Муджтахид, выразивший свой иджтихад при помощи шахады: Абу Ханифа
Его звали Нугман, сын Сабита ибн Зуты (Абу Бакр Ахмад ибн Али Хатип аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям». Изд-во «Даруль-гарбиль-ислами», Бейрут, 2001 — XV, 446; Абу Мухаммад Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайбе, «Аль-магариф». Изд-во «Даруль-магариф», Каир — с. 490; Такыютдин ибн Абдиль-Кадир ат-Тамими, «Табакатус-саниййа фи тераджимиль ханафия». Изд-во «Даруль-руфаи», Ар-Рияд, 1983 — I, с. 74; Шихабутдин Ахмад ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан». Изд-во «Даруль-аркам», Бейрут — с. 37)
В своей основе «нугман» означает «кровь, дающая жизнь телу». Исходя из этого, некоторые учёные отождествляют это имя со значением «душа». И если рассматривать имама Агзама с той позиции, до которой он впоследствии поднялся, то становится ясно его соответствие имени Нугман, ведь благодаря своему мастерству в вопросах Исламского права, он был подобен крови, текущей по телу. Если же принимать во внимание точку зрения, что слово «нугман» является производным от слова «нигмат», то в таком случае его значением будет «Милость Всевышнего Аллаха Своим рабам» (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 41). И если учесть всё количество разрешённых имамом Агзамом религиозных вопросов, то неоспоримо то, что его можно называть величайшей милостью для нашей уммы.
Его куньей было Абу Ханифа. Данное прозвище является производной формой женского рода от слова «ханиф», под которым подразумевается значение «человек, склонный к истинной религии». Несмотря на то, что рассказывается, что будто бы у него была дочь по имени Ханифа, отсюда его стали называть Абу Ханифой (то есть, отец Ханифы), достоверно известно, что у Имама Агзама не было других детей, помимо сына Хаммада. Потому первое мнение относительно того, откуда произошло его прозвище, является более сильным.
Его происхождение
Существуют разные мнения относительно его происхождения. В связи с его торговой деятельностью Абу Ханифу называли «Аль-Хаззаз» (Аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям», XV, с. 446), что означало «человек, торгующий шёлком», а также, в связи с тем, что он родился и вырос в городе Куфа, его называли «Аль-Куфи». Известно также, что имама Агзама называли «Ат-Таими» из-за того, что его дед Зута был пленником племени Таимилляха ибн Саглябы (был пленен при завоевании арабами их территории, затем был освобождён). (Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан, «Аль-марджухун-миналь-мухаддисин ваз-зуафаи валь-матрукин». Изд-во «Даруль-магариф, III, с. 63; Аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям», XV, с. 446)
Существуют разные версии того, откуда родом Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах). В исторических источниках упоминаются такие города, как Кабул, Вавилон, Неса, Тирмиз и Анбар. Сирадж аль-Хинди даёт свою трактовку данных версий относительно происхождения Абу Ханифы: его дед был родом из Кабула, затем поочерёдно переехал сначала в Несу, а далее — в Тирмиз; его отец же родился в Тирмизе, но вырос в Анбаре (Такыютдин ибн Абдиль-Кадир ат-Тамими, «Табакатус-саниййа фи тераджимиль ханафия». Изд-во «Дарур-руфаи», Ар-Рияд, 1983 — I, с. 75), а затем переехал в Куфу. И именно в Куфе его отец встретился с Али (да будет доволен им Аллах), который вознес дуа Всевышнему Аллаху относительно его самого и его потомства. (Аль-Багдади, там же, XV, с. 448; Ат-Тамими, там же, I, с. 75)
Положение рабства
В период правления династии Омейядов частично изменились критерии, по которым определялось положение человека в обществе. Таким образом, порой изгнанию подвергались учёные неарабского происхождения, а иногда знатоки Исламского права, в роду которых были рабы. Тем не менее, самыми известными учёными периода табиинов стали именно представители народов, не имеющих арабских корней. Разговор, который произошёл между ‘Атой и Хишамом ибн Абдуль-Маликом, является подтверждением того, что великие учёные были из числа мавали (представители неарабских племён и народов).
На вопросы Хишама относительно учёных из разных городов, ‘Ата ответил следующим образом: «Если ты спрашиваешь об ученом из Медины, то им является Нафи — раб Абдуллаха ибн Умара. В Мекке из числа учёных — ‘Ата ибн Абу Рабах, в Йемене — Тавус ибн Кайсан, в Йамаме — Яхья ибн Абу Кясир, в Шаме — Махкуль, в Джазире — Маймун ибн Михран, в Хорасане — Даххак ибн Музахим, в Басре — Хасан аль-Басри и Ибн Сирин. Все они — из числа мавали, никто из них не является арабом. И только учёный из Куфы по имени Нахаи является арабом».
Интересен ответ Хишама относительно такой картины: «Я чуть было не испустил дух, испугавшись, что ты не назвал ни одного араба». (Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари). Изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981 — I, с. 12)
Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) не был арабом, но это не является основанием для того, чтобы считать кого-то из его дедов рабом. Предания о том, что он является выходцем из числа рабов, не соответствуют истине. Доказательством для этого служат слова внука великого имама Исмаила ибн Хаммада, который говорил: «Я — Исмаил, сын Хаммада сына Нугмана сына Сабита сына Нугмана сына Марзубана (стража закона)», — поклянувшись, что в его роду не было рабов. (Такыютдин ибн Абдиль-Кадир ат-Тамими, «Табакатус-саниййа фи тераджимиль ханафия», с. 75)
Мухаммад Захид аль-Каусари (да смилостивится над ним Аллах) отмечал, что данное высказывание Исмаила ибн Хаммада является единственным источником, который проливает свет на противоречивые сведения относительно происхождения Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах). Немаловажным в этом вопросе, по мнению аль-Каусари, является тот факт, что Исмаил ибн Хаммад был из числа правдивых и справедливых людей. Потому что Мухаммад ибн Абдуллах аль-Ансари сказал: «С эпохи правления Умара (да будет доволен им Аллах) и по сей день не был в Басре назначен судьёй (кадием) кто-либо, равный Исмаилу ибн Хаммаду». А когда в ответ на это его спросили: «Даже Хасан аль-Басри, который исполнял обязанности кадия (судьи) в те времена?», — он ответил: «Клянусь Аллахом, даже такой заслуживающий доверия богобоязненный аскет, как Хасан аль-Басри». (Мухаммад Захид аль-Каусари, «Фикху ахлиль-Ирак уа хадисухум» (вместе с «Насбур-райэ» Зейлаи). Изд-во «Даруль-кутубиль-илмиййа», Бейрут, 1996 — I, с. 22)
Важнейшим критерием в Исламе, который определяет положение человека, является степень его богобоязненности (такуа): «Поистине, самый почтенный из вас пред Аллахом — наиболее богобоязненный» («Аль-Худжурат»/«Комнаты», 49:13). В своё время и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отдавал предпочтение одним своим сподвижникам перед другими, даже если они были выходцами из числа рабов. Таким образом, он причислял Салмана аль-Фариси к Ахлю-Бейт, то есть ставил наравне со своей семьёй. Также и в отношении Биляля аль-Хабаши, которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал своим приближенным, в то время как отстранил от себя родного дядю Абу Ляхаба (Аль-Муваффак ибн Ахмад Аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари), Изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981, I, с. 11). Таких примеров укрепления позиций мусульман можно назвать ещё несколько. Например, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назначил главнокомандующим войска, состоявшего из многих великих сподвижников, Усаму (да будет доволен им Аллах), который был сыном бывшего раба по имени Зейд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах).
Рождение
Согласно распространенному мнению, имам Агзам (да смилостивится над ним Аллах) родился в Куфе в 80-м году по хиджре в период правления Абдуль-Малика ибн Марвана. Но после того, как алляма аль-Каусари сообщил о том, что Бадруддин аль-‘Айни указывал на три разные предполагаемые даты рождения Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), — 61-й, 70-й и 80-й годы, а также принимая во внимание другие высказывания, учёный предпочёл взять за основу мнение, что дате рождения имама Агзама наиболее соответствует 70-й год по хиджре (аль-Каусари, «Тагнибуль-хатиб». Изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, с. 31-32). В таком случае, на момент смерти Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах) в 150-м году по хиджре ему было не 70, а 80 лет.
Первые годы
Большую часть своей жизни Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) провел в том городе, где и родился, то есть в Куфе. В первую очередь он занимался торговлей — ремеслом, доставшимся ему от отца. Ему принадлежала широко известная в своё время торговая лавка, расположенная по улице Умара ибн Хурайса. Он значительно преуспел в торговле: ему все беспрекословно доверяли, он никогда никого не обманывал. За короткое время он прославился на Шелковом рынке как один из самых уважаемых торговцев среди всех торговцев тканями. (Аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям», XV, с. 446)
После того, как его компаньон продал покупателю кусок ткани с дефектом, ненароком забыв предупредить клиента об этом, имам Агзам распорядился раздать в качестве милостыни прибыль со всего имеющегося товара, частью которой являлся свёрток той ткани. Размер розданного имущества составил крупную в те времена сумму, равную приблизительно тридцати тысячам дирхемов. При этом он отказался далее сотрудничать с таким невнимательным компаньоном (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан». Изд-во «Даруль-аркам», Бейрут, с. 85-86). Со временем он смог расширить свою торговую деятельность, добиться большего успеха и открыть собственную мастерскую, где ткали шёлк. Под его руководством трудилось большое количество работников.
Отличительные черты имама Агзама
Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) говорил бегло, обладал даром последовательного рассуждения. Его голос был мягким и приятным. На внешность он был светловолосым, с аккуратными чертами лица и среднего телосложения. Отличался опрятностью. От него всегда приятно пахло. Его запах был настолько выраженным, что люди заранее могли почувствовать его приближение. Описывая своего учителя, Абу Юсуф (да смилостивится над ним Аллах) говорил следующее: «Абу Ханифа был среднего роста: не был слишком мал, в то же время не был слишком высок. В своё время не было равных ему в логике и красноречии». (Аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям», XV, с. 481)
Его богобоязненность
Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) был богобоязненным муджтахидом, который уделял много времени поклонению и вёл аскетичный образ жизни. Яхья аль-Каттан говорил о нём следующее: «Стоило взглянуть на лицо имама Агзама (да смилостивится над ним Аллах), и становилось ясно, насколько он боялся Всевышнего Аллаха» (Аль-Багдади, «Тарих Медина ас-салям», XV, с. 482). Даже сомнение по поводу совершения греха было убийственным для него. Он отказался от многого дозволенного, дабы не впасть в сомнение. (Хусеин ас-Саймери, «Ахбару Абу Ханифа уа асхабихи». Изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, с. 33)
Когда к стаду овец Куфы присоединили захваченную овцу, то он спросил у знатоков, какая средняя продолжительность жизни одной овцы. Узнав о том, что овца в среднем живёт 7 лет, он ровно семь лет не ел баранину. (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан». Изд-во «Даруль-аркам», Бейрут, с. 85)
История, рассказанная Йазидом бин Харуном, является ещё одним доказательством того, насколько имам Агзам (да смилостивится над ним Аллах) воздерживался от всего сомнительного: «Однажды я стал свидетелем того, как Абу Ханифа сидел возле чьей-то двери под лучами солнца. Я окликнул его и сказал: «О, Абу Ханифа, не лучше ли тебе пересесть в тень?». Он же ответил: «Я должен забрать у хозяина этого дома то, что принадлежит мне. Поэтому я не считаю дозволенным сидеть под тенью внутреннего двора этого дома»». (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 85)
В другом предании, касающемся этого вопроса, говорится о том, что сидеть под тенью стен этого дома означает извлечь выгоду от того, что тебе кто-то должен. А это, в свою очередь, подпадает под решение, что любой долг, под которым подразумевается какая-то выгода, является процентом. Но самое интересное в этом происшествии — то, что Абу Ханифа считал данный вопрос не столь необходимым для людей. Он (да смилостивится над ним Аллах) говорил об этом следующее: «Учёный должен нести ещё большую ответственность в вопросах, относительно которых он выносит решение». (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 85)
Мекки бин Ибрахим утверждал, что: «Я провел долгое время вместе с жителями Куфы, но не встретил никого более надёжного и заслуживающего доверия, чем Абу Ханифа». (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 85)
Его богобоязненность находила отражение и в решениях, которые он принимал. Он издавал фетвы лишь по мере необходимости. Именно поэтому он говорил: «Если бы я всерьёз не боялся, что знания могут быть утрачены, я бы ни для кого не издавал фетв. Фетва, оставаясь безопасной для людей, накладывает серьёзную ответственность на меня самого». (Хусеин ас-Саймери, «Ахбару Абу Ханифа уа асхабихи», с. 34)
Он не принимал подарков от государственных деятелей, ссылаясь на то, что те не соблюдают справедливости. И даже попав в заключение под стражу, он отправил своему сыну Хаммаду весточку, где говорилось следующее: «Дитя моё! Я не нуждаюсь в больших тратах на пропитание и прошу всего лишь два дирхема: один дирхем — на похлебку, другой — на хлеб. Поторопись передать мне эти деньги, сынок, чтобы не приходилось есть за счёт государства». (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 87)
Причиной отказа от предложенной ему должности главного кадия (судьи) и казначея стала его богобоязненность. Он отвергнул такую важную государственную должность из-за сомнения в том, что сумеет принимать решения согласно Исламу, находясь под властью несправедливого правителя. Он предпочёл понести наказание в этом мире, нежели отвечать за свои действия в мире Вечном.
Автор: Шейх Ихсан Шеноджак
Из книги: «Абу Ханифа — великий муджтахид»