
Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма ба‘д
Уважаемые братья и сёстры! С дозволения Аллаха, 27 мая с заходом солнца, начинается благословенный месяц Зуль-Хиджа. Поэтому, давайте готовится держать дополнительный пост в 9 дней, с 28 мая по 5 июня, а 6 ин шаа Аллах عيد الأضحى ‘Ид аль-Адха (Курбан-Байрам).
Зуль-Хиджа считается одним из четырех запретных месяцев. Аллах Всевышний сказал:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные». (Сура «Покаяние», аят 36)
Для того, чтобы указать на величие этих дней, Всевышний Аллах клянется в Священном Коране этими днями. Аллах Всевышний сказал:
وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь десятью ночами!» (Сура «Заря», аят 2)
Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и Муджахид (да будет доволен ими Аллах) говорили, что под десятью ночами имеется ввиду первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа. (Ибн Касир)
Также Всевышний Аллах, сказал:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
«И они поминают Аллаха в установленные дни». (Сура «Аль-Хадж», аят 28)
Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих» приводит слова Ибн Аббаса, что под этими днями имеются в виду десять дней месяца Зуль-Хиджа.
Как пишет шейх Мухаммад Ясир аль-Ханафи, многие улемы (учёные) считают, что эти дни более добродетельными, чем последние десять дней Рамадан и даже последние десять ночей Рамадана, за исключением Ночи Предопределения.
Этот месяц, также является месяцем жертвоприношения. Особенную ценность имеют поклонения совершенные в первые десять дней этого месяца.
Имам аль-Баззар передал от Джабира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أفضل أيام الدنيا أيام العشر
«Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа».
Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) в «Фатх уль-Бари» (2/534) пишет:
والذي يظهر أن السبب في امتياز عشر ذي الحجة لمكان اجتماع أمهات العبادة فيه، وهي الصلاة والصيام والصدقة والحج، ولا يتأتى ذلك في غيره
«Ясно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в этом промежутке времени сосредоточены все важнейшие виды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж. И всё это не сочетается разом друг с другом в иное время».
Также, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«За каждое совершенные поклонения в первые 10 ночей Зуль-Хиджы, сауабов дается в 700 раз больше». (Аль-Байхаки)
«Нет перед Аллахом более благого дела чем поклонения совершенные в первые 10 дней Зуль-Хиджы. В эти дни повторяйте многократно тасбих «СубханаЛлах», тахмид «АльхамдулиЛлях», тахлиль «Ля иляха иляллах», и такбир «Аллаху акбар»». (Ат-Табарани)
عن ابن عباس رضي اللَّه عنهما، قَالَ: قَالَ رسول اللَّه ﷺ: مَا مِنْ أيَّامٍ، العَمَلُ الصَّالِحُ فِيهَا أحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنْ هذِهِ الأَيَّام. يعني أيام العشر. قالوا: يَا رسولَ اللَّهِ، وَلاَ الجِهَادُ في سَبيلِ اللَّهِ؟ قَالَ: وَلاَ الجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ، إِلاَّ رَجُلٌ خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، فَلَمْ يَرْجِعْ مِنْ ذَلِكَ بِشَيءٍ
Передают со слов Ибн Аббаса, что (однажды) Пророк ﷺ сказал: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа). Люди спросили: «И даже джихад на пути Аллаха?» Пророк ﷺ сказал: «И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад, ни того, ни другого». (Аль-Бухари 969)
К праведным делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты. Поэтому, желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. От Хафсы (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
أربع لم يكن يدعهن رسول الله صلى الله عليه وسلم، عاشوراء، والعشر، وثلاثة أيام من كل شهر، والركعتين قبل الغداة
«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пост три дня в каждый месяц и двух-ракаатный суннат-намаз перед утренним намазом». (Ахмад, ан-Насаи)
Слова Хафсы (да будет доволен ею Аллах) «десять дней…» подразумевают первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, так как запрещено поститься в десятый день (т.е 6 июня), поскольку это праздничный день — Курбан.
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ: نَهَى عَنْ صِيَامِ يَوْمَيْنِ: يَوْمِ الْفِطْرِ، وَيَوْمِ النَّحْرِ
Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал поститься два дня в году: в день разговения и в день жертвоприношения. (Аль-Бухари 1990)
Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали:
كان النبي صلى الله عليه وسلم يصوم تسع ذي الحجة ويوم عاشوراء وثلاثة أيام من كل شهر. أول اثنين من الشهر وخميسين
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение), постился в день Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом». (Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхаки 285)
Также передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста, одна ночь поклонений – приравнивается к поклонениям совершенным в ночь предопределения». (Ибн Маджа)
Особенно хотелось бы отметить пост в день ‘Арафа — это девятый день (5 июня).
Передают со слов Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что (однажды) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о соблюдении поста в день ‘Арафа, и он сказал:
صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». (Муслим 1162)
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فليس في صوم هذه التسعة كراهة، بل هي مستحبة استحباباً شديداً، لاسيما التاسع منها وهو يوم عرفة
«Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём ‘Арафа». (Шарх Сахих Муслим, 8/71)
Однако это всё желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается того, кто совершает хадж, то ему нежелательно соблюдать пост в день ‘Арафа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказывался от поста в этот день.
Икрима (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он зашел к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) и спросил его о посте в день ‘Арафа для людей, совершающих хадж, и он ответил:
نَهَى رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ عن صَومِ يومِ عرفةَ بعرفاتٍ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто находится на ‘Арафате (то есть паломникам, совершающим хадж)». (Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425)
Таким образом, за один день поста в день ‘Арафа, Аллах прощает грехи человека за два года. Так давайте же не будем упускать такой возможности заслужить прощения Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.
Шейх Мухаммад Ясир аль-Ханафи рекомендует десять шагов, как провести эти десять дней с максимальной пользой. Мы с позволения Аллаха должны попытаться реализовать их на практике, чтобы получить максимальную выгоду от этого благословенного времени.
* Первый шаг
Чтение Священного Корана. Это можно сделать тремя способами:
1. Читать один джуз ежедневно.
2. Читать два джуза ежедневно.
3. Читать три джуза ежедневно. Это самый лучший вариант, так как это позволит завершить весь Коран в эти десять дней.
* Шаг второй
Приходить рано в мечеть перед намазом и проводить время в дуа, особенно много прося у Аллаха благополучия (‘аафийя) в этой жизни и в последней. Кроме того, совершать зикр до времени намаза.
* Шаг третий
Более тщательно совершать суннат-намазы до и после пяти ежедневных фардов и не упускать нафиль-намазы, такие как духа, тахаджуд и т.д.
* Шаг четвертый
Три периода в день нужно выделить для поминания Аллаха, салауата Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтению Корана и дуа:
1. Перед Фаджр, читать много дуа, особенно для прощения грехов (истигфар)
2. После Фаджра до восхода солнца
3. Между намазами Аср и Магриб.
* Шаг пятый
Напоминать семья, друзьям, коллегам, соседям, и всем кому возможно про важность совершения благих дел в эти дни. И вы также получите их полную награду, а их сауаб не уменьшится.
* Шаг шестой
Пост в эти дни с 1-го по 9-го Зуль-Хиджа, так как есть дополнительное вознаграждение за пост в эти дни. При этом пост 9-го Зуль-Хиджа, лучший день года по некоторым хадисам, послужит прощением малых грехов за предыдущий и будущий год. (Муслим 1162)
* Шаг седьмой
Использовать свой язык только для благого: зикр, призыв к добру, запрет греховного, для примирения между людьми и общения с людьми в хорошей манере. Что еще более важно, необходимо удерживать язык от всего недопустимого: сплетни, ложь, ругань и оскорбление других. Сохранение языка является обязанностью во все дни, но ответственность увеличивается в эти благословенные дни.
Также Пророк (мир ему и благословение) призывал много читать следующие слова в эти десять дней.
سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر
«Субханаллахи уаль-хамду лилляхи уа ля иляха илляллаху уаллаху акбар».
[Примечание Хадиса аль-Ханафи: От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد
«Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (“Ля иляха илля-Ллах”), такбира (“Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)». («Муснад» Ахмада)
Имам аль-Бухари приводит в сборнике «Сахих»:
وكان ابن عمر وأبو هريرة رضي اللّه عنهما يَخرجان إلى السوق في أيام العشر يُكَبِّران ويُكَبِّر الناسُ بتكبيرهما.
«Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа и произносили такбир (“Аллаху акбар”), и люди повторяли за ними».
Под такбиром имеется в виду произнесение следующих фраз:
الله أكبر. الله أكبر. الله أكبر. لا إله إلا الله. والله أكبر. الله أكبر. ولله الحمد
«Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллаху уаЛлаху Акбар! Аллаху Акбар! УалиЛляхи-ль-хамд».]
* Шаг восьмой
Совершение ифтара для тех, кто постится в эти дни также является средством получения вознаграждения, как говорил об этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Так что это прекрасная возможность, чтобы получить награду, накормив тех, кто постится.
Помните, что эта награда достигается не только, если обеспечить полный ужин, но даже угостив глотком воды или фиником постящегося, достаточно для получения этой награды.
* Шаг девятый
Милостыня: даже дать один финик нуждающемуся человеку, это будет большой добродетелью. Любая садака на пути Всевышнего в эти благословенные дни приблизит человека к Аллаху.
Постарайтесь давать садака в каждый из этих благословенных десяти дней. Милостыня является одним из лучших средств для прощения грехов и отдаляет гнев Аллаха.
* Шаг десятый
Стараться в эти дни постоянно делать какие-либо благие дела, на которые вы способны: поклонение или наставление, посещение больных, помощь нуждающимся или даже улыбка для вашего брата мусульманина, никакое из благих не считайте малыми, особенно в эти благословенные дни.
Пусть Аллаху Та’ала даст нам всем возможность понять ценность этих благословенных дней Зуль-Хиджа и использовать их в меру наших возможностей.
Нужно отметить, что является сунной постригать ногти и волосы каждую неделю, но как пишет муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи, человек который намерен совершить курбани, должен воздержаться от стрижки или бритья своих волос, и стрижки ногтей с 1-го дня месяца Зуль-Хиджа до 10-го числа, когда он делает свой Курбан. Это рекомендуемая практика и это было упомянуто в хадисе.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إِذَا دَخَلَتِ الْعَشْرُ، وَأَرَادَ أَحَدُكُمْ أَنْ يُضَحِّيَ، فَلَا يَمَسَّ مِنْ شَعَرِهِ وَبَشَرِهِ شَيْئًا
«Тот, кто намерен совершить курбан, должен воздержаться от стрижки ногтей или волос в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа». (Сунан ан-Насаи, хадис 4362, передала Умм Салма)
Досточтимый Ибн Абидин аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«В первые 10 дней Зуль-хиджы, нужно отложить эту сунну? так как хадис: «Тот, кто намерен совершить курбан, должен воздержаться от стрижки ногтей или волос в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа» — не является приказом. Является мустахабом (желательным) перенести их до совершения обряда жертвоприношения». (Радд аль-Мухтар)
Как видим, это не является уаджибом (обязательным), поэтому как говорят наши учёные, если человек и пострижется, то нет в этом греха и благости за Курбан не уменьшатся.
Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наши поклонения, и одарил нас Своей милостью. Аминь.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи