Пример иджазы в юриспруденции, которая принадлежит великому ученому ханафитской школы, факыху и мухаддису имаму Мухаммаду Захиду ибн Хасану аль-Кяусари аль-Ханафи. Он был последним обновителем общины (муджаддид) и заместителем последнего шейх аль-исляма (высшего религиозного авторитета) Османского исламского государства. Он умер в Каире, в изгнании от своей родной земли, Турции.
Имам аль-Кяусари (ум. 1371 х.) получил разрешение (иджазу) от своего отца, а также от Хафиза Ибрахима Хаккы (ум. 1345 х.), и от шейха Зейналь Абидина аль-Альсуни (ум. 1336 х.).
Отец аль-Кяусари получил разрешение от Ахмада Дыйааддина аль-Камушханави (ум. 1311 х.) – от Сеййида Ахмада аль-Арвади (ум. 1275 х.) – от хафиза Мухаммада Амина, ибн-Абидина (ум. 1252 х.), цепочка которого дана еще в другом месте.
Оба, Хаккы и Альсуни, получили разрешение от хафиза Ахмада Шакира (ум. 1325 х.) – от хафиза Мухаммада Галиба (ум. 1286 х.) – от Суляймана ибн аль-Хасана аль-Крайди (ум. 1268 х.) – от Ибрахима аль-Ахисхави (ум. 1232 х.) – от Мухаммада Муниба аль-Айнатаби (ум. 1238 х.) – от Исмаиля ибн Мухаммада аль-Кунави (ум. 1195 х.) – от Абдалькарима аль-Кунави аль-Амиди (ум. 1150 х.) – от Мухаммада аль-Йамани аль-Азхари (ум. 1135 х.) – от Абдальхаййа аш-Шурунбали – от Абу-ль-Ихляса аль-Хасана аш-Шурунбали (ум. 1069 х.) – от Абдаллаха ибн Мухаммада ан-Нухрайри; и от Шамсаддина Мухаммада аль-Муниби аль-Кахири (ум. 1041 х.) – разрешение в юриспруденции от Али аль-Макдиси (ум. 1004 х.) – от Ахмада ибн Йунуса аш-Шаляби (ум. 948 х.) – от Абдальбарра ибн аш-Шахна (ум. 921 х.) – от имама Ибн-аль-Хуммама (ум. 861 х.) – от Сираджаддина Умара ибн Али Кари-ль-Хидайа (ум. 829 х.).
Сираджаддин Умар ибн Али Кари-ль-Хидайа получил разрешение:
1) от Алясаддина ас-Сирами (ум. 790 х.) – от Джаляляддина аль-Карляни – от Абдальазиза аль-Бухари (ум. 730 х.) – от Хафизаддина Абдаллаха ибн Ахмада ан-Насафи (ум. 701 х.) – от Шамс-аль-аимма Мухаммада ибн Абдассаттара аль-Кардари.
2) от Акмаляддина Мухаммада аль-Бабарти (ум. 796 х.) – от Каввамаддина Мухаммада аль-Какы (ум. 749 х.) – от аль-Хусайна ас-Сагнакы (ум. 711 х.) – от Хафизаддина аль-Кабира Мухаммада ибн Мухаммада ибн Насра аль-Бухари (ум. 693 х.) – также от Мухаммада ибн Абдассаттара аль-Кардари (ум. 642 х.).
Аль-Кардари получил разрешение от автора произведения аль-Хидайа, Али ибн Абу-Бакра аль-Маргинани (ум. 593 х.) – от ан-Наджма Абу-Хафса Умара ан-Насафи (ум. 537 х.) – от двоих братьев Баздави: Фахр-аль-Ислама (ум. 482 х.) и Садр-аль-Ислама (ум. 493 х.), первый из которых получил разрешение от Шамс-аль-аимма ас-Сархаси (ум. 483 х.), автора произведения «аль-Мабсут» – от Шамс-аль-аимма аль-Хальвани (ум. 448 х.) – от аль-Хусайна ибн Хыдра ан-Насафи (ум. 423 х.) – от Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари (ум. 381 х.) – от Абдаллаха ибн Мухаммада аль-Хариси (ум. 340 х.) – от Мухаммада ибн Ахмада ибн Хафса (ум. 264 х.) – от своего отца Абу-Хафса аль-Кабира (ум. 217 х.) – от имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ум. 189 х.), сподвижника Абу-Ханифы.
Садр-аль-Ислям получил разрешение от Исмаиля ибн Абдассадика – от Абдалькарима аль-Баздави (ум. 390 х.) – от имама Прямого пути Абу-Мансура аль-Матуриди (ум. 333 х.) – от Абу-Бакра аль-Джауджазани – от Абу-Суляймана Мусы ибн Суляймана аль-Джауджазани, который также получил разрешение от имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани.
Аш-Шайбани получил разрешение от основателя ханафитской правовой школы (мазхаба), Абу-Ханифы ан-Нумана (ум. 150 х.) – от Хаммада ибн Абу-Суляймана (ум. 120 х.) – от Ибрахима ибн Йазида ан-Нахи (ум. 95 х.) – от: Алькамы ибн Кайса (ум. 62 х.), Аль-Асвада ибн Йазида (ум. 75 х.), и Абу-Абдаррахмана Абдаллаха ибн Хубайба ас-Сулями (ум. 74 или 73 х.).
Алькама и аль-Асвад получили разрешение от Абдаллаха ибн Масуда (ум. 32 х.), пусть Аллах будет доволен им, тогда как ас-Сулями – от Саййидина Али да будет доволен им Аллах, ставший мучеником в Куфе в месяц рамадан в 40 г. х., и оба, ибн-Масуд и саййидина Али, взяли у Печати пророков и главного среди тех, лица которых излучают свет, господина первых и последних среди ангелов, джиннов и людей, включая пророков и посланников, который отправился к Всевышнему Творцу в последнее утро второго дня недели, 13-го числа в месяц раби аль-аууаль в 11 х., мир, благословения и милость Аллаха ему, и его превосходной и целомудренной семье, а также его чистым и богобоязненным сподвижникам. И, наконец, хвала Аллаху, Господу миров. (См.: «Макалят аль-Кяусари». Рияд: «Дар аль-ахнаф», 1414/1993, стр. 29-31)
Автор: Шейх Мухаммад Хишам аль-Каббани
Из книги: «Энциклопедия исламской доктрины», стр. 25-27