Фикх

Мустахаб (желательное) для соблюдающего пост

1. Выпить хоть глоток воды во время сахура и продолжать прием пищи до последней части ночи.

Сахур – прием пищи перед рассветом тем, кто намерен соблюдать днем пост. Здесь подразумевается промежуток времени до 2-го фаджра. Цель вставания для сахура – это накопление силы и энергии для поста, а также заслуживание награды за прерывание сна, ибо предутренние часы считаются самыми благословенными для поклонений. Известны многие хадисы Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), где даются советы вставать для сахура:

«Вставайте для сахура, ибо в пище сахура содержится баракат». (Бухари, Саум, 20; Муслим, Сыям, 45; Тирмизи, Саум, 17; Насаи, Сыям, 18, 19).

«Кто желает соблюдать пост, пусть во время сахура что-нибудь съест!» (Ахмад бин Ханбаль, 3/367, 379).

«Собирайте силы и энергию для соблюдения поста с помощью пищи сахура. Набирайтесь силы посредством сна «кайлюля» (послеобеденный сон), чтобы ночью вставать для совершения намаза тахаджуд». (Ибн Маджа, Сыям, 22).

«В пище сахура имеется баракат, поэтому не пренебрегайте сахуром и выпейте хотя бы глоток воды, ибо Аллах оказывает людям, принимающим пищу сахура, Свою милость, а ангелы просят Его простить их прегрешения». (Ахмад бин Ханбаль, 3/44, 13; 5/370).

Продолжение сахура до наступления рассвета является мустахабом, так как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Моя умма будет находиться на правильном пути до тех пор, пока она будет без промедления совершать ифтар и продолжать сахур до наступления рассвета». (Бухари, Саум, 45; Муслим, Сыям, 48; Тирмизи, Саум, 13).

2. Заканчивать пост (разговляться) до намаза магриб. Чтобы состояние голода не терзало и не занимало мысли, желательно быстрее завершить пост и совершить ифтар (вечерний прием пищи). Если погода пасмурная, но азан прочитали, с приемом пищи лучше повременить. Пока человек, находящийся на возвышенном месте, не увидит закат солнца, ифтар не совершают. Начинать ифтар фиником или глотком воды является мустахабом, ибо так завершал пост Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям). Предписание спешить с ифтаром опирается на хадис:

«Моя умма будет находиться на правильном пути до тех пор, пока она будет без промедления совершать ифтар». (Бухари, Саум, 45; Муслим, Сыям, 48; Тирмизи, Саум, 13, Найлуль-Автар, 4/220).

3. Чтение следующего дуа во время ифтара является сунной:

اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي إنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Аллахумма, ляка сумту, уа ‘аля ризкыка афтарту, субханака уа бихамдик. Аллахумма такъаббаль минни, иннака антас-сами’уль-‘алим».

«О Аллах, ради Тебя я держал пост, и разговелся я тем, чем Ты меня наделил, свят Ты и хвала Тебе. О Аллах, прими (это) от меня, ведь ты — Слышащий, Знающий». (Абу Дауд, Саум, 22; ибн Маджа, Сыям, 48).

Даракутни и Анас привели со слов ибн Аббас следующий дуа: «Аллахумма лякя сумна уа ‘аля ризкыка афтарна уа такъаббаль минна иннака антас-сами‘уль-‘алим».

4. Угощение тех, кто соблюдал пост, угощение бедных и нуждающихся является мустахабом. Но лучше угощать постящихся людей, ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Кто накормит постящегося человека, тот обретет столько же вознаграждений. При этом вознаграждение постящегося человека нисколько не уменьшится». (Тирмизи, Саум, 82; ибн Маджа, Сыям, 45; Дарими, Саум, 13; Ахмад бин Ханбаль, 4/114, 116, 5/192).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) во время Рамадана увеличивал число благих деяний. В одном хадисе рассказывается:

«Как благотворитель, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) был самым щедрым человеком. Когда во время Рамадана он встречался с Джибрилем, он больше обычного проявлял свою щедрость». (Бухари, Бадуль-вахй, 5, Саум, 7, Бадуль-хальк, 6, Фадаилуль-Куран, 7; Муслим, Фадаиль, 50).

Целью увеличения благих дел во время Рамадана является оказание помощи постящимся, чтобы облегчить им жизнь и способствовать обретению умиротворения в душе.

5. Очиститься (помыться) от состояния джунуб, хайд и нифас, с одной стороны, чтобы начать пост в состоянии физической и духовной чистоты. С другой стороны, постящемуся можно принимать ванну или душ, но при этом нужно следить, чтобы не проглотить воду. Если женщина ночью очистилась от хайда или нифаса и намерена соблюдать пост, то ее пост будет действительным. Такое же положение и в отношении того, кто решил начать пост без гусуля, то есть, в состоянии джунуб, ибо Аллах повелевает:

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَائِكُمْ

«Вам разрешается близость с вашими женами в ночь, предшествующую посту». (Сура аль-Бакара, 2/187).

Следующий хадис также доказывает, что пост тех, которые начали соблюдать пост в состоянии джунуб, действителен: «Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) просыпался в состоянии джунуб не в результате поллюций. Он вставал, мылся и затем начинал соблюдать пост». (Ахмад бин Ханбаль, 6/34, 36, 38, 67; ибн Маджа, Сыям, 27; Малик, Муватта, Сыям, 10, 12).

Что касается хадиса Абу Хурайры (радиийаллаху анху): «Кто просыпается в состоянии джунуб, пост того недействителен» (Бухари, Саум, 22, 35; Муслим, Сыям, 75-78; ибн Маджа, Сыям, 27; Малик, Муватта, Сыям, 11), то здесь имеется в виду человек, который вступил в половую близость с супругой после наступления 2-го фаджра или же который продолжил половой акт после наступления рассвета.

6. Избегание пустых разговоров также является мустахабом. Сплетни, клевета и возведение лжи на кого-либо категорически запрещаются. В этом отношении Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Тот, кто не оставит ложь в своих словах и делах, то у Аллаха нет нужды в оставлении этим человеком еды и питья». (Бухари, Саум, 8; Адаб, 51; Абу Дауд, Саум, 25; Тирмизи, Саум, 16; ибн Маджа, Сыям, 21).

В другом хадисе сказано: «На свете есть столько людей, соблюдающих пост, которые, кроме голода и жажды, не получат никакой награды. Есть столько людей, которые, встав ночью, совершают ибаду, но кроме прерывания сна и бессонницы, они никакой пользы не получат». (Ибн Маджа, Сыям, 21).

Если кто-нибудь начнет ругаться во время Рамадана, то по сунне постящийся должен сказать: «Я соблюдаю пост», ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) предупреждал:

«Пусть никто из вас, соблюдая пост, не ругается и не кричит. Если же кто-либо затеет с вами ссору, вы должны сказать ему: «Я соблюдаю пост». (Бухари, Саум, 2; Муслим, Сыям, 130; Абу Дауд, Саум, 29).

Что касается того, кто соблюдает пост в другой, кроме Рамадана, месяц, он должен останавливать себя теми же словами, произнесенными про себя, так как сокрытие от посторонних нахождение в посте является главным принципом при дополнительных видах поклонений.

7. Изучение наук и чтение Корана, чтение зикров и салаватов во время поста является мустахабом. В хадисе, приведенном в сборниках Бухари и Муслима, говорится:

«Во время Рамадана Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) каждую ночь встречался с Джибрилем (алейхиссалям) и читал вместе с ним Коран». (Бухари, Бадуль-вахй, 5, Бадуль-хальк, 6; Манакыб, 23; Насаи, Сыям, 2; Ахмад бин Ханбаль, 1/288, 367, 373, 6/130).

Из другого хадиса известно, что занятие ночью наукой в течение часа гораздо лучше, чем проводить в ночных бдениях ночи напролет. (Дарими, Мукаддима, 27).

8. Совершение и’тикафа. Особенно последние десять дней Рамадана, является мустахабом, так как и’тикаф способствует защите человека от различных прегрешений. Кроме того, увеличивается вероятность застать «Ляйлятуль-кадр» (ночь предопределения). Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) последние десять дней Рамадана совершал очень много поклонений. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:

«Когда до окончания Рамадана оставалось десять дней, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) все ночи проводил в бдениях. Кроме того, он будил своих домочадцев и сторонился женщин». (Муслим, И’тикаф, 8; Тирмизи, Саум, 72; ибн Маджа, Сыям, 57; Дарими, Саум, 52; Ахмад бин Ханбаль, 6/82, 123, 256, 5/40).

Во время Рамадана нежелательно выполнять тяжелые работы, которые могут привести к ослаблению организма. По возможности работать до обеда, а после обеда немного отдохнуть. Если позволяют средства, можно для выполнения некоторых работ нанять работников, так как не позволительно без острой необходимости выполнять тяжелые работы, и в результате ослабнуть настолько, что невозможно будет держать пост. (Мустахаб см: аль-Касани, 2/105-108; ибн Абидин, 2/157; аш-Шурунбуляли, стр. 115; аш-Ширбини, 1/434-436; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/103, 169; аз-Зухайли, 2/631).

Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 576-580

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *