
Абу Ханифа – муджтахид всех времен
Всевышний Аллах передал знания сначала Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), затем его сподвижникам, от них знания перешли к их последователям (табиинам), от последователей к Абу Ханифе (да смилостивится над ним Аллах), а от Абу Ханифы – к его ученикам. Кто желает, пусть примёт это; кто не желает, может возразить. Истина остаётся истиной – она от этого не изменится. (аль-Хатиб аль-Багдади, «Тариху Мадинати ас-салям»; Бейрут, 2001, XV, с. 460)
Многоликость культур в Куфе
Во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах) география Исламского мира значительно расширила. Было построено множество городов. Таким образом, через 17 лет после переселения в Медину выросли такие города, как Басра и Куфа (Шихабутдин аль-Хамави, «Муджамуль-булдан»; Бейрут, IV, с. 558). Умар (да будет доволен им Аллах) уделял особое внимание строительству Куфы. С его позволения племена, свободно владеющие арабским языком, сосредоточились в окрестностях города. Он направил в Куфу Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), чтобы он мог передавать свои знания жителям этого города. В распространении знаний в Куфе также приняли участие такие великие сподвижники, как Са’д ибн Абу Ваккас, Хузейфа, Аммар ибн Ясир, Салман аль-Фариси, Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах). Они помогали Ибн Мас’уду всем, чем могли.
Куфа превратилась в центр просвещения мусульман. Посетив Куфу, Али (да будет доволен им Аллах), обрадованный тем, что в городе столько учёных, сказал: «Да будет Всевышний Аллах с Ибн Мас’удом. Он наполнил этот город светом знаний. Его ученики, словно светила, освещают этот город». (Аль-Каусари, «Фикхуль-ахлиль-Ирак уа хадисахум», I, с. 15; Аль-Каусари, «Макалятуль-Каусари», «Аль-мактабатут-таукия», Каир, с. 130-131; Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 50-51)
Али (да будет доволен им Аллах) придавал важность знаниям не меньше, чем Ибн Мас’уд. Он продолжал обучать народ основам нашей религии. А после того, как Куфа была назначена столицей Исламского государства и учёные сподвижники обосновались в городе, то не было равных Куфе мусульманских городов по числу учёных, мухаддисов, знатоков Корана и арабского языка. (Аль-Каусари, «Фикхуль-ахлиль-Ирак уа хадисахум», I, с. 15-16; Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 50-51)
Мухаммад ибн Раби’ ад-Джизи и ас-Суюти, подсчитав количество учёных, проживающих на территории Египта, смогли зафиксировать лишь 300 человек. Аль-Иджли же при этом упоминал, что в одном только городе Куфе проживало около 1 500 учёных, семьдесят из которых являлись участниками битвы при Бадре. (Аль-Каусари, «Фикхуль-ахлиль-Ирак уа хадисахум», I, с. 15-16)
Благодаря труду и стараниям сподвижников город превратился в целый университет. Описывая Куфу, Анас ибн Сирин говорил: «Когда я прибыл в Куфу, то увидел, что 4 тысячи человек были заняты изучением хадисов и 400 – изучали фикх» (Аль-Каусари, «Фикхуль-ахлиль-Ирак уа хадисахум», I, с. 20; аль-Каусари, «Макалят», с. 132). И, вероятно, именно благодаря расцвету просвещения Куфа стала прибежищем для всех угнетённых верующих в эпоху правления Омейядов.
На пути к знаниям
Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) родился в Куфе в 80 (70)-м году по хиджре, после того, как учёным-сподвижникам удалось превратить город в центр культуры и просвещения. Однако его родной город к тому времени уже успел утратить свою первоначальную чистоту и невинность. Ирак, на территории которого располагалась Куфа, оказал серьёзное социокультурное влияние на город в целом. Именно поэтому в Куфе распространились такие заблудшие течения, как шиизм, хариджия, мутазилия и прочие. Тем не менее, благодаря ученикам и последователям сподвижников, в особенности ученикам Ибн Мас’уда, течение Ахлю-Сунны продолжало играть главенствующую роль на территории Ирака.
Таким образом Абу Ханифа родился в эпоху, когда Исламский мир был охвачен смутой.
Изначально Абу Ханифа занимался торговой деятельностью, время от времени посещая религиозные собрания и кружки, хотя они мало удовлетворяли его спрос. При необходимости он принимал активное участие в различных дискуссиях, а если в ходе этих научных собраний возникали разногласия, Абу Ханифе приходилось отстаивать религиозные убеждения Ахлю-Сунны перед представителями заблудших течений.
Поразительный успех Абу Ханифы в подобных диспутах был отмечен одобрением со стороны учёных умов той эпохи. Они были крайне недовольны тем, что такой выдающийся человек, как Абу Ханифа, занимается торговлей, оставляя науку. Все единогласно призывали его стать учёным, погрузиться в мир знаний. В связи с этим следует отметить имя имама аш-Ша’би, который весьма способствовал становлению Абу Ханифы на пути знаний. Сам Абу Ханифа отмечал влияние аш-Ша’би на него следующим образом: «Однажды, направляясь к рынку, я проходил мимо имама аш-Ша’би. Он окликнул меня и сказал:
— К кому ты ходишь день ото дня, о, Абу Ханифа?
— Я хожу на рынок, — ответил я.
— Я имел в виду совсем не это. Чьи уроки из учёных ты посещаешь?
— Ничьи уроки я регулярно не посещаю, лишь время от времени.
— Исследуй вопросы, касающиеся науки. Не относись небрежно к собранию учёных, потому что я вижу в тебе несравнимый интерес и стремление.
Слова аш-Ша’би сильно повлияли на меня тогда. И с тех пор я оставил рынок и стал заниматься наукой». (Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981, I, с. 54)
Тем не менее, став завсегдатаем религиозных собраний, Абу Ханифа не забросил торговую деятельность полностью, хоть и перестал самостоятельно заниматься делами. Он нанял партнёров, которые управляли всем, и время от времени навещал их, чтобы удостовериться, что дела идут согласно предписаниям Ислама.
Кружки каляма
Занявшись образованием, Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) стал тщательно изучать каждую науку по отдельности. Он сразу же приступил к изучению основы из основ – познанию науки наху, затем постепенно, шаг за шагом, изучал и все остальные дисциплины, пока не достиг хорошего уровня в изучении этих наук.
В это время в мечетях Куфы преподавание шло в трёх направлениях. Первое направление включало в себя изучение науки калям. Калям представлял собой дисциплину, в которую входило изучение основ вероубеждения и всех вопросов, касающихся акыды. Второе направление составляли религиозные собрания, в которых изучались вопросы, относящиеся к хадисам. В них обсуждались критерии передачи хадисов, велись споры о достоверности того или иного хадиса. Третий вид религиозных собраний представлял собой изучение науки фикх, в которых вёлся процесс вынесения хукмов (решений) согласно аятам Корана и хадисам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принимались фетвы. (Мухаммад Абу Зухра, «Абу Ханифа: Хаятуху уа асруху арауху уа фикхуху»; изд-во «Даруль-фикриль-араби», Каир, 1997; с. 21)
В те годы, когда Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) посвятил себя наукам, велись громкие дискуссии и споры, касающиеся вопросов вероубеждения. Мусульмане придерживались разных точек зрения между собой, были разногласия с представителями иных религий. Исходя из этих обстоятельств, Абу Ханифа предпочитал посещать занятия по науке калям. Таким образом, он добился определённого положения в этой нише.
Его внимание привлекло то, что в Басре велись серьёзные споры, касающиеся науки калям, а также там можно было встретить представителей самых разных религиозных течений. Он посетил Басру более двадцати раз. В те времена он предполагал, что калям является самой важной из наук.
С течением времени его взгляды претерпели изменения. Он размышлял так: «Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и табиины были сведущи во всех вопросах, которые нам известны. Они были более сильны в том, что касается знаний, и обладали большим правом. Тем не менее, они не вступали в дискуссии, связанные с калямом. Напротив, воздерживались от этого, и запрещали это дело другим. Они больше обсуждали вопросы, касающиеся Шариата и основ фикха. Религиозные собрания устраивались именно для этого. Они занимались изучением данного вопроса и призывали всех мусульман к изучению основ Шариата. Издавались фетвы, решались проблемы…» (Мухаммад Абу Зухра, «Абу Ханифа: Хаятуху уа асруху арауху уа фикхуху»; изд-во «Даруль-фикриль-араби», Каир, 1997; с. 23). При этом они не принимали ничью сторону в спорах, касающихся акыды. Представив картину именно в таком свете, Абу Ханифа постепенно охладел к науке калям.
Собрание по фикху
Со временем Абу Ханифа больше стал тянуться к науке фикх. Оставив кружки каляма, он начал отдавать предпочтение собраниям, в которых поднимались вопросы Шариата. На его выбор в пользу фикха повлияло одно событие, о котором поведал Зуфар ибн аль-Хузайл со слов самого имама Агзама: «Я вёл в мечети уроки по науке калям одновременно с Хаммадом ибн Абу Сулейманом, который преподавал фикх. Однажды ко мне обратилась какая-то женщина и спросила: «У одного человека есть жена, с которой он хочет развестись в соответствии с Сунной. Сколько раз он должен дать ей развод?». Я не знал ответа на её вопрос, потому велел ей пойти к Хаммаду, спросить его, а затем вернуться и рассказать мне. Женщина задала тот же вопрос Хаммаду, и он ответил ей следующее: «Он должен дать ей один развод в состоянии чистоты (в отсутствии месячных), не вступать с ней в половую связь. Затем необходимо дождаться завершения ещё двух месячных циклов, и после того, как она совершит полное омовение, ей дозволено выходить замуж за другого». Вернувшись, женщина передала мне слова Хаммада. После этого я сказал себе: «Нет мне нужды в каляме»; затем я взял свои сандалии и присоединился к кружку Хаммада. Я внимательно слушал его и старался запомнить те вопросы, которые он разбирал. Я был лучшим из его учеников, поэтому он говорил остальным: «Во время урока пусть не садится рядом со мной никто, кроме Абу Ханифы. (Абубакр Ахмад ибн Али аль-Хатиб аль-Багдад, «Тариху Мадинати ас-салям», Бейрут 2021 год, XV, с. 456; Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби, «Сияру алямин-нубаля», Бейрут, 1998, VI, с. 397; Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари), изд-во «Даруль китабиль араби», 1981, I, стр. 51)
Автор: Шейх Ихсан Шеноджак
Из книги: «Абу Ханифа — великий муджтахид»