Хукм по Ханафитскому мазхабу
Для всякого мусульманина и мусульманки, обладающих имуществом – нисабом, превышающим их основные потребности, обязательно (уаджиб) закладывать жертву один раз в год в дни Курбан–Байрама.
Далее, мы расскажем вам о том, что должен знать человек, намерившийся совершить жертвоприношение, о самом обряде и о жертвенном животном. Информация была собрана из общепризнанных ханафитских книг и изложена в таком виде в каком она приведена ниже. Воистину успех лишь от Аллаха. (М. Хулюси)
Что такое Курбан — жертва?
Жертвой – курбаном называется животное, относящееся к одному из видов жертвенного скота (овца; коза; корова; верблюд; буйвол), приносимое на заклание в дни Курбан-Байрама (10, 11 или 12 Зуль-Хиджи), с намерением поклонения и приближения к Аллаху.
Что говорит шариат о Курбане? Основные правовые положения
Выполнение курбана – это уаджиб, необходимость. Ведь в священном хадисе сказано: «Пусть не приближается к нашим мечетям тот, кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение», в другом риваяте приводится: «не получит нашего заступничества».
Выполнение курбана возможно только посредством принесения в жертву подходящего животного, отвечающего всем требованиям обряда. Нельзя заменить несовершенное вовремя жертвоприношение выплатой пожертвования равного стоимости животного. (Вахдети)
Однако, если состоятельный человек вовремя не совершил жертвоприношение, ему необходимо выплатить в качестве подаяния хотя бы стоимость жертвенного животного. Если же малоимущий или давший клятву совершить курбан мусульманин, приобретет жертвенное животное, но не успеет вовремя совершить обряд, то ему (уаджиб) необходимо будет раздать в качестве милостыни само животное.
Если после того, как человек достиг определенного благосостояния, которое налагает обязанность выплаты фитр-садака и совершения жертвоприношения, потеряет свое материальное положение, то обязанность заклания жертвенного животного в Курбан-Байрам с него не спадет до конца жизни, пока он не выполнит данный обряд. Ему следует выплатить стоимость курбана или отдать само животное в качестве садака. Если животное после резки источило кровь и было утрачено, то в этом случае повторно совершать жертвоприношение не требуется. (Хиндийя)
Каждому свободному и состоятельному мусульманину очень желательно закалывать курбан за своих несовершеннолетних детей. Прямой смысл преданий на эту тему подтверждает данное установление, фетва улемов также соответствует этому установлению. Помимо этого, согласно передаче Имама Хасана от Абу Ханифы: мужчине, за несовершеннолетних детей необходимо (уаджиб) приносить на заклание курбан, а также за своих внуков в том случае, если у них нет отца. Имам Кудури предпочел именно эту передачу имама Хасана.
К тому же, в случае, если несовершеннолетний ребенок имеет хороший достаток, то он также обязан совершить курбан, так как обряд жертвоприношения является поклонением, совершаемым посредством имущества. (Сахибу Хидайя)
Если какой-то человек, на котором лежит долг выплатить закят, совершить хадж, выплатить фитр-садака, выплатить штраф за нарушение клятвы, а также обязанность совершить курбан, оставит перед смертью завещание потратить треть имущества на погашение вышеперечисленных долгов, то в том случае если трети имущества достаточно, нужно погасить все долги. Если же трети имущества предположительно может не хватить, то расчет по долгам нужно начать в следующем порядке: сначала закят; затем хадж; потом фитр-садака; далее штраф за нарушение клятвы; и если останутся средства совершить обряд жертвоприношения. (Сираджийя)
Условия, при которых совершение жертвоприношения становится обязанностью
Каждому свободному местному (не путнику) мусульманину и мусульманке, имеющим материальное благосостояние, обязывающее их к выплате фитр-садака, совершение курбана является обязанностью. Путник1 (мусафир) не обязан совершать курбан, но имеет на то право если пожелает. Если какой-то мусульманин, находясь в своем постоянном месте пребывания, приобретет жертвенное животное, но не успеет его заколоть и выйдет в путь до того, как выйдет время, отведенное для принесения в жертву животного (то есть до того, как зайдет солнце в третий день Курбан-Байрама), то в таком случае:
Ему не обязательно (не уаджиб) закалывать свое животное, он сможет продать его, в том случае, если он относится к категории состоятельных людей. Ведь богатый человек всегда имеет возможность купить другое животное и выполнить свою обязанность после;
В том случае, если он малоимущий, то не сможет ничего сделать с ним, кроме как заколоть, так как после приобретения этого животного с намерением совершить курбан, он автоматически наложил на себя обязанность принести его в жертву.
Согласно мнениям Имама А’зама Абу Ханифы и Абу Юсуфа мусульманину необязательно быть в здравом уме и совершеннолетним, чтобы для него действовало данное обязательство. Если душевнобольной человек или несовершеннолетний ребенок имеют достаточное благосостояние, то их родители или опекуны должны совершить курбан за них, используя их же имущество и кормить их же этим жертвенным мясом. Остатки мяса можно обменивать на любые полезные для вышеупомянутых подопечных вещи.
Размер благосостояния, прикотором Курбан становится обязанностью (уаджиб)
Размер благосостояния, при котором совершение жертвоприношения становится обязанностью, равен размеру благосостояния, требующего выплату фитр-садака. В противоположность закяту, данный достаток не измеряется имуществом или товарами, пригодными для торговли и приносящими прибыль, а также не нуждается в хранении на протяжении целого года. Если кто-либо в конце праздничных дней Курбан-Байрама в одночасье разбогатеет, на него налагается обязанность совершить курбан. (Кадыхан)
Основные потребности:
Жилье, мебель и различная домашняя утварь, средство передвижения, 3 вида одежды: рабочая; повседневная; праздничная, а также наличие 80,14 гр. золота или его стоимость, помимо наличия средств к существованию, достаточных для обеспечения1 себя и своих подопечных на протяжении целого года.2 Тем, кто имеет указанный достаток, принесение в жертву животного раз в год во время Курбан-Байрама является обязательным (уаджиб).
Также книги ученых в количестве более двух штук одного экземпляра относится к благосостоянию. Вдобавок, срочный махр (махр му’аджаль) женщины, а также отсроченный махр (махр муаджаль), выплачиваемый состоятельным супругом своей жене считается частью достатка. (Джаухара)
Какие животные подходят для принесения в жертву?
Виды жертвенных животных: овца; коза; корова; буйвол и верблюд. Овцу и козу можно закалывать при достижении 1 года; корову и буйвола при достижении 2 лет; верблюда можно забивать по достижении 5 лет. Однако, если овечка отличается крупными размерами, так что ее нельзя отличить от годовалой особи, то ее можно заколоть по достижении полугодовалого возраста. (Вахдети)
Дикое животное не подходит для забоя на курбан. При покупке овец и коз нельзя делить их стоимость на доли или посвящать одно животное нескольким людям. Одна овца или коза приносится в жертву за одного человека.
Что касается коров, буйволов и верблюдов, то каждое из этих животных можно принести в жертву за семерых. То есть семь человек могут объединить свои финансы, купить одну корову или верблюда и принести это животное в жертву от своего имени. Таким образом, они поделят его между собой на семь равных долей. Соучастников в курбане также может быть любое количество меньше семи. (Хиндийя)
Один человек может принести в жертву двух овец. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) каждый год забивал двух баранов на Курбан-Байрам. (Хиндийя)
Предпочтительней всего в совместном курбане, при закалывании коровы, буйвола или верблюда, является одновременное приобретение животного всеми соучастниками, путем единовременной выплаты своих долей. Либо поручение кому-то одному из них приобрести это животное от имени всей группы. (Дурруль-Мухтар)
Если поручитель от группы соучастников в курбане во время покупки намерится на покупку животного от имени всей группы и остальных соучастников, то это только поощряется. Если же он во время покупки не выражал никакого намерения, то в случае, если он является малоимущим, то не имеет права брать в соучастники курбана других людей. Если же он состоятельный человек, то может взять в соучастники других людей, однако это крайне нежелательно и порицаемо. (Ваджиз и Касапзаде)
Важнейшими условиями в курбане являются: исповедание ислама всеми соучастниками; выражение намерения ими на исполнение обязанности пред Богом, совершение обряда поклонения и равный размер долей всех соучастников. При условии, что все соучастники приносят в жертву свои доли курбана с намерением поклонения, то каждый из них может намериться выполнить то, что хочет: фард (текущую обязанность); каза (восполнение упущенной обязанности); назр (обещанная обязанность); нафиль (добровольное поклонение). (Раддуль-Мухтар, Вахдети, Дурар)
Каждый из соучастников может намериться на выполнение фарда, сунны, нафиля, назра, либо акика. Также к соучастию в курбане допускаются несовершеннолетние, покойные люди и душевнобольные. (Кадыхан)
Самое предпочтительное животное для заклания
Самым предпочтительным для заклания животным является самое упитанное, мясистое и дорогое животное. Если количество мяса от одной овцы или козы сопоставимо с количеством мяса от одной доли крупного скота, то лучше будет заколоть мелкий рогатый скот. В другом случае, лучше будет стать соучастником в разделе долей крупного скота. Баран предпочтительней овцы, коза предпочтительней козла, более упитанное и дорогое животное предпочтительнее худого и более дешевого. Лучше всего, чтобы животное было откормленным, красивым и дородным. (Мунийя и Хиндийя)
Лучше выбирать животное с черными глазами, брюхом и копытами. (Ибн Абидин)
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) однажды принес в жертву белого барана с черными глазами, брюхом и копытами. (Шарх Шира)
Если жертвенные корова и бык одинаковы по весу и стоимости, то лучше выбрать корову из-за более нежного мяса. (Хиндийя)
Недостатки животных, не препятствующие их закланию
Маленькие уши, проколотые или заклейменные уши не препятствуют использованию животного в качестве курбана. Также допускаются к забою животные, у которых меньшая часть вымени обрезана или отсохла. (Вахдети)
Также к забою в качестве курбана допускается бешеное или невменяемое животное, если оно в состоянии самостоятельно питаться и насыщаться. (Дурруль-Мухтар)
Упитанное животное, болеющее чесоткой, тоже подходит для заклания. (Хуляса)
Безрогое животное также допускается к забою. Если рога животного сломаны и перелом не достиг мозга, то такое животное допускается в качестве жертвы. Если животное, испражняющееся кровью, на вид не отличается от здорового, упитанного животного, то его можно нести на заклание. Жертвенное животное должно быть в имущественном владении того, кто хочет его заколоть. Если жертвенное животное было похищено или приобретено в ходе незаконного изъятия или покупки, то такой обряд жертвоприношения будет действительным только в том случае, если подлинному хозяину животного будет выплачена компенсация, эквивалентная стоимости краденного животного. (Раддуль-Мухтар)
Что позволяется в Курбане, но чего лучше избегать?
В крайних случаях разрешается (тахриман макрух) приносить в жертву животное, которое с трудом передвигается. (Хуляса, Вахдети)
При наличии возможности не стоит (танзихан макрух) приносить в жертву животное, если меньшая часть его уха оборвана, а также крайне не рекомендуется (тахриман макрух), использовать животное в качестве курбана, если большая часть его уха оборвана. (Раддуль Мухтар)
Также лучше стоит воздержаться от заклания старого бесплодного животного, с маленькими семенниками. По возможности избегать заклания: животного, не дающего молоко по причине принятия лекарств или по какой-либо другой причине помимо болезней; животного, находящегося на последних месяцах беременности; животного, имеющего маленьких детенышей. (Дурруль-Мухтар)
Порицается использовать жертвенное животное для верховой езды или для работ на пашне, до заклания состригать шерсть, доить и пить сдоенное молоко. Также не рекомендуется отдавать в забой овец и коз, дающих молоко, и без особой нужды брать и закалывать обритого барана. (Ибн Абидин, Хиндийя, Хадими)
После заклания животного разрешается использовать все части его тела для любых нужд. (Хиндийя)
Каких животных нгельзя приносить в жертву?
Следующих животных нельзя приносить в жертву:
1. Животное, лишенное зрения на один или оба глаза;
2. Животное, с размякшими от длительного голода костями;
3. Животное, которое не в состоянии самостоятельно передвигаться, даже до места закалывания;
4. Безухое животное (Кухистани, Раддуль-Мухтар);
5. Безносое или животное с обрезанным носом (Шурунбиляли);
6. Овца или коза с одним потерянным или отсохшим соском вымени не допускается в качестве курбана. У коров и верблюдов два отсохших или утраченных соска вымени препятствуют принесению животного в жертву, однако, даже несмотря на такой дефект, если ему удается вскармливать своего детеныша, в таком случае позволяется приносить это животное в жертву (Хуляса);
7. Невменяемое или бешеное животное, которое не в состоянии само питаться (Дурруль- Мухтар);
8. Беззубое животное (Нимат ислям), однако, если большинство зубов на месте — порицаемо, или беззубое животное в состоянии кормиться наравне с теми животными, которые имеют зубы, то такое животное допускается к жертве (Ибн Абидин и Фатава Хиндийя);
9. Умирающее животное;
10. Животное, с сильно обрезанным хвостом и ухом, а также животное с плохим зрением;
11. Животное, с полностью отсутствующим от рождения или отрезанным под корень ухом (Хиндийя);
12. Животное, взятое на временный уход (аманат);
13. Животное, изъятое в качестве залога (Ибн Абидин);
14. Доверенное лицо не имеет права приносить в жертву от своего имени животное, которое ему поручили приобрести;
15. Супруги не имеют права приносить в жертву от своего имени курбаны друг друга без соответствующей договоренности. Такой курбан не будет действительным даже если взамен будет выплачена стоимость курбана. (Хуляса, Хадими)
Кому не разрешается совершать Курбан?
Нельзя есть то, что приносит в жертву огнепоклонник или идолопоклонник. (Дамад)
Нельзя есть то, что заколото муртаддом, то есть (да убережет Аллах) тем, кто отрекся от ислама. (Раддуль-Мухтар)
Харамом считается мясо животного, при заклании которого умышленно не была произнесена басмала. (Ибн Абидин)
Однако, если басмала была упущена по ошибке, то это не наносит вред. (Мультака)
Если тот, кто не знает о необходимости произнесения басмалы не произнесет ее, это также не наносит вреда. (Раддуль-Мухтар)
Некоторые вопросы касательно Курбана
После произнесения басмалы необходимо немедленно приступать к перерезанию горла. Это важное условие действительности обряда, так что если после произнесения басмалы мясник начнет точить нож, необходимо будет повторить басмалу заново. (Баззазия)
В случае, если животное встанет с места после произнесения «Бисмилляхи Аллаху Акбар», следует уложить его, заново повторить басмалу и закалывать. (Хуляса)
При замене ножа, после произнесения басмалы, заново произносить басмалу не требуется. Однако, при переходе на другое животное, басмалу следует повторить, даже если первое заколото не было. Если животное закладывают два человека, то произнесение басмалы требуется обоим. Если мясник режет подряд нескольких животных, то басмала произносится отдельно над каждым из них. До заклания – мясо животного харам. После заклания мясо становится халялем, и его дозволено есть даже в сыром виде.
Есть 7 частей тела жертвенного животного, потребление которых строго порицается – тахриман макрух:
1. Семенники животного;
2. Опухоли на теле;
3. Мочевой пузырь;
4. Желчный пузырь;
5. Текучая кровь в теле животного;
6,7. Мужские и женские гениталии. (Дурруль Мухтар и комментарии)
Во время заклания необходимо избегать следующих порицаемых действий:
Не одобряется точить нож перед животным после того, как оно положено на заклание. (Дурруль Мухтар)
Начать резать тупым ножом, затем остановиться, поточить его перед животным и продолжить резать – это харам, потому что приносит страдания животному. Однако, такое мясо харамом не будет. (Вахдети)
Необходимо заготавливать и затачивать все ножи заранее, чтобы процесс заклания проходил как можно безболезненней и легче для животного. Если один из двух закладывающих жертву перепутал свое животное с другим и по ошибке заколол чужое животное, то в этом нет ничего предосудительного, в случае, если правообладатель узнает об этом до того, как мясо животного было съедено и заберет мясо с собой.
В случае, если мясо уже съедено, то данная ситуация не влечет за собой последствий, если правообладатель простил ошибку или достиг обоюдного соглашения с тем, кто по ошибке принес в жертву его животное. Если же стороны не пришли к определенной договоренности, то провинившаяся сторона должна возместить стоимость курбана. В случае, если и другая сторона из-за ошибки первого принесла в жертву не свое животное и стороны не смогли прийти к общей договоренности, то курбан обоих считается недействительным, и им необходимо в обоюдном порядке возместить стоимость курбанов друг друга. Если дни праздника Курбан-Байрам еще не прошли, то им нужно принести жертву в течение этих дней. Если дни курбана прошли, то они должны выплатить в качестве пожертвования, полученные от возмещения курбана средства. (Хидайа, Хиндийя)
Резать тупым ножом, проводить ножом для указания мест пореза, ножом вести животное к месту закалывания. Резать сразу горло и шею до костного мозга, парализуя животное. Причинять боль и страдания животному. Начинать свежевание до того, как животное испустит дух. Разом отрезать голову животному. Не ориентировать жертвенное животное в сторону киблы. Резать беременное животное, которому скоро рожать.
При заклании животное должно быть живым
Если было зафиксировано, что животное до принесения в жертву было живым и здоровым, то даже если во время жертвоприношения животное не шевелилось или кровь не вышла из тела, то мясо считается халяльным. Если до жертвоприношения не было известно живо ли животное и здорово ли, а во время заклания вышла кровь и животное подавало признаки жизни, то такое мясо дозволено. Если же кровь не вышла, и не было замечено никаких движений тела, то такое мясо нельзя употреблять. (Мультака)
Согласно мнению некоторых ученых признаком того, что животное живо, является моргание глазами, движение рта, поднятие шерсти дыбом и шевеление копытом до заклания. Противоположные признаки свидетельствуют об обратном. Нельзя есть мясо животного, заколотого путем перерезания горла, пока оно не умрет. (Дурруль-Мухтар)
Время жертвоприношения
Время жертвоприношения начинается с восхода солнца на 10 день зуль-хиджи и заканчивается на закате 12-го дня месяца. В этом промежутке времени закладывается жертва. С закатом солнца на 12 день совершение курбана становится запретным. (Мухит)3
Ночью совершение курбана не рекомендуется (танзихан макрух), так как велика вероятность перепутать животное или совершить ошибку во время заклания. Необходимым условием для городов (т.е. для населенных пунктов, где соблюдены все условия для проведения пятничных богослужений и праздничных молитв) перед началом жертвоприношения в 10-й день зуль-хиджы, является проведение праздничного намаза, хотя бы в одном из районов поселения.
Если же жертвоприношение совершается в том месте, которое не соответствует условиям, заявленным для проведения пятничных и праздничных намазов, то закладывать животное разрешается после рассвета в первый день.
В этом вопросе внимание уделяется месту нахождения именно жертвенного животного, а не того, кто совершает жертву.
Рекомендуемые (мустахаб) действия
1. Купить животное заранее до праздничных дней и накормить его как следует;
2. Бережно привезти/пригнать животное к месту заклания; (Хиндийя)
3. Если вы можете, то зарезать животное самостоятельно;
4. Если вы не умеете закладывать животных, то отдать зверя в руки профессионального мясника, а самому присутствовать при этом. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:4 «О Фатима (дочь Пророка)! Встань же и засвидетельствуй жертву свою! Ибо когда падает первая капля жертвенной крови, все твои предыдущие (небольшие) прегрешения прощаются! И читай же такое дуа: «Инна, саляти уа нусуки уа махйайа уа мамати лиЛляхи, Раббильалямин, ля шарика Ляху! (Ибн Абидин) (Поистине, мои мольбы, моя душа, и оживление, и умерщвление — лишь для Аллаха, Господа обоих Миров, у Которого нет сотоварища!);
5. Нож должен быть большим и остро заточенным;
6. Перерезать нужно ярёмную вену, сонную артерию, пищевод и трахею;
7. Нельзя свежевать зверя, пока он жив; (Хиндийя)
Разделывая тушу животного, рекомендуется делать дуа с намерением о защите своих органов и тела от огня Ада, взамен на органы и части тела жертвенного животного.
Как правильно совершать жертвоприношение?
Перед жертвоприношением, следует сделать следующее намерение:5 После произнесения три раза фразы «Бисмилляхи Аллаху Акбар» желательно прочесть следующее: «Инни, уаджахту уаджхия лиллязи фатарас-самауати уаль-арда ханифан уа ма ана миналь-мушрикин!» (Обращаю свой лик к Тому, кто сотворил Небеса и Землю, будучи единобожником, и я не из числа идолопоклонников!) — «Аллахумма, хаза – минка уа ляка. Аллахумма, инна саляти уа нусуки уа махйайа уа мамати лилляхи, Раббиль `алямин, ля шарика ляху уа би залика умирту уа ана – аввалюль-муслимин!» (О Господи, сие – от Тебя и Тебе. Господь мой, поистине, я молюсь Тебе и Тебе принадлежит жизнь и смерть моя, Господь Миров, нет у Него сотоварища! Это было мне велено, и я первый покорившийся). После, читается: «Аллаху Акбару, Аллаху Акбар! Ля иляха илляху уа Ллаху Акбар! Аллаху Акбар уа лилляхи ль-хамд! Бисмилляхи Аллаху Акбар!» — после чего, без промедления приносится жертва.
Сунна – перерезать четыре следующие вещи на шее животного:
1. Трахею;
2. Пищевод;
3. Ярёмную вену;
4. Сонную артерию.
Перерезать эти четыре вещи является сунной. (Хиндийя)
Однако, если перерезано хотя бы три из этих вещей, то мясо всё равно является дозволенным. Важно, чтобы трахея не была передавлена, дабы в момент смерти животное умерло не от удушения. Также важно следить, чтобы кровь не попадала в дыхательные пути. Сунной является заклать верблюда, перерезав ему шею, а для остальных животных – перерезав им горло.
Также, желательным является положить животное на землю, связав ему передние ноги с правой задней лапой. Крупному рогатому скоту необходимо фиксировать все 4 конечности. Верблюд закладывается стоя. Если животное вырвалось от людей или побежало, а потом упало в канаву, после чего не осталось возможности перерезать ему горло, то его мясо всё равно будет дозволенным, если ранить животное (любую часть) острым ножом или любым другим режущим предметом со словами: «Бисмилляхи Аллаху Акбар».
Намаз, совершаемый после жертвоприношения
После жертвоприношения рекомендуется (мустахаб) совершить намаз в 2 рак’ата6 согласно хадису: «Когда закололи вы животное, то отбросьте ваши ножи и совершите намаз в 2 рак’ата. Кто из мусульман совершит этот намаз и попросит что-то у Аллаха, тому Всевышний обязательно дарует то, о чем тот просил».
После намаза следует произнести дуа: «Аллахумма хазаль кабшу (бакару, маазу)7 минка уа ляка уа иляйка фатакаббаль минии билютфика ва карамика маа такаббальта мин ибрахима халилика уа исмаиля забихика уа мухаммадин хабибика бифадлика уа джудика уа карамика йа акрамаль акрамин».8
Затем, у Всевышнего можно просить все из мирского и вечного. (Зийя-Манави)
Распределение мясо жертвенного животного
Желательней всего делить жертвенное мясо на три части:
1. Треть раздать в качестве милостыни – садака.
2. Треть раздать родственникам и друзьям в качестве продукта, либо как угощение, приготовленное из этого мяса.
3. Третью накормить тех, кто находится под непосредственной опекой. (Бадайи)
Разрешается дарить все мясо жертвенного животного или только одну часть. Если тот, кто принес жертву сам является нуждающимся, то лучшим решением для него будет использовать все мясо во благо своей семьи. (Хиндийя, Бадайи, Тахтави)
Если один из соучастников курбана внезапно умрет до того, как будет принесена жертва, то животное приносится в жертву с разрешения старшего из наследников умершего. Если кто-либо приобретет жертвенное животное и скончается до того, как принесет его в жертву, то зверь переходит в собственность наследникам имущества. Если наследники принесут этого зверя в жертву от себя, то в этом нет ничего предосудительного. (Назми Зандуси)
Распределение мясо среди участников Курбана
При распределении мяса жертвенного животного, приобретенного несколькими участниками на общие деньги, необходимо использовать весы. Нельзя делить мясо животного «на глаз». Однако, нет нареканий в том, чтобы при распределении других частей животного помимо мяса, таких как: шкура; копыта; голова; печень; сердце; жир и т.д. руководствоваться примерными соображениями. (Кадыхан и другие)
Участники имеют право не делить мясо, а приготовив, съесть его все вместе. Тот, кто приобретает крупный рогатый скот с целью принести его в жертву для себя, своей семьи и взрослых детей, то разделение мяса не обязательно.
Желательные деяния в праздничные дни
1. Почистить зубы мисваком, перед выходом на намаз;
2. Совершить полное омовение;
3. Умаститься благовониями;
4. Надеть чистую и дозволенную одежду;
5. Пораньше проснуться;
6. Во время праздника Ураза-Байрам раздать милостыню (фитр) до начала праздничной молитвы;
7. Во время Ураза-Байрама поесть что-нибудь сладкого перед походом в мечеть. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ел 1,3,5 или 7 фиников;
8. В Курбан-Байрам, начиная с предрассветного времени – «Фаджр Садик» (до наступления утреннего намаза), вести себя до праздничной молитвы так, словно ты постишься;
9. Для того, чтобы первым, что съел человек в этот день стало жертвенное мясо, желательно начинать кушать только после праздничного намаза. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) начинал кушать, пробуя печень жертвенного животного;
10. Если возможно, идти до мечети пешком;
11. После молитвы, идти домой иным путём;
12. Радоваться жизни – быть в праздничном настроении;
13. Давать больше милостыни;
14. Встречать и поздравлять мусульман словами: «Такаббаляллаху минна уа минкум!» (Да примет Аллах у нас и у вас!);
15. Здороваться за руку и обниматься со встречными (обмениваться рукопожатиями с намерением мира и любви);
Все это рекомендуется – мустахаб. (Хиндийя, Инайя, Ибн Абидин)
16. Допускается и рекомендуется читать вслух много такбиров, идя на праздничную молитву. Согласно мнению некоторых богословов по приходу в мечеть такбир больше не читается.
По мнению Имама А’зама во время праздника Ураза-Байрам такбир вслух не произносится. Так как таинство поклонения требует уединения, желательно произносить такбиры про себя.
Перед праздничным намазом дополнительные и добровольные намазы не совершаются. А совершение их после праздничного намаза в мечети так же не приветствуется (макрух). (Хиндийя)
Праздничный намаз в Курбан-Байрам
Праздничный намаз в Курбан-Байрам является уаджибом. Это закреплено Кораном, Сунной и единогласным мнением богословов. Доказательства обязательности (уаджиб) праздничного намаза в Ураза-Байрам:
«Поминает имя господа своего и выстаивает молитву (т.е. совершает праздничный намаз)»;
«И возвеличивайте Аллаха (выстаивайте праздничную молитву) за то, что Он наставил вас на истинный путь»;
Также хадис Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), в котором он говорит:
– «Нет пятничного намаза ташриков и фитра в других местах, помимо городов».
Аргументом в пользу обязательности праздничного намаза в Курбан-Байрам является следующий аят
«Так выстаивай молитву (совершай праздничный намаз) и закалывай жертву».
Другим подкреплением этого является иджма, ибо сам Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), его сподвижники и имамы мазхабов всегда совершали этот намаз и не позволяли его оставлять.
Условия праздничного намаза
Праздничный намаз является уаджибом для всех тех, кому вменено в обязанность – фард совершение пятничного намаза. Сунной является чтение хутбы после праздничного намаза. Но даже если хутба будет прочитана до намаза или не будет прочитана вовсе, намаз считается действительным, но с порицанием. Если хутба будет прочитана до намаза, то нет нужды возмещать ее после намаза.
Время совершения праздничного намаза
Время намаза начинается с момента достижения солнечным диском на небосводе точки, находящейся на расстоянии длины копья от горизонта по отношению к наблюдателю. То есть по прошествии 45 минут после восхода солнца. Время намаза продолжается до времени солнечного зенита. С началом зенита праздничный намаз совершать запрещается. При совершении праздничного намаза в Ураза-Байрам позволяется по уважительной причине (т.е. если луна не будет видна) откладывать совершение намаза до полудня следующего дня. Однако, в Курбан-Байрам по уважительной причине дозволяется без порицания откладывать праздничный намаз до полудня 3-го дня Курбан-Байрам. Без уважительной причины так же дозволяется, однако, с порицанием (макрух).
Как совершать праздничную молитву?
Праздничная молитва состоит из двух рак’атов, в каждом из которых произносятся три дополнительных такбира. Такие такбиры – обязательная часть этого намаза. В первом рак’ате, дополнительные такбиры произносятся после вступительного такбира перед прочтением «Фатихи», а во втором рак’ате – после дополнительной суры.
Вот точный порядок праздничной молитвы:
После вступительного такбира, руки ставятся чуть ниже пупка, читается ду`а «Субханака ллахума уа би хамдика…». После ду`а, имам совершает такбир – и вся община повторяет за ним трижды. Во время произнесения такбира, руки поднимаются к ушам и опускаются вдоль туловища, после третьего дополнительного такбира они ставятся на своё место. Если коллектив большой, то имам делает небольшую паузу между такбирами, равную прочтения трех тасбихов, а если людей немного, то продолжительностью один или два тасбиха. После третьего такбира, имам должен прочесть про себя «Аузу…», «Бисмилля…», вслух суру «Фатиха», а затем суру на выбор или минимум три аята, а джамаат должен слушать. После поясного и земного поклона молящиеся встают на второй рак’ат. Во втором рак’ате, имам громко читает суру «Фатиха» и дополнительную суру. После, он трижды совершает такбир — и община повторяет за ним, подобно тому, как он делал это вначале первого рак’ата. После произнесения дополнительных такбиров, произносится четвертый такбир и совершается поясной поклон. В отличие от других намазов, в праздничном намазе произносятся 3 дополнительных такбира в первом рак’ате, еще 3 дополнительных такбира во втором рак’ате. Основных такбиров тоже три: вступительный такбир (ифтитах) и 2 такбира в поясном поклоне. Всего 9 такбиров. Такбир ифтитах является фардом (произнесение обязательно), такбир для перехода в поясной поклон в первом рак’ате – сунна, остальные 7 такбиров – уаджиб. Такбир для перехода в поясной поклон во втором рак’ате считается уаджибом из-за близости к дополнительным праздничным такбирам, которые также являются уаджибом.
Пояснения
1. Мусафир — это тот, кто вышел в путь, намерившись преодолеть расстояние не менее 90 км.
2. Обеспечение подопечных становится обязательным (уаджиб) на ком-либо в трех случаях. Первый: муж обязан обеспечивать свою жену. Второй: Отец должен обеспечивать своих дочерей и, неспособных заработать бедных взрослых сыновей, а также бедных маленьких сыновей. А что касается богатых детей, то ответственность за обеспечение родителей и других предков ложится на них. Также все богатые наследники, являющиеся махрам (близкими родственниками), обязаны обеспечивать своих родных. Третье: хозяин должен обеспечивать своих слуг. (М. Хулюси)
3. Согласно другому достоверному мнению – один месяц. (Б. Ильмихаль Ислама)
4. Только в мазхабе Шафии курбан разрешается совершать и в четвертый день праздника
5. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) во время своего прощального хаджа принес в жертву 100 верблюдов, 63 из них он заклал собственноручно, остальных животных поручил заклать достопочтенному Али (радыйаллаху анху). (Аль-Бидайя уан-Нихайя)
6. Перед жертвоприношением, следует выразить следующее намерение: «О, Мой Господь! Ради Твоего довольства, намереваюсь совершить курбан. Тело моё совершило много непристойного и греховного. Мне следует принести в жертву собственное тело. Однако, ты запретил делать это. Взамен этого греховного и немощного тела, ради Твоего довольства, по Твоему повелению, приношу в жертву это животное».
7. Если это баран, то следует начинать: «Аллахумма хазаль кабшу…», если корова: «Аллахумма хазаль бакару…», коза: «Аллахумма хазаль маазу…»
8. Смысл: «О, Аллах! Эта овечка (корова, коза) от Тебя, для Тебя и Тебе. Так прими же ее от меня по Своей милости и щедрости, как принял Ты от Ибрахима — друга Твоего и Исмаила, принесенного в жертву и Мухаммада — любимца Твоего. Молю Тебя Твоим великодушием и щедростью, о, Наищедрейший из щедрейших».
Автор: Шейх М. Хулюси аль-Ханафи
Издательство: «Фазилет Нашрийят»
Подготовил: Хадис аль-Ханафи