
Суждение о заупокойной молитве
Участие в заупокойной молитве относится к категории обязанностей по способности (фард кифайа). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, выполнение такой обязанности снимается с остальных. К этой же категории относятся и такие действия, как обмывание, заворачивание в саван и погребение покойного.
На то, что заупокойная молитва относится к числу обязательных действии, указывают слова и дела Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Так, например, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Молитесь по каждому благочестивому и нечестивому». (Аль-Байхаки)
Указанием на то, что участие в заупокойной молитве не является всеобщей и безусловной обязанностью, служат слова Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Если увидите похоронную процессию, встаньте, и пусть тот, кто последует за погребальными носилками, не садится, пока их не поставят на землю». (Аль-Бухари)
Передают со слов Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху), что, когда к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приносили покойного, за которым оставался неоплаченный долг, он спрашивал: «Оставил ли он что-нибудь, чтобы оплатить долг?», и если выяснялось, что покойный оставил достаточно средств, чтобы рассчитаться с долгами, то (Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал по нему заупокойную молитву, в противном же случае он говорил: «Помолитесь за вашего товарища». (Муслим)
Сообщается, что как-то раз сподвижники совершили молитву по умершему ночью человеку и похоронили его, не поставив в известность Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Когда наутро они рассказали ему об этом, он спросил: «Что же помешало вам известить меня?» Они ответили: «Была тёмная ночь, и мы не хотели доставлять тебе затруднения», после чего (Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пришёл на могилу этого человека и совершил по нему заупокойную молитву». (Аль-Бухари)
Все улемы едины во мнении о том, что заупокойная молитва узаконена шариатом, тот же, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии.
Участие в заупокойной молитве является долгом, который мусульманам следует выполнять по отношению друг к другу. Передают со слов Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение[1] и желать блага чихнувшему».[2] (Аль-Бухари)
Условия обязательности заупокойной молитвы
Условия обязательности заупокойной молитвы являются такими же, как и условия обязательности всех прочих молитв. Это значит, что участие в заупокойной молитве обязательно для каждого разумного и совершеннолетнего мусульманина, у которого есть возможность сделать это. Единственным дополнительным условием является знание о смерти того или иного человека.
Условия действительности заупокойной молитвы
- Исповедание Ислама покойным, поскольку заупокойная молитва по неверному не проводится. Аллах Всевышний сказал:
وَلَا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِّنْهُم مَّاتَ أَبَدًا وَلَا تَقُمْ عَلَى قَبْرِهِ إِنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمَاتُوا وَهُمْ فَاسِقُونَ
«(Никогда) не молись ни по кому из них (в случае его смерти) и не останавливайся у его могилы, ведь они не уверовали в Аллаха и Посланника Его и умерли нечестивцами»[3].
Под покойным подразумевается тот, кто умер, родившись живым. Если младенец умрёт после родов, его следует обмыть и совершить по нему заупокойную молитву. Он пользуется правами наследника и завещателя и нарекается именем в том случае, когда после появления на свет из чрева матери большей части плода он подаёт признаки жизни. В противном случае его следует только обмыть, дать ему имя, завернуть в материю и похоронить в знак уважения его принадлежности к человеческому роду[4].
Заупокойная молитва не проводится по самоубийцам. Сообщается, что Джабир бин Самура (радиаллаху ‘анху) сказал: «(Однажды) к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) принесли тело человека, покончившего с собой с помощью стрел с широкими наконечниками, и Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не стал молиться по нему». (Муслим)
Заупокойная молитва не проводится ни по бунтовщикам (бугат), неправомерно вышедшим из повиновения правителю, ни по разбойникам (кутта’ тарик), ни по таким людям, которые преднамеренно убили своих родителей, что является выражением презрения по отношению к ним и способствует удержанию от подобных поступков других[5].
- Покойного следует обмыть. Если он будет погребён и засыпан землёй без обмывания, то заупокойная молитва проводится над его могилой, если же его не засыпят землёй, тело следует извлечь из могилы и обмыть, а потом совершить заупокойную молитву. Передают со слов Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) что (в своё время) чернокожий, подметавший полы в мечети, умер, о чём Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) было неизвестно. Через некоторое время он вспомнил об (этом человеке) и спросил: «А что делает этот человек?». Ему сказали: «Он умер, о Посланник Аллаха». (Услышав об этом, Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) воскликнул: «И вы ничего не сказали мне?!». Тогда люди рассказали Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что случилось с этим человеком, и он сказал: «Они отнеслись к нему неуважительно», а потом велел: «Покажите мне его могилу!» — после чего пришёл к этой могиле и совершил над ней заупокойную молитву. (Аль-Бухари)
Необходимым условием является чистота савана покойного, если только его не сделают нечистым выделения из тела после обмывания.
Для обмывания тела покойного следует снять с него ту одежду, в которой он умер, прикрыть «‘аурат» и совершить омовение (вуду) без полоскания рта и промывания носа. Сообщается, что Умм ‘Атыййа (радиаллаху ‘анха) сказала: «Когда мы обмывали тело дочери Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)[6], он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал нам: «Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении (вуду)». (Аль-Бухари)
После этого тело следует обмыть отваром ююбы (сидр)[7], если имеется такая возможность, или водой с мылом, или чем-нибудь наподобие этого. Сообщается, что Умм ‘Атыййа аль-Ансарийа (радиаллаху ‘анха) сказала: «Когда умерла дочь Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) зашёл к нам и сказал: «Обмойте ее отваром ююбы трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, а (когда будете делать это) в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите». Закончив (обмывать её тело), мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: «Заверните её в это». (Аль-Бухари)
Сначала тело покойного следует уложить на левый бок, чтобы начать с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении, а потом — на правый, после чего необходимо повторить те же действия. Затем следует обмыть грудь и живот. Обмывание совершается трижды* Необходимо осторожно обтереть живот покойного и смыть все выделения. Затем тело заворачивают в материю и умащивают благовониями (хунут) лицо и бороду, а те места, на которые человек опирается во время совершения земного поклона, умащиваются камфарой.
Если покойный будет обнаружен в воде, его также следует обмыть трижды. В подобном случае тело покойного необходимо трижды переместить в воде с места на место с намерением обмыть его[8].
- Следует прикрыть «аурат» покойного и завернуть его в саван, что относится к категории обязанностей по способности. Покойного следует с головы до пят завернуть в три куска материи и надеть на него рубаху без рукавов (камис), которая будет прикрывать тело от шеи до ступней. Саван должен прикрывать как голову, так и ступни и завязываться сверху и снизу (лифафа).
Если дело касается женщины, то помимо савана её голову и лицо накрывают покрывалом, а на грудь и живот кладётся кусок материи, которая должна доходить до бёдер.
- Тело или большая его часть должно находиться перед молящимся, так как молитва за отсутствующего будет недействительной.
Что же касается заупокойной молитвы, проведенной Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) по негусу, то это было одним из признаков его пророчества[9]. Сообщается, что Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) объявил своим сподвижникам о смерти негуса, после чего вышел вперед, а когда они выстроились рядами позади него, он четырежды произнёс такбир». (Аль-Бухари)
В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов ‘Имрана бин Хусайна (радиаллаху ‘анху) сообщается, что он сказал: «(Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) встал впереди, а люди выстроились позади него, и все они были уверены, что (Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) видит перед собой погребальные носилки (негуса)». (Ибн Хиббан)
В третьей версии этого хадиса сообщается, что ‘Имран (радиаллаху ‘анху) сказал: «Мы совершили молитву позади него, считая, что перед нами (как бы) находятся погребальные носилки».
Такую молитву Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) провел только по негусу. Известно, что многие сподвижники умерли, находясь вдали от Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но нигде не сообщается о том, что он проводил заупокойные молитвы по отсутствующим, хотя и желал этого и даже сказал: «Поистине, могилы эти окутаны мраком, (покрывающим) тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах озарит для них (эти могилы) посредством моей молитвы по ним». (Муслим)
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также сказал: «Если я не буду находиться среди вас, то не узнаю, что кто-то из вас умер, пока вы не известите меня об этом, молитва же моя по (покойному) станет (для него) милостью». (Ибн Хиббан; аль-Хаким)
- Необходимо вознамериться (нийат) принять участие в заупокойной молитве, чтобы обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбами за покойного.
Как проводится заупокойная молитва
Заупокойная молитва основывается на двух столпах (рукн), которыми являются:
а) четыре такбира;
б) стояние во время заупокойной молитвы, проведение которой сидя без уважительной причины будет недействительным.
Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что во время заупокойной молитвы по негусу за Пророком, который встал впереди, выстроились его сподвижники, а потом он четырежды произнёс слова «Аллаhу акбар».
Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха (радиаллаху ‘анху) что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Один из ваших братьев умер, так встаньте и помолитесь за него». (Джабир, радиаллаху ‘анху) сказал: «И мы встали и выстроились в два ряда». (Муслим)
Тому, кто опоздает к началу заупокойной молитвы, следует дождаться произнесения такбира имамом, поскольку в данном случае Произнесение такбира равносильно совершению рака’ата. После того как имам завершит молитву, опоздавший должен сразу же произнести все пропущенные им такбиры, если он опасается, что покойного унесут.
Согласно сунне имам должен стоять напротив груди покойного, поскольку там находится сердце, и это место близко к середине тела. Сообщается, что Самура бин Джундаб (радиаллаху ‘анху) сказал: «(Однажды) я принял участие в молитве по умершей от родов женщине, и во время (этой молитвы) я находился позади Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) который встал напротив середины её (тела)». (Аль-Бухари)
После первого произнесения слов «Аллаhу акбар» произносится «ду’а ас-сана». Вместо «ду’а ас-сана» разрешается также прочитать «аль-Фатиху».
После второго такбира, как и во время ташаххуда обычной молитвы, следует призвать благословения на Пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (салават ибрахимийа).
После третьего такбира необходимо обратиться к Аллаху с мольбами за покойного. Лучше всего говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Ауф бин Малик (радиаллаху ‘анху), сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:
«О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его[10], и окажи ему милость[11], и окажи ему хороший приём[12], и сделай место его входа[13] просторным, и омой его водой, снегом и градом[14], и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!»
«Аллаhумма-гфир ля-hy[15], уа-рхам-hy, уа ‘афи-hи, уа-‘фу ‘ан-hy, уа акрим нузуля-hy, уа уасси’ мадхаля-hy, уа-гсиль-hy би-ль-ма’и, уа-с-сальджи уа-ль-баради, уа наккы-hи мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, уа абдиль-hy даран хайран мин дари-hи, уа аhлян хайран мин аhли-hи, уа зауджан хайран мин зауджи-hи, уа адхыль-hy-ль-джанната уа а’ыз-hy мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азаби-н-нар!/» — и я даже сам захотел оказаться на месте покойного».[16] (Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху), что (однажды) Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершавший заупокойную молитву, сказал:
اللهم اغفر لحينا وميتنا، وشاهدينا وغائبنا، وصغيرنا وكبيرنا، وذكرنا وأنثانا، اللهم من أحييته منا فأحيه على الإسلام، ومن توفيته منا فتونه على الإيملن
«О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!»
«Аллаhумма-гфир ли-хаййи-на уа маййити-на, уа сагыри-на уа кябири-на, уа закари-на уа унса-на, уа шаhиди-на уа га’иби-на! Аллаhумма, ман ахйай-та-hy мин-на, фа-ахйи-hи ‘аля-ль-ислам, уа ман тауаффайту-hy мин-на, фа тауаффа-hy ‘аля-ль-иман!» (Аль-Хаким)
Если покойным является малолетний ребёнок или безумец, лишившийся разума до совершеннолетия, вместо обращения с мольбами о прощении для него следует сказать:
اللهم اجعله لنا فرطاً، واجعله لنا أجراً وذخراً، واجعله لنا شافعاً ومشفعاً
«О Аллах, сделай так, чтобы (в раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято!»
«Аллаhумма-дж’аль-hy ля-на фаратан, уа-дж’аль-hy ля-на аджран уа зухран, уа-дж’аль-hy ля-на шафи’ан уа мушаффа’ан!»[17]
После четвёртого такбира следует произнести таслим без обращений к Аллаху с мольбами, вознамерившись пожелать мира покойному и тем, кто принимал участие в заупокойной молитве. Будет хорошо, если имам скажет:
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня»[18]!
«Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан уа фи-ль-ахырати хасанатан уа кы-на ‘азаба-н-нар!»
Первый таслим произносится вслух, а второй — про себя.
Руки следует поднимать только во время первого такбира, однако шейхи Балха утверждали, что это необходимо делать во время каждого такбира, поскольку такого мнения придерживались три имама, а кроме того, сообщается, что так поступал Абу Ханифа[19]. В тех случаях, когда имам поднимает руки, желательно следовать его примеру.
Для проведения заупокойной молитвы предпочтительнее, чтобы имамом стал правитель или его наместник, если кто-нибудь из них присутствует на молитве. Указанием на это служит сообщение о том, что во время заупокойной молитвы после смерти аль-Хасана (радиаллаху ‘анху) аль-Хусейн (радиаллаху ‘анху) выдвинул вперёд Са’ида бин аль-‘Аса (радиаллаху ‘анху) и сказал: «Я бы не выдвинул тебя, если бы это не соответствовало сунне». Са’ид (радиаллаху ‘анху) же являлся наместником Медины. (Аль-Баззар; ат-Табрани; аль-Байхаки)
Следующим, кого предпочтительно выбирать имамом для проведения заупокойной молитвы, является имам местной мечети, если этот человек считается более достойным, чем старший из ближайших родственников покойного. В противном же случае имамом во время заупокойной молитвы должен быть старший из числа ближайших совершеннолетних и дееспособных родственников покойного. Однако ввиду того, что это является его правом, он может поручить выполнение обязанностей имама кому-нибудь другому[20].
Рекомендуется объявлять о смерти человека, чтобы в заупокойной молитве и проводах покойного в последний путь приняло участие как можно больше людей.
Передают со слов ‘Аиши (радиаллаху ‘анха) что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». (Муслим)
Сообщается, что Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анхум) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если после смерти любого мусульманина у его погребальных носилок встанут[21] сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято». (Муслим)
Проводы и погребение
Согласно сунне принимать участие в проводах покойного и нести погребальные носилки должны мужчины. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри (радиаллаху ‘анху) что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он[22] говорит: «(Несите) меня вперёд (быстрее)!». Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: «О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!» — и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он бы лишился чувств». (Аль-Бухари)
Сообщается, что Умм ‘Атыййа (радиаллаху ‘анха) сказала: «Нам запрещалось провожать погребальные носилки, но не строго-настрого».[23] (Аль-Бухари)
Таким образом, участие женщин в проводах покойного крайне порицается (макрух тахрима), на что указывают слова Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Возвращайтесь[24] с бременем греха, а не с наградой». (Ибн Маджа)
Подтверждением этому служит и указание ‘Аиши (радиаллаху ‘анха), которая сказала: «Если бы Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) увидел, что стали устраивать женщины после его смерти, он непременно запретил бы им (провожать покойных) так же, как это было запрещено израильтянкам!».
Желательно нести погребальные носилки как можно быстрее, чтобы не беспокоить покойного и не доставлять затруднений тем, кто несёт носилки и провожает покойного. Передают со слов Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Несите покойного (как можно) быстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете быстрее) убрать зло с шей своих». (Аль-Бухари)
Рекомендуется идти позади погребальных носилок, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) говорит: «Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) кырат (карат)[25]». (Аль-Бухари)
Сообщается, что аль-Бара (радиаллаху ‘анху) сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам провожать погребальные носилки…» (Аль-Бухари)
Покойного следует хоронить в могиле, глубина которой будет равна половине или трём четвертям человеческого роста, но ещё лучше выкопать могилу в полный рост. Углублять могилу нужно для того, чтобы не допустить распространения неприятного запаха и не позволить диким зверям разрыть её. Длина могилы должна соответствовать росту покойного, а ширина — равняться половине роста.
Согласно сунне в могиле следует устроить нишу (ляхад) для тела покойного. Эта ниша выкапывается во всю длину могилы в той её стене, которая направлена в сторону киблы, если только земля не будет настолько рыхлой, что выкопать нишу, в которую можно уложить тело покойного, не удастся. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхум) что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Ниша — для нас, а трещина[26] — для других». (Абу Дауд)
Сообщается, что, заболев и находясь при смерти, Са’д бин Абу Ваккас, (радиаллаху ‘анху) велел: «Выройте для меня могильную нишу и отделите её от ямы поставленными вертикально кирпичами из необожжённой глины так же, как это было сделано для Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). (Муслим)
Если почва окажется слишком рыхлой или сырой, разрешается похоронить покойного в гробу (табут), в противном же случае поступать так порицается. Если покойного хоронят в гробу, туда следует насыпать земли.
Когда человек умирает на корабле, необходимо обмыть тело, завернуть его в саван, провести заупокойную молитву и бросить тело в море, если корабль находится далеко от берега, и есть основания опасаться, что тело начнёт разлагаться[27].
Желательно, чтобы тот, кто будет укладывать покойного в могилу, сказал:
بِاسْمِ اللهِ وَبِاللهِ وَعَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللهِ
«С именем Аллаха, по воле Аллаха и согласно религии Посланника Аллаха»
«Би-сми-Лляhи, уа би-Лляhи уа ‘аля милляти расюли-Лляh».
Согласно сунне покойного укладывают на правый бок лицом к кибле. Затем ниша отделяется от могилы как таковой кирпичами из необожжённой глины, после чего могилу следует засыпать так, чтобы могильный холмик возвышался над землёй не более чем на пядь[28]. Могилу не следует обмазывать ни гипсом, ни глиной, как не следует и возводить над ней никаких строений[29].
Передают, что Абу-ль-Хаййадж аль-Асади (радиаллаху ‘анху) сказал: «(В своё время) ‘Али бин Абу Талиб (радиаллаху ‘анху) сказал мне: «Поистине, я побуждаю тебя к тому же, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) — не оставляй ни одного изваяния, не уничтожив его, и ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не сровняв её (с землёй)». (Муслим)
Сообщается, что Джабир (радиаллаху ‘анху) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запрещал покрывать могилы гипсом, сидеть на них и возводить над ними (какие бы то ни было) постройки». (Муслим)
Над тем местом, где находится голова покойного, можно установить камень, чтобы знать, кто находится в могиле. Передают, что аль-Мутталиб бин Вада’а (радиаллаху ‘анху) сказал: «Когда скончался ‘Усман бин Маз’ун (радиаллаху ‘анху), который был первым мухаджиром, умершим в Медине, его тело вынесли и предали земле, а потом Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел одному человеку принести камень, однако тот не смог поднять его. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) встал, засучил рукава до локтей, — и я будто и сейчас вижу белизну его рук — поднял этот камень и поставил его над головой (‘Усмана), а потом сказал: «По (этому камню) я буду узнавать могилу моего брата и стану хоронить рядом с ним умерших из числа членов его семьи». (Абу Дауд)
Желательно бросить со стороны головы покойного три горсти земли. На это указывает хадис Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) который передал, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершил заупокойную молитву (по одному человеку), а после (его погребения) подошёл к могиле со стороны головы покойного и бросил в могилу три горсти земли» (Ибн Маджа).
После погребения следует некоторое время постоять у могилы, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного и прося для него прощения. Сообщается, что ‘Усман (радиаллаху ‘анху) сказал: «После погребения покойного Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда становился у могилы и говорил: «Молите о прощении для вашего брата и просите (Аллаха) укрепить его, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы». (Абу Дауд)
Перед смертью ‘Амр бин аль-‘Ас (радиаллаху ‘анху) дал своим близким следующее наставление: «Когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая[30], ни огонь, когда же вы положите меня в могилу, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, а я мог бы порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа».[31] (Муслим)
Соболезнования
В случае утраты близких желательно утешать мужчин и женщин, поскольку Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «В День воскресения Аллах облечёт в почётные одежды того, кто утешит брата своего в его несчастье». (Ибн Маджа)
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также сказал: «Тому, кто утешит человека, попавшего в беду, (предназначена) такая же награда, как (и этому человеку)». (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа)
Утешая человека, следует говорить: «Да сделает Аллах большой твою награду, да пошлёт Он тебе хорошее утешение и да простит твоего покойного!»
Желательно, чтобы соседи и родственники членов семьи покойного приготовили для них еду, так как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Приготовьте еду для членов семьи Джа’фара, ибо им сейчас не до этого». (Ат-Тирмизи)
Если не считать отсутствующих и тех, кто не знал о кончине человека, для выражения соболезнований отводится не более трёх дней, поскольку утешения снова вызывают печаль. Порицается обращаться со словами утешения и у могилы ввиду того, что, как уже отмечалось ранее, в это время следует просить Аллаха простить покойного и обращаться за него с мольбами.
Порицается собираться для выражения соболезнований и сидеть у ворот дома. Так поступали люди во времена джахилийи, но в Исламе это было запрещено. Ещё более порицается сидеть для этого на дорогах, однако это получило распространение в некоторых странах Ислама[32].
К числу неприемлемых и противоречащих сунне нововведений, также получивших распространение в отдельных мусульманских странах, относится то, что близкие покойного устраивают угощение для тех, кто приходит их утешать. Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах (радиаллаху ‘анху) сказал: «Мы приравнивали посещения близких покойного, которые предлагали приходящим еду, к причитаниям» (Ахмад; Ибн Маджа). Иначе говоря, это приравнивалось к таким запретным вещам, как громкие крики, оплакивание умершего и перечисление его достоинств особенно в тех случаях, когда деньги на приготовление еды брались из наследства покойного, среди наследников которого были малолетние дети и отсутствующие (но если не семья занимается угощением, то иншаАллах за это будет награда -админ).
Ислам строго запрещает причитать по покойному и слишком явно предаваться печали. Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари (радиаллаху ‘анху) что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Члены моей общины не отказались от четырех дел, которые совершались во времена джахилийи: от (обыкновения) гордиться своим происхождением, порочить происхождение (других), обращаться к звёздам с мольбами о ниспослании дождя и причитать по покойным». (Муслим)
Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари (радиаллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если (женщина), громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, в День воскресения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев». (Муслим)
Сообщается, что Умм ‘Атыййа (радиаллаху ‘анху) сказала: «Принимая от нас клятву (на верность Исламу), Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) взял с нас обещание не причитать по покойным, но никто из нас не выполнил его, кроме пяти (женщин, а именно): Умм Суляйм, Умм аль-‘Аля, дочери Абу Сабры, которая была женой Му’аза, и ещё двоих женщин (или: дочери Абу Сабры, жены Му’аза, и ещё одной женщины)». (Аль-Бухари)
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Не относится к нам[33] тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!»[34] (Аль-Бухари)
Сообщается, что Абу Бурда (радиаллаху ‘анху) сказал: «(Однажды) Абу Муса (радиаллаху ‘анху) тяжело заболел, лишился чувств и ничего не смог сказать одной из своих жён[35], прижимавшей к своей груди его голову, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстраняется Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а он отстраняется от кричащей, обривающей и разрывающей[36]!» (Аль-Бухари)
Ислам разрешает как плакать, так и печалиться, но только при условии проявления умеренности. Сообщается, что Анас бин Малик (радиаллаху ‘анху) сказал: «Как-то раз мы с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) зашли к кузнецу Абу Саифу, который был мужем кормилицы Ибрахима[37], мир ему, и Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) взял Ибрахима на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли к (Абу Сайфу ещё раз), когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) полились слёзы, а ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф (радиаллаху ‘анху) сказал: «И ты (плачешь), о Посланник Аллаха?». (На это Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил: «О Ибн ‘Ауф, поистине, это — (проявление) сострадания! — а затем Он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!»». (Аль-Бухари)
В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин-‘Ауф (радиаллаху ‘анху) сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ты плачешь, но разве ты не запретил плакать (в подобных случаях)?».
В этой версии сообщается, что, ответив ему, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также сказал: «Я запретил говорить только то, что говорят глупцы и грешники: слова, которые распевают под музыку, предаваясь развлечениям, и слова, которые произносят в случае несчастья, когда люди царапают себе лица, разрывают на себе одежду и издают жалобные крики, (подобно) шайтану». (Ибн Са’д; ат-Табарани)
Установления относительно шахидов
Шахидом считается любой взрослый и дееспособный мусульманин, который убит несправедливо (зульм). Так, например, шахидом является человек, сражавшийся на пути Аллаха, который умер на поле боя, не получив ни лекарств, ни воды, ни пищи, и которого не вынесли оттуда после ранения для ухода и оказания помощи.
Перед погребением тело шахида не обмывают, так как сама его смерть послужила для него очищением, и именно поэтому Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел предать земле мусульман, которые погибли в битве при Ухуде, не смывая с них кровь и не обмывая их тела. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах (радиаллаху ‘анху) сказал: «Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам, (повелевал) заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое[38], а потом спрашивал: «Кто из них знал Коран лучше?» — когда же ему указывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым и говорил: «Я буду свидетельствовать за них в День воскресения!». И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы». (Аль-Бухари)
По шахидам следует проводить заупокойные молитвы, поскольку такая молитва является выражением уважения по отношению к покойному, шахиды же достойны уважения как никто иной. Известно, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) провёл заупокойную молитву по павшим в битве при Ухуде после их погребения, но если такую молитву можно проводить после погребения, это значит, что ещё лучше провести её до этого. Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира (радиаллаху ‘анху) что однажды Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершил заупокойную молитву по павшим при Ухуде. (Аль-Бухари)
Шахида следует предать земле в той одежде, в которой он погиб, предварительно убрав всё то, что нельзя использовать в качестве савана, например, панцирь, кожаные носки или оружие. Если одежда погибшего окажется короче савана[39], к ней следует что-нибудь добавить, так как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Заворачивайте их вместе с их ранами и кровью». (Ахмад)
Посещение могил
Посещение могил узаконено шариатом, так как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «(Раньше) я запрещал вам посещать могилы[40], но (отныне) посещайте их, ибо, поистине, они удерживают от стремления к миру этому и напоминают о мире вечном». (Ибн Маджа)
Посещать могилы рекомендуется как мужчинам, так и женщинам. Исключение составляют такие женщины, которые приходят на могилы для того, чтобы снова и снова предаваться печали и оплакивать покойных или выставлять себя напоказ, поскольку устранению вредоносного следует отдавать предпочтение перед достижением полезного.
Для посещения могил нет какого-нибудь установленного периода времени. Тому, кто придёт на кладбище, рекомендуется стоя сказать:
السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, мы же, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам».
«Ас-саляму ‘аляй-кум, дара кауми му’минина, уа инна, ин ша’а-Ллаhу, би-кум ляхикун», а потом обращаться к Аллаху с мольбами за покойных и просить для них прощения. Передают со слов ‘Аиши (радиаллаху ‘анха) что в конце каждой ночи, которую Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проводил у нее, он выходил на аль-Бакы’[41] и говорил:
«Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Бакы’ аль-Гаркад!»
«Ас-саляму ‘аляй-кум, дара кауми му’минина, уа ата-кум ма ту’адуна, гадан му’аджжалюна, уа инна, ин ша’а-Ллаху, би-кум ляхикун. Аллаhумма-гфир ли-аhли Бакы’и-ль-Гаркад!» (Муслим)
Передают со слов Бурайды (радиаллаху ‘анху) что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) учил их, что, когда они будут приходить на кладбища, им следует говорить:
السلام عليكم أهل الديار – من المؤمنين والمسلمين، وإنا إن شاء الله للاحقون، أسأل الله لنا ولكم العافية
«Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам; молю Аллаха об избавлении[42] для нас и для вас!»
«Ас-саляму ‘аляй-кум, аhля-д-дийари мин аль-му’минина уа-ль-муслимин. Уа инна ин ша’а-Ллаhу би-кум ляхыкуна, ас’алю-Ллаhа ля-на уа ля-кум аль-‘афийата!» (Муслим)
Примечание
[1] Имеются в виду приглашения на свадебный пир или подобные ему торжества.
[2] Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Лляh/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллаh/».
[3] «Покаяние», 84.
[4] «Ад-дурр аль-мухтар», 1/595.
[5] «Радд аль-мухтар», 1/583.
[6] Речь идёт об умершей в 630 г. старшей дочери Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) Зайнаб (радиаллаху ‘анха).
[7] Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
[8] «Раддаль-мухтар», 1/578.
[9] Негус — титул эфиопского императора. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершил заупокойную молитву по негусу в тот же день, когда он умер.
[10] Речь идёт об избавлении от мучений, искушений и мрака могилы.
[11] Здесь подразумевается прощение всевозможных упущений, касающихся исполнения религиозных обязанностей.
[12] То есть сделай его удел в раю хорошим; приведи его к высокому месту.
[13] Имеется в виду могила.
[14] Здесь метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения.
[15] «hу» — слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица, которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ха», например: «Аллаhумма-гфир ля-hа уа-рхам-ha, уа ‘афи-ha, уа-‘фу ‘ан-ha…», и так далее.
[16] ‘Ауф бин Малик (радиаллаху ‘анху) имеет в виду, что он хотел бы оказаться на месте покойного, чтобы Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мольбы которого принимались Аллахом, обратился с такими мольбами и за него.
[17] «Аль-хадийа-ль-‘аля’ийа», 115.
[18] «Корова», 201.
[19] «Радд аль-мухтар», 1/585.
[20] «Раддаль-мухтар», 1/591.
[21] Имеется в виду совершение заупокойной молитвы.
[22] Подразумевается, что эти слова произносит дух покойного.
[23] Иначе говоря, женщинам провожать погребальные носилки порицалось, но и не запрещалось абсолютно.
[24] Здесь Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обращается к женщинам. Имеется в виду возвращение после проводов покойного.
[25] В другом хадисе сообщается, что речь идёт не об обычном карате, известном как мера веса для драгоценных камней, а о карате величиной с гору Ухуд, то есть об огромной награде.
[26] Имеется в виду яма.
[27] «Радд аль-мухтар», 1/599.
[28] Пядь — расстояние между большим и указательным пальцами руки
[29] «Ад-дурр аль-мухтар», 1/601.
[30] Громкие причитания по покойному строго запрещены в Исламе.
[31] То есть ангелам, которые будут задавать покойному в могиле вопросы о его религии. Таким образом, в данном хадисе содержится одно из многочисленных указаний на то, что покойный слышит слова людей, провожающих его в последний путь.
[32] «Радд аль-мухтар», 1/604.
[33] То есть поступает вопреки сунне Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
[34] Иначе говоря, ведёт себя на похоронах так, как это было принято делать в до исламские времена.
[35] Она начала громко плакать, решив, что её муж умер.
[36] Имеются в виду женщины, которые громко кричат, обривают себе головы и разрывают на себе одежду в знак скорби по покойному.
[37] Ибрахим — умерший во младенчестве последний сын Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) от его наложницы Марии (радиаллаху ‘анха), христианки родом из Египта.
[38] Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части.
[39] То есть если одежды не хватит для того, чтобы полностью завернуть в неё тело покойного.
[40] Цель этого запрета состояла в том, чтобы люди, только недавно принявшие Ислам, не говорили у могил то, что было принято говорить во времена джахилийи.
[41] Аль-Бакы’ или же Бакы’ аль-Гаркад — название кладбища в Медине, расположенного поблизости от мечети Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
[42] Имеется в виду избавление от всего нежелательного в обоих мирах.
Автор: Шейх ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Из книги: «Ханафитский фикх», т. 2, стр. 142-150