Очищение
Очищение[1] действительно следующими видами воды:
– дождевой водой,
– колодезной,
– родниковой,
– речной,
– морской (пусть и соленой),
– талой водой из снега и града.[2]
Такая вода может быть использована для очищения до тех пор, пока остается очищающей, то есть сохраняет свои природные свойства без смешивания с чем-либо, приводящего к ее изменению и тем самым к утрате очищающего качества. Данное правило применяется как к текущей воде, так и к той, что находится в большой емкости, то есть емкости, поверхность которой составляет, как минимум, десять на десять локтей, а глубина которой такова, что дно не оголяется при зачерпывании воды (двумя руками).
Омовение
Фарзы
Омовение имеет четыре обязательных составляющих (фарза)[3]:
1) умывание лица, границы которого:
– по длине – от верха лба до низа подбородка для того, у кого нет густой бороды[4], или до низа бороды (в рамках лица, не ниже подбородка) при наличии густой бороды[5];
– по ширине – от одной мочки уха до другой, даже если есть борода;
2) умывание обеих рук до локтей включительно;
3) протирание[6] четверти головы[7];
4) умывание обеих ног до лодыжек включительно.
Выделенные сунны
В число выделенных сунн[8] омовения входят:
1) намерение (ният);
2) использование зубной палочки (сивака);
3) произнесение Имени Аллаха (тасмия)[9];
4) умывание рук до запястий включительно в начале омовения[10];
5) правильный порядок в отношении частей тела, как указано Всевышним Аллахом в Его Книге[11];
6) непрерывность[12];
7) трехкратное полноценное умывание[13];
8) полоскание ротовой полости (трижды);
9) полоскание носа (мягкой его части трижды);
10) проведение мокрыми пальцами через бороду[14];
11) проведение мокрыми пальцами между пальцами ног и рук[15];
12) протирание всей головы (один раз, а также ушей той же водой);
13) тереть[16] части тела при их умывании;
14) начинать с правой части тела при умывании рук и ног;
15) начинать с кончиков пальцев при умывании рук и ног;
16) начинать с передней части головы при ее протирании;
17) протирание задней, но не передней, части шеи[17].
Адабы
В этикет (адабы)[18] омовения входят:
1) обращение в сторону киблы (по направлению к Каабе в Мекке);
2) избегание воды, использованной в омовении, от попадания на тело и одежду;
3) обращение с мольбой теми словами, что переданы (стр. 188);
4) упоминание Имени Аллаха при умывании каждой части тела;
5) самостоятельное совершение омовения[19];
6) устремляться к совершению омовения до прихода времени молитвы, если нет хронического оправдания (см. стр. 55);
7) произнесение двух свидетельств веры после омовения (стр. 189);
8) попить из оставшейся после омовения воды.
Макрух
В число неугодных (макрух)[20] действий в омовении входят:
1) расточительство воды[21];
2) использование слишком малого количества воды при умывании[22];
3) бить или шлепать по лицу водой при его умывании[23];
4) разговаривать во время омовения, за исключением мольб;
5) использование чьей-либо помощи[24] в омовении без уважительной причины.
Правовые причины
Правовой причиной для совершения омовения является желание исполнить то, что недопустимо делать вне состояния омовения, например, молитву, прикосновение к экземпляру Корана. Или же правовой причиной может быть божественное веление, обращенное к человеку, вследствие скорого истечения времени молитвы.
Условия ответственности
Условиями правовой ответственности за совершение омовения являются следующие[25]:
1) ислам;
2) половозрелость;
3) дееспособность (вменяемость);
4) окончание месячных, послеродового кровотечения или же состояние нечистоты;
5) доступ к достаточному количеству очищающей воды и способность ее использования;
6) способность исполнять молитву;
7) божественное веление, обращенное к человеку, вследствие скорого истечения времени молитвы.
Условия действительности
Условиями действительности омовения являются следующие:
1) полное охватывание кожи очищающей водой (тех частей тела, которые обязательно умывать);
2) удаление всего, что препятствует попаданию воды на поверхность кожи[26];
3) отсутствие всех тех состояний, что противоречат омовению, во время него, например, появления мочи на кончике мужского полового органа.[27]
Хукм
Омовение делает дозволенным то, что было недозволенным до него, например, молитву и прикосновение к экземпляру Корана.
Рукны
Неотъемлемыми составляющими (рукнами) омовения являются перечисленные ранее четыре обязательных его элемента.
Категории омовения
Есть три категории омовения: обязательное, необходимое и рекомендуемое.
- Обязательное (фарз) – когда человек, находясь в состоянии малой нечистоты, намеревается исполнить что-нибудь из следующего:
а) молитву;
б) земной поклон чтения;
в) прикосновение к аяту Корана (кроме как через неприкрепленный барьер)[28].
- Необходимое (ваджиб) – когда человек, находясь в состоянии малой нечистоты, намеревается:
а) совершить обход вокруг Каабы
б) или прикоснуться к толкованию Корана (тафсиру).[29]
- Рекомендуемое (мандуб) – при наличии состояния малой нечистоты в следующих ситуациях:
а) перед прикосновением к книге по исламскому праву (фикху) или др. (из почтения)[30];
б) чтобы обновить омовение для другой молитвы;
в) во избежание несоответствий с теологами других мазхабов, например после прикосновения к женщине (или к собственному половому органу);
г) перед сном;
д) после пробуждения ото сна;
е) после каждого греха;
ж) после громкого смеха вне молитвы.
Аннулирование
Омовение аннулируется следующим:
1) всем, что выходит[31] из двух отверстий[32] (полового органа и заднего прохода);
2) нечистотой, вытекающей[33] не из двух отверстий, например, кровью[34] (или гноем);
3) рвотой полным ртом[35] или более того;
4) сном в такой позе, что ягодицы не приставлены твердо к поверхности, например, сном лежа или на боку[36];
5) потерей сознания;
6) безумством;
7) опьянением;
8) громким смехом во время молитвы, если молящийся – взрослый;
9) контактом эрегированного мужского полового органа и влагалища.[37]
Примечание
[1] С правовой точки зрения, под очищением понимается удаление нечистоты с тела, одежды и места молитвы, а также удаление самого состояния нечистоты – приведение человека в состояние ритуальной чистоты. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:42; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 31)
[2] Перечисленный список не является исчерпывающим и лишь дает примеры природной воды, которая может использоваться для омовения и купания, то есть не измененной воды. С измененной водой дело обстоит иначе, и ее нельзя называть просто водой, для ее точного определения требуется описание причин ее измененности. К измененной воде относится, например, розовая вода, которую нельзя просто лишь назвать водой без добавления описания «розовая», обуславливающего ее измененность. А, скажем, родниковую или речную воду вполне можно точно определить, просто назвав ее водой, без дополнительных описаний. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:46; Касани. Бадаи санаи, 1:93–94)
[3] а) Обязательное составляющее (фарз) – это то, из чего состоит действие, и то, что должно быть исполнено для завершения и действительности этого действия. Если хотя бы один фарз упущен, все действие считается недействительным. Умышленный пропуск фарза – грех.
б) Необходимое составляющее (ваджиб) тоже должно быть исполнено, но его пропуск не приводит к недействительности действия, хотя умышленный его пропуск и является грехом. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:92)
[4] Согласно правовому определению, умывание означает дать воде протечь по поверхности так, что вода стекла с нее в виде, как минимум, двух капель. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:92; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 60; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:65)
[5] В фарзе умывания лица достаточно умыть внешнюю часть густой бороды. Густая борода – это та борода, под которой не видно кожи.
В случае негустой бороды вода должна дойти до кожи (что обычно само собой достигается, если пропустить воду по лицу). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:99; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 64)
[6] Согласно правовому определению, протирание означает положить мокрую руку на часть тела или, если говорить конкретнее, прикосновение влаги к поверхности. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:96; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:67; Касани. Бадаи санаи, 1:65)
[7] Головой здесь считается та ее поверхность, что находится выше ушей. Поэтому не следует протирать волосы, висящие ниже ушей, даже если они связаны в узел поверх головы. Нужно протирать те волосы, которые растут с поверхности выше ушей. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:96; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:67; Касани. Бадаи санаи, 1:71)
[8] Выделенная (муаккада) сунна определяется как то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или его верно ведомые последователи после него регулярно и постоянно совершали, редко пропуская данное действие. Например, призывы на молитву и на ее начало (азан и икамат), коллективное совершение молитвы, полоскание рта и носа во время омовения. Однократный пропуск сунны без уважительной причины является несколько неугодным действием (макрух-танзихан) и считается неправильным поступком (иса́а). Постоянный беспричинный пропуск сунны может быть грехом в зависимости от степени ее «выделенности» (важности), поскольку одни сунны важнее других. Но грех при этом считается меньшим, чем от пропуска необходимого (ваджиб) и, уж тем более, обязательного (фарз). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:101, 116; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:70–71)
[9] То есть сказать: «Бисмилля́хир-рахма́нир-рахы́м» («Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!») или «Бисмилля́хиль-‘азы́ми вальхамду лилля́хи ‘аля́ ди́ниль-исля́м» («Именем Великого Аллаха! Хвала Аллаху за исламскую религию!»). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:74)
[10] Намерение и произнесение Имени Аллаха тоже следует совершать в начале омовения, а зубную палочку нужно использовать до или во время полоскания рта. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:104–106, 113; Кари. Фатх баб иная, 1:35; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:72; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 68)
Использование зубной палочки считается сунной омовения, а не молитвы. То есть благость от нее тем самым добывается для каждой молитвы, совершенной с данным омовением. Если зубной палочки нет, или же ее использование невозможно по медицинским показаниям, то ее благость добывается посредством использования вместо нее большого пальца и еще одного пальца руки. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:106; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 68)
[11] То есть: лицо, руки, голова, ноги. (См. Коран, 5:6) Совершение омовения в таком порядке не является обязанностью, но, как в случае с любой выделенной сунной, пропуск данной сунны считается неправильным поступком (иса́а). (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 73)
[12] То есть мыть части тела в омовении без пауз, чтобы каждая последующая часть тела умывалась до высыхания предыдущей. Некоторые определяли это как воздержание во время омовения от действий, не связанных с омовением. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:113; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 72; Зейляи. Табьин хакаик, 1:6; Зеда. Маджма анхур, 1:16)
[13] То есть каждую часть тела, по сунне, следует полностью умыть три раза. Например, если человек моет руку три раза, но при этом она полностью становится влажной лишь на третий раз, считается, что за эти три умывания рука умыта один полноценный раз, и для исполнения сунны нужно умыть ее еще два раза. Следовательно, полноценное умывание руки более или менее трех раз противоречит сунне. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:110–111; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:80)
[14] Это следует делать после трехкратного умывания лица. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 70; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:79)
[15] Для исполнения данной сунны достаточно будет и подставить руку (ногу) под текущую воду так, что кожа между пальцами станет мокрой. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:110; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 71)
[16] Согласно правовому определению, тереть умываемые части тела означает провести по ним рукой или др. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 72; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:83)
[17] После протирания головы следует протереть заднюю часть шеи тыльной стороной пальцев, не смачивая их заново водой. Это – рекомендуемое действие, не являющееся выделенной сунной. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:84)
[18] Этикет (адаб) – это то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) изредка делал, не устанавливая данное действие в качестве нормы (сунны). За его исполнение полагается награда, но ни порицания, ни греха за его пропуск нет. Это синоним рекомендуемого действия (мустахаб, мандуб), дополнительного поступка (татавву), добровольного акта (нафль). При отсутствии конкретных запретов, пропуск адаба не считается «несколько неугодным» (макрух-танзихан). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:116; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:84, 439)
[19] В арабском печатном издании, а также в рукописи данный адаб соединен со следующим, хотя на самом деле является отдельным адабом, как указано самим автором в другой его книге «Нур идах» (см. Шурунбулали. Имдад Фаттах, 75–76), а также имамом Тумурташи в книге «Танвир абсар» (1:85–86).
[20] Есть два вида неугодных действий:
а) совершенно неугодные (макрух-тахриман) – их необходимо (ваджиб) избегать, совершение их без уважительной причины является грехом;
б) несколько неугодные (макрух-танзихан) – их лучше избегать, но за их совершение, даже без уважительной причины, греха нет. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:123; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
Между этими двумя категориями находятся «неправильные поступки» (иса́а), то есть они хуже несколько неугодных действий, но лучше совершенно неугодных, а значит, не являются грехом. Их часто связывают с однократным беспричинным пропуском выделенной сунны. Но постоянный беспричинный пропуск выделенной сунны – грех, хотя и меньший, чем при пропуске необходимого (ваджиб) и, уж тем более, обязательного (фарз). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:318–319, 381)
[21] Расточительство – это использование воды в количестве больше необходимого, установленного исламским правом, например, более трех полноценных умываний каждой части тела с убеждением, что это сунна. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:123; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
[22] То есть порицается и малый расход воды в количестве меньше установленного сунной, когда умывание становится похоже на протирание. Если доходит до того, что капли воды не появляются явно на части тела, умывание и вовсе может стать недействительным, поскольку умывание – это протекание воды по части тела таким образом, что она стекает в количестве, как минимум, двух капель. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:92, 124; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:65, 89)
[23] Это считается несколько неугодным (макрух-танзихан), поскольку подразумевает пропуск адаба – избегания попадания использованной воды на одежду. Кроме того, шлепанье по лицу противоречит манерам и самоуважению мусульманина, которое тоже связано с этикетом. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
[24] Нисколько не порицается просить принести воды для омовения и просить полить ею на руки. Порицается другое – когда человек без уважительной на то причины делает так, что кто-то другой помогает ему мыть или протирать части его тела. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:86)
[25] То есть человек не обязан совершать омовение, кроме случая, когда будут исполнены все эти условия.
[26] То есть и для протирания, и для умывания необходимым условием действительности является отсутствие помех на поверхности части тела в виде твердых веществ, препятствующих попаданию влаги на часть тела, например, краски или лака для ногтей. При наличии таких помех фарз окажется неисполненным, и омовение (купание) будет считаться недействительным. Впрочем, исключением является случай, когда профессия человека подразумевает контакт с такими веществами. Например, омовение художника, у которого небольшое количество краски осталось на ногтях, будет действительно. Кроме того, грязь под ногтями обычно тоже не считается помехой. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:99–100; Зеда. Маджма анхур, 1:21)
[27] Фраза, использованная здесь в арабском печатном издании, – несколько путаная: возможно, была допущена ошибка при копировании текста. Но значение, приводимое в переводе, является точным на основании рукописи, а также других книг автора: «Мараки фалях» (1:97) и «Имдад Фаттах» (63).
[28] Запрет относится к любому написанию целого аята Корана – будь то в книге, монете или др. Без омовения нельзя прикасаться ни к какой части экземпляра Корана, включая его страницы, края, обложку и т. д. В отношении других религиозных книг – например, по исламскому праву или хадисам – запрет касается лишь прикосновения непосредственно к аяту Корана. Запрет относится также и к переводу (и транслитерации) Корана на иные языки. Запрет на прикосновение распространяется и на иные ниспосланные книги: Евангелие, Тору, Псалтырь, несмотря на то, что они были искажены людьми и потому отменены. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:205–206; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:118–119, 195) Считается совершенно неугодным (макрух-тахриман) прикасаться к книге, которой нельзя касаться без омовения, через собственный рукав (или иную любую иную часть надетой одежды) или через некоторый «барьер», прикрепленный к книге. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:206) Но если барьер (кусок ткани или др.) не прикреплен к книге, то прикосновение посредством него дозволено.
В состоянии большой нечистоты запрещено следующее:
а) молитва;
б) произнесение аята Корана;
в) прикосновение к аяту Корана (см. выше), кроме как через неприкрепленный барьер;
г) вхождение в мечеть;
д) обход вокруг Каабы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:211)
Запреты, касающиеся женщин во время месячных и послеродового кровотечения, будут рассмотрены далее, в соответствующем разделе, на стр. 52.
[29] а) Некоторые ханафитские теологи считали дозволенным для человека в состоянии малой нечистоты прикасаться к тафсиру только в случае, если бо́льшая его часть не является непосредственно текстом Корана. К такому мнению склонялся Ибн Абидин.
б) Другие теологи считали, что, даже если бо́льшая часть – текст Корана, все равно можно касаться остальной части книги, не являющейся текстом Корана. Это мнение является менее веским.
В любом случае сходятся на том, что в состоянии малой нечистоты нельзя касаться непосредственно самого текста Корана в любой книге – как в тафсире, так и в др. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:206; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:119)
[30] Перед прикосновением к текстам по исламскому праву, богословию и хадисам (то есть религиозным текстам) рекомендуется совершить омовение, если человек находится в состоянии малой нечистоты. Но для тех, кто постоянно имеет дело с такими книгами, имеется послабление. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:127, 206; Абидин. Хадия, 32)
[31] Появление нечистоты на кончике или краю каждого из двух отверстий считается ее «выходом», аннулирующем омовение. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:131–132; Касани. Бадаи санаи, 1:121; Зейляи. Табьин хакаик, 1:7; Маусили. Ихтияр, 1:18) Поэтому у человека, приступающего к омовению, не должно быть влаги и нечистоты на кончике отверстия.
[32] По мнению имама Абу Ханифы, прозрачные вагинальные выделения не являются нечистыми, а потому их выход не аннулирует омовение, поскольку, с правовой точки зрения, они аналогичны поту. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:112, 208, 233) Однако выход цветных выделений аннулирует омовение, поскольку подразумевает вытекание нечистоты.
[33] В отличие от выхода из двух отверстий, для выхода нечистот из иных частей тела недостаточно одного лишь их появления на поверхности кожи. Для выхода из иных частей тела нечистоты должны «вытечь» за пределы точки их выхода, то есть сдвинуться к месту, которое обычно должно быть очищено, – вот тогда омовение и будет аннулировано. Данное правило применяется, даже если нечистоты вышли не сами по себе, а были выжаты наружу. (Абидин. Хадия, 26; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:92–93) Но если жидкость лишь поднялась и появилась на поверхности кожи без реального выдвижения, как в случае с кровью при царапине, то омовение от этого не аннулируется. В результате данная жидкость не считается нечистой, ведь внутренняя жидкость считается нечистой только в том случае, если она выйдет из тела способом, аннулирующим омовение. Поэтому, если к такой крови коснуться тканью, или если она оставит след на одежде, ни ткань, ни одежда нечистыми от этого не станут. (Маргинани. Хидоя, 1:17; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:140; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:92, 95; Ибн Хумам. Фатх Кадир, 1:41)
[34] Сюда также относится кровотечение во рту: оно аннулирует омовение, если цвет слюны становится красным или розовым (не желтым). Кроме того, если кровь выходит из тела по причине комариного укуса, этого недостаточно, чтобы считать ее «вытекающей»; соответственно, и омовение не аннулируется. (Абидин. Хадия, 27; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:94)
[35] Под «полным ртом» подразумевается то количество рвоты, которое без усилий нельзя удержать во рту. Это относится к любому виду рвоты, но не к слизи (мокроте) независимо от ее количества. (Абидин. Хадия, 26; Маусили. Ихтияр, 1:18; Маргинани. Хидоя, 1:17; Зейляи. Табьин хакаик, 1:9)
[36] В отличие от сна в такой позе, что ягодицы твердо находятся на земле (или любой твердой поверхности): такой сон омовение не аннулирует. Это правило применяется даже для случая, когда человек опирается на предмет, при удалении которого упадет. (Абидин. Хадия, 27; Касани. Бадаи санаи, 1:135; Зейляи. Табьин хакаик, 1:10; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:95–96)
[37] То есть при отсутствии между ними толстой ткани или другой подобной помехи. Под «толстой» подразумевается ткань, которая не дает почувствовать жар тела от другого органа. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:139) Согласно ханафитскому мазхабу, прямой кожный контакт с представителями противоположного пола или прямой кожный контакт с половым органом не аннулирует омовение. (Абидин. Хадия, 28)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».