Женщинам Фикх

Выбор хорошего имени

Ребёнок имеет право на то, чтобы родители выбрали для него самое хорошее имя, вроде ‘Абдуллаха, ‘Абду-р-Рахмана или имён пророков, и не называли его скверным именем, вроде Хазн (грубый), ‘Асы (непокорный, ослушник), ‘Анид (упрямый), ‘Инад (упрямство), а также Шихаб (комета, падающая звезда) — потому что это слово связано с огнём. Согласно маликитскому мазхабу, нежелательно называть именами ангелов, потому что аль-Бухари привёл в своём «Тарихе» хадис: «И не называйте именами ангелов».

А ‘Амр ибн Шу‘айб передаёт от своего отца от своего деда, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел давать новорождённому имя на седьмой день, убирать от него то, что причиняет ему беспокойство, и делать жертвоприношение за него [Ат-Тирмизи. Хадис хасан-гариб]. Под удалением того, что причиняет новорождённому беспокойство, подразумевается обривание головы.

Выбор хорошего имени — сунна. На лучшие имена указывает хадис, приводимый у Муслима:

« أَحَبُّ الأَسْمَاءِ إِلَى اللَّهِ عَبْدُ اللَّهِ وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ ، وَأَصْدَقُهَا حَارِثٌ وَهَمَّامٌ ، وأَقْبَحُهَا حَرْبٌ وَمُرَّةَ »

«Самые любимые для Аллаха имена: ‘Абдуллах и ‘Абду-р-Рахман».

А у Абу Давуда добавлено: «Наилучшие из них — Харис и Хаммам, а самые скверные — Харб и Мурра».

Хорошими именами являются также имена, которые представляют собой добавление к Прекрасным Именам Аллаха, а также имена пророков. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Называйте моим именем, но не давайте мою кунью»[1].

А имам Малик (рахимахуллах) сказал: «Я слышал, как жители Медины говорили: “Обитателям каждого дома, в котором есть кто-то с именем Мухаммад, даровано благо”». Что же касается запрета брать кунью Абу аль-Касим, то он действовал только при жизни Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) или же когда имеет место сочетание имени Мухаммад с этой куньей, как сказал ан-Навави (рахимхуллах), и это мнение ближе к истине.

Нежелательно давать скверные имена, как Шайтан, Залим (притеснитель, несправедливый), Шихаб, Химар (осёл), Кулейб (уменьшительное от «кальб» — «собака»), а также имена, указывающие на определённые качества, отсутствие которых обычно огорчает, как Наджих (успешный), Барака (благословение, благодать). Муслим приводит такой хадис:

« أَحَبُّ الْكَلاَمِ إِلَى اللَّهِ أَرْبَعٌ سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ يَضُرُّكَ بَأَيِّهِنَّ بَدَأْتَ . وَلاَ تُسَمِّيَنَّ غُلاَمَكَ يَسَارًا وَلاَ رَبَاحًا وَلاَ نَجِيحًا وَلاَ أَفْلَحَ فَإِنَّكَ تَقُولُ أَثَمَّ هُوَ فَلاَ يَكُونُ فَيَقُولُ لاَ »

«Самых любимых слов для Аллаха четыре: “Преславен Аллах”, “Хвала Аллаху”, “Нет божества, кроме Аллаха” и “Аллах Велик”, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе. И не называй своего сына Йасар [богатство, благополучие], Наджих [успешный] или Афлях [преуспевающий], ибо, поистине, ты спросишь: “Есть ли здесь такой-то?” А его там не окажется, и тебе ответят: “Нет”»[2].

Сунной является также изменение скверных имён и тех, которые указывают на качества, отсутствие которых огорчает. Муслим приводит сообщение о том, что «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) изменил имя ‘Асыйа (непокорная) и сказал: “Ты — Джамиля [красивая]”».

А в обоих «Сахихах» приводится сообщение о том, что Зейнаб бинт Джахш (радиаллаху ‘анха) на самом деле звали Барра (благочестивая), и люди сказали: «Она как будто хвалит сама себя» — и Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) назвал её Зейнаб.

Можно называть двумя и более именами, однако лучше всё же ограничиться одним, потому что именно так поступал Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) со своими детьми.

Нежелательно называть именами вроде Сеййид аль-‘уляма (господин знающих), Сеййид ан-нас (господин людей), Сеййид аль-куда (господин судей) или Сеййид аль-‘араб (господин арабов), потому что это — ложь. Об этом ясно сказал аш-Шафи‘и (рахимахуллах). А Ибн Ханбаль (рахимахуллах) сказал: «Запрещено называть кого-то, кроме пророка, господином людей, господином всех или господином потомков Адама».

А согласно маликитскому мазхабу нежелательно называть именами, которые оставляют неприятный осадок в душе, вроде имён Харб (война), Мурра (горечь), Хаййа (змея) и Кальб (собака).

Нежелательно давать имя ‘Асыйа, Харб, Хазн, Залим, Шихаб и Химар, а также имена, указывающие на качества, отсутствие которых обычно вызывает огорчение, вроде Наджих, Барака, Афлях, Йасар и так далее. Также нежелательно называть именами ангелов, как Джибриль и Микаиль.

Ханбалиты считают нежелательным называть именами фараонов и тиранов, а также именами Карун и Хаман. Они также считают нежелательным для тех, кто знает арабские имена, называть неарабскими[3]. И это справедливое мнение, помогающее избежать любви к этим врагам.

Ибн ‘Абидин (рахимахуллах) упоминал о том, что нежелательно называть любым именем из тех, которое не упоминал Всевышний Аллах и Его Посланник (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и которое не используют мусульмане[4].

Запрещено называть именами Малик аль-мулюк или Шахиншах, означающими «царь царей», поскольку так можно назвать только Всевышнего Аллаха. Шафииты добавили сюда имя Хаким аль-хуккам, означающее «правитель правителей», а ханбалиты — имя Сультан ас-салятын, означающее «султан султанов», поскольку все эти имена и описания применимы только к Всевышнему Аллаху.

Также нельзя называть именами ‘Абд аль-Ка‘ба (раб Ка‘бы), ‘Абд аль-‘Узза, ‘Абд аль-Лят, ‘Абд Хубаль, ‘Абд ад-дар (раб дома), ‘Абд ан-наби (раб Пророка), ‘Абд аль-Хусейн (раб аль-Хусейна), Джаруллах (сосед Аллаха), Рафикуллах (спутник или товарищ Аллаха) и тому подобными именами, потому что они указывают на поклонение не Аллаху, и человек, названный таким именем, действительно может впасть в многобожие.

Запрещается давать любое из имён, применимых только к Всевышнему Аллаху — Аллах, ар-Рахман, аль-Барр, аль-Халик, аль-Куддус, ар-Раззак, аль-Джаббар, аль-Мутакаббир, аль-Авваль, аль-Ахыр, аль-Батын, ‘Аллям аль-гуйуб, аль-Хакам, ас-Сеййид, потому что ас-Самад означает ас-Сеййид, как сказал Ибн ‘Аббас, и потому что значения этих имён не приличествуют никому, кроме Всевышнего Аллаха. Об этом прямо сказано в маликитском и ханбалитском мазхабах[5]. А по ханафитскому мазхабу разрешается называть Прекрасными Именами Аллаха, кроме двух — Аллах и Ар-Рахман.

Прозвища

Запрещается давать человеку прозвище, которое он не любит, даже если прозвище это соответствует действительности, как Одноглазый и Подслеповатый. Однако разрешается упоминать это прозвище для того, чтобы объяснить, о ком идёт речь, тому, кто знает этого человека только по этому прозвищу.

Разрешается давать хорошие прозвища, вроде прозвищ сподвижников, например, ‘Умар аль-Фарук (различающий), Хамза Асадуллах (лев Аллаха), Халид Сейфуллах (меч Аллаха).

Кунья и прозвище: по всем четырём мазхабам сунной является давать ребёнку кунью, в соответствии с наиболее достоверным утверждением в ханафитском мазхабе, как упоминает аль-Астарушини (рахимахуллах), и кунья эта должна соответствовать действительности, например, Абу Мухаммад для ‘Абдуллаха, Абу Исма‘иль для Ибрахима[6] и так далее, потому что кунья — это почёт для человека.

Что же касается куньи Абу аль-Касим, то её разрешается давать по ханафитскому и маликитскому мазхабу, а также по мнению захиритов, и ан-Навави (рахимахуллах) назвал это мнение наиболее верным, как мы уже говорили, так как запрет давать эту кунью действовал только при жизни Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), потому что иудеи звали его, желая причинить ему обиду, а также потому, что запрещающие это хадисы отменены разрешающим.

Примечание

[1] Тухфат аль-мавдуд би-ахкам аль-мавлюд. С. 73.

[2] Например, человек назвал сына «Наджих» — «успешный, преуспевающий». А когда он в поисках сына заходит в какое-нибудь место, например, в мечеть, и спрашивает, здесь ли Наджих, то если его там нет, ему отвечают: «Нет». И получается как будто среди находящихся там мусульман нет ни одного преуспевающего человека…

[3] Аль-фуру‘. Т. 3. С. 559; Тухфат аль-мавдуд. С. 75.

[4] Радд аль-мухтар. Т. 5. С. 268.

[5] Аль-фуру‘. Т. 3. С. 561; Тухфат аль-мавдуд. С. 79.

[6] Аль-Астарушини. Джами‘ ахкам ас-сыгар. Т. 1. С. 215; Аль-Карафи. Аз-захира. Т. 13. С. 337.

Автор: Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли
Книга: «Аль-усра аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *