
Ибн Тайиб говорил:
«Некоторые полагают, что саляфы разошлись во мнении о порядке сур Корана, и часть из них записали суры в порядке их ниспослания, поставив мекканские суры прежде мединских, и некоторые поставили в начале «Альхамду…» (суру «Фатиха»), а другие – суру «Аляк». Так было в первой копии Али. Что касается копии Ибн Масуда, она начиналась со слов «Хозяину Дня расчета» (1:3), затем шла сура «Бакара», и далее – сура «Ниса» в ином порядке. Копия Убая начиналась с «Альхамду…», затем следовала сура «Ниса», далее – «Али Имран», «Анаам», «Аараф», «Маида». Это были значительные расхождения».
На это Ибн Тайиб отвечал, что, возможно, нынешний порядок сур Корана установлен иджтихадом сподвижников. Макки упоминал об этом в тафсире суры «Тауба». Он указывал на порядок аятов суры и говорил, что постановка «Бисмилляхи…» в их начале исходила от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поскольку он не велел установить «Бисмилляхи…» в суре «Тауба», то данная сура была оставлена без этого. Такова наиболее веская позиция из того, что говорят об этом.
В сборнике «Джами» Ибн Вахб приводил рассказ Сулеймана ибн Биляля о том, как Рабиу спросили, почему суры «Бакара» и «Али Имран» ставят вначале, хотя они были ниспосланы в Медине, и около 80 сур ниспослано раньше них. Рабиа ответил:
«Установление их первыми и упорядочение Корана произведены согласно знаниям тех, кто упорядочивал его и имел знания об этом. Этого нам достаточно, и мы не задаемся вопросами на этот счет».
Приводится сообщение Катады о следующих словах Ибн Масуда:
«Кто из вас желает иметь образец, пусть возьмет в качестве такового сподвижников пророка, ведь у них были лучшие сердца этой общины, глубочайшие знания, минимум вычурности, вернейшее руководство и лучшее состояние. Аллах избрал их в качестве сподвижников Своего пророка и для установления Его религии. Признайте их превосходство и следуйте по их стопам. Они следовали верному руководству».
Некоторые теологи полагают, что порядок сур, который мы обнаруживаем в современных экземплярах Корана, был указан пророком (мир ему и благословение Аллаха), а различия, о которых говорилось в отношении рукописей Убая, Али и Абдуллы, имели место до конечного представления Корана, и впоследствии пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил для них порядок этих сур. Имеется сообщение Ибн Вахба о следующих словах Малика:
«Коран был упорядочен в соответствии с услышанным от пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
В книге «Опровержение» Абу Бакр Анбари писал:
«Всемогущий Аллах ниспослал сразу весь Коран на нижнее небо. После этого он ниспосылался постепенно, в течение двух десятилетий, пророку. Сура ниспосылалась по тому или иному событию, и аят давал ответ на вопрос. Джибриль указывал пророку (мир ему и благословение Аллаха) место суры и аята. Поэтому суры упорядочены так же, как аяты и буквы. Все это исходило от Мухаммада, последнего из посланников (мир им), и в конечном счете от Господа миров. Кто изменяет порядок сур, подобен человеку, искажающему порядок аятов, буквы и слова. Среди обладателей истины нет никаких споров в отношении того, что нужно ставить суру «Бакара» до суры «Анаам»: хотя сура «Анаам» была ниспослана раньше, однако таков порядок, полученный от пророка. Он говорил:
– Поставьте суру в такое-то место».
В сообщении Абу Исхака приводятся слова Бары:
«Последним из ниспосланного в Коране было:
«Они попросят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах выносит для вас решение о людях, умирающих без прямых наследников»». (Коран, 4:176)
Абу Бакр ибн Аяш утверждал:
«Абу Исхак ошибся, поскольку от Ибн Аббаса сообщается, что последним из ниспосланного в Коране было:
«Бойтесь Дня, когда вас вернут к Аллаху. Тогда каждый получит сполна за то, что он приобрел, и их не обидят». (Коран, 2:281)
Джибриль говорил пророку (мир ему и благословение Аллаха):
– Мухаммад, поставь это после 280-го аята суры «Бакара»».
Ибн Батталь говорил:
«Кто говорит это, не имеет в виду, что чтение Корана в молитве и уроках должно быть в том порядке, который указан в копиях Корана. Расставление сур по порядку обязательно лишь при их записи. Нет сообщений, что кто-то из них сказал об обязательности данного порядка в молитве, чтении Корана и учебе или недопустимости учить суру «Кяхф» прежде суры «Бакара» или суру «Хадж» прежде суры «Кяхф». Ведь Аиша сказала человеку, спросившему об этом:
– Нет ничего плохого в том, что прочтете сначала. Пророк читал в ракаате одну суру, а затем, в следующем ракаате, читал суру, не следующую за ней, а другую.
В отношении сообщений, приводимых от Ибн Масуда и Ибн Умара, о нежелательности чтения Корана не по порядку и о том, что это печалит сердце, можно сказать, что они имели в виду чтение самой суры в беспорядке, если ее начинают читать с конца, а затем идут к началу. Это запрещено. Некоторые люди поступают так с Кораном и поэзией, чтобы натренировать язык и помочь процессу запоминания. Аллах запретил делать это с Кораном, поскольку это расстраивает порядок Его сур и противоречит тому, что Он подразумевал этим».
На то, что нет обязанности расставления в копиях Корана сур в соответствии с хронологией их ниспослания, указывает, в частности, тот факт, что, как точно известно, некоторые аяты были ниспосланы в Медине, но поставлены при этом в мекканские суры. Аиша говорила:
«Суры «Бакара» и «Ниса» были ниспосланы, когда я была с пророком, но они идут в экземплярах Корана перед сурами, ранее ниспосланными в Мекке».
Огласовки и точки
В отношении огласовок и точек в Коране сообщается, что они были добавлены по указанию Абдулмалика ибн Марвана, и это было осуществлено Хаджаджем в Васите. Он добавил также хизбы. Он велел иракскому губернатору Хасану, а также Яхье ибн Ягмуру сделать это. После этого он написал книгу в Васите о способах чтения, в которой собрал то, что сообщалось о разногласиях людей в отношении записи. Эта книга долгое время была в употреблении, пока Ибн Муджахид не написал собственную книгу о способах чтения.
В книге «Табакат» Зубейди приводил слова Мубаррада о том, что первым, кто использовал точки в Коране, был Абу Асвад Дуали.
Ибн Сирин говорил, что у него был экземпляр Корана, в котором точки расставил Яхья ибн Ягмур.
Разбивка на десятки
В отношения разбивки Корана на группы по десять аятов Ибн Атия говорил:
«В одной из историй я читал, что это было сделано по велению аббасида Мамуна. Также говорится, что это сделал Хаджадж».
В своей книге «Разъяснение» Дани писал, что Ибн Масуду не нравились обозначения десятков в экземплярах Корана, и он стер их. Сообщается, что и Муджахиду обозначение десятков в Коране было не по душе.
Ашхаб рассказывал:
«Я слышал, как Малика спросили о десятках, которые обозначены в Коране красным и иными цветами. Ему эти обозначения не нравились, и он сказал:
– Нет ничего плохого в том, чтобы обозначать десятки обычными чернилами.
Когда его спросили об экземплярах Корана, где окончания сур были записаны вместе с количеством аятов в каждой суре, он сказал:
– Мне не нравится, чтобы на образцовых экземплярах записывалось или огласовывалось что-то дополнительное. В отношении же экземпляров для детей ничего дурного в этом не вижу.
Далее он представил нам копию Корана, которая принадлежала его деду. Он записал ее, когда Усман скопировал Коран. Мы увидели, что концы были обозначены чернилами и напоминали цепочку, которая шла на всю строку. И я увидел, что у аятов были диакритические знаки, записанные чернилами».
Катада говорил:
«На них начали ставить точки, затем обозначать группы по пять аятов, затем – десятки».
Яхья ибн Аби Кясир сообщал:
«В изначальных копиях Коран был лишен обозначений. Первое, что сделали, – добавили точки у букв ب, ت и ث. При этом говорили:
– В этом нет ничего плохого. Это делает Коран яснее.
Далее поставили точки в конце аятов. Затем обозначали начало и конец сур».
Абу Хамза рассказывал:
«Ибрахим Нахаи увидел в моем экземпляре Корана обозначение начала определенной суры и сказал мне:
– Сотри! Ведь Ибн Масуд говорил: «Не смешивайте Книгу Аллаха с тем, что не является ее частью»».
Абу Бакр Саррадж рассказывал:
«Я спросил Абу Разина:
– Мне записывать «сура такая-то» в моем экземпляре Корана?
– Боюсь, – сказал он, – что придут люди, которые не будут знать этого, и подумают, что эти слова – часть Корана».
Дани говорил:
«Все данные сообщения, разрешающие обозначать десятки и пятерки аятов, а также начало сур и аятов, говорят, что это было сделано сподвижниками, чей иджтихад привел их к этому. Думаю, те, кто высказывал свои возражения, возражали против цветного обозначения: красным, желтым и др., – хотя мусульмане иных регионов сошлись во мнении на их использовании в образцовых и иных копиях, и запрет и ошибка, даст Аллах, были сняты с них в том, на чем они сошлись».
Количество букв и джузов
Саллям Химани рассказывал:
«Хаджадж ибн Юсуф собрал чтецов, людей, знавших Коран наизусть, и писарей и сказал:
– Скажите, сколько букв во всем Коране.
Я присутствовал при этом. Мы подсчитали и сошлись на том, что в Коране 340 740 букв. Тогда он сказал:
– Скажите, какая буква завершает половину Корана.
Это было в суре «Кяхф»: буква ف в وَلْيَتَلَطَّفْ.(Коран, 18:19)
– Назовите трети, – сказал он.
Первая треть была в начале аята (9:100), вторая – в начале (26:100) или (26:101), последняя завершалась с концом Корана.
– Назовите седьмые части, – сказал он.
Мы выполнили и это».
Саллям Абу Мухаммад говорил:
«Мы сделали это за четыре месяца. Каждую ночь Хаджадж читал четверть Корана. Первая четверть заканчивалась в конце суры «Анаам», вторая – в суре «Кяхф», третья – в конце суры «Зумар», последняя – в конце Корана».
Это отличается от того, что указывает Дани в книге «Разъяснение».
Количество аятов
Мухаммад ибн Иса говорил:
«Количество аятов Корана в первой мединской копии составляло шесть тысяч».
Абу Амр сообщал:
«Таково число, переданное куфийцами от мединцев, и они не называли никого конкретного, на кого они полагались в этом».
Если говорить о последней мединской копии, то, согласно сообщению Исмаила ибн Джафара, количество аятов в ней составляло 6 214.
Фадль говорил:
«Согласно мекканцам, количество аятов Корана было равно 6 219. Таково число, переданное Салимом и Кисаи от Хамзы. Кисаи говорил, что оно было передано от Али».
Мухаммад сообщал:
«Согласно басрийцам, количество аятов Корана составляло 6 204. Таково число, переданное их саляфами. В отношении количества аятов, называемом сирийцами, Яхья ибн Харис Замари говорил о 6 226. А по одному из сообщений – 6 225».
Ибн Закван говорил:
«Думаю, Яхья не включил в счет слова «Именем Аллаха, Всемилостивого и Милостивого»».
Количество слов
Фадль ибн Шазан говорил:
«Общее количество слов в Коране, согласно Ато ибн Ясару, составляет 77 439, а количество букв – 323 015».
Это отличается от того, что сообщалось Химани. Ибн Кясир приводил слова Муджахида:
«Мы подсчитали, что в Коране 321 180 букв».
Данное количество тоже расходится с сообщением Химани.
Автор: Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби
Из книги: «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Коран»