История Ислама

Запретный месяц — Раджаб

Раджаб является вторым из четырех священных (запретных) месяцев (ашхуруль-хурум) в исламском календаре. Всевышний Аллах, сказал: 

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُوا الْمُشْرِكِينَ كَافَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَافَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ

«Поистине, число месяцев у Аллаха (в году) — двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре (месяца) из них — запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами). Сражайтесь с язычниками — всеми вместе (во все месяцы), как они сражаются с вами всеми вместе. Знайте, что Аллах — с богобоязненными (помогает им и поддерживает их)». (Ат-Тауба, 36)

В другом аяте Аллах предостерегает верующих от кровопролитий, любые притеснения и преступления совершенные в запретном месяце будут иметь еще большую тяжесть: 

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«У тебя (Мухаммад) спрашивают о сражении в заповедный месяц. Ответь: «Сражаться в этот месяц — большой грех». (Аль-Бакара, 217)

Названия этих запретных месяцев упоминаются в достоверном хадисе. Передается от Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: 

“Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно – зуль-ка‘да, зуль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан”. (Аль-Бухари 4662; Муслим 1679)

Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:

  1. Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.
  2. Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.

Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:

فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«…поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами)…» (Ат-Тауба, 36)

Поэтому, в эти месяцы Всевышний Аллах приказал мусульманам особенно стараться воздерживаться от греха и от войн, даже с язычниками. Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.

Раджаб — это арабское слово, оно имеет несколько значений, его корень «тарджиб» обозначает почитание и уважение. Действительно, даже до появления Ислама язычники уважали Раджаб, с приближением запретного месяца они приостанавливали межплеменные конфликты.

В одном хадисе описывается их жизнь до Ислама. Абу Раджа аль-Утариди (радиаллаху ‘анху), сообщил:

«Мы поклонялись камням (до ислама). Но когда мы находили лучший камень, чем предыдущий, мы выбрасывали предыдущий камень и брали последний. Если мы не находили камень, мы брали землю (почву), приносили овцу и доили эту овцу над ней, и исполняли вокруг этого тауаф. Когда приходил месяц Раджаб, мы (прекращали воевать), называя этот месяц “съемником железа”, ибо в течение него мы снимали и выбрасывали железные части всех копьев и стрел». (аль-Бухари)

Как пишет Хафиз ибн Раджаб (рахимахуллах) в «Латаифуль-Маариф», на с. 163, объясняя значимость этих месяцев, ученые отмечают, что добрые дела, совершенные в течение этих месяцев считаются более добродетельными, а злые – более отвратительными перед Аллахом.

Существует множество хадисов, где говорится о ценности и достоинствах этого месяца, но многие из них вымышленные. Однако, нам следует помнить, что многие важные события исламской истории произошли именно в этом месяце, — такие как ночное путешествие и вознесение (исра уаль-мирадж), битва при Табуке, освобождение мечети Аль-Акса от крестоносцев в 538 году хиджры.

Когда появлялась молодая луна месяца Раджаб, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу Рамадана. Эти два месяца, то есть Раджаб и Ша‘бан, даны нам именно для этого (чтобы готовиться к Рамадану). Люди обычно «живут, чтобы видеть» различные достижения в своей жизни, но верующий, наоборот, живет ради того, чтобы достичь таких священных месяцев как эти месяцы.

Дуа в начале месяца

Анас ибн Малик (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) имел обыкновение произносить следующее дуа, когда начинался месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

«Аллахумма барик ляна фи Раджабин уа Ша‘бана уа балли‘на Рамадан».

«О Аллах, даруй нам баракат (благословения) Раджаба и Ша‘бана и позволь нам дожить до Рамадана». (См.: Шуабуль-Иман, 3534, Мухтасар Заваид Баззар, 662, Аль-Азкар, 549. Хафиз Ибн Раджаб говорил, что это сообщение показывает достоинства чтения данного дуа. Латаиф, стр. 172).

Пост

Что касается вопроса практики соблюдения поста в Раджаб, то ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число этого месяца.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб – это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, стр. 7-11, Латаифуль Маариф, стр. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, стр. 25)

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что, в общем, нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб, и что, его учителя многократно произносили истигфар в этом месяце. (Аль-Адаб фи Раджаб, стр. 30)

Знаменательные события 

В истории всех народов есть значительные события, особые дни, недели и месяцы. Мусульманская история не является исключением, наоборот, наша история богата событиями и явлениями, достойными упоминания. Это неудивительно, если учитывать тот факт, что исламская цивилизация в 7 веке (по григорианскому календарю) принесла в мир новый рассвет, который сначала утвердился на Ближнем Востоке, а потом покорил множество земель по всему миру, неся с собой знания, цивилизованность и реальный прогресс.

Хорошо известно, что самый значительный месяц мусульманского лунного календаря – это Рамадан. Месяц, имеющий непревзойденное значение, как во время жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так и после его смерти. По сравнению с его значимостью, другие 11 месяцев кажутся незначительными. Однако все другие месяцы также имеют свой особенный смысл. Поскольку сейчас  месяц Раджаб, мы подробнее поговорим о его истории. В частности, этот месяц стал свидетелем пятерых событий исламской истории, из числа тех, которые меняют ход истории человечества.

На 10-м году пророчества (примерно 620 год), в месяце Раджаб произошло событие, известное как аль-Исра уаль-Мирадж. За одну ночь Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) чудесным образом был перенесен из Мекки в Иерусалим, а затем поднялся на небеса и за их пределы. Духовное значение этого чудесного путешествия сравнимо лишь с важностью времени начала пророческой миссии. В это время наш Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в тяжелой ситуации: он потерял своего дядю Абу Талиба, который защищал его с самого начала его призыва, и тогда же скончалась его любимая жена Хадиджа (радиаллаху ‘анха). Мусульмане подвергались гонениям и открытым преследованиям со стороны язычников Мекки. Именно в этой тяжелой ситуации, в разгар борьбы между Исламом и куфром, Аллах пожелал явить Своему избранному рабу некоторые из Его самых великих знамений, переселив Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) к священной мечети (Аль-Акса) в Иерусалиме, а оттуда в высшие пределы, где он удостоился беседы с Аллахом.

В честь этого события одна из сур Корана носит название «Перенес Ночью», которая начинается так: 

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا ۚ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Пречист (от всех недостатков) Тот, кто (молниеносно) перенес ночью Своего раба (Мухаммада) из мечети аль-Харам (в Мекке) в мечеть аль-Акса (в Иерусалиме), окрестности которой Мы благословили (плодородием) — (перенес) чтобы показать ему (Мухаммаду) некоторые из Наших знамений. Поистине, Он (Всевышний Аллах) — Слышащий, Видящий». (Аль-Исра, 1)

Имам Ибн Джузай в «Ат-Тасхиль», 2/853 пишет, что расстояние, которое проходят за сорок ночей, было пройдено за часть одной ночи, и в этом чудо (муджиза).

Также, в этом месяце, как передают имамы Бухари и Муслим, Всевышний Аллах вменил мусульманам совершение обязательной пятикратной молитвы. Сначала, пророку Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и верующим Всевышний повелел совершать 50 обязательных молитв, ежедневно, но хвала Аллаху, Всевышний уменьшил количество до пяти (5), а награду оставил как за пятьдесят (50) намазов.

Раджаб также видел одну из славных военных побед Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). В 9-м году хиджры произошел поход на Табук, который знаменовал установление власти Ислама на всем Аравийском полуострове. Несмотря на сильную жару и тяготы длительного путешествия, мусульмане неуклонно продвигались к Шаму.

В Табуке расположилась лагерем византийская армия, готовая совершить набег на земли мусульман, но когда они услышали о размере и силе мусульманской армии, приближающейся к ним, и что ее ведет сам Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), они испугались и обратились в бегство под защиту своих крепостей. Благодаря этому Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) смог занять Табук без боя. Он оставался там в течение месяца, подавляя незначительное сопротивление язычников, а также разослал письма правителям областей, находящихся под контролем Византии, которые заключили с ним мир и согласились платить джизью.

Ещё одно событие также произошло в месяце Раджаб, в 583 году по хиджре (1187 году григорианского календаря), когда султан Салахуддин (рахимахуллах) выступил с войском на Иерусалим и освободил его от крестоносцев, которые правили им почти столетие. Это завоевание сыграло важную роль не только из-за значимости Иерусалима в Исламе, но и вследствие его (Иерусалима) важности для крестоносцев в их усилиях покорить исламские земли. Несколькими месяцами до этого, Салахуддин уничтожил армию крестоносцев под командованием Лузиньяна и Раймонда 3-его Триполийского в битве при Хаттине. Это поражение было большим бедствием для крестоносцев и явилось тем моментом, который повернул историю крестовых походов в пользу мусульман.

Спустя почти 800 лет, в 1342 году хиджры (в 1924 году) в месяце Раджаб снова произошло чрезвычайно важное событие для мусульманской уммы. На этот раз оно было печальным, хотя, разумеется, достойным упоминания. 28 Раджаба Османский халифат был официально упразднен Мустафой Кемалем-пашой (известным под именем Ататюрк). Халифат, который веками объединял мусульман, и где полностью реализовывались законы Шариата, был упразднен. Учреждение, которое на протяжении веков было защитой мусульман, был разрушено. Лишившись этой защиты, мусульмане, их ресурсы и их земли, превратились в легкий трофей колонизаторов-не-мусульман, которые периодически дергали за ниточки, чтобы убедиться, что халифат уничтожен и заменен светской властью.

Эти события в исламской Истории — действительно исторические. Это события, которые установили курс нашей истории в определенном направлении. Это события, достойные того, чтобы мы их помнили. Нам следует размышлять над положением нашей уммы и оценивать их в свете наших исламских обязанностей. Наша память этих событий содержится в нашей решимости выполнить свои обязательства перед  нашим Создателем в меру наших возможностей.

Поскольку мы вступили в месяц Раджаб, нам следует ознакомиться с нашей великой историей и воспользоваться возможностью, чтобы совершить все вышеперечисленные вещи искренне и со стремлением к довольству Аллаха.

Нам следует размышлять над событиями ночи Исра уаль-Мирадж и спросить себя: когда мы оказываемся в центре борьбы между верой и неверием, на этот раз в форме светского либерализма, выбираем ли мы Ислам в качестве доминирующей составляющей нашей жизни?

Нам следует размышлять над положением Аль-Кудса: в наше время святой город уже более чем 50 лет находится в оккупации.

Нам следует поразмыслить над положением уммы: предпринимаем ли мы усилия для объединения мусульман и возрождения духа Ислама? Что мы делаем для того, чтобы Шариат реализовывался в нашей личной жизни? Выполняем мы свое предназначение быть примером для человечества, приводя его к прогрессу и успеху в обоих мирах?

Мы должны задать эти вопросы и извлечь уроки из нашей истории, поскольку речь идет не только о нашем прошлом, но и о нашем будущем.

И так, Раджаб является одним из значимых месяцев. Шейх Абу Бакр Бальхы (рахимахуллах), говорил:

«Раджаб – это месяц, в котором мы сажаем семена блага, т.е, увеличиваем наш ибадат. В Ша‘бан мы поливаем их, чтобы пожинать плоды в Рамадан». (Латаиф, стр. 173)

Примечательны слова уважаемого муфтия Мухаммада Таки Усмани аль-Ханафи:

«Ислам не предписывает ни особого вида поклонения в месяце раджабе, ни ритуала в какой-то из его дней. Но поскольку данный месяц является прологом к месяцу рамадану, им следует воспользоваться, чтобы подготовить себя к рамадану. Следует молить Аллаха о том, чтобы дожить до благословенного рамадана и извлечь пользу из его уникальных достоинств». (Исламские месяцы, стр. 42)

Поэтому, иншаАллах нам нужно по больше в этот месяц просить прощения, читать дополнительные намазы, делать дуа, не считая, что это сунна, если с намерением очиститься перед Рамаданом и из-за уважения к запретному месяцу, то это будет просто замечательно.

В конце прошу Всевышнего Аллаха о том, чтобы каждый из нас провел этот запретный месяц в поклонениях, совершая добрые поступки! Не теряйте попусту время! Помогайте тем, кого знаете и не знаете, проявляйте больше стараний на пути поклонения Всевышнему! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *