
Хадж определяется как посещение определенного места, будучи в заповедном состоянии (ихраме), в назначенные для него месяцы: шавваль, зулькада и первый десять дней зульхиджи.[1]
Является обязательным (фарз) совершить хадж один раз (в жизни), и как только человек способен на это, согласно более веской позиции.
Человек, для которого он обязателен[2], – это любой, кто является вольным, мусульманином, несет правовую ответственность[3] и способен в то время, когда люди его местности отправляются в хадж, покрыть[4] расходы на провизию и перевозку для самой поездки и другие издержки как туда, так и обратно поверх расходов на своих иждивенцев (до своего возвращения) и иных базовых потребностей[5].
Обязательные требования для его исполнения[6] – это крепкое и здоровое тело[7], недопущение всякой физической помехи в поездке (в Мекку), основанная на обоснованном предположении безопасность прохода и (для женщины) не быть в периоде идда и быть сопровожденной своим мужем или махрамом, который благонадежен, дееспособен и является взрослым.[8]
Как совершать ритуалы хаджа
Когда человек намеревается вступить в заповедное состояние (ихрам)[9] в одном из назначенных пределов (микатов)[10], например, в Рабиге[11], ему следует (исполнить следующие действия, поскольку они рекомендуются) совершить купание[12] или омовение, подстричь ногти (и усы), побрить (подмышки и область лобка), нанести хороший аромат (и масло) и надеть верхний и нижний предметы одежды, новые или постиранные.[13] Наиболее предпочтительными предметами одежды являются новые и белые. Далее он совершает два ракаата (являющиеся сунной)[14] и говорит:
«О, Аллах! Поистине, я желаю совершить хадж, сделай же его легким для меня и прими его от меня!»
Далее он проговаривает тальбию немедленно после молитвы, принимая намерение на один лишь хадж, если совершает ифрад. Если же он совершает киран, то намеревается и на хадж, и на умру и говорит:
«О, Аллах! Поистине, я желаю совершить хадж и умру, сделай же их легкими для меня и прими их от меня!»
Если же он совершает таматту, то он вступает лишь в заповедное состояние умры и говорит:
«О, Аллах! Поистине, я желаю совершить умру, сделай же ее легкой для меня и прими ее от меня!»
После этого ему следует произнести тальбию (в идеале трижды) – и тогда он вступит в заповедное состояние (ихрам). Тальбия означает сказать следующее:
«Вот я в Твоем распоряжении, о Аллах, в Твоем распоряжении! (В Твоем распоряжении!)[15] Нет у Тебя напарника. Вот я в Твоем распоряжении! Воистину, вся хвала, милость и власть – полностью Твои. Нет у Тебя напарника».
Ему не следует говорить менее этой формы тальбии,[16] но, если хочет добавить больше (как рекомендуется), он может сказать:
«В Твоем распоряжении! В послушании Тебе! Все благо – в Твоих руках».[17]
Соответственно, как только паломник произнес тальбию, сопровожденную намерением на хадж или умру, или и то, и другое, он вступил в заповедное состояние (ихрам).[18] Это состояние является условием действительности действий человека в паломничестве.
В это время паломник должен воздерживаться от следующего:[19]
1) полового акта и разговора о нем перед женщинами;
2) вульгарной речи;
3) споров;
4) актов ослушания;
5) убийства добычи на суше, в том числе указания на нее или сообщения о ее местонахождении охотнику;
6) ношения сшитой одежды;
7) покрытия головы (для мужчин)[20] или лица (как для мужчин, так и для женщин)[21];
8) нанесения любого вида благовоний (на тело или одежду);
9) сбривания или выдергивания волос.
При совершении чего-либо из указанного нужно заплатить соответствующий штраф (как приведено ниже в числе иных штрафов).
Ему[22] следует произносить много тальбии при изменении состояний, особенно в ранние утренние часы перед фаджром, повышенным голосом.[23]
По достижении Мекки ему рекомендуется совершить купание[24] и войти в дневное время с ворот Мааля, произнося тальбию, пока не дойдет до ворот Салям. Затем следует в состоянии смиренности войти в мечеть, произнося тальбию и далее такбир, тахлиль и благословения пророку ﷺ.
Мольба (дуа) принимается, когда человек увидит Облагороженный Дом (Каабу).[25] Следует затем повернуться к Черному камню, говоря такбир и тахлиль, поднять руки, как в молитве (ее начале), положить их на камень и поцеловать его, не причиняя никому вреда (ведь запрещено причинять вред братьям по вере).[26]
Далее следует совершить таваф вокруг Дома (Каабы), двигаясь направо (то есть Кааба находится слева), плача, в то время как (во всех семи обходах) верхний предмет одежды продет под правой подмышкой, а оба его конца прокинуты поверх левого плеча (идтиба). При совершении одного лишь хаджа (ифрад), следует принять намерение на таваф прибытия (кудум-таваф).[27] Таваф следует совершать за хатимом (полукруглым огражденным местом, то есть не пересекая его) в семь обходов. В первых трех обходах и только в них ему следует совершать рамль[28] – энергично идти короткими шагами, слегка потрясая плечами, словно солдат, шествующий меж рядами. Каждый раз, проходя мимо Черного камня, он приветствует его (подняв руки и произнося соответствующую мольбу, как описано выше). Этим (приветствием Черного камня) также следует завершить таваф.
Затем он совершает (необходимые) два ракаата молитвы[29] позади места Ибрахима (мир ему) или в любом месте мечети.[30]
Далее он проходит к горе Сафа (на которую поднимается)[31] и стоит, повернувшись к кибле (Каабе), произнося такбир, тахлиль и тальбию,[32] моля и поднимая руки к небу.[33] Потом он спускается и спокойно идет к горе Марва. Но по достижении середины долины ему следует поторопиться между двумя зелеными линиями, пока не пересечет их,[34] после чего он продолжает идти спокойным темпом, пока не достигнет горы Марва. Затем он взбирается на этот холм и совершает то же, что и на горе Сафа. Это составляет один обход. Далее он направляется обратно к Сафе и делает то же самое, завершая еще один обход. И так продолжается, пока он не завершит семь обходов, начав с Сафы и закончив Марвой (тем самым завершив сай).[35]
Затем паломник останавливается в Мекке, оставаясь в заповедном состоянии (ихраме) и пользуясь своим пребыванием посредством совершения как можно большего количества тавафов.[36]
Совершающему киран следует исполнить сначала умру, а затем сопровождающий ее сай. После этого он также совершает таваф прибытия[37], а затем сопровождающий его сай. Он тоже останавливается в Мекке, оставаясь в заповедном состоянии (ихраме), пока не завершит ритуалы хаджа, как будет описано далее.
Тому, кто совершает таматту и вошел в заповедное состояние (ихрам) у миката с намерением исполнения одной лишь умры, следует, вступив в Мекку, совершить свою умру[38] вместе с ее саем, затем побрить голову и полностью выйти из заповедного состояния.[39] Далее он снова вступает в заповедное состояние (будучи на Заповедной территории) 8-го зульхиджи, чтобы совершить хадж.[40]
В этот день после совершения фаджр-молитвы в Мекке ему следует подготовиться к отбытию в Мину (в идеале) после восхода. Рекомендуется остановиться рядом с мечетью у горы Хайф в Мине и пробыть там до восхода[41] 9-го зульхиджи.[42] Далее он уходит (в идеале после восхода) в Арафат, направляясь к мечети «Намира», и после проповеди совершает зухр-, а затем и аср-молитву с главой государства или его представителем. Он объединяет эти две молитвы, исполняя их в зухр-время с одним азаном и двумя икаматами. Ему не следует разделять эти две обязательные молитвы добровольными.[43] Если он упустит[44] коллектив с главным имамом, то в этом случае, согласно Абу Ханифе, он совершает аср-молитву в ее обычное время. Это связано с тем, что, согласно Абу Ханифе, и коллектив с главным имамом, и нахождение в заповедном состоянии являются условиями действительности раннего исполнения аср-молитвы и ее объединения с зухр-молитвой. Однако Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что даже паломник, молящийся в одиночку, может объединять эти две молитвы в зухр-время. Это является более явным по силе мнением.[45]
Далее он направляется к месту стояния в Арафате рядом с Горой Милости[46] (хотя восхождение на нее – не из сунны). Он совершает там (обязательный) ритуал стояния (вукуф)[47], повернувшись к кибле, восхваляя Аллаха, произнося такбир, тахлиль, тальбию, направляя благословения пророку ﷺ, подняв руки, настоятельно стараясь в своей мольбе до заката.
Затем паломник спокойно отбывает[48] в Муздалифу, где исполняет магриб- и иша-молитвы (в иша-время)[49] с одним азаном и одним икаматом.[50] Нельзя молиться по дороге (до достижения Муздалифы).[51] Паломник (после проведения там ночи) совершает фаджр, когда еще темно,[52] после чего исполняет (необходимый) ритуал стояния (вукуф)[53] у Заповедного места Муздалифы, восхваляя Аллаха, произнося такбир, тахлиль, тальбию, благословения пророку ﷺ и (подняв руки к небу) моля о желаемом.
При приближении восхода он отбывает в Мину. Бросает камни[54] лишь в столб Акаба из середины долины, кидая семь камешков[55] и говоря с каждым броском: «(Бисмилля́хи) Алла́ху акьбар». С первым броском он прекращает произносить тальбию (на весь оставшийся хадж).
Затем[56] он бреет голову или подстригает волосы, хотя бритье для мужчин лучше.[57] В этот момент он вышел из малого заповедного состояния, и ему становится дозволено все, кроме половых отношений (и интимных ласк).
После этого исполняющий ифрад, если пожелает, совершает жертвоприношение, а для исполняющего киран или таматту является необходимым (ваджиб) принести в жертву барашка и сделать это до бритья головы. При неспособности совершить жертвоприношение он должен три дня поститься с начала месяца до Дня жертвоприношения (10-го зульхиджи) и еще семь дней после хаджа, пусть даже и в Мекке. Если он не постится до 10-го, ему нужно принести в жертву барашка в качестве искупления.
Далее паломник направляется (в Мекку) на таваф посещения (зиярат-таваф),[58] являющийся вторым из двух столпов хаджа. Лучше исполнить его в день Праздника (10-го зульхиджи). Если он будет задержан настолько, что истекут три дня жертвоприношения (то есть он не будет исполнен до заката 12-го зульхиджи), нужно будет принести в жертву барашка в качестве искупления.[59] После этого ритуала паломник выходит из большого заповедного состояния, и половые отношения становятся дозволенными.[60]
Данный таваф действителен даже при совершении его в состоянии большой нечистоты, хотя (это грех и) требуется принести в жертву верблюда или корову в качестве искупления. При совершении в состоянии малой нечистоты (это тоже грех и) требуется принести в жертву барашка.
Затем человек возвращается в Мину.[61] После зенита (заваля)[62] 11-го числа он бросает камни в три джамрата: сначала – в тот, что непосредственно прилегает к мечети (Хайф), далее – в следующий за ним, и наконец – в джамрат Акаба.[63] Такой же ритуал исполняется 12-го числа.
В этот момент, если он хочет пораньше отправиться в Мекку, он может так поступить до заката. Если же он хочет остаться в Мине до заката, то ему неугодно уходить в Мекку, не бросив (еще раз) камни, хотя искупления за это не требуется.
Если он остается в Мине до наступления истинного рассвета 13-го числа, он должен совершить бросание камней, которое в этот день действительно даже (после истинного рассвета) до зенита (в отличие от бросания камней 11-го и 12-го).
Любое бросание камней в месте, за которым идет бросание камней в следующем месте, (в идеале) совершают пешком (а не верхом), чтобы человек мог (остановиться и встать, чтобы) вознести мольбу (дуа) после этого. В иных случаях человек совершает это (в идеале) верхом, чтобы он мог уйти после этого, не совершая мольбы (не останавливаясь для этого, а вознося мольбу во время ухода).
Далее, при приближении к Мекке, ему рекомендуется (мустахаб)[64] ненадолго остановиться в Мухассабе (месте у окраины Мекки по дороге в Мину). Затем он входит в Мекку и исполняет прощальный таваф[65] (садр-таваф или вида-таваф), являющийся необходимым (ваджиб)[66] для всех паломников, за исключением тех, что проживают в Мекке. Он совершает два ракаата тавафа и потом идет к месту Замзама и пьет его воды, для чего рекомендуется (встать и) повернуться к кибле, пить много и неоднократно дышать в сосуд во время питья. С каждым глотком он поднимает свой взгляд на (Священный) Дом. Затем он льет часть ее на свое тело и обтирает ею все тело. Ему следует извлекать замзам самостоятельно, если он способен на это, а во время его питья следует молить (о желаемом).
Затем он проходит к двери Каабы и целует ее порог (из почтения), после чего человек цепляется за мультазам, находящийся между Черным камнем и дверью. Ему следует положить на него свое лицо[67] и в течение некоторого времени всем сердцем просить Всевышнего Аллаха, моля о желаемом в отношении этой жизни и того света. Далее он говорит:
«О, Аллах! Это Твой Дом, который Ты благословил и сделал источником наставления для человечества. О, Аллах! Как ты наставил меня к нему, прими (мои поступки) от меня, и пусть это не станет моим последним посещением Твоего Дома. Благослови меня возвращением к нему, чтобы Ты был доволен мною по Своей бесконечной милости, о Милостивейший из милостивых!»
Когда паломник намеревается вернуться к своей семье, ему (в идеале) следует отбыть после своего прощального тавафа. Он должен уходить, идя спиной, в то время как его лицо обращено к (Священному) Дому, с плачем и полным сожалением, пока он не покинет мечеть. Ему следует отбыть из Мекки через ворота рода Шейба.
Во всех ритуалах хаджа и умры женщина[68] совершает то же самое, что и мужчина, за исключением следующего:
– она оставляет свою голову покрытой (ведь иное не дозволено для нее);
– ей (при надевании лицевого покрывала) следует закрепить что-нибудь на голове, чтобы лицевое покрывало находилось на некотором расстоянии от лица (во избежание непосредственного контакта с кожей);
– она не повышает голоса при произнесении тальбии;[69]
– она не исполняет рамль;
– она не мчится (между двумя зелеными линиями) при исполнении сая;
– она не бреет свою голову, а подстригает волосы;
– ей разрешается носить сшитые предметы одежды;[70]
– ей не следует идти в толпе мужчин во время приветствия Черного камня (или в любом ином месте во время паломничества, если это возможно).
Это завершает ритуалы хаджа. Затем паломник отбывает из Мекки.
Посещение пророка ﷺ – выделенная сунна до или после хаджа.[71]
Мекка считается лучше (Медины), за исключением земли, которая почтена благословенным телом посланника ﷺ.[72]
Умра (малое паломничество)
Умра является (выделенной) сунной и действительна в любое время года,[73] но совершенно неугодна в пять дней: День Арафата, Праздник жертвоприношения и три ташрик-дня (то есть с 9-го по 13-е зульхиджи включительно).[74]
Человек вступает в заповедное состояние (ихрам)[75] вне Заповедной территории. После вступления в Мекку паломник совершает таваф вокруг (Священного) Дома в семь обходов, далее исполняет два ракаата тавафа, после чего следует сай из семи обходов между Сафой и Марвой. Затем он бреет свою голову или подстригает волосы, посредством чего выходит из заповедного состояния.
Важное замечание
Лучший день – День Арафата, если он приходится на пятницу,[76] что лучше 70 хаджей без пятницы, как о том сообщается в достоверном повествовании от пророка ﷺ.[77]
Искупление (фидья) и нарушения (джинаят)
Нарушения заповедного состояния и ритуалов
Принесение в жертву барашка является необходимым (ваджиб) в качестве искупления[78] за любое из следующих нарушений[79] паломника:[80]
– нанесение благовоний на всю часть тела;[81]
– нанесение масла[82] на всю часть тела;
– ношение (мужчиной) сшитого предмета одежды[83], как минимум, в течение всего дня (или всей ночи);[84]
– укрытие (мужчиной) головы (четверти или более того) в течение, как минимум, всего дня (или всей ночи);[85]
– бритье[86] четверти или более головы (или бороды);
– бритье одной или двух подмышек;
– бритье лобковой области;
– подстригание всех ногтей (обеих рук и обеих ног) в одном сидении[87] или (всех пяти) ногтей одной ноги или одной руки;
– пропуск сая;
– пропуск всех бросаний камней или бросания камней одного дня;
– задержка бритья (или стрижки) сверх положенного для этого времени;
– задержка тавафа посещения, второго столпа хаджа, сверх положенного для него времени;[88]
– задержка стояния в Арафате сверх дня и в результате совершение его ночью (то есть оно будет все еще действительным до фаджра 10-го числа, но необходимый элемент исполнения его между зухром и магрибом окажется упущен).
Если паломник нанесет благовония, наденет сшитый предмет одежды или побреет (или пострижет) волосы по уважительной причине, то он может выбрать между принесением в жертву барашка, пожертвованием трех саа (13,2 кг) пшеницы (или ее эквивалентной денежной стоимости) шести беднякам и трехдневным постом.[89]
Любое из следующих нарушений, совершенных паломником, требует пожертвования половины саа (2,2 кг) пшеницы (или ее эквивалентной денежной стоимости):
– нанесение благовония менее чем на всю часть тела;
– покрытие (мужчиной) головы менее чем на весь день (или ночь);
– ношение (мужчиной) сшитого предмета одежды в течение менее всего дня (или ночи);
– бритье менее чем четверти головы (или бороды);
– бритье чужой головы (или подстригание волос или ногтей другого человека);
– совершение тавафа прибытия или прощального тавафа в состоянии малой нечистоты.
Эквивалентное пожертвование также требуется:
– за каждый обход, пропущенный в прощальном тавафе, вплоть до трех обходов (если пропущено четыре или более, приносится в жертву барашек);
– за каждый ноготь, состриженный из пяти отдельных ногтей (то есть не принадлежащих одной части тела);[90]
– за каждый пропущенный камешек, если пропущено менее чем бросание камней всего дня, (но в случае с этим и предыдущим нарушением) если только требуемое количество не достигнет эквивалентной стоимости принесения в жертву барашка – в этом случае он может немножко уменьшить требуемую сумму на сколько пожелает. А Аллах знает лучше.
Нарушения охоты
Если паломник (совершит одно из следующий нарушений):
– убьет добычу на суше,
– укажет на добычу на суше или сообщит о ее местонахождении охотнику,
– отрежет ноги или крылья животного так, что оно не сбежит или не улетит,
– или выщиплет перья птицы так, что она не улетит,
то ему нужно будет совершить искупление, основанное на стоимости животного в соответствии с оценкой двух порядочных человек этой местности, в которой было убито животное, или ближайшей местности.
(Далее у него есть выбор между следующими действиями:)
– он может купить жертвенное животное этой стоимости[91]
– или купить еду этой стоимости, которую он должен пожертвовать, по половине саа (2,2 кг) каждому бедняку,[92]
– или (основываясь на этой стоимости) поститься по одному дню за эквивалентную еду на каждого неимущего.
Если (в случае двух последних вариантов) остается количество еды менее того, что дается одному человеку, то можно пожертвовать это количество еды или же поститься один день вместо этого.
Если паломник вырвет часть волосяного покрова животного, он должен заплатить за получившуюся дефектность в стоимости животного. Если подоит животное, то платит эквивалентную стоимость молока. Если разбивает яйцо, то платит стоимость яйца. Если у животного, которому он нанес вред или которое убил, выйдет мертвый птенец, нужно заплатить стоимость птенца.
Если двое или более паломников участвуют в убийстве добычи, штраф умножается на количество вовлеченных паломников.
Паломник, убивший добычу, платит стоимость того, что он съест от нее, вдобавок к штрафу за ее убийство, в отличие от паломника, который не убивает ее.[93]
Если человек, не являющийся паломником, убивает добычу на Заповедной территории, он должен заплатить эквивалент одного штрафа, но у него нет варианта с постом.
Нельзя направлять своих овец на выпас на траву Заповедной территории.
Если человек срезает влажную траву, дерево или растение, что естественным образом растет из земли, он должен выплатить эквивалентную стоимость этого, за исключением растения изхир[94]. А за срез дерева или растения, посаженного людьми, он платить не обязан.
Нет штрафа[95] за убийство ворона, сокола, скорпиона, змеи, мыши, дикой собаки, комара, муравья и блохи.[96]
Если человек убьет одну вошь (со своего тела) или одну саранчу, ему следует сделать пожертвование, но для него он может выбрать любую сумму.[97]
По всем нарушениям можно совершать жертвоприношение в любой день, за исключением жертвоприношений кирана и таматту, которые нужно исполнить в один из дней жертвоприношения (то есть 10-го, 11-го или 12-го зульхиджи). При этом все жертвоприношения, связанные с хаджем (и умрой), должны быть совершены на Заповедной территории, в отличие от жертвоприношений, не связанных с паломничеством.
Для жертвоприношений, связанных с хаджем, а также удхии, не будет достаточным никакое иное животное, кроме сани́ верблюда или коровы, или козы. Сани́ верблюда – минимум пятилетнего возраста, коровы – двухлетнего, козы – однолетнего.
При жертвоприношении барашка достаточно и более молодого, то есть более шестимесячного возраста.
У жертвенного животного не должно быть дефектов.
При добровольных жертвоприношениях, а также связанных с кираном или таматту, мясо животного может кушать и богатый человек или тот, кто совершал жертвоприношение.
Одного верблюда можно принести в жертву за семерых людей с условием, что каждый из них намеревается при этом исполнить богослужение. А Аллах знает лучше.
Пояснения
[1] Нельзя совершить хадж до 9-го зульхиджи, но определенные ритуалы можно исполнить и ранее в указанные месяцы, например, необходимый сай, соединенный с тавафом прибытия. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:150; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:49–50)
[2] То есть если он не отвечает всем перечисленным в данном абзаце условиям, то хадж для него совершенно не обязателен: ни самостоятельное его исполнение, ни оплата за другого человека, чтобы тот исполнил хадж за него, ни указание об этом в завещании (в отличие от требований, перечисленных в следующем абзаце). (Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:5)
[3] То есть взрослый и дееспособный (вменяемый), поскольку в ином случае он не несет правовую ответственность. (Абидин. Хадия, 198; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:4; Зейляи. Табьин хакаик, 1:252)
[4] «Покрытие» в данном случае подразумевает личную собственность над имуществом. Поэтому хадж не обязателен ни для того, кто берет в долг нужную сумму для провизии и перевозки, ни для того, кому эти расходы оплачиваются другим человеком. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:142)
[5] Как и в случае с закятом, сюда входит свое жилье, мебель, оборудование для своей профессии и т. д. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:407; Абидин. Хадия, 221; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:143)
[6] То есть если одно из требований данного абзаца не исполнено, то человек не будет обязан совершить хадж лично, но ему нужно будет заплатить за другого человека, чтобы тот исполнил хадж за него, или оставить такое указание в завещании. То же самое касается и женщин. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:142; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:4–6)
[7] Такое, что не имеет болезни и состояния, препятствующего способности человека совершить поездку, например, паралича или слепоты. То же правило применимо к ошибочно заключенному в тюрьму. (Абидин. Хадия, 221; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:142; Зейляи. Табьин хакаик, 2:3)
[8] Если поездка в хадж влечет за собой перемещение на правовое расстояние, из-за которого сокращаются молитвы (оно составляет около 77 км), то женщина должна сопровождаться либо мужем, либо махрамом, то есть человеком, за которого она не может выйти замуж либо из-за кровного родства, либо вследствие вскармливания, либо из-за брака (например, свекром, с которым она может поехать, если нет опасения впасть в грех). В любом случае ее сопровождающий должен быть благонадежным, дееспособным (вменяемым), взрослым или хотя бы подростком и не являться открытым грешником (фасиком), поскольку в противном случае он не будет благонадежен в ее защите. Это требование применимо даже к пожилым женщинам. Кроме того, она должна быть способна покрыть расходы на провизию как для себя, так и для сопровождающего махрама, но не мужа, если это он берет ее. Для нее совершенно неугодно ехать в хадж и исполнять его без мужа или подходящего махрама, хотя сам хадж при этом будет действителен. (Абидин. Хадия, 221; Маусили. Ихтияр, 2:202; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:145–146; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:5–6)
[9] Обязательных (фарз) составляющих хаджа – три, и они не будут действительны, если не будут исполнены в следующей последовательности:
1) Вступление в заповедное состояние (ихрам). Сюда входит (а) принятие намерения и немедленно после этого, без вовлечения в постороннее занятие, (б) произнесение тальбии или любого иного зикра вместо нее. Впрочем, произнесение не тальбии, а иного зикра является несколько неугодным, поскольку тем самым не исполняется сунна. В любом случае условие заключается в том, чтобы зикр был произнесен языком, а не просто лишь подразумевался сердцем. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:158–159)
2) Стояние (вукуф) в Арафате. Под «стоянием» здесь подразумевается присутствие хотя бы в течение момента между зенитом (завалем) 9-го зульхиджи (Дня Арафата) и фаджром 10-го (Дня жертвоприношения) не включительно. Этот столп не будет действителен, если паломник совершит ранее половой акт (после вступления в ихрам).
3) Бо́льшая часть тавафа посещения (зиярат-тавафа), то есть четыре из семи обходов, сопровождаемого намерением на него. Что касается соблюдения обязанности (фарз), то этот таваф может быть исполнен в любое время после стояния в Арафате до конца своей жизни.
Главных необходимых (ваджиб) элементов хаджа – пять:
1) Стояние (вукуф) в Муздалифе, то есть присутствие хотя бы в течение момента после наступления фаджра 10-го зульхиджи.
2) Сай (семь обходов) между горами Сафа и Марва (хотя, согласно другим трем мазхабам, это обязательно, то есть фарз (Хаскафи. Дурр Мухтар, 2:148)). Этот ритуал должен быть совмещен с надлежащим тавафом, совершенным до этого.
3) Бросание камней в Мине.
4) Бритье головы или стрижка ее волос. Данный ритуал должен быть исполнен в пределах Заповедной территории Харам, даже если это производится не в Мине.
5) Прощальный таваф, за исключением женщин в состоянии месячных и жителей Мекки (для которых он не является необходимым, а значит, за его пропуск не требуется искупительной жертвы).
Следующие действия также являются необходимыми (ваджиб):
– вступление в заповедное состояние (ихрам) до пересечения назначенных пределов;
– остаться для обязательного стояния в Арафате до магриба и хотя бы на момент после него;
– начинать каждый таваф с Черного камня;
– при тавафе Кааба должна находится слева;
– совершение тавафа за хатимом (полукруглым огражденным местом);
– пройти таваф пешком, если нет уважительной причины на иное;
– быть в состоянии ритуальной чистоты и укрывать аурат в течение всего тавафа;
– завершение каждого тавафа двухракаатной молитвой;
– начинать сай с Сафы;
– совершать сай после надлежащего тавафа (как минимум, в четыре обхода);
– пройти сай пешком, если нет уважительной причины на иное;
– отложить магриб и соединить его с иша-молитвой в Муздалифе;
– жертвоприношение (барашка) для того, кто совершает киран- или таматту-хадж, и совершение этого после бросания камней, но до бритья головы (или подстригания волос), в то время как исполняющему ифрад не нужно приносить жертву, но он должен побрить голову после бросания камней;
– исполнение тавафа посещения (зиярат-тавафа) в один из трех дней жертвоприношения, то есть 10-го, 11-го или до магриба 12-го;
– последние три из семи обходов этого тавафа;
– бритье головы (или стрижка волос) в один из указанных выше дней и в пределах Заповедной территории (территории Харам);
– избегание всех штрафов, приводящих к жертвоприношению барашка.
Все иные действия хаджа являются либо выделенными суннами, либо этикетом. (Абидин. Хадия, 222–225; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:147–150)
[10] Микаты – это границы вокруг Заповедной территории (Харам), которые паломник, намеревающийся вступить в Мекку (Заповедную территорию), пусть даже по делам, не может пересечь, не будучи в заповедном состоянии (ихраме). Эти пределы – следующие:
– Зат-Ирк – для жителей Ирака;
– Джухфа – для жителей Леванта;
– Зульхулейфа – для жителей Медины;
– Карн – для жителей Неджда;
– Ялямлям – для жителей Йемена.
Каждый предел предназначен для жителей определенной области, а также тех, кто вступает на Заповедную территорию с той местности, даже если сам он не из той области.
Но если он не намеревается вступить сначала в Мекку (Заповедную территорию), а направляется куда-то еще между назначенными пределами и Заповедной территорией, например, в Джидду (скажем, по делам своего бизнеса), то он может пересечь назначенные пределы и без заповедного состояния (ихрама). Если после этого он совершает хадж или умру, он может вступить в заповедное состояние с того места (например, Джидды) и затем вступить на Заповедную территорию без надобности в возвращении за назначенные пределы. (Маусили. Мухтар, 1:202–203; Абидин. Хадия, 227; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:152–155; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:6–7)
[11] Долина почти прямо перед Джухфой, слева, если смотреть в сторону Мекки. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:413)
[12] Здесь целью гусля (купания) является общая чистота, а не ритуальное очищение. Поэтому купание рекомендуется даже женщине во время месячных или послеродового кровотечения. (Зейляи. Табьин хакаик, 2:8)
[13] Один предмет одежды – для укрытия низа (изар), другой – для укрытия верха (рида). Нужно убедиться, что изар укрывает аурат, от верха пупка до низа колен. Ему следует сложить изар сверху талии для его закрепления, но в идеале без использования нити и завязывания узла, поскольку это является неугодным как для верхнего, так и для нижнего предмета одежды. Поверх изара он может установить пояс с сумкой для хранения личных вещей. Верхний предмет одежды должен укрывать оба плеча. Наконец, он может надеть также кольцо. (Абидин. Хадия, 230; Насафи. Канз дакаик, 2:8; Зейляи. Табьин хакаик, 2:14; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:157) Основываясь на дозволенности ношения кольца, похоже, что он может носить также наручные часы (Итр. Хадж ва умра, 57) и очки.
[14] Если только это не время, неугодное для молитв. Кроме того, как и в случае с двумя ракаатами приветствия мечети, совершение вместо этого одной из пяти предписанных молитв исполняет сунну, согласно некоторым теологам. Наконец, после молитвы, но до вступления в заповедное состояние (ихрам), следует попросить у Всевышнего Аллаха прощение и искренне раскаяться во всех своих грехах. (Абидин. Хадия, 231; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:157–158; Зейляи. Табьин хакаик, 2:9)
[15] Некоторые ханафитские тексты, в том числе «Канз дакаик» Насафи и «Хидая» Маргинани, приводят эту третью фразу «ляббайк» («В Твоем распоряжении!») для дополнительного усиления. Перед ней делают небольшую паузу. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:159) Об этом также говорится в книгах «Мухтар» Маусили (1:205) и «Хадия» Абидина (229).
[16] Поскольку это несколько неугодно. Кроме того, произнесение ее мужчинами повышенным голосом, согласно некоторым, рекомендуется, а, согласно другим, является выделенной сунной. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:159–160, 165)
[17] Приведенные выше мольбы, а также мольбы для всего хаджа см. в Приложении, стр. 200, в книге «Восхождение к блаженству».
[18] Как человек не может начать молитву без открывающей тахримы, так же он не может и начать хадж без вступления в состояние ихрама. Как тахрима состоит из намерения сердцем на молитву, сопровожденного формой зикра («Алла́ху акьбар»), произнесенной языком, так и ихрам состоит из намерения сердцем на хадж, сопровожденного формой зикра (тальбией), произнесенной языком. Наконец, как для соблюдения тахримы для молитвы недостаточно одного лишь намерения сердцем, так же и одного намерения на хадж недостаточно для соблюдения ихрама хаджа; в каждом случае намерение должно сопровождаться соответствующим зикром. Поэтому, как только человек примет намерение (на хадж, умру или и то, и другое) и произнесет тальбию, он вступил в заповедное состояние. (Абидин. Хадия, 229) Тальбию можно произносить на любом языке, и это верно даже в отношении того, кто способен проговорить ее на арабском, но лучше сделать это на арабском. Является действительным произнесение иного зикра вместо нее при вступлении в ихрам, хотя сама форма тальбии является сунной. Какой бы зикр ни произносился, сделать это один раз является обязательным (фарз) для вступления в ихрам, а дальнейшее повторение – сунна. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:158–159)
[19] Подробнее см. далее раздел о нарушениях.
[20] Паломнику мужского пола следует оставлять непокрытой верхнюю выпирающую клиновидную кость каждой стопы и потому следует надевать соответствующую обувь. (Маусили. Ихтияр, 1:206; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:163; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:12)
[21] Что касается покрытия как лица, так и головы, запрещается непосредственный кожный контакт. То есть укрываться под тенью зонта можно. Для женщин запрет касается лишь лица. Впрочем, как указывается многими ханафитскими теологами, женщина может повесить ткань или лицевое покрывало на выпирающем каркасе (или в нынешние времена на козырьке от солнца), чтобы укрыть лицо без непосредственного кожного контакта. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:164; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:14)
[22] В арабском оригинале автор переключается с третьего лица на второе и напрямую обращается к читателю.
[23] То есть когда человек меняет состояния, например, после молитвы, при восхождении на уклон или схождении с него, при встрече с другой группой паломников, при вхождении в транспортное средство или схождения с него или же проснувшись ото сна. В идеале следует повторять ее, как минимум, три раза подряд. Не следует прерывать ее речью. Ему разрешается ответить на приветствие другого человека, но при этом для другого человека является неугодным прерывание тальбии своим приветствием. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 688–689; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:164; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:14) Мужчине следует произносить тальбию повышенным голосом, но в пределах своих возможностей, чтобы не навредить себе излишеством. Ему не следует проговаривать ее тихо, поскольку это означает оставление выделенной сунны, хотя, как и в случае с пропуском любой сунны, искупления за это нет (но, если войдет в привычку, это будет грехом). При нахождении в группе никакие два человека не должны произносить свою тальбию вместе. Каждый должен читать ее по отдельности. В целом, человек произносит тальбию в Заповедной мечети Мекки, Мине и Арафате, но не во время тавафа и сая. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:164–165; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:14)
[24] Это рекомендуется даже для женщин во время месячных или послеродового кровотечения, поскольку целью данного купания является общая чистота, а не ритуальное очищение. (Хаскафи. Дурр мухтар, 2:165; Зейляи. Табьин хакаик, 2:14)
[25] Но, увидев Каабу, не следует поднимать руки, даже при мольбе. Согласно сообщению имама Тахави, все три имама ханафитского мазхаба (Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад) считали это неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:165)
[26] Если в том месте слишком много людей, то после поднятия рук как в молитве, человек вместо указанных выше действий направляет издалека внутреннюю часть ладоней обеих рук в сторону Черного камня. Он делает это, словно бы кладет руки на него, в то время как тыльная сторона ладоней находится на уровне его ушей и обращена в сторону его лица, произнося при этом такбир, тахлиль, тахмид и благословения пророку ﷺ. Далее он целует свои руки. Это составляет приветствие Черного камня, являющееся выделенной сунной и исполняемое в тавафе всего восемь раз – в самом начале тавафа и по окончании каждого из семи обходов. При этом первое и последнее из приветствий являются самыми выделенными из восьми. (Абидин. Хадия, 237; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:166, 169) Если после этого человек совершает сай, то рекомендуется вернуться на девятое приветствие Черного камня по исполнении двух необходимых ракаатов после тавафа. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:170)
[27] Это является выделенной сунной лишь для того, кто не проживает в Мекке. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:166; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:19)
[28] Если перед началом тавафа слишком людно, он делает паузу, пока не найдет прохода – после этого и принимает быстрый темп рамля. Если же слишком людно во время тавафа, то он идет как обычно, пока не сможет продолжить держать быстрый темп рамля. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 692; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:169; Зейляи. Табьин хакаик, 2:18) И идтиба, и рамль – выделенные сунны для любого тавафа, за которым следует сай. Сюда входят таваф прибытия, таваф умры, а также таваф посещения для того, кто не совершил сай заранее. В иных случаях за тавафом сай не исполняется, а идтиба и рамль не соблюдаются. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:167, 169)
[29] После тавафа он снова покрывает свое правое плечо, поскольку, в целом, моление с непокрытыми плечами неугодно, и поскольку в сае нет идтибы. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:167) Сунной является немедленное совершение молитвы после тавафа, без задержки, если только это не время, когда совершение молитв неугодно. В случае же такого времени он должен задержать молитву до окончания этого промежутка, хотя сам таваф в это время действителен. (К этим периодам относятся восход, зенит, закат, весь временной промежуток фаджр-молитвы, а также время после исполнения аср-молитвы) Если человек после этого совершает сай, рекомендуется (мустахаб) вернуться и поприветствовать Черный камень еще раз (девятый по счету) до отправления к горе Сафа. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:170; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:19)
[30] Здесь можно отметить, что Ибн Абидин приводил некоторые тексты по ханафитскому праву, согласно которым при молении в присутствии Каабы прохождение перед молящимся дозволено. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:172)
[31] Восхождение как на Сафу, так и на Марву – выделенная сунна сая. Всего за семь обходов его совершают восемь раз, начиная с Сафы и заканчивая Марвой. Но восходить нужно лишь примерно настолько, чтобы видеть Каабу (хотя в нынешние времена из-за построек увидеть Каабу с Марвы не получится). Полное восхождение до стены и прикосновение с ней – это порицаемое нововведение (бидгат), не являющееся путем Ахлюс-сунна-валь-джамаат. Наконец, согласно нашему мазхабу, в сае идтибы нет. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:171)
[32] Он делает это повышенным голосом и далее направляет благословения пророку ﷺ и совершает мольбу (дуа) к Аллаху о своих нуждах. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:171; Насафи. Канз дакаик, 2:19)
[33] То есть он поднимает руки до уровня плеч, а обе его ладони направлены к небу. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 692; Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:171)
[34] Это выделенная сунна для каждого обхода сая. Если он не может этого сделать из-за толпы, то он ждет, пока не найдет проход, или же, если вынужден двигаться медленно, хотя бы имитирует быстрый темп своими движениями. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 692; Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:171)
[35] В тексте имеется предложение, которое не было переведено выше: «Это сунна для паломника, приходящего из-за пределов Мекки». В арабском печатном издании, а также в рукописи это, похоже, относится к саю. Однако сай является не сунной, а необходимым (ваджиб) элементом. Поэтому утверждение в арабском тексте выглядит ошибкой – возможно, при копировании были пропущены некоторые слова, поскольку это явно не является мнением самого автора. Он приводит похожее предложение в «Мараки фалях» (2:415) и «Имдад Фаттах» (692) после описания тавафа прибытия до разъяснения сая и явно утверждает: «Это таваф прибытия. Он – сунна для паломника, приходящего из-за пределов Мекки», – и это надежная позиция мазхаба, что подтверждается в книгах «Хадия» Маргинани (236), «Дурр мухтар» Хаскафи, «Радд Мухтар» Ибн Абидина (2:166) и др. В общем, таваф прибытия – выделенная сунна для того, кто прибывает из-за пределов Мекки, а сай необходим (ваджиб) для всех паломников.
[36] Это добровольные тавафы. Для паломника, прибывающего из-за пределов Мекки, они считаются более полезными, чем добровольные молитвы. Поскольку сай уже был исполнен с ранее совершенным тавафом, необходимый (ваджиб) элемент уже соблюден. Поэтому ни с одним из этих добровольных тавафов сай не совершается, ведь сай нельзя исполнять в добровольном порядке. И поскольку саев после этих тавафов не совершают, то во время них не соблюдают ни рамль, ни ибтиду. Понятно, что после каждого тавафа, даже если он доброволен, необходимо совершить два ракаата молитвы. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:172; Зейляи. Табьин хакаик, 2:22)
[37] То есть ему рекомендуется совершить таваф прибытия. Если он будет исполнять его, он совершает в нем рамль (поскольку за этим тавафом следует сопутствующий сай), даже если он уже совершал его в тавафе умры. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:166, 192)
[38] Начиная таваф (приветствием Черного камня), он перестает произносить тальбию, поскольку полностью выйдет из заповедного состояния (ихрама) перед тем, как заново вступить в него для хаджа. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 698; Насафи. Канз дакаик, 2:45)
[39] В результате все, включая половой акт, станет ему дозволенным, пока он не вступит заново в заповедное состояние для хаджа. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 698)
[40] Но он не совершает таваф прибытия, то есть это не является для него сунной, поскольку на него распространяется то же правило, что и для проживающего в Мекке. Поэтому он вступает в заповедное состояние для хаджа тоже в Мекке. Соответственно, он совершает сунны рамля и идтибы в тавафе посещения и исполняет после него необходимый (ваджиб) сай, ведь это первый таваф его хаджа. Или же он может совершить эти действия (рамль, идтибу и сай) с добровольным тавафом после того, как заново вступит в заповедное состояние для хаджа, и до того, как отправится в Мину. Это тоже действительно. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:196; Зейляи. Табьин хакаик, 2:46)
[41] То есть выделенной сунной является ночевка в Мине, а значит, и совершение там зухр-, аср-, магриб-, иша- и фаджр-молитв. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:172–173) Поскольку это не является необходимым, неисполнение этого не влечет за собой искупления, хотя и является неправильным поступком (иса́а). Если человек рано покинет Мину или даже проведет ночь в Мекке и оттуда напрямую направится в Арафат, это будет тем не менее действительным. (Зейляи. Табьин хакаик, 2:22–23) То же правило верно и для сунны ночевок после дня 10-го и после дня 11-го числа в Мине.
[42] Во время данных ритуалов ему не следует прекращать произносить тальбию в различных состояниях, кроме времени исполнения тавафа и сая, вплоть до первого бросания камней, как указано ниже. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:415; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 692)
[43] Даже двумя ракаатами выделенной сунны зухра, согласно веской позиции. Поэтому совершение этого является неугодным. Если же это свершилось, нужно повторить азан, как и в случае с любой ненужной задержкой по какой бы то ни было причине, поскольку сунной является исполнение асра немедленно после зухра. Если же сам имам задержит по какой-то причине аср, исполнение двух ракаатов сунны зухра в это время не будет неугодным. Стоит отметить, что после асра тоже не совершают добровольных молитв. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:415–416; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:173–174)
[44] То есть, если он полностью упустит коллектив на зухр или коллектив на аср, поскольку объединение обеих молитв в зухр-время действительно, лишь если он застанет любую часть каждого коллектива. (Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:24)
[45] Как отмечает Ибн Абидин, здесь, вероятно, имеется в виду (имам Хаскафи использует тот же термин в «Дурр Мухтар»), что это более явное мнение по силе доказательства, поскольку веской и надежной позицией ханафитского мазхаба является мнение имама Абу Ханифы. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:174; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:24; Касани. Бадаи санаи, 2:351)
[46] То есть в том случае, если это возможно. Если же нет, то человек останавливается в любом месте Арафата, особенно учитывая большое скопление людей в нынешние дни.
[47] Несмотря на термин «стояние», этот ритуал можно исполнить сидя или в любой иной позе, поскольку под «стоянием» подразумевается лишь присутствие. Поэтому, если паломник просто находится в Арафате хотя бы в течение момента в рамках действительного для этого ритуала промежутка времени (от зенита 9-го зульхиджи до наступления фаджра 10-го зульхиджи, Дня жертвоприношения), то он тем самым исполнил обязанность. Это верно, даже если он просто прошел сквозь Арафат, будучи во сне или без сознания, совершенно не зная, что это Арафат, или даже пребывая в состоянии большой нечистоты. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:175)
[48] Необходимо (ваджиб) отбыть после заката и после отбытия главного имама. Если человек уйдет заранее, ему необходимо принести в жертву барашка в качестве искупления, если только он не вернется в Арафат до заката и отбудет позже (в таком случае он освобождается от искупления). Если сам имам задержит свое отбывание и останется в Арафате после заката, то паломник может уйти, поскольку имам тем самым не последовал сунне. Наконец, в целом, нет вреда в том, чтобы паломник подождал немного времени в Арафате после заката и после отбывания имама, будь то по причине многолюдности или др. Но задерживать отбытие (после ухода имама) в течение длительного времени без уважительной причины считается неправильным поступком (иса́а). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:176; Зейляи. Табьин хакаик, 2:27)
[49] То есть даже в случае совершения молитвы в одиночку, хотя моление в коллективе является выделенной сунной. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:176)
[50] Между этими двумя обязательными молитвами он не совершает добровольных молитв, даже выделенную сунну магриба. Если он все же сделает это, икамат на иша-молитву повторяют, как и в случае, если он займется чем-то посторонним между молитвами. Выделенные сунны магриба и иши, а затем и витр, следует исполнить после иша-молитвы. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:176)
[51] Если он сделает это в Арафате или по дороге в Муздалифу, это будет грехом из-за упущения необходимого (ваджиб) элемента задержки магриба до иша-времени и совершения обеих этих молитв в Муздалифе. Поэтому ему нужно будет повторить магриб по прибытии туда, кроме случая, когда он не сделает этого до фаджра (в этом случае магриб, исполненный до прибытия, будет считаться действительным). Если же по какой-то причине паломник не отправится в Муздалифу, а поедет напрямую в Мекку, то он совершает магриб вовремя, где бы он ни был. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:177; Зейляи. Табьин хакаик, 2:28)
[52] Если обычно сунной является задержка фаджра до появления некоторого света, то здесь следует исполнить его сразу по наступлении времени для него. Совершение фаджра в его раннюю темноту является сунной лишь в этот день, чтобы дать паломнику больше времени на исполнение необходимого (ваджиб) ритуала стояния в Муздалифе, время которого – от истинного рассвета до восхода. Проведение там предшествующей ночи до фаджра является выделенной сунной. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:178; Зейляи. Табьин хакаик, 2:29)
[53] Имеется в виду присутствие хотя бы в течение момента в любое время от истинного рассвета до восхода. Как и в случае со стоянием в Арафате, этот элемент считается исполненным, если человек присутствует там, даже просто проходя через Муздалифу или находясь без сознания. Оставаться в Муздалифе вплоть до приближения восхода является выделенной сунной. Если человек вообще не исполняет стояния в Муздалифе по уважительной причине, например, болезни, чрезвычайной слабости или (в случае женщин) опасения большой многолюдности, то искупления за это нет. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:178–179)
[54] В этот день (10-го зульхиджи, Праздник жертвоприношения) действительное время для бросания камней начинается после истинного рассвета и заканчивается на истинном рассвете следующего дня:
– рекомендуется исполнять его между восходом и зенитом;
– вплоть до заката это дозволено и не является неугодным;
– действительным, но уже неугодным является время до истинного рассвета 11-го зульхиджи.
Если его делают еще позже этого, то паломник должен принести в жертву барашка в качестве искупления за задержку сверх действительного времени. (Абидин. Хадия, 246; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:181)
[55] Рекомендуется собрать в Муздалифе 7 или, согласно некоторым теологам, 49 камешков. Но дозволенным является их сбор в любом месте. Согласно рекомендуемому, каждый из них должен быть размером примерно с боб или турецкий горох. Бросание камней большего размера действительно, но является неугодным. Сбор камней у самого места бросания камней является несколько неугодным.
Каждый камешек следует кидать отдельно. Если человек бросит все семь камешков одновременно, это засчитается лишь за один бросок, и нужно будет совершить еще шесть. Является сунной, хотя и не условием, бросить семь камешков один за другим без перерывов. Бросание их с перерывами является неугодным. В идеале человек бросает камешки кончиками пальцев, а именно: указательным и большим пальцами правой руки. Бросание камешков с силой неугодно, но действительно. Впрочем, если человек просто положит камень без бросания и кидания, это недействительно. (Абидин. Хадия, 245–246; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:179–181; Шурунбулали. Мараки фалях, 2:417)
[56] В обеих более крупных работах автора, «Мараки фалях» (2:417) и «Имдад Фаттах» (693), это утверждение приводится после следующего утверждения о жертвоприношении, что отражает верный порядок жертвоприношения до бритья. Исполняющему ифрад жертвоприношение рекомендуется, а для исполняющих киран и таматту оно необходимо (ваджиб). (Зейляи. Табьин хакаик, 2:32) Поэтому исполняющему ифрад необходимо исполнить бритье после бросания камней и рекомендуется совершить между ними жертвоприношение. А для исполняющих киран и таматту необходимо совершить бросание камней, затем жертвоприношение и уже затем бритье. Автор разъясняет этот порядок в следующем абзаце текста.
[57] Сунной является побрить всю голову, хотя минимальным требованием является четверть головы. Такое же правило применимо к стрижке волос, причем в данном случае минимальной длиной состригаемых волос является размер кончика пальца (то есть одной из трех частей пальца). Иными словами, каждый волос, как минимум, четверти головы должен быть сострижен на эту длину, чтобы исполнить это требование. Поскольку локоны волос часто различаются по своей длине следует состричь чуть больше, чтобы быть уверенным в состригании нужной длины с каждого локона. Данный критерий состригания относится как к мужчинам, так и к женщинам (а бритье – лишь к мужчинам). Если человек – лысый, или не может сбривать и подстригать волосы вследствие медицинских проблем с головой, то ему нужно провести лезвием по коже головы, если это возможно. Если и это невозможно, то он полностью освобождается от данного требования. Бритье или стрижку следует проводить на Заповедной территории (территории Харам), причем в течение трех дней жертвоприношения, то есть до заката 12-го зульхиджи. В ином случае, если это будет исполнено в другом месте или после положенного времени, в качестве искупления требуется принести в жертву барашка. Ненахождение лезвия или человека для стрижки волос не является оправданием, поскольку и то, и другое обычно легкодоступно. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:181, 184; Зейляи. Табьин хакаик, 2:39; Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:33)
[58] С данным тавафом сай и рамль не исполняются, если они уже были совершены с более ранним тавафом. Если же они еще не были совершены, их исполняют вместе с ним. Идтибу в любом случае не совершают. Действительный промежуток времени для данного тавафа – от истинного рассвета 10-го зульхиджи до конца своей жизни, но сделать это необходимо (ваджиб) до заката 12-го зульхиджи. Сунной является исполнение этого после бросания камней и бритья (или стрижки), причем рекомендуется это сделать непосредственного 10-го зульхиджи. Этот ритуал действителен, лишь если совершается лично, даже если человека несут, пока он находится в сознании. Необходимо исполнить его на своих ногах, если человек способен ходить. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:183)
[59] И такая задержка совершенно неугодна (макрух-тахриман), ведь исполнение тавафа до заката 12-го числа необходимо (ваджиб). Впрочем, данное правило применимо лишь к тому, кто способен исполнить этот ритуал. Соответственно, если женщина во время месячных из-за своей неспособности исполнить его (даже четыре из семи его обходов) не совершит его до 12-го числа, то это не грех, и жертвоприношения не требуется. Но если она станет чистой до заката 12-го числа с достаточным временем на купание, одевание и исполнение хотя бы четырех из семи обходов, то ей необходимо это сделать, а задержка будет грехом и повлечет за собой жертвоприношение в качестве искупления. (Абидин. Хадия, 248; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:183–184)
[60] Как в случае с любым тавафом, он совершает после него необходимые два ракаата.
[61] Проведение в Мине ночи после дня 10-го зульхиджи так же, как и ночи после дня 11-го числа, является выделенной сунной. Неисполнение этого является неугодным (макрух), но искупление не требуется. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:184) Однако, согласно другим трем мазхабам, это является необходимым, (Итр. Хадж ва умра, 126) поэтому стоит уделить этому должное внимание.
[62] Бросание камней как 11-го, так и 12-го числа недействительно ни у одного из мест (джамратов) при его исполнении до зенита (заваля). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:185)
[63] Приведенный выше порядок – выделенная сунна. Как и ранее, человек бросает семь камешков в каждое место (джамрат) приведенным ранее способом. После бросания камней в каждый из первых двух джамратов человек останавливается и стоит, повернувшись к кибле для вознесения мольбы (дуа), что является выделенной сунной, с поднятыми до уровня плеч руками и обращенными к кибле ладонями. Но после третьего джамрата человек просто обращается с мольбой, покидая это место (то есть не останавливаясь). (Абидин. Хадия, 248; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:185)
[64] Некоторые теологи считали эту рекомендацию общинной сунной, то есть, если некоторые паломники остановятся там, сунна считается исполненной для всех паломников, поскольку это место не может принять каждого во время хаджа. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:186)
[65] Рекомендуется совершить его, когда паломник готов к отбытию из Мекки, но требование будет исполнено и при совершении его заранее. Как и в случае с тавафом посещения, в этом тавафе тоже нет ни сая, ни рамля, за исключением случая, когда паломник еще не исполнил их в ранее совершенном тавафе. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:418; Абидин. Хадия, 250; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:186–187)
[66] Соответственно, если паломник без уважительной причины отбудет из Мекки, не совершив его, то он должен будет вернуться, если только он не пересек один из микатов (в этом случае он может либо вернуться в новом заповедном состоянии для совершения умры и затем исполнить пропущенный прощальный таваф, либо принести в жертву барашка в качестве искупления, причем второй вариант предпочтителен, ведь он легче для паломника и полезнее для бедняков). Но паломник с уважительной причиной (например, ребенок, недееспособный или женщина во время месячных или послеродового кровотечения) полностью освобождается от этого ритуала, то есть при его пропуске искупление от них не требуется. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:186)
[67] То есть свою правую щеку, а также свою грудь. Он также поднимает правую руку к порогу Каабы, цепляясь за ее покрывало, словно стремящийся к ее заступничеству, словно низкий раб, схватывающий одежду своего блистательного господина. Если это невозможно, он вытягивает руки вверх, ставя распростертые ладони на стену Каабы и прислоняясь телом к стене. В любом случае ему следует плакать (или хотя бы изображать плач, ведь плач – признак принятия паломничества), при этом обильно моля, прославляя Аллаха, направляя благословения пророку ﷺ. (Абидин. Хадия, 250; Маусили. Ихтияр, 1:221; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:187)
[68] Женщина во время месячных или послеродового кровотечения может совершать все ритуалы хаджа и умры, за исключением тавафа (а значит, и сая), который не дозволен для нее в этом состоянии. Если она совершит таваф несмотря на запрет, это будет действительным, но грешным, и потребует искупления. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:190)
[69] Она произносит его таким голосом, чтобы лишь могла слышать сама себя. (Хаскафи. Дурр мухтар, 2:189; Зейляи. Табьин хакаик, 2:38)
[70] А также туфли (покрывающие выпирающую клиновидную кость, которую мужчины оставляют непокрытой), перчатки и украшения. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:190; Зейляи. Табьин хакаик, 2:12, 39)
[71] Поскольку по сложившемуся обычаю паломники, завершив свои обряды и отбыв с Заповедной территории, направляются в Медину для посещения могилы пророка ﷺ – ведь это относится к лучшим рекомендуемым действиям и даже близко к уровню необходимых действий из-за того, что пророк ﷺ чрезвычайно побуждал к этому и подчеркивал рекомендуемость этого, говоря: «Кто может, но не посещает меня, тот отвернулся от меня», «Кто посетит мою могилу, мое заступничество за того станет обязательным»; «Кто посетит меня после моей смерти, тот словно бы посетил меня при жизни» и др., – и поскольку я обнаружил, что большинство людей не знает об этикете этого действия и сопутствующих рекомендациях, о связанных с этим правовых вопросах и тонкостях, я хотел в данной книге посвятить раздел этому вопросу после раздела об обрядах и частично рассказать об этикете этого действия. Поэтому отмечаю следующее: «Кто отправляется посетить могилу нашего господина, пророка ﷺ, тому следует направлять ему обильные благословения, ведь в хадисе говорится, что они направляются ему и достигают его». (Маусили. «Ихтияр», 1:247)
[72] Ведь та земля, что касается его благородных частей тела лучше остального из сотворенного, включая даже Каабу, Курси и Трон (Арш) Всевышнего Аллаха. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:422; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:257)
[73] Рекомендуется совершить умру во время рамазана. (Абидин. Хадия, 226)
[74] Для проживающих в Мекке, намеревающихся совершить хадж, совершенно неугодным (макрух-тахриман) также является исполнение умры в месяцы хаджа. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:152)
[75] Для умры заповедное состояние (ихрам) является условием ее действительности. Четыре обхода тавафа – ее столп, и потому они обязательны (фарз). Оставшиеся три обхода, сай между Сафой и Марвой, а также бритье головы (или стрижка волос) – ее три необходимых (ваджиб) элемента. (Абидин. Хадия, 226; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:151)
[76] Если День Арафата выпадает на пятницу, имеется согласие в том, что паломники не исполняют пятничной молитвы, а совершают вместо нее зухр. (Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:24)
[77] Данный хадис приводится Разином ибн Муавией в «Таджрид сихах». Однако Ибн Хаджар в «Фатх Бари» писал, что ему этот хадис неизвестен, поскольку Разин не указал ни сподвижника, ни хадисоведа, передавшего его, а вставил его в другой хадис сборника «Муватта», переданный от Тальхи ибн Убайдуллы ибн Джарира, а подобные вставки совершенно не учитывают в таких книгах, как «Муватта». Впрочем, Ибн Факихани написал книгу «Люмга», в которой рассмотрел огромные достоинства Дня Арафата, выпадающего на пятницу, поскольку именно так случилось в хадже посланника Аллаха ﷺ, и поскольку сама пятница обладает достоинствами и является лучшим днем недели. (Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:26)
[78] Что же касается искупления за совершение запретного (в отличие от искупления за пропуск необходимого элемента, см. следующее пояснение), то тут нет разницы между тем, совершает это паломник умышленно, по забывчивости, по незнанию, случайно, по принуждению, будучи спящим или бодрствующим, уделяя этому внимание или нет, или даже потеряв сознание. Разница между этими состояниями лишь в том, является совершенное грехом или нет. Кроме того, наличие искупления за определенные запрещенные поступки отнюдь не означает, что человек имеет право на такой проступок, если совершит потом искупление. Такой подход – чистой воды невежество, поскольку это все равно будет грехом. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:200)
[79] Общее правило для искупления заключается в том, что пропуск необходимого (ваджиб) элемента является грехом и требует принесения в жертву барашка, если только на его пропуск не было уважительной причины (в этом случае греха нет, и искупление не требуется). Пропуск сунны является неугодным, но искупления не требует. Совершение запретного (например, ношение сшитой одежды) требует искупления даже при наличии уважительной причины (см. предыдущее пояснение), но штраф тогда менее суров, чем в случае ее отсутствия. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:179) Наконец, два ракаата, исполняемые по завершении любого тавафа, даже добровольного, необходимы (ваджиб), но искупления за их пропуск нет. Но они остаются необходимыми и должны быть исполнены, пусть даже и после возвращения паломника домой. (Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:18)
[80] Каждое нарушение заповедного состояния (ихрама), требующее принесения в жертву барашка или благотворительного пожертвования, применимо к паломнику, совершающему ифрад или таматту, в то время как за каждое такое нарушение, совершенное тем, кто исполняет киран, требуются два барашка или два пожертвования, поскольку его нарушения по сути касаются двух заповедных состояний. Это правило применимо только к нарушениям заповедного состояния (например, ношению сшитой одежды или бритью волос), а не к общим нарушениям хаджа (например, пропуску сая), штрафы за которые не удваиваются для паломника, исполняющего киран. (Маусили. Мухтар, Маусили. Ихтияр, 1:237; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:223–224) Кроме того, в целом, барашка достаточно за все нарушения, требующие жертвоприношения, за исключением двух, каждое из которых требует верблюда или коровы:
1) вступление в половой акт после стояния в Арафате, но до бритья или стрижки;
2) совершение тавафа посещения в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения; впрочем, в случае этого нарушения паломник освобождается от искупления, если повторит таваф посещения в рамках его времени, будучи в состоянии ритуальной чистоты. (Маусили. Мухтар, Маусили. Ихтияр, 1:232–233; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:423)
Если паломник вступит в половой акт до стояния в Арафате, то сам хадж становится недействительным, но он все равно должен завершить его, принести в жертву барашка в качестве искупления, а в следующем году вернуться, чтобы восполнить хадж. (Маусили. Мухтар, 1:232; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 2:57)
[81] Это правило применимо ко взрослому, но не к ребенку. В течение одного сидения все тело засчитывается за одну часть тела. Если совершается в несколько сидений, то требуется несколько искуплений: по одному за каждое сидение, в котором вся часть тела или более того была умащена благовонием. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:423; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:201)
[82] Тем, что имеет аромат (например, оливковым или кунжутным маслом), в отличие от миндального масла и т. п. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:202)
[83] Имеется в виду обычным способом ношения предмета одежды. Под «обычным» подразумевается, что при занятости определенным делом он мог бы комфортно этим заниматься при том, что предмет одежды оставался бы на нем. Поэтому если паломник оборачивает сшитый предмет одежды вокруг талии или набрасывает его поверх плеч, или накидывает на себя пиджак с рукавами, не продевая в рукава руки, то искупления за это не требуется, хотя это и является неугодным. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:424; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:203; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 2:54)
[84] Весь день – это промежуток от фаджра до магриба, а вся ночь – от магриба до фаджра. Но здесь подразумевается эквивалентный промежуток времени, то есть сюда, например, включается ношение сшитого предмета одежды с полудня до полуночи. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:203)
[85] Искупление требуется за нарушения, состоящие в совершении запретного, даже если это произошло по забывчивости, незнанию или в принудительном порядке. Поэтому, даже если голова окажется покрытой, когда человек спит, или ее покроет кто-то другой, это все равно считается нарушением, и требуется искупление. Греха, впрочем, не будет, если нарушение не было совершенно умышленно и охотно. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:200–201)
[86] У всех нарушений под бритьем подразумевается удаление волос любым способом, даже посредством натирания тела, хотя за то, что волосы выпадут сами по себе, штрафа нет. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:204)
[87] Если совершено в несколько сидений, то за каждую часть тела требуется по одному жертвоприношению, если были подстрижены все ногти той части тела. (Майдани. Любаб, 202; Маусили. Ихтияр, 1:230)
[88] Время как для бритья (или стрижки), так и для тавафа посещения – от фаджра 10-го зульхиджи до магриба 12-го зульхиджи. (Зейляи. Табьин хакаик, 2:62) Принесение в жертву барашка также требуется, если человек совершает этот таваф в состоянии малой нечистоты, или если он совершает таваф прибытия или прощальный таваф в состоянии большой нечистоты. (Маусили. Мухтар, 1:230; Тумурташи. Танвир абсар, 2:205)
[89] Как и в случае со всеми жертвоприношениями в хадже, это жертвоприношение должно быть исполнено на Заповедной территории и не действительно нигде более. А пожертвования и пост не ограничены местом. Кроме того, человек не обязан исполнять трехдневный пост подряд. (Маусили. Ихтияр, 1:232; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:210)
[90] То есть требуется эквивалентное пожертвование за каждый ноготь, состриженный с любой части тела, если не были сострижены все пять ногтей одной части тела, поскольку в таком случае за эту часть тела требуется принести в жертву барашка. (Майдани. Любаб, 202; Маусили. Ихтияр, 1:231; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:424)
[91] И затем принести его в жертву на Заповедной территории. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:425)
[92] Он может пожертвовать эту еду, где пожелает. Это то же количество, что и для фитр-милостыни. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:425; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:215)
[93] То есть штраф не распространяется на другого паломника, кто ест из добычи, но не участвовал в ее убийстве, поскольку он не нарушал заповедного состояния (ихрама). Но ему нужно будет просить прощения, поскольку это мясо будет считаться мертвечиной, а потому не дозволено к употреблению, ведь убийство добычи было запрещено. (Зеда. Маджма анхур, Хаскафи. Дурр мунтака, 1:300)
[94] Разновидность аира, juncus odoratus или schoenanthum. (Лейн. Арабско-английский словарь, 1:956) Пророк ﷺ сделал исключение для этого растения по просьбе его дяди Аббаса (да будет доволен им Аллах). Кроме того, разрешается брать небольшое количество земли с Заповедной территории из стремления к ее благодати (табаррук). (Зеда. Маджма анхур, 1:301–302)
[95] Паломнику также разрешается проводить убой овец, коров, верблюдов и куриц, поскольку они не являются охотничьей добычей. (Зеда. Маджма анхур, 1:300)
[96] Это правило распространяется на всех насекомых и животных-вредителей, а также на морские животные, например, рыбу и черепах. Но их всех этих творений нельзя убивать тех, что не приносят вреда. (Зеда. Маджма анхур, 1:299–300; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:219)
[97] Но в случае количества более трех требуется половина саа (2,2 кг) пшеницы или ее эквивалентная стоимость. (Зеда. Маджма анхур, 1:299)
Автор: Имам Абу Ихляс Хасан аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат
Подготовил: Хадис аль-Ханафи
Скачать: https://disk.yandex.ru/i/klgtpf0F6Fud5Q