ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А. ЖИЗНЬ
Несмотря на то, что существует множество мнений относительно происхождения арабского слова «дунья» (жизнь), два из них считаются основными.
Первое из них гласит, что арабское слово «дунья» берёт своё начало от корня «дунувв», что означает «ближайшее».[1] А посему эта жизнь называется дуньей оттого, что она ближе к нам, чем потусторонняя.[2]
Другое мнение гласит, что слово «дунья» происходит от однокоренного «денайет», что означает «нижайшее, самое приземлённое». И поэтому арабы издревле говорили о невеждах и тех, кто известен своим безкультурьем, как о падших или нижайших из людей, называя их «раджулун дениун».[3] Земной шар, на котором мы с вами живём, в Коране называется «ард»,[4] а течение жизни называется «мирской жизнью»[5], «жизнью первой»[6] и «этой жизнью».[7] Следующая же жизнь называется «потусторонней»,[8] «истинной»[9] и «конечной».[10]
Между Аллахом и человеком существует четыре разных вида взаимоотношений. Мирская же жизнь – это место проявлений этих отношений.[11] Но у людей существует разница во взглядах на сцену, где это происходит. Для того чтобы понять это, достаточно сказать, что только само слово «дунья» (мирская жизнь) имеет множество различных значений. Слово «дунья», как и его сущность, из ряда таких слов, которые зависят от своей противоположности, то есть смысл которых становится полностью ясным только при сопоставлении с их противоположностью. Как, например, муж и жена, брат и сестра и т.п. Каждое из этих слов напоминает о том, что ему противоположно. Мужчина может стать мужем только в том случае, если у него есть жена. То есть слово «муж» вбирает в себя и смысл слова «жена». Также и слово «дунья» вбирает в себя и понятие «жизнь иная» или «потусторонняя». И какое бы из этих слов Священный Коран ни употребил в своём обращении, смысл его остается одним и тем же. И даже в аяте, где эти два разных слова встречаются вместе, последует нечто, напоминающее о другом:
تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللّهُ يُرِيدُ الآخِرَةَ
«..Вы желаете мирских благ, Аллах же [изготовил для вас] будущий мир…». («Аль-Анфаль» 8/67).[12]
Говоря о мирской жизни, каждый человек привык думать о месте, где существуют события, мысли и смыслы, место, у которого нет определённого физического положения или времени, которое воспринимается каждым как недостойное место. Что же касается земли, то это место, полное назиданий, которое достойно того, чтобы им восхищались, исследовали и по нему путешествовали. Ведь Всевышний Аллах повелевает:
هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولاً فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
«Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из дарованного Им удела. К Нему вы возвратитесь [после воскрешения]».[13]
Поэтому в Коране земля (ард) называется географическим местом, тогда как мирская жизнь (дунья) – это термин исключительно религиозный и духовный, и когда говорится о непривязанности к мирскому, говорится не о том космическом значении, которое оно несёт, а о том, что заставляет оставить позади прелесть жизни иной, потусторонней и духовной.[14]
В большинстве случаев понятия «мирская жизнь» и «земля», как таковая, тесно переплетаются друг с другом. О взаимоотношении между ними мы станем говорить позже, здесь же мы ограничимся, сказав лишь, что между жизнью на земле и самой её поверхностью существует самая тесная связь, поэтому слово «дунья», теряя свой основной смысл, чаще всего называется жизнью на Земле, «на одной из планет Солнечной системы».[15]
Именно по той причине, что слово «дунья» имеет так много значений, его пытались всячески трактовать, что, в свою очередь, породило множество различных взглядов. Вот некоторые из них.
Ученые Каляма (Исламского богословия), пытаясь пояснить значение слова «жизнь», разделились на два мнения, о которых Абуль Хасан аль-Ашари (умер 324/941) сказал:
«Первое мнение гласит, что жизнь – это существование и продолжение существования Вселенной до Конца Света. А посему жизнь – это время. Второе мнение гласит, что жизнь – это имя (название), присущее тому, что между небесами и землей. И так же, как жизнью нельзя назвать то, что находится над небом, нельзя таковой назвать и то, что под землёй. А посему жизнь – это также означает место».[16]
Аль-Газали говорил о том, что жизнью для человека являются все наслаждения, услады, моменты восторга и упоения, переживаемые им до его смерти, и говорит о том, что нельзя считать каждое стремление его, наслаждения, полученные им, порицаемыми.[17]
Мауляна Джаляледдин Руми (умер 672/1273) считал, что «дунья» – это состояние неведения о Всевышнем Аллахе. Ни ткани, ни деньги, ни куплю-продажу и ни даже женщин он не считал «дуньей» и говорил:
«Что же есть дунья? Это быть в неведении о Всевышнем… Если судно наполнится водой, оно погибнет. Вода же, что под судном, лишь способствует его передвижению».[18]
Он утверждал, что для корабля жизни необходимы воды мирского, воды благ мирских, но нельзя при этом допустить, чтобы внутрь этого судна попала вода. А судно то он назвал сердцем.
Мауляна, развивая тему в своих стихах, продолжал:
«Фляга, закрытая пробкой, упав в поток реки, поплыла по течению, ведь в ней остался воздух. Так же и человек, познавший, что такое бедность, не потонет на гребнях волн реки жизни, останется на плаву. И даже тогда, когда в его руках оказываются богатства всего мира, в его глазах это остаётся ничем. А посему и ты наполни сердце своё божественными знаниями и закрой его горлышко, запечатав сверху».
Абу Сафван ар-Руайни, когда его спрашивали о том, что есть жизнь мирская, о которой неодобрительно говорит Аллах в Священном Коране, и которой сторонятся разумные люди, говорил:
«Всё то, что имеешь от жизни, желая мирского, для тебя пагубно, это порицаемо. А вот всё то, что ты можешь иметь от неё, не желая при этом мирского, ни в коем случае мирским не является».[19]
Иные называют дуньей всё то, что мешает нам увидеть истину, увидеть преграды, что стоят на нашем пути к Аллаху, и всё то, что мешает нам постичь любовь Всевышнего.
По мнению Амир бин Абди Кайса (умер 124/741):
«Мирская жизнь – это мать смерти, повергающей всё крепкое и прочное в руины… Да и к тому же место, где никто не останется вечно».[20]
А Абу Хазм Саляма бин Динар (умер 140/757) давал мирской жизни такую оценку:
«Часть мирской жизни, что прошла, – это воспоминания, оставшаяся же её часть – воображение …»
Знающий это не станет чувствовать себя спокойно даже в её комфорте и не будет удручён и невзгодами её, ибо всё радующее в жизни сей сменяется тем, что печалит. А потому, если мы обезопасим себя от зла того, что мы можем получить от жизни, нам никогда не повредит то, чего у нас нет.[21]
Один из мудрецов на вопрос о том, что такое дунья, ответил:
«О каком мирском вы спрашиваете меня? О том ли, что было отвержено устами Пророков и благочестивых правителей?»
Когда люди подтвердили, что именно об этом, он сказал:
«То мирское, о котором вы меня спрашиваете – это нечестие».[22]
Мнение же Саида Нурси, одного из современных учёных, было таково:
«Мирская жизнь подобна книге. Буквы и слова в ней указывают не на то, что душе угодно, а более на сущность и имя кого-то другого. А посему знай содержание ее и смысл!.. Не забудь также посадить чего-нибудь и получить с того урожай, сохранить его, не возвышайся и не придавай ему значения. А посему знай того, кто в нём отражается, увидь свет его и пойми имя нарисовавшееся в нем, полюби его. Разорви все отношения свои с простыми стекляшками, которые обречены сгинуть, быть разбитыми. Она же, жизнь, подобна ярмарке. А посему, проходя мимо неё, посмотри с назиданием не на безобразное, а на видимую красоту, и на ту, что за ней. Удачных тебе приобретений, и развлеки себя наилучшим образом… Жизнь также подобна постоялому двору. А посему ты не будь глупцом и садись за стол тогда, когда хозяин зовёт тебя, веди себя так, как дозволено там, кушай, пей отдыхай и будь благодарен и, уходя, не оглядывайся!…»[23]
Один из мыслителей нашего времени Сабри Ульгенер дал свою оценку, которая схожа с оценкой Саида Нурси:
«Жизнь мирская, будучи материей и состоящая из предметов, ни в коем случае не нечто, чего нужно сторониться, она лишь тварь, которую следует отдалять и устранять, если она, обратившись в высокомерную гордыню, отдаляет раба от поминания Аллаха. А значит, жизнь мирская, не снаружи, а внутри»,[24] указывая на то, что не следует сторониться и избегать мирской жизни, которая является материей.
Из всего изложенного очевидно, что учёные, давая определение слову «дунья», разделились на две группы. Те из них, кто считает, что слово дунья происходит от корня «дунув» (быть близким, наиближайшим), говорят о ней как о жизни, которая ближе человеку, чем жизнь иная, потусторонняя, и понимают её как физико-географическое место, не придавая ей ни одного из порицаемых качеств. Те же из учёных, которые указывают на то, что земля или жизнь на ней называется в Священном Коране «ардом», а та жизнь, которую человек ведёт на ней, или то существование, которое он влачит, именуется «дуньей», придерживаются мнения, что слово это происходит от корня «денайет», что означает «низшее», «падшее», и придают этому слову такой же смысловой оттенок, говоря о жизни мирской, как о низшей жизни.
Примечение
[1] Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт «днв».
[2] Асим Эфенди, Перевод Камуса, пункт «днв». То, что слово дунья означает «ближайшее», указывает довод толкователей аята, в котором говорится: («Аль-Анфаль», 8/42) (Рагиб, аль-Муфрадат, пункт «днв»), что означает следующее: «Вспомните, когда вы были в ближайшей из долин (в долине той, что ближе)». Другим из доводов служит хадис Посланника Аллаха, в котором ангел Джабраиль поясняет ему столпы веры и обращается к нему со словами «удну», то есть приблизься (Насаи, Иман, 6) (Ибн Манзур, пункт «днв»). В ином случае поясняется, что «самая доступная и лёгкая степень проявления веры заключается в устранении препятствия на пути» (Халвати, ад-Дурратуль-Ульйа, 200а). На это же указывает и другой хадис Пророка Мухаммада, в котором он, обучая тому, как следует принимать пищу, говорит: «Произносите имя Аллаха и приступайте к пище с самого близкого к вам места». (Ибн аль-Асир, ан-Нихайа, II, 137). На это же указывает и Имам Газали, поясняя, что «жизнь мирская и потусторонняя – это состояние сердца, и то, что ближе твоему сердцу именуется мирской жизнью», указывая на то, что мирское или жизнь – это то, что человеку ближе всего (Газали, Хакикатуд-Дунья, 147а). Ибн аль-Араби (умер 340/951), говорит: «будь оно благим или пагубным, всё то, что близко, называется мирским (жизнью)», указывая на тот же смысл. (Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт «днв»).
[3] Манзур пункт «днв». На то, что слово «дунья» означает «низшее или падшее», указывает следующее. Слово «дунья» фигурирует наряду с такими словами и в таких словосочетаниях как «мирская жизнь» (хайатуд-дунья), «нижайшие небеса», «бренный мир» (даруд-дунья). Также именно на такое значение слова «дунья» указывает то, что оно фигурирует в словосочетаниях, которые характеризуют противоположные потусторонней жизни свойства. А поэтому в таких словосочетаниях как «мирская жизнь» или «бренная жизнь» говорится не о том, что жизни присуща бренность или презренность, а о том, что жизнь бренна и презренна по отношению к жизни вечной (Эльмалылы, Хак Дини, I, 403). Именно поэтому Суфьян ас-Саври (умер 161/778) говорил: «Её называют бренной и мирской оттого, что она самая низменная» (Абу Нуайм, Хилья, VII, 10). Об этом же говорит и Ахмад бин Мухаммад аль-Адами (умер 309/921): «Мирское – это всё то, что примитивно и низменно». (Абу Нуайм, Хилья,V, 27). А посему всеми принято мнение, что слово «дунья» (мирская жизнь) берёт своё начало от корня «денайет», что означает всё самое низменное. В Коране же и в Исламской теологии всё то, что противопоставляется потусторонней жизни, именуется этой жизнью, жизнью мирской (Кара дэ Вокс, «Дунья», ИА, III, 664).
[4] Юнус 10/24; Аль-Кахф 18/7; Ан-Намль 27/69.
[5] Юнус 10/7; Худ 11/15; Ибрахим 14/3.
[6] Жизнь, в которой мы с вами живём, называется в Коране «ула» в трёх местах, в двух из которых она упомянута вместе со словом «Ахира» (следующая жизнь). (Ан-Наджм 53/25; Ан-Назиат 79/25; Ад-Духа 93/4). В суре Ад-Духа упоминается жизнь, которая называется «этой», и здесь не подразумевается мирская или бренная жизнь. По мнению толкователей, «эта» означает «сия жизнь в целом». Одним же из тех, кто не согласен с этим мнением, является Мехмед Акиф Эрсой. Он о слове «эта», которое фигурирует в аяте, говорит так: «О, Посланник, конец для тебя будет всегда лучше, чем это, первое, что в начале». То есть откровения, которые последуют позже, будут намного лучше этих первых. Так как благая весть об усовершенствовании религии и завершения благ Божьих гласит, что то случится лишь после. Ведь вполне ясно, что следующая жизнь намного предпочтительнее для Пророка, чем эта мирская. Поэтому не вполне разумно будет назвать жизнь «следующую» следующей, а «этой» – мирскую. Ведь и разница в познании и воцарении истины между началом откровений и их завершением воистину велика! Взгляните на первое откровение, в котором Аллах призывает Пророка: «Читай, во имя Господа твоего…», и взгляните на те аяты, в которых затем до точности снисходят повеления» (Эрсой, аяты из Корана, стр.32).
[7] В трёх местах мирская жизнь называется в Коране словом «аджиля» (быстротечная). (Аль-Исра 17/18; Аль-Кыйама 75/20; Аль-Анбийа 21/37)
[8] Аль-Бакара 2/220; Ан-Ниса 4/74, 77, 113, 150.
[9] Ар-Ра’д 13/22, 24, 35, 42.
[10] Аль-Гафир, 40/39.
[11] Между человеком и Аллахом существует четыре разновидности взаимоотношений: первое – онтологическое, т.е. взаимоотношение между Создателем и Его созданием; второе – это сообщение, которое бывает бессловесным и словесным. Последнее, в свою очередь, делится на две категории: будучи снисходящим сверху, именуется Откровением, а будучи восходящим вверх, называется воззванием или молитвой. Третье – это отношение Господа и раба. Четвёртое же – это мораль… (Изутсу, Аллах и человек в Коране, стр. 70-71)
[12] Изутсу, Аллах и человек в Коране, 78
[13] Аль-Мульк, 67/15.
[14] Улудаг, Дунья, ДИА, X, 22.
[15] Абу аль-Бека, аль-Куллийат, 185.
[16] Мадариджус-Саликин, II, 463.
[17] Газали, Хакикатуд-Дунья, 147а.
[18] Мауляна, Маснави, I, 79.
[19] Ахмед Фарид, аль-Бахрур-Раик, 167.
[20] Ибн Абид-Дунья, Мавсуа, I, 126.
[21] Абу Нуайм, Хилья, III, 238-242.
[22] Ибн Абид-Дунья, I, 186.
[23] Слова, 188.
[24] Разум и Религия, 76
Автор: Др. Алиджан Татлы
Из книги: «Земная жизнь и её блага с точки зрения Ислама», стр.10-16