Фикх

Вуду – малое омовение (детальный разбор)

A — Определение вуду

Вуду – это вид обязательного очищения, совершение которого необходимо для выполнения некоторых религиозных предписаний, и которое, в тоже время, представляет собой один из видов поклонения. Вуду состоит из омывания водой или обтирания (влажными руками) некоторых частей тела. Это очищение на арабском языке называется «вуду». На персидском языке называется «абдест», что дословно переводится как «вода с рук». Это слово состоит из двух частей: персидское «аб» (вода) и «дест» (рука).

Вуду – одно из основных предписаний Ислама и состоит в периодическом омываний тех частей тела, которые наиболее подвержены загрязнению и воздействию микробов. Сподвижники рассказывали, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ничего не делал, предварительно не совершив вуду. (Алмалылы Хамди Языр, Хак дини Куран дили, 2/1583)

Однако не стоит забывать, что предписание быть с вуду обязательно только для некоторых религиозных обрядов. Человек, не совершивший вуду, не может выполнять намазы, не имеет права совершать ритуалы хаджа, не может брать в руки Коран, не обернув его какой-либо обложкой. Без вуду человек не может прикасаться даже к одной суре, так как все это является харамом. Но желающий может читать Коран по памяти или, смотря в текст, но не притрагиваясь к нему руками. Каждый обладающий здравым умом мусульманин, достигший совершеннолетия, по необходимости обязан совершать вуду.

Выполнив данное предписание шариата, человек обретает множество благ и достоинств, имеющих отношение как к этому миру, так и к потустороннему. Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Кто совершит омовение точно так, как это приказано, и затем по правилам совершит намаз, то Аллах простит все его прошлые прегрешения». (Бухари, Вуду, 28; Таухид, 24; Абу Дауд, Тахара, 51)

«Стоит человеку совершить вуду и помыть лицо, как с него «стекут» все грехи; стоит помыть руки и ноги, как вместе со стекающей водой с них «стекут» все грехи. Таким образом, этот человек полностью очистится». (Муслим, Тахара 32-33; Тирмизи, Тахара, 2)

Б — Фарды вуду

В Коране повелевается следующее: «О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток». (Сура аль-Маида, 5/6)

Из смысла этого аята следует, что существует четыре фарда:

1. Мытье лица

Обязательно умывание лица один раз от линии роста волос надо лбом до подбородка и от уха до уха. Необходимо проследить, чтобы при вуду влага проникала на кожу под бородой, усами и бровями.

2. Мытье рук

Обязательно мытье рук, включая локти. Если на пальцах есть кольца, их нужно немного сместить, чтобы вода попала под них.

3. Масх (обтирание) головы

Протирание четверти головы влажными руками является фардом. Желательно делать масх передней части головы, называемой «насия». Масх делается на темя. Мугира бин Шу’ба говорил: «Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершил вуду, затем сделал масх передней части головы, масх чалмы и масихов». (Айни, Умдатуль-кари, 2/376, Алеппо, 1972)

Имам Шафии утверждал, что достаточно протереть хоть один волосок, тогда как маликиты и ханбалиты считают ваджибом масх всей головы. (Ибн Хумам, 1/10; ибн Абидин, 1/92; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/11; ибн Кудама, 1/125; аз-Зухайли, 1/219). С другой стороны, по Ханбали, для женщин достаточно проведение влажными руками по передней части головы.

4. Мытье ног

Мытье ступней ног, включая щиколотки, является фардом. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), говоря: «Горе тем, чьи щиколотки горят в огне», привлекал внимание мусульман на мытье ступней ног, включая щиколотки. Большинство ученых, кроме ханафитов, опираясь на сунну, предписали и другие фарды. Например, шафииты и ханбалиты считают фардом последовательное омовение частей тела, а маликиты и ханбалиты – неоднократное мытье. Маликиты также считают фардом тщательное обтирание частей тела. Кроме того, все мазхабы, за исключением ханафитов, считают «ният» (намерение) фардом.

В — Сунны вуду

По мнению ханафитов, между сунной и мандуб существует значительная разница. Сунна «муаккада» (важная сунна), хотя не фард (обязательно), предполагает постоянное соблюдение, то есть, это такие действия, которые Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал неизменно, но иногда, без всякой причины, не делал их.

Хукм (положение) сунны: за соблюдение мусульманина ожидает награда, за отрицание – наказание.

Мандуб или мустахаб – это такие действия, которые Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал не всегда. Говоря о действиях «мандуб», мы будем использовать термин «адаб». За соблюдение мандуб полагается саваб, за невыполнение – ничего не полагается.

Сунны вуду следующие:

1. Сделать «ният» (намерение) совершить вуду для выполнения намаза, быть в состоянии ритуальной чистоты для выполнения повелений Аллаха. Является мустахаб (желательным) совершение следующего намерения перед вуду: «Намереваюсь ради Аллаха совершить вуду».

По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, намерение является фардом. При этом ханафиты ссылаются на то, что в аятах и хадисах нет прямого указания на ният для вуду. Также ханафиты сравнивают это с тем, что при очищении от наджасы и «сатр аурат» (сокрытии частей тела, которые нельзя открывать перед людьми), совершение нията не является необходимым условием. Другие мазхабы опираются на хадис Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям): «Дела оцениваются по намерениям». (Бухари, Бадуль-вахи, 1; Муслим, Имара, 155)

Опираясь на этот хадис, они делают вывод, что ният перед намазом и таяммумом также является фардом. Кроме того, они приводят в качестве доказательства необходимость достижения искренности в намазе, а так как ритуал вуду предписан именно для намаза, то намерение является обязательным условием. Время нията – начало мытья рук и лица. (аль-Майдани, 1/14; ибн Рушд, 1/21; ибн Кудама, 1/110; аз-Зухайли, 225)

2. В начале вуду необходимо вымыть руки, включая запястья. Чтобы не запачкать сосуд с водой, мытье загрязненных рук является фардом. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) советовал своим сподвижникам: «Когда кто-то из вас встанет с постели, пусть первым делом, не опуская руки в сосуд с водой, помоет руки, так как ему не известно, где были его руки (к чему прикасались во время сна)». (Бухари, Вуду, 26, Бадуль-хальк, 11; Муслим, Тахара, 87, 88; Абу Дауд, Тахара, 50; Тирмизи, Тахара, 19; Насаи, Тахара, 72)

3. Начинать совершение вуду с «а’узу» и «бисмиллях». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил: «Если перед вуду произнести «бисмиллях», это послужит причиной очищения всего тела. Но если кто-то совершит вуду без упоминания имени Аллаха, то вода очистит лишь омытые части тела». (Найлуль-Автар, 1/135)

Троекратное набирание в нос воды называется «истиншак». В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас начнет совершать вуду, сделает «мадмада», «истиншак» и «истинсар» (высмаркивание воды из носа), то, несомненно, вместе с водой будут смыты грехи и рта, и носа». (Муслим, Мусафирин, 294; ибн Маджа, Тахара, 6)

5. Тщательно делать мадмада и истиншак. Необходимо самым тщательным образом полоскать горло и рот. При истиншаке воду нужно втягивать глубоко, но человек, соблюдающий пост, может этого не делать. Соблюдение последовательности при мадмада и истиншак, троекратное совершение этих действий, высмаркивание только левой рукой и как можно глубокое втягивание в нос воды – все это является сунна муаккада. (Ибн Абидин, 1/108)

6. Использовать «мисвак». Слово «сивак» переводится как: «тереть», и предмет, которым производят эти действия, называется «мисвак». Целью использования мисвака или же другого очищающего предмета (это может быть зубная щетка), является удаление налета и остатков пищи с зубов и десен.

Чистка зубов во время каждого совершения вуду предупреждает возникновение многих болезней как ротовой полости, так и желудка. Чистка зубов представляет собой также один из видов ибадата и способствует достижению милости Аллаха, ибо известны следующие слова Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям): «Мисвак – это чистота зубов и, в тоже время, — милость Аллаха». (Бухари, Саум, 27; Насаи, Тахара, 4); «Если бы я не опасался, что это затруднит мою умму, то приказал бы перед каждым намазом использовать мисвак». В передаче Ахмада бин Ханбаля существует другая версия этого хадиса: «Я приказал бы во время каждого совершения вуду использовать мисвак». (Муслим, Имара, 103, 106-108, Тахара, 42, Масаджид, 219; Бухари, Иман, 26, Мавакыт, 24, Джумуа, 8, Саум, 27; Ахмад бин Ханбаль, 1/80, 120, 2/245)

Если под рукой нет мисвака или после его использования начинают кровоточить десны, можно использовать зубную щетку, пасту или же просто почистить десны пальцами. С медицинской точки зрения, использование мисвака – по сравнению с другими видами средств очистки ротовой полости – очень полезно для организма. Кроме того, поощряется частое использование мисвака в любой удобный момент, а не только во время совершения вуду или перед намазом. (ибн Хумам, 1/15; аль-Майдани, 1/14; аш-Ширази, 1/13; ибн Кудама, 1/95-97)

7. Соблюдение установленной последовательности. Совершать вуду необходимо в той последовательности, которая указана в аяте. Сначала нужно умыть лицо, затем руки (до локтей), затем сделать масх головы и только потом помыть ноги. А если на ногах есть специальная обувь (масихи), то по ее поверхности можно просто провести влажными руками.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение указанной последовательности не нарушает вуду, но при всем этом противоречит сунне Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). По Шафии и Ханбали, соблюдение указанной последовательности во время совершения вуду является фардом. (аль-Касани, 1/17; ибн Хумам, 1/23; ибн Рушд, 1/16)

8. Начинать совершение вуду с правой стороны. Сначала моют правую руку, а затем левую; сначала моют правую ногу, и потом левую. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) передала следующий хадис: «Обуваясь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие действия, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) любил начинать справа». (Бухари, Салят, 47, Ат`има, 5; Муслим, Тахара, 66-67)

Перечисленные части тела приведены в качестве примера. Мытье и других частей тела нужно начинать справа. Начинание любого дела справа является сунной.

9. Трехкратное омовение частей тела. Однократное мытье является фардом, а двукратное и трехкратное – сунной. Мытье больше или меньше указанного противоречит сунне. Исключением являются те редкие случаи, когда мучают различные сомнения или не хватает воды. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) один раз совершил вуду и сказал: «Это вуду, которое угодно Аллаху». Потом он вновь совершил вуду, но при этом мыл части тела по два раза. Закончив вуду, он сказал: «Это как мой способ совершения вуду, так и предыдущих пророков». (Бухари, Вуду, 22-24; Абу Дауд, Тахара, 52-54; Тирмизи, Тахара, 32-35; ибн Маджа, Тахара, 45-47)

По мнению большинства факихов, достаточно одного протирания головы, так как во многих хадисах отмечается, что Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) мыл части тела по два или три раза, тогда как масх головы делал один раз. (Бухари, Вуду, 7, 24, 28, 38-42, Саум, 27; ибн Маджа, Тахара, 6, 51-53; Ахмад бин Ханбаль, 1/58-59). Только шафииты придерживаются точки зрения, что трехкратное протирание головы является сунной. При этом они приводят слова Анаса бин Малика (радыйаллаху анху): «Желательно делать это три раза», и также на практические действия некоторых сподвижников. (аз-Зухайли, 1/247, 248)

10. Начинать мытье рук и ног с пальцев.

11. Тщательно вымыть руки до запястий, включая места между пальцами. При совершении вуду необходимо потирать руки и пальцы, чтобы обеспечить полное увлажнение. Нужно делать так, чтобы не осталось ни одного сухого места. Можно просто опустить пальцы в воду. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), обращаясь к сподвижникам, давал им такой совет: «Чтобы между ними не проник адский огонь (почи- стил), тщательно мойте между пальцами». (Абу Дауд, Тахара, 56, 59; Тирмизи, Тахара, 30; Саум, 68; Насаи, Тахара, 91)

12. Увлажнять бороду. Кто имеет густую бороду, необходимо пропустить влажные пальцы сквозь бороду и провести ими снизу вверх. Что касается небольшой и негустой бороды, сквозь нее вода проникает легко, поэтому достаточно обычного мытья. В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) сказано: «Во всем отличайтесь от мушриков: коротко подстригайте усы и удлиняйте бороды!». (Муслим, Тахара, 56; Абу Дауд, Тахара, 29; Тирмизи, Адаб, 14; Насаи, Зина, 56). Сподвижники передают, что как-то пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) увлажнил бороду и сказал: «Мне повелел так сделать мой Господь». (Зайлаи, 1/23)

13. Протереть волосы головы полностью. Это называется «полный масх». Нужно протереть волосы на всей голове влажными ладонями с разведенными пальцами в направлении от лица к затылку. Это является сунной. (Найлуль Автар, 1/158)

14. Масх (протирание) ушей. Согласно мнению большинства факихов, нужно заново увлажнить руки перед протиранием ушной раковины снаружи и внутри, и это является сунной. Доказательством является хадис Абдуллаха бин Зайда: «Я видел, как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал вуду. После масха головы он вновь увлажнил пальцы для масха ушей». (Зайлаи, 1/22). Ханбалиты, опираясь на хадис: «Уши относятся к голове» (Найлуль Автар, 1/180), считают масх ушей ваджибом, однако многие ученые этот хадис считают «даиф» (слабым). (аз-Зухайли, 1/249)

15. Тщательно протирать части тела при совершении вуду. Факихи утверждают, что это является сунной, так как в аяте, где повелевается совершение вуду, об этом не упомянуто. Также об этом ничего не говорится в хадисах. Однако маликиты считают протирание фардом. (аз-Зухайли, 1/235)

16. Совершать вуду без перерывов. То есть, не доводя до высыхания одной части тела, мыть следующую. В книгах по фикху это называется «мувалат» или «вила». Но быстрое высыхание вследствие жаркой погоды не влияет на мувалат. По мнению некоторых факихов, смысл мувалата заключается не в быстром омовении. По их мнению, во время со- вершения вуду нельзя отвлекаться и заниматься посторонними делами. Ханафиты и шафииты считают мувалат сунной, тогда как маликиты и ханбалиты – фардом. (Ибн Абидин, 1/113; ибн Рушд, 1/17)

17. Масх (протирание) шеи. После масха головы и ушей нужно тут же обратной стороной ладони и тремя пальцами (без дополнительного увлажнения) провести по шее. В некоторых источниках утверждается, что масх шеи является мустахаб или мандуб. (аль-Мавсили, Ихтияр, 1/9; аз-Зухайли, 1/253; ибн Абидин, 1/115)

Г — Адабы вуду

В «адаб» ханафиты включили действия, в отношении которых используется термин «мандуб». Мандуб – это такие действия, которые Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал редко и не постоянно.

Хукмуль-мандуб (положение о мандубе): за совершение мандуб верующего ожидает саваб (награду), несоблюдение не влечет никаких последствий. Маликиты вместо слова «адаб» используют термины «фадилат», «хаслат» или «мустахаб».

Разница между сунной и мандуб (или мустахаб) заключается в следующем: сунна – это средство подтверждения шариата и возвышения его достоинств. Тогда как мандуб или мустахаб – это такие предписания, выполнение которых не столь обязательно и отношение к ним более снисходительное. За выполнение ожидает саваб, невыполнение не влечет наказания.

Адабы вуду:

1. При совершении вуду поворачиваться лицом к кибле, так как направление на киблу является самым почетным, и есть надежда, что ду’а, совершенные лицом к ней, будут приняты Аллахом. В силу того, что шафииты и ханбалиты не делают различий между сунной и адабом, обращение лица в сторону Каабы они считают сунной.

2. До наступления времени намаза, заранее совершить вуду и быть готовым к молитве. Исключение касается только тех, у кого есть уважительные причины.

3. При совершении вуду находиться на возвышении, чтобы таким образом избежать попадания брызг воды на одежду и тело.

4. Без уважительной причины не пользоваться чужими услуга- ми при совершении вуду. Однако если кто-либо по собственному желанию предложит свои услуги, то это не противоречит адабу. Мугира бин Шу’ба сообщает, что, когда мусульмане находились в походе, он поливал воду Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) при совершении вуду. (Найлуль-Автар, 1/175)

5. Без серьезной необходимости при совершении вуду ни с кем не разговаривать, так как это может помешать чтению ду’а при этом.

6. При совершении вуду нужно передвигать кольца и перстни на пальцах, чтобы вода проникла под них. Абу Рафи’ (радыйаллаху анху) рассказывал, что видел, как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), совершая омовение, передвигал перстень на пальце. (Найлуль-Автар, 1/153)

7. Совершая вуду, воду в рот и в нос нужно набирать правой рукой, высмаркиваться – левой.

8. Протирать влажными пальцами внутреннюю часть ушей.

9. Протирать шею. Согласно мнению ханафитов, масх (протирание) шеи является мустахаб или мандуб, так как Талха бин Мутарриф слышал от своего отца, а он – от его деда, что хадис, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) делал масх шеи, слабый. (Ибн Абидин, 1/115; аль-Мавсили, аль-Ихтияр, 1/9).

10. Умывать лицо полностью, включая веки, не оставляя сухих мест. Мыть руки выше локтей. Мыть ноги выше щиколоток. В хадисе говорится: «Если вы при совершении вуду будете стараться мыть водой большие (участки тела), то в Судный день будете из группы «аль- Гурруль-мухаджалун». Теперь, моя руки и ноги, старайтесь мыть как можно больше». (Муслим, Тахара, 34, 35)

Слово «гурра», приведенное в данном хадисе, маликиты понимают в значении «вуду», поэтому считают, что из этого следует два вывода:

1) мыть части тела, захватывая область больше, чем это требуется положениями фарда;

2) постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты, то есть всегда быть в готовности к совершению поклонений и иных религиозных предписаний.

Поэтому маликиты считают, что чрезмерное мытье является макрух, а постоянное пребывание в вуду является мустахаб. (Аз-Зухайли, 1/254)

11. Использовать только такое количество воды, которого достаточно для совершения вуду. Даже если рядом находится река или море, необходимо избегать чрезмерной траты воды, так как все излишества являются макрух.

12. После совершения вуду нужно прочитать шахаду и ду’а. Ханафиты считают, что после «гусуля» – это мандуб. Ниже приводятся слова шахады и ду’а:

«Ашхаду ан ля иляха илляллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх. Аллахумма дж’ални минат-таууабина уа джа’лни миняль-мутатаххирин. Субханака аллахумма уа бихамдика ашхаду ан ля иляха илля анта астагфирукя уа атубу иляйка. Уа саллаллаху уа салим ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад».

Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, что у Него нет сотоварищей, и что Он Один. Также я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах! Сделай меня часто кающимся рабом и часто очищающимся. Ты далек от всех недостатков и изъянов. О Аллах, я прославляю Тебя! Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Тебя! Я прошу прощения у Тебя и раскаиваюсь в своих грехах».

Произнесение салаватов Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) после совершения вуду является сунной, тогда как произнесение «калимаи-шахадат» и ду’а представляет собой «мандуб» и опирается на следующий хадис: «Если кто-либо из вас самым тщательным образом совершит вуду и затем скажет: «Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, что у Него нет сотоварищей, и что Он Один. Также я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник», без сомнения, перед этим человеком раскроются восемь дверей Рая. Он войдет в райские сады через ту дверь, через какую пожелает».

Хадис приведен в сборнике Муслима, а имам Тирмизи приводит такие слова: «Ты далек от каких бы то ни было недостатков и изъянов. О Аллах, я прославляю Тебя! Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Тебя! Я прошу прощения у Тебя и раскаиваюсь в своих грехах». (Муслим, Хадж, 276; Тахара, 17; Абу Дауд, Татавву, 26; Манасик, 63; ибн Маджа, Тахара, 57; Икама, 72; Тирмизи, Да’ват, 38)

13. Стоя лицом в направлении киблы, выпить немного воды. В это время произнести следующую ду’а: «О Аллах, сделай меня праведным рабом, который, как только совершит грех, сразу кается и потом избегает грехов».

14. После завершения вуду один, два или три раза прочитать суру «аль-Кадр».

15. После завершения вуду – если позволяет время – выполнить два ракаата намаза-нафиль. Все, что противоречит сунне или адабам, является тахриман или танзихан — макрух.

Д — Дуа, читаемые при совершении вуду

Имам ан-Навави утверждает, что чтение различных ду’а при совершении вуду не подтверждается хадисами Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Ду’а, читаемые при омовении частей тела, дошли до нас со слов салафов (ранних мусульман), поэтому их чтение считают благочестивым поступком. Чтение ду’а, по мнению ханафитов и маликитов, является мустахаб (желательным), тогда как некоторые шафииты считают его мубах. (аз-Зухайли, 1/256)

Е — Виды Вуду

С точки зрения необходимости и обязательности вуду делится три вида:

1. Вуду, являющееся фардом

В двух случаях вуду является фардом:

a) Перед выполнением намаза совершение вуду является фардом. При этом не имеет значения, какой это намаз – фард, ваджиб, нафиль, джаназа или намаз, считающийся неполным, т.е. сажда тилават. На это указывает аят (сура аль-Маида, 5/6) об обязательности вуду и хадис Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям): «Аллах никогда не примет ваши намазы, совершенные в оскверненном состоянии, до тех пор, пока вы не совершите вуду». (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи со слов Абу Хурайры)

б) Также является фардом совершение вуду для того, чтобы прикоснуться или взять в руки Коран. Это касается любого предмета, на котором написаны аяты из Корана. Доказательством является аят: «Воистину, этот Коран велик и храним в Сокровенном Писании: пусть к нему прикасаются только очистившиеся». (Сура аль-Вакы’а, 56/77-79)

И хадис пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям): «К Корану могут прикоснуться лишь чистые люди». (ад-Даракъутни 1/122, аль-Байхакъи 1/88)

2. Вуду ваджиб

По мазхабу Ханафи, совершение вуду для тавафа Каабы для каждого мусульманина является ваджибом. Однако большинство факихов считают это фардом. В качестве доказательства они приводят хадис: «Таваф (обход) Байтуллах (дома Аллаха) – это намаз, который отличается от других тем, что здесь Аллах позволил говорить. Кто разговаривает во время тавафа, пусть говорит только хорошее». (Зайлаи, Насбур Рае, 3/57). При этом ханафиты не считают таваф настоящим намазом, поэтому его действительность не зависит от состояния вуду. За невыполнение ваджиба нужно совершить искупительное жертвоприношение.

3. Вуду мандуб

Постоянное нахождение в состоянии ритуальной чистоты является мандуб. Также желательно совершать вуду для чтения на память Корана, азана и икамата, чтобы брать в руки религиозные книги, обучать людей религиозным знаниям, перед омовением тела усопшего, для сопровождения похоронной процессии, чтобы справиться с чувством гнева. После такого вуду можно выполнять намаз или брать в руки Коран. (аз-Зухайли, 1/210-212)

Но если кто-то снова будет совершать вуду, хотя вуду не нарушилось, то это считается макрух по причине бесполезной траты воды. Категорически запрещается совершение вуду водой, отобранной у кого-либо или принадлежащей сиротам. (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/111)

Ж — Макрух вуду (не желательные действия во время вуду)

1. «Исраф» (чрезмерная трата воды при совершении вуду) является макрух, так как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), заметив, как Са’д (радыйаллаху анху) использует слишком много воды, сделал ему предупреждение, что «исрафа нужно избегать даже на берегу водоема».

2. Плескать водой на лицо или другие части тела. Обычно из-за этого вода попадает на одежду, что не соответствует адабу.

3. Разговоры во время совершения вуду (о мирском).

4. Без необходимости пользоваться услугами других людей или просить кого-либо полить воды.

5. Совершать вуду в нечистом месте.

6. Глубоко совершать «мадмада» и «истиншак» (очищения полости рта и носа) при соблюдении поста, так как в таких случаях возникает вероятность нарушения поста. (Ибн Абидин, 1/121-123; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, аль-Матбаатуль-Илмия, Мыср, 1315, стр. 13; ад-Дырдыр, аш-Шархуль-кабир, Мыср, 1/126-129).

З — Обстоятельства, при которых нарушается вуду

Вуду нарушается в следующих случаях:

1. Выход мочи, экскрементов, крови, спермы, «мази», «вади» и других видов наджасы или жидкости. В Коране Аллах повелел: «Иль выходили по естественной нужде и возвратились» (сура аль-Маида, 5/6). В этом аяте имеется в виду отправление естественных надобностей. С другой стороны, обращаясь к Фатыме бинти Абу Хубайш, у которой была «истихада», Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал: «Если это месячные кровотечения, то это известная темная кровь, и в этом случае намаз не совершай. Если же это другая кровь, то тогда соверши вуду и выполняй намаз. Это кровь, которая выделяется в результате разрыва капилляров». (Абу Дауд, Тахара, 109, 110; Насаи, Тахара, 137, Хайд, 6)

2. Выпускание газов из кишечника. Когда у одного из сподвижников возникли сомнения относительно сохранности вуду, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) заметил, «что пока не послышится звук или не ощутится запах, вуду не нарушается». (Бухари, Вуду, 34)

3. В случае любых выделений из половых органов, а также истечения крови, гноя из ротовой полости, носа или любого другого органа. Что касается выделения крови из ротовой полости, то, если крови больше, чем слюны, вуду нарушается. Если меньше – не нарушается. Это можно определить по цвету. Если выделившаяся кровь потечет, вуду нарушается, если же крови выступило размером с игольное ушко или она застыла в виде капельки, вуду не нарушается. Вуду не испортится, если вытереть кровь пальцем или рукой. Данное правило действует и в отношении гноя или жидкости, выделяемой из раны. Сукровица, выделяющаяся из ран, относится к кровянистым выделениям, то есть в таких случаях вуду нарушается. Однако некоторые ученые считают, что не нарушается. Факихи-мутаахир утверждают, что можно руководствоваться последним мнением.

Утверждение ханафитов о нарушении вуду в результате выделения крови основано на следующих хадисах Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям): «После каждого выделения крови нужно совершить вуду». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/37; ибн Хумам, 1/39)

«Если у кого-либо во время намаза выделятся рвотные массы или из носа потечет кровь, пусть он прервет намаз и совершит заново вуду. Но при этом пусть ни с кем не говорит и продолжает намаз с прерванного места». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/38; Малик, Муватта, Тахара, 46, 47)

«Не стоит совершать вуду из-за нескольких капель крови, если, конечно, кровь не растеклась». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/44)

Ханбалиты утверждают, что если небольшое количество крови даже растекается, вуду не нарушается, тогда как маликиты и шафииты считают, что вуду не нарушается в любом случае, независимо от количества истекающей крови. Они исходят из хадиса, переданного Анасом (радыйаллаху анху): «Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) сделали кровопускание, и он, не совершая вновь вуду, начал выполнять намаз. Он только помыл то место, откуда выпускали кровь». (Бухари, Ильм, 5; Вуду, 34; Муслим, Хайд, 18; Насаи, Тахара, 111, Гасль, 28; ибн Маджа, Тахара, 64-70)

Также известно, что когда Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) вместе с мусульманами был в походе «Затур-рика», один из мусульман был ранен стрелой. Хотя из раны сочилась кровь, тот совершил руку’ и сажда, и таким образом завершил намаз. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ничего не сказал ему. (Бухари, Вуду, 34)

4. Рвота (если рвотные массы заполнили рот). Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил: «Рвота нарушает вуду». (Тирмизи, Тахара, 64). Также нарушается вуду, если наружу (из желудка) выделилась пища, сгустившаяся кровь или желчь. Тогда как слизь относят к слюне, и поэтому вуду не нарушается. Шафи и Маликиты считают, что рвота не нарушает вуду. (аз-Зухайли, 1/270)

5. Также нарушают вуду состояния, при которых теряется или отключается сознание. Например, сон, потеря сознания или рассудка, опьянение или припадок. Вуду нарушается, если заснуть на спине, или сидя по-турецки, или оперевшись на локти, или вытянув ноги. Также нарушается вуду, если заснуть в состоянии сажда, но не во время намаза; если заснуть, опершись о какой-либо предмет, при удалении которого человек может упасть.

Вуду нарушается, если у спящего бедра не касаются земли или пола, так как в этом положении достигается максимальное расслабление тела. По мнению шафиитов, если человек спит сидя, плотно прижавшись к земле, то вуду не нарушается, так как в этом случае можно быть уверенным, что не произойдет испускания газов или выделения наджасы. Когда человек засыпает, теряя связь с внешним миром, он ничего не ощущает. Если при этом седалищные мышцы расслаблены, может произойти испускание газов. В этих случаях основным фактором нарушения вуду являются именно газы, поэтому Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Глаза – это сторож ягодиц. Поэтому каждый, кто заснул, пусть совершит вуду». (Ибн Маджа, Вуду, 62; Абу Дауд, Тахара, 79; Ахмад бин Ханбаль, 1/111)

«Глаза – это сторож ягодиц. И стоит человеку заснуть, как он теряет контроль». (Дарими, Вуду, 48)

Следовательно, если кто-то заснет во время намаза, стоя, в руку’ или сажда, или в другое время, то вуду не нарушается.

6. «Фахиш мубашарат». По мнению ханафитов, если мужчина и женщина соприкоснутся половыми органами или животами напрямую или через тонкую материю, то вуду нарушается. В данном случае не имеет значения: произошло выделение семени или нет. Имам Мухаммад считает, что если не произошло выделения какой-либо жидкости или «мази», вуду не нарушается.

Мнение, что просто прикосновение к женщине не нарушает вуду, основано на следующих доводах: В Коране говорится: «или соприкоснулся с женщиной…» (сура аль-Маида, 5/6). Слово «прикосновение», приведенное в этом аяте, по мнению Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) означает «интимная связь». Но в аяте об этом сказано в деликатной форме. Шафииты берут за основу прямое значение и утверждают, что слово «Ламс» имеет значение «трогать руками», «прикасаться телами». Исходя из этого, шафииты считают, что если мужчина прикоснется рукой или телом (без преграды) к какой-либо женщине, с которой его не связывают никакие родственные связи, основанные на кровном или молочном родстве, или же образовавшиеся после (путем брака), то вуду обоих нарушается. Исключением являются волосы женщины, зубы и ногти. Однако маликиты и ханбалиты при обсуждении вопроса о прикосновении мужчины и женщины, делают оговорку, что если при этом «произошло возбуждение или ощущение наслаждения». Ханафиты в качестве довода приводят следующий хадис: Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:

«Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) целовал одну из своих супруг и, не совершая вуду, приступал к намазу». (Абу Дауд, 68; Тирмизи, Тахара, 63; Ахмад бин Ханбаль, 6/210)

«Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз, когда я лежала вытянувшись перед ним. Однажды, желая прочитать намаз витр, он прикоснулся ко мне ногой». (Найлуль-Автар, 1/1960

Эти хадисы, сообщенные досточтимой Айшой (радыйаллаху анха), доказывают, что от прикосновения к женщине вуду не нарушается.

7. Громкий смех во время намаза, то есть, который слышат рядом стоящие люди. Доказательством является следующий хадис: «Если один из вас во время намаза громко засмеется, пусть он заново совершит и вуду, и намаз». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/47-54). Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал это с целью наказания лица, совершающего намаз, и чтобы впредь не допустить повторения подобных случаев. В другое время громкий смех не нарушает вуду. По всем другим признанным мазхабам громкий смех портит только намаз.

8. Также нарушается вуду, если ткань или вата, помещенная в половые органы мужчины или женщины, промокнет насквозь. Или при удалении из половых органов вата или ткань окажутся влажными.

9. Интимная связь.

10. Окончание срока масха, который для мукыма (постоянный житель какой-либо местности) длится 24 часа, а для путника – трое суток. А также портит вуду снимание с ног масихов (кожаных носков).

11. Если истекло время намаза, для которого человек, имеющий уважительные причины, совершил вуду.

12. Если человек, совершивший таяммум, нашел воду или добрался до источника воды. (аль-Касани, Бадаиус-санаи, 1/24-33; ибн Хумам, 1/24-37; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/17-20; ибн Абидин, 1/124-138; аш-Шурунбуляли, стр. 14; аз-Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/7; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/22; ибн Рушд, 1/168)

Лучше всего ко всем вопросам, по которым существуют различные мнения ученых, подходить очень осторожно. Например, если у ханафита возникнет какая-либо ситуация, при которой его вуду (согласно положениям ханафитского мазхаба) не нарушается, тогда как по другим мазхабам нарушается, то лучше всего ему заново совершить вуду, чтобы избежать разногласий. Особенно осмотрительными нужно быть имамам, руководящим намазами людей различных мазхабов.

Г — Обстоятельства, при которых вуду не нарушается

В следующих случаях вуду не нарушается:

1. Если кровь, гной или сукровица, выделившиеся из половых органов или заднего прохода не растеклись по краям или же выступили в форме капли.

2. Если отпала корка, покрывающая рану, и кровь не выступила.

3. Отделяемая с поверхности пролежней влага и опрелости между пальцами.

4. Кровь изо рта, если по объему меньше слюны.

5. Необильная рвота.

6. По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, если через рвоту выделилось большое количество слизи, то вуду не нарушается, тогда как Абу Юсуф считал, что слизь, выделившаяся из желудка, нарушает вуду.

7. Выпадение из ушей, носа или какой-либо раны червей. Эти черви считаются чистыми. Как правило, они покрыты влажной кожицей, и эта влага не растекается.

8. Прикосновение рукой к половым органам. Когда у Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) спросили о том, нужно ли заново совершить вуду мужчине, который дотронулся до полового органа, он ответил: «Это же часть твоего тела или твой же кусок мяса». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/60). Передано, что по этому поводу Али (радыйаллаху анху) ответил следующее: «Меня абсолютно не волнует: дотронулся я до него (до полового органа) или до носа». (аз-Зухайли, 1/278)

Шафииты считают, что если мужчина или женщина прикоснулись руками к своим или чужим обнаженным половым органам или заднему проходу, то в этом случае вуду нарушается. Этого же мнения придерживаются маликиты и ханбалиты. В качестве довода они приводят следующие хадисы:

«Пусть тот, кто коснулся полового органа, не становится на намаз, пока не совершит вуду». (Ибн Ханбаль, Муснад, 2/223; Зайлаи, Насбур Рае, 1/54)

«Если кто-либо коснется мужского полового органа (голыми руками), пусть совершит вуду». (Бухари, Ильм, 53; Салят, 9; Хадж, 21; Абу Дауд, Тахара,69; Тирмизи, Тахара, 61)

9. «Хукна» – лекарственное средство, извлеченное из заднего прохода и не имеющее запаха. Но в этом случае предпочтительнее заново совершить вуду.

10. Жидкость, закапанная (с медицинской целью) в половой орган мужчины и затем вытекшая обратно, по мнению Абу Ханифы, вуду не нарушает.

11. Рвота сгустком крови.

12. Попадание крови в нос и в ухо, при котором она не достигает тех мест в носу или ухе, которые моются при вуду и гусуле.

13. Следы крови, которые остаются на яблоке, или на поверхности какого-либо твердого фрукта, или на мисваке (щетке), и которые не растекаются.

14. Кровь, которую высосали различные насекомые, как блохи, вши, комары, черные мухи и др. Но кровь, вытекающаяся из раны после отпадания насосавшейся пиявки, нарушает вуду.

15. Вуду не нарушается, если заснуть, плотно прижавшись к сиденью. Также не нарушает вуду сон стоя или сидя, или в положении руку’ или сажда.

16. Громкий смех вне намаза, а также во время намаза-джаназа или сажда-тилават. По мнению шафиитов, громкий смех во время намаза вуду не нарушает.

17. Улыбка или тихий смех, звук которого никто не слышит, даже сам читающий намаз, не нарушает ни вуду, ни намаз. Если кто-то засмеется и только сам услышит этот смех, у него нарушается только намаз, тогда как вуду сохраняется.

18. Не нарушает вуду плач или рыдания.

К — То, что не препятствует правильности вуду

1. Грязь под ногтями, грязь на теле в результате потоотделения, а также яйца мух и блох.

2. Краска под ногтями или въевшаяся в кожу рук в результате профессиональной деятельности маляров. Но следы краски на теле других людей, образующие пленку и препятствующие проникновению воды на кожу, мешают целостности вуду. Также препятствует совершению вуду воск, тесто и другие вещества.

3. Если лекарство, помещенное на рану, растеклось по краям, то моется только это место. Если мытье может причинить вред, то можно ограничиться протиранием.

4. Если кто-то твердо уверен, что совершил вуду, но вдруг начал сомневаться в сохранности вуду, то в этом случае принимается решение о его сохранности. Но если кто-то знает, что у него нарушилось вуду, но сомневается, совершал он после этого вуду или нет, то принимается решение о нарушении вуду.

Таково мнение большинства ученых, ибо то, о чем твердо известно, не может терять силы из-за сомнений. Доказательством является хадис, переданный Абдуллахом ибн Зайдом: «Когда у одного из сподвижников возникли сомнения относительно сохранности вуду, Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) заметил: «Пока он не услышит звук или не почувствует запах, пусть не прерывает намаз». (Бухари, Вуду, 34)

5. Не является обязательным мытье части тела, относительно которого постоянно появляются сомнения (васваса) при вуду или после него. Если же такие сомнения бывают иногда, то эту часть тела необходимо помыть.

6. Мусульманин, у которого отсутствует какая-либо часть тела, обязательная для омовения, моет те, что имеются. Часть тела, восстановленная операционным путем, заменяет собой естественную.

Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 188-211

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *