
1. Хадис: определение, предмет, цель изучения
Буквальное значение
Ед. ч. | Мн. ч. | Значение | |
Араб. | حديث | أحاديث | كلام |
Рус. | хадис | ахадис | калям (речь) |
Техническое определение
Правоведы (факихи) и хадисоведы (мухаддисы) дают разные определения хадису. Это связано с тем, что у них различная сфера исследований. Если правоведы изучают хадисы для извлечения из них норм шариата, то хадисоведы – лишь для сбора хадисов.
1 | Правоведы определяют хадисы так: |
«Знание, посредством которого известны высказывания, поступки, состояния (лишь умышленные из них) и подтверждения пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)». (Тахир Джазаири. «Тауджих-ун-назориляусуль-иль-асар» / под ред. Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, Бейрут: 1-е изд, т. 1, стр. 37) | |
2 | Хадисоведы же не делают различий между умышленными и неумышленными состояниями и дают следующее определение: |
«Знание высказываний, поступков, состояний и признаний (действий) пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), его сподвижников (радиаЛлаху ’анхума) и тех, кто после них (в религии)». (Закария Ансари. Фатх аль-Бакы би шарх «Альфия» аль-Ираки, Бейрут: Дар Ибн Хазм, 1-е изд., 1420 г. х, стр. 41) |
Хадис и асар
а) Согласно мнению правоведов Хорасана, слово «хадис» используют лишь по отношению к марфу-хадисам, в то время как маукуф-хадисы обозначают термином «асар». (Абдулхай Лакхнави. «Зофр аль-амани», Бейрут: Дар-уль-башаир аль-исламия, 3-е изд., 1416 г. х, стр. 26)
Марфу – сообщение, в котором высказывания, поступки, одобрения или качества приписываются пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Маукуф – сообщение, в котором высказывания или поступки приписываются сподвижнику.
б) Имам Навави (рахимахуЛлах) (у. 676 г. х.) писал, что большинство хадисоведов не делают различий между словами «хадис» и «асар».Оба термина используются как для марфу, так и для маукуф-хадисов. В сборнике «Шарх мааниаль-асар» имама Тахави (рахимахуЛлах) (229–321 г. х.) имеется немало марфу-хадисов. То же самое мы видим и в сборнике «Тахзиб аль-асар» имама Ибн Джарира Табари (рахимахуЛлах) (у. 310 г. х.). Это показывает, что термин «асар» может обозначать и марфу-хадисы. (Навави. Шарх «Сахих» Муслим, Карачи: Кадимикутуб-хана, т. 1, стр. 63)
Предмет
По словам шейха Кирмани (рахимахуЛлах) (224–310 г. х.), предметом изучения хадисов является личность посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как пророка. (Суюти. «Тадриб ар-рави», Бейрут: Дар-уль-фикр, 2000 г., стр. 14)
Цель изучения
Цель изучения хадисов – получение наставления от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и тем самым достижение успеха в этом мире и на том свете.
Слово «хадис» в Коране и хадисах
В Коране Аллах, говоря о наставлении, полученном пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), использует слово حَدِّثْ. В суре «Духа» Всевышний Аллах описывает три состояния пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): сиротство, скитание (в поисках верного наставления) и бедность. В ответ на его скитание в стремлении к верному руководству Всевышний Аллах наставил его. И на это Всевышний Аллах говорит:
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
«Что касается блага твоего Господа, сообщи о нем». (Коран, 93:11)
Наставление названо благом (нигмат) Аллаха, и пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велено говорить (حَدِّثْ) о нем. Слово حدث встречается во многих хадисах, например:
1 | حَدِّثُوْا عَنِّي وَلا حَرَجَ |
«Пересказывайте от меня, нет в этом плохого». (Муслим. Сахих, т. 2, стр. 414) | |
2 | مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثيَرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الكَاذِبِينَ |
«Кто передает от моего имени хадис, о подложности которого ему известно, входит в число лжецов». (Муслим. Сахих, т. 1, стр. 6; Ибн Маджа. Сунан, стр. 5) |
Два аспекта хадисов
Хадисыглавным образом рассматриваются с двух ракурсов:
Араб. | Рус. | Значение | |
1 | الرواية | риваят | передача, запись и сохранение хадиса |
2 | الدراية | дираят | понимание различных моментов хадиса, цепочки пересказчиков, степени достоверности, значения |
2. Польза изучения хадисов
1) Как сообщал господин Ибн Масуд (радиаЛлаху ’анху), он слышал, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Да украсит Аллах того, кто слышит (хадис) от нас и передает его так, как слышит! Тот, кому он был передан, возможно, обладает бо́льшим пониманием, чем тот, кто его услышал (напрямую от нас)». (Тирмизи. Сунан)
Этот хадис – ясная и явная благая весть от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в отношении тех, кто занят изучением хадисов и обучением хадисам других людей.
2) Господин Абдулла ибн Амр (радиаЛлаху ’анху) сообщал, что слышал, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Передавайте от меня пусть даже и один аят/утверждение…» (Бухари. Сахих)
Здесь пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) побуждал нас заниматься изучением хадисов и обучением им других людей. Даже если мы изучили лишь один хадис, нам следует постараться передать его другим.
3) Имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) говорил:
«Если бы не Сунна (хадисы), никто бы из нас не понял Коран». (Абу Гудда. «Лямахат мин тарих ас-сунна», Бейрут: 4-е изд., стр. 32, цитата из «Мизан» имама Шарани, рахимахуЛлах)
4) Однажды имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) сказал:
«Люди всегда пребывали в набожности, пока были те, кто изучал хадисы. Но, если они будут изучать знания без хадисов, они собьются с верного пути». (Абу Гудда. «Лямахат мин тарих ас-сунна», Бейрут: 4-е изд., стр. 32, цитата из «Мизан» имама Шарани, рахимахуЛлах)
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 4-7