Условия (шарты) молитвы
Является недействительным начинать молитву, не выполнив ее условия[1]:
1) Состояние чистоты, то есть отсутствие состояния как малой, так и большой нечистоты.
2) Отсутствие физической нечистоты на одежде, теле и месте молитвы[2], за исключением извиняемого количества.
3) Укрытие аурата: для мужчины – ниже пупка и до колен включительно; для женщины – все тело, кроме лица, стоп и кистей рук. Аурат рабыни – тот же, что у мужчины, за исключением живота и спины (входящих в ее аурат).
4) Быть повернутым непосредственно к кибле (Каабе), если человек, находясь в Мекке, может видеть Каабу; в иных же случаях – быть повернутым в сторону[3] киблы.
5) Наступление времени для молитвы.[4]
6) Намерение, место которого – в сердце.[5]
7) Тахрима (открытие молитвы словами: «Алла́ху акьбар»), место которой – язык, а потому тахрима должна быть произнесена, чтобы человек мог слышать себя. Кроме того, она должна совпасть с намерением в сердце без разделения между ними в виде разговора, приема пищи и (любого) действия, противоречащего действиям молитвы.[6] То же правило касается всего произнесенного в молитве, за исключением намерения. Соответственно, следует это должным образом учитывать.[7]
Некоторые из указанных выше условий не учитываются при наличии оправдания, например:
а) недостатка воды для удаления излишних нечистот;
б) недостатка одежды для укрывания;
в) опасения в отношении врага, препятствующего повернуться к кибле: в этом случае человек молится в том направлении, которое он чувствует безопасным;
г) неспособности повернуться к кибле из-за болезни и т. п.: в этом случае человек молится в ту сторону, в какую может.
Если человек не знает направления киблы[8], ему следует сделать обоснованное, просвещенное предположение (тахарри) и молиться в том направлении.[9]
Если у человека есть много емкостей воды, более половины которых содержат очищающую воду, и у него есть сомнение, какой (какие) из них содержит ее, ему следует сделать просвещенное предположение и далее использовать воду той емкости.
Если есть несколько одежд, и, как минимум, одна из них чиста, следует сделать просвещенное предположение и молиться в этой одежде.[10]
Неотъемлемые составляющие (рукны) молитвы
1) Тахрима, согласно мнению имама Мухаммада. Другие два имама считали, что это – условие (шарт).
2) Стояние[11], если человек физически на него способен[12], за исключением добровольных молитв.[13]
3) Чтение Корана, даже если это один аят[14], в любых двух ракаатах обязательной молитвы и во всех ракаатах уитра и добровольных молитв, если человек не является последователем в коллективной молитве, поскольку в таком случае Коран он не читает. [15]
4) Поясной поклон (руку).[16]
5) Земной поклон (суджуд), а именно: лбом, двумя ладонями, двумя коленями и низом пальцев обеих ног.[17]
6) Последнее сидение в течение (как минимум) длительности ташаххуда.[18]
Молящемуся обязательно (фарз) завершить молитву собственным действием. Необходимо (уаджиб), чтобы этим действием было произнесение слова «ас-саля́м» (дважды) для каждой молитвы, как будет сказано далее.
Необходимые (уаджиб) элементы молитвы
1) Сказать именно «Алла́ху акьбар» (а не иные слова поминания) для начала каждой молитвы (то есть для тахримы).
2) Произнести «Фатиху»[21], а также суру или три аята[22] после нее, в двух ракаатах обязательной молитвы и во всех ракаатах добровольной молитвы.
3) Совершить вышеуказанное прочтение именно в первых двух ракаатах обязательной молитвы.
4) Исполнять земной поклон посредством (большей части) лба и (твердой части) носа.
5) Совершать второй земной поклон до перехода к другим частям молитвы.
6) Застыть хотя бы на момент[23] в каждом рукне молитвы.[24]
7) Первое сидение.[25]
8) Прочесть весь[26] ташаххуд в обоих сидениях.
9) Произнести слово «ас-саля́м».[27]
10) Проговорить кунут[28] в уитр-молитве (см. стр. 193).
11) Произнесение (шести) дополнительных такбиров[29] в двух праздничных молитвах.
12) Для имама: громкое чтение Корана во время (первого и второго ракаата) громких обязательных молитв.[30]
13) Для имама и молящегося в одиночку: тихое чтение Корана в других ракаатах обязательных молитв.[31]
Пояснения
[1] Как условия (шарты), так и неотъемлемые составляющие (рукны, см. следующий раздел) обязательны (фарз). Поэтому, если хотя бы один шарт или рукн будет упущен, молитва станет недействительной. (Абидин. Хадия, 60)
[2] Под местом молитвы подразумеваются участки, на которые ставятся ступни, колени, руки и лоб. Если во время молитвы одежда упадет на нечистоты в ином месте, и они не перейдут на нее, молитва останется действительной (см. ранее обсуждение о переходе нечистот на стр. 58). (Абидин. Хадия, 60; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:270)
[3] То есть в пределах 45 градусов по обе стороны, будучи повернутым к Каабе. (Зеда. Маджма анхур, 1:83)
[4] Еще одной условие – это убежденность или обоснованная уверенность, что время молитвы наступило. (Абидин. Хадия, 61) То есть если у человека нет даже обоснованной (разумной) уверенности, что время наступило, и он тем не менее совершает молитву, то молитва недействительна, даже если он совершил ее вовремя.
[5] Намерение – это твердая решительность сердца совершить что-либо. Минимальное действительное намерение для молитвы состоит в том, что, если человека спросить об этом, он сможет тут же ответить без дополнительных дум и размышлений. При принятии намерения на обязательную (фарз) и необходимую (уаджиб) молитвы нужно также конкретизировать, какую именно молитву человек готовится совершить (например, аср). Это не является условием для выделенной сунны, таравиха и обычных добровольных (нафль) молитв, где достаточно одного лишь намерения на молитву. Наконец, тому, кто молится в коллективе в качестве последователя, следует принять намерение на молитву за имамом, но при этом нет нужды конкретизировать, кто именно является имамом. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:306–309; Зеда. Маджма анхур, 1:85–86; Зейляи. Табьин хакаик, 1:99; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:278–282)
[6] То есть, если человек примет намерение, но при этом займется посторонним действием (например, приемом пищи или разговором) до молитвы, не приняв намерение заново, молитва будет недействительной. Если же между намерением и тахримой не было никакого разделения, или они разделялись лишь тем, что связано с молитвой (например, зикром, омовением, хождением к мечети), то молитва действительна. Кроме того, намерение не может быть принято после тахримы. Наконец, тахриму следует совершать стоя, даже если согнута спина, но не настолько, чтобы руки, если их протянуть, могли коснуться коленей (то есть не в поясном поклоне). (Абидин. Хадия, 61–62; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:301–302; Зейляи. Табьин хакаик, 1:99; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:279)
[7] То есть все, что произносится в молитве, должно быть именно произнесено так, чтобы человек мог услышать себя (если вокруг тихо), или, согласно другому мнению, должны, как минимум, двигаться губы и язык. В ином случае, если человек лишь мысленно проговорил текст, не произнося его, он не засчитывается; соответственно, и молитва недействительна. (Шурунбулали. Мар, 1:303–304) Исключение из этого правила в отношении чтения Корана касается случая, когда человек молится за имамом, ведь произносить Коран за имамом – грех. Но все поминания и мольбы молитвы последователь по-прежнему произносит.
[8] И нет никого из данной местности, кто сообщил бы ему об этом, и нет ни мечети, ни михраба, направленного к кибле. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 251)
[9] В этом случае молитва действительна, даже если он впоследствии узнает, что был не прав. Если же он об этом узнает во время молитвы, он должен незамедлительно туда повернуться и продолжить молитву (начинать ее заново не требуется). (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 252–253; Халяби. Мультака, 1:84)
[10] В данных двух случаях (в отличие от ранее приведенного случая с киблой), если человек впоследствии узнает, что был не прав, ему нужно повторить молитву. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:64)
[11] Под стоянием подразумевается поза, в которой руки, если их протянуть к коленям, не достигнут их. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:310; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:298) Согласно мнению большинства, в идеале стопы должны отстоять друг от друга примерно на ширину четырех растопыренных пальцев руки. Согласно «Имдад Фаттах» Шурунбулали (267), это является выделенной сунной. В этой связи отметим, что хадис «нога к ноге» в отношении коллективно молящихся означал не буквальное приложение стопы к стопе, а стояние бок о бок. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:299)
[12] То есть:
а) если человек способен стоять и совершать земной поклон, стояние является неотъемлемым составляющим молитвы и потому обязательно (фарз);
б) если он не может стоять, или ему это делать очень трудно, он может молиться сидя, совершая при этом обычные поясные и земные поклоны;
в) если же он может стоять, но не способен совершить земной поклон, он должен молиться движениями головы (см. соответствующий раздел на стр. 94). Делать это рекомендуется сидя, хотя можно это исполнять и стоя. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:299)
[13] Поэтому добровольные молитвы можно совершать сидя, хотя при отсутствии уважительной причины это приводит к двукратному уменьшению награды.
Исключение – два ракаата сунны фаджр-молитвы: их нужно совершать стоя, поскольку это наиболее важная молитва из выделенных сунн. (Абидин. Хадия, 62; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:299)
[14] Состоящий хотя бы из двух слов, например: «Сумма назор» (Коран, 74:21), – для исполнения рукна (фарз). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:311) Слова при этом должны проговариваться стоя и, как уже говорилось, должны быть произнесены так, чтобы человек мог слышать себя, если вокруг тихо (см. пояснение № 214 на стр. 73). (Абидин. Хадия, 62–63)
[15] Если человек, молящийся за имамом, читает Коран, пусть даже и «Фатиху», это считается совершенно неугодным действием (макрух-тахриман). Вместо этого ему следует внимательно слушать, если имам читает громко, или молчать, если имам читает тихо. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:314; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:366; Абидин. Хадия, 63)
[16] Поясной поклон (руку) определяется как наклон спины до такого уровня, что, если протянуть руки к коленям, они достигнут их. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:315; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:300; Абидин. Хадия, 63)
[17] Обязательно (фарз) поставить на поверхность следующие части тела: часть лба, одну ладонь, одно колено, часть одного пальца любой ноги. Это минимум действительного земного поклона. Земной поклон не будет действительным, если поверхность не держит вес головы. Кроме того, место для лба не может быть выше места для стоп более чем на 25 см. Оба земных поклона каждого ракаата обязательны. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:300; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:316–317; Абидин. Хадия, 63) Необходимо (уаджиб) поставить на поверхность бо́льшую часть лба, твердую часть (кость) носа, обе ладони, оба колена, пальцы обеих ног. Выделенной сунной является постановка низа пальцев на поверхность так, чтобы они были обращены к кибле. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:320, 335–336, 339; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:316–319; Абидин. Хадия, 66)
[18] То есть самого короткого времени, которое требуется человеку для произнесения полного ташаххуда (от «ат-тахыйя́ту лилля́хи» до «абдуху́ ва расу́люх») наиболее быстрым темпом, но при этом с правильной артикуляцией слов. Кроме того, чтобы молитва была действительной, последнее сидение должно производиться после всех других рукнов. Например, если человек после последнего сидения поймет, что ранее был пропущен земной поклон, он в этом случае совершает земной поклон, а потом повторяет последнее сидение (и далее осуществляет земные поклоны забывчивости). Если он в этом случае не повторит последнее сидение, молитва будет недействительной. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:456; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:301; Абидин. Хадия, 64)
[19] Если уаджиб-элемент пропущен, молитва будет действительной, но при этом дефектной. Если пропуск совершен умышленно, это будет грехом, и потому станет необходимым (уаджиб) повторить молитву, как и в случае, когда человек совершает в молитве совершенно неугодное действие (макрух-тахриман). Если же пропуск произошел случайно, то по окончании молитвы нужно исполнить земные поклоны забывчивости (см. соответствующий раздел на стр. 107). (Абидин. Хадия, 65; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:306–307)
[20] Также необходимо (уаджиб) встать после первого сидения сразу по прочтении ташаххуда. Если человек по забывчивости продолжит сидеть и прочтет: «Алла́хумма солли ‘аля́ Мухаммад», – то необходимый элемент молитвы считается упущенным. Если он прочел менее этого до того, как опомнился и встал, то это извиняется. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:313; Абидин. Хадия, 66)
Другой необходимый элемент – совершение каждого обязательного (фарз) и необходимого (уаджиб) элемента молитвы в полагающемся ему месте. Если, например, человек закончил чтение и случайно так и остался стоять, задумавшись – не занимаясь никаким зикром, а пребывая в молчании в течение времени, достаточного для трехкратного проговаривания «субха́налла́х» в размеренном темпе, – то необходимый элемент считается упущенным из-за задержки поясного поклона. Поэтому далее требуются земные поклоны забывчивости. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:315)
[21] То есть всю «Фатиху», поскольку каждый аят обязателен. Исключение – случай, когда человек опасается истечения времени фаджр-молитвы, ведь восход фактически аннулирует ее. В этом случае человек читает один аят для исполнения обязанности и завершает молитву вовремя. (Абидин. Хадия, 65; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:307)
[22] То есть три коротких аята – самыми краткими из них являются: «Сумма назор. Сумма ‘абаса ва басар. Сумма адбара вастакьбар» (Коран, 74:21–23), – или же один длинный аят эквивалентной длины или более того, например, аят-курси (2:255) или др. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:308)
[23] На время, достаточное для однократного произнесения «субха́налла́х». (Абидин. Хадия, 66; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:312)
[24] То есть в поясном и земном поклонах, а также в стоянии после поясного поклона и сидении между земными поклонами. (Абидин. Хадия, 66; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:312)
[25] Имеется в виду сидение после первых двух ракаатов в трех- и четырехракаатной молитвах в течение времени, достаточного для произнесения ташаххуда. Сидение после земного поклона забывчивости – тоже необходимый (уаджиб) элемент. (Абидин. Хадия, 66)
[26] Поэтому в отношении частичного его пропуска действует то же правило, что и в отношении его полного пропуска, то есть при случайном упущении требуются земные поклоны забывчивости, а при умышленном это будет грехом. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:313)
[27] Дважды по окончании молитвы, каждый из этих двух раз является необходимым. Добавление «’алейкум ва рахматулла́х» – сунна. (Абидин. Хадия, 67; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:314)
[28] Любая мольба (дуа) исполнит данный элемент (см. пояснение № 339 на стр. 97). (Абидин. Хадия, 67; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:315)
[29] Три в первом ракаате и три во втором, каждый является необходимым. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:315) Таков оптимальный метод согласно ханафитскому мазхабу. При этом исполнение семи такбиров в первом ракаате и пяти во втором тоже действительно, в отношении этого нужно следовать за имамом в молитве. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:155–156)
[30] То есть в обоих ракаатах фаджр-молитвы, в первых двух ракаатах магриб- и иша-молитв, обоих ракаатах пятничной и двух праздничных молитв, а также в таравихе и совместном уитре рамазана. Если человек исполняет данные ракааты в одиночку, он имеет выбор: произносить громко или тихо, – даже если это восполняющая (каза) молитва. Женщины ни в какой молитве громко не читают. (Маусили. Мухтар, 1:76; Абидин. Хадия, 67; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:315)
[31] То есть во всех ракаатах зухр и аср молитв, в третьем ракаате магриба, а также в третьем и четвертом ракаатах иша молитвы. (Абидин. Хадия, 67; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:315).
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Восхождение к блаженству», стр. 71-77
Подготовил: Хадис аль-Ханафи