропасть.
Пока вы не сосредоточитесь на своих грехах, перестав обвинять других, то не станете обладателем совершенной веры. В таком случае, сначала смотрите на свои ошибки, а не на ошибки других. Начните с исправления их!
О люди! Благородный Коран – это исцеление для верующих, проводник для богобоязненных. Кто последует за ним – обретет прямой путь. Кто отвернется от него – станет несчастным.
О сын Адама! Умереть тебе предстоит в одиночку, в одиночку воскреснуть и дать отчет!
Образец формы для контроля хутбы и ее оценки
Имя хатыба | |||
Место проведения хутбы | |||
Тема хутбы | |||
Продолжительность хутбы | |||
Оценка: | |||
Да | Нет | ||
Подходящим ли было обращение к собравшимся? | |||
Привлекло ли внимание вступление хутбы? | |||
Была ли тема разъяснена доступно? | |||
Содержала ли проповедь в достаточном количестве аяты и хадисы? | |||
Соответствовала ли тема уровню аудитории? | |||
Актуальна ли тема для прошедшей недели или конкретного дня? | |||
Был ли выделен ли вывод? | |||
Можно ли назвать язык хутбы и ее стиль хорошими? | |||
Использовался ли проповедником язык тела эффективно и к месту? | |||
Соблюдался ли адаб хутбы? | |||
Были ли одежда и внешний вид хатыба подобающими? | |||
Отражала ли интонация смысл и важные моменты речи? | |||
Использовалось ли время, отведенное для выступления, так, как было необходимо? | |||
Была ли реакция слушателей положительной? | |||
Оценка в баллах: | |||
Преподаватель, оценивавший хутбу: | Ф. И.О.
…………………………… Дата …./…./……………. Подпись
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
- Расскажите о том, когда впервые была введена практика чтения проповедей (уааз).
- Приведя аяты и хадисы, расскажите о значении проповеди (уааз) и наставления (иршад) в нашей религии.
- Какими качествами должен обладать проповедник (уаиз)?
- Письменно ответьте, на что в первую очередь надо обращать внимание при выборе темы проповеди.
- Какие пункты должен содержать план проповеди?
- Какими должны быть стиль и язык проповеди?
- На что надо обращать внимание при подготовке проповеди?
- Составьте образец плана проповеди.
- Основываясь на заданных вам аятах и хадисах, напишите вступление к проповеди.
- Какое значение имеет проповедь с точки зрения просвещения людей?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- В какую эпоху была начата практика чтения проповедей (уааз)?
А) Эпоху досточтимого Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям);
Б) Эпоху досточтимого Абу Бакра (радыйаллаху анху);
В) Эпоху досточтимого Умара (радыйаллаху анху);
Г) Эпоху досточтимого Усмана (радыйаллаху анху);
Д) Эпоху досточтимого Али (радыйаллаху анху).
- Как называется место, с которого произносят проповедь (уааз)?
А) Минбар;
Б) Михраб;
В) Курси;
Г) Махфиль;
Д) Минарет.
- В первую очередь, кем из перечисленных должен быть проповедник (уаиз)?
А) Психологом;
Б) Социологом;
В) Хирургом;
Г) Врачевателем душ;
Д) Интеллигентом.
- Какими из перечисленных качеств должен обладать проповедник (уаиз)?
А) Умение убеждать;
Б) Красноречие;
В) Общительность;
Г) Восторженность;
Д) Спокойствие.
- Какую из перечисленных ниже целей, в первую очередь, должна иметь проповедь (уааз)?
А) Поднимать жилищные проблемы населения;
Б) Поднимать материальные и духовные проблемы людей;
В) Поднимать проблемы окружающей среды и экологии;
Г) Бороться за права животных;
Д) Предотвращать военные конфликты.
- Как называл религию наш досточтимый Пророк (салляллаху алейхи уа саллям), согласно одному из хадисов?
А) Культура;
Б) Знание;
В) Прибыль;
Г) Счастье;
Д) Наставление (насиха).
- Сколько минут должна продолжаться проповедь?
А) 25-30;
Б) 30-35;
В) 30-45;
Г) 40-45;
Д) 50-60.
- Какие пункты из нижеперечисленных не должны присутствовать в плане проповеди?
А) Необходимость темы;
Б) Возможные вопросы и ответы на них;
В) Основная часть, раскрывающая тему;
Г) Обоснование темы из религиозных источников;
Д) Научная сторона темы.
- Какие из нижеперечисленных качеств не должны присутствовать в стиле и языке проповеди?
А) Ясность;
Б) Естественность;
В) Злободневность;
Г) Простота;
Д) Научность.
- Какими из нижеперечисленных качеств не должен обладать проповедник (уаиз)?
А) Богобоязненность;
Б) Скромность;
В) Лицемерие;
Г) Ум;
Д) Способность к наставлению.
ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО
Отметьте буквой (П) правильные и буквой (Н) неправильные утверждения:
- (…) (…) Первая практика проведения проповеди (уааз) наблюдалась еще во времена проводимых в мечети уроках Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям).
- (…) (…) Курси – это кафедра, с которой произносятся проповеди, предназначенная для проповедников (уаиз) и преподавателей (мударрис); возвышенное место в мечети или медресе, на которое ведут несколько ступеней.
- (…) (…) Ваиз – это проповедник, который в мечетях и местах коллективного совершения поклонения до или после поклонения, как правило, поднявшись на кафедру (курси), выступает перед людьми с целью просвещения их в вопросах религии.
- (…) (…) Основной обязанностью имамов и хатыбов, наряду с просвещением людей и решением их материальных и духовных проблем, является консультация по поводу обращения в государственные организации для поиска работы.
- (…) (…) Чтение проповедей (уааз) и наставление (иршад) является религиозной обязанностью.
- (…) (…) Проповедники (уаиз) – это священнослужители, обязанностью которых является разъяснять людям, что религия не ограничивается только получением знаний.
- (…) (…)Принцип «проникнуться заботами мусульман» должен стать неизменным для проповедника при выборе темы.
- (…) (…) Если связать тему с какими-то повседневными проблемы, это снижает ее значимость.
- (…) (…) Проповеди, посвященные благословенным дням и ночам, не должны быть пространными повествованиями об этих ночах, а должны раскрывать религиозную тонкость, которой они учат, и их ценность.
- (…) (…)Проповедь можно произносить, не имея плана и исходя из сложившейся ситуации.
ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ
Вставьте на место пропусков подходящие слова из приведенного списка – ваиз, наставление [иршад], курси, мечеть, «побуждение и устрашение».
- Место, с которого в мечети произносят проповедь (уааз), называется … .
- … является самым важным из центров исламского образования.
- Священнослужитель, который каждую неделю выступает с речью, тема которой зависит от потребностей общества и направлена на его просвещение, называется … .
- Составляя план проповеди, следует помнить, что основным мотивом проповеди должны оставаться … .
- При произнесении проповеди необходимо следовать стилю … .
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЧАСТИ 4
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1 – А; 2 – В; 3 – Г; 4 – А; 5 – Б; 6 – Д; 7 – В; 8 – Д; 9 – Д; 10 – В.
ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО:
1-П; 2-П; 3-П; 4-Н; 5-П; 6-Н; 7-П; 8-Н; 9-П; 10-Н.
ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ:
- Курси
- Мечеть
- Ваиз
- «Побуждение и устрашение»
- Наставления[иршад].
Словарик части 4
- Уааз: религиозная обязанность, направленная на просвещение людей путем наставления и назидания.
- Уаиз: проповедник, который в мечетях и местах коллективного совершения поклонения до или после поклонения, как правило, поднявшись на кафедру (курси), выступает перед людьми с целью просвещения их в вопросах религии.
- Уаиз: это слово одновременно используется и в смысле «увещеватель».
- Человек: существо в большей степени социальное, обладающее разумом.
- Терапия: облегчение состояния человека с помощью напоминания.
- Религия: ценность, которой Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) определил как наставление.
- Сохбет (беседа): выступление по определенной теме, раскрывающее какие-либо мысли, идеи и знания, проходящие в обстановке, отдаленной от официальности и излишней формальности, в искренней и теплой атмосфере.
- Обращение: слова «Дорогие мусульмане», произносимые в начале проповеди.
- Общение: взаимообмен людей мыслями, знаниями и эмоциональными переживаниями.
- Основная часть (мав’иза): основная часть проповеди, содержащая наставление и назидание.
- Язык: средство общения.
- Слово: основная структурная единица языка.
- Молчание: Если слово – серебро, то … золото.
- Кааба: кибла мусульман.
- Курси: кафедра, с которой произносятся проповеди, предназначенная для проповедников (уаиз) и преподавателей (мударрис); возвышенное место в мечети или медресе, на которое ведут несколько ступеней.
- Минбар: место, с которого хатыб произносит хутбу.
- Михраб: ниша, в которой имам совершает намаз.
- Махфиль: одно из особых мест внутри мечети.
Автор: Шейх Али Эрдогду ат-Турки
Из книги: «Искусство проповеди», стр. 87-111