Женщинам Фикх Хадис

Мусульманская семья в современном мире: Воспитание детей

Одной из главных опор мусульманского дома является тщательный контроль над воспитанием детей и их обучением, причём воспитание — более широкое понятие, чем обучение.

Воспитание — это выращивание ребёнка и забота о нём до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребёнка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребёнка.

Обучение — часть воспитания, включающая передачу учителем обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал:

«Знай, что воспитание ребёнка чрезвычайно важно и необходимо. Ребёнок — нечто, доверенное родителям, и его чистое сердце — драгоценный камень, на котором ничего не выгравировано, и на нём можно выгравировать всё что угодно, и если оно было приучено к добру, то и ребёнок вырастет добрым и будет счастлив в Обоих мирах, и от его награды будет доставаться и его родителям и любому, кто воспитывает его. Если же его приучили ко злу и пренебрегли им, оставив его подобным неразумной скотине, он будет несчастным и пропадёт, а грех за это ляжет на его покровителя и опекуна». (Ихйа ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 62).

Стоит привести ниже основы исламского воспитания:

1. Религиозное воспитание.

Главное в послании ислама — формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого. Предопределённое Аллахом Его творениям относится к области сокровенного, и оно неизбежно осуществляется. Ведь знание Аллаха объемлет всякую вещь — даже то, что должно произойти в будущем, и при этом не может произойти ничего противоречащего знанию Аллаха. Однако знание вовсе не предполагает принуждение к чему-то. Человек делает то, что делает, по своей воле и своему выбору, то есть в этом он свободен, а не принуждаем, и он отвечает за каждый выбор, который он делает в этой жизни.

Первое, что должен сделать воспитатель, — доказать своему воспитаннику существование Аллаха и Его Единственность (таухид), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

После этого воспитатель знакомит своего воспитанника с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран — это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. Всевышний сказал:

إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي

«Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ »

«Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» [Аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмзи; ан-Насаи; Ибн Маджа. Со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана].

Одним из примеров коранического воспитания является подробное изучение сур «Свет», «Люкман» и «Комнаты».

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и веру в то, что он — последний из пророков и лучший из посланников. Он объясняет своему воспитаннику, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности, и начинать лучше с «Сорока хадисов» ан-Навави.

Кроме того, воспитатель должен привить ребёнку любовь к нашим праведным предшественникам, особенно благородным сподвижникам. Он должен рассказать ребёнку об их великих заслугах перед мусульманской общиной, и о том, что они были лучшими из её членов и останутся таковыми до самого Судного дня, потому что они уверовали в Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поддержали его, помогли ему и последовали за светом, который был ниспослан с ним, и это и есть преуспевшие.

Воспитатель взращивает в ребёнке любовь к вере и приверженность ей.

Мне представляется, что разъяснение ребёнку смысла следующего хадиса как раз отвечает этим требованиям: «Однажды я сидел в седле позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал:

« يَا غُلاَمُ إِنِّى أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللَّهَ وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوِ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ وَلَوِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ رُفِعَتِ الأَقْلاَمُ وَجَفَّتِ الصُّحُفُ »

“О мальчик, я научу тебя нескольким словам[1]: помни об Аллахе[2], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой[3]. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья[4] уже подняты, а страницы уже высохли[5]”» [Ат-Тирмизи. Со слов Ибн ‘Аббаса].

А в других версиях содержится добавление: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде. И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной не могло постигнуть тебя. И знай, что победа приходит с терпением, избавление — с бедой, а лёгкость — с тяготой».

Если ребёнок усвоит этот хадис, его вера будет крепкой, а личность — сильной, и он сможет преодолеть все трудности.

2. Физическое воспитание.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка — залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь, как известно, здравый разум — в здоровом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам:

 لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« الْمُؤْمِنُ الْقَوِىُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ وَفِى كُلٍّ خَيْرٌ »

«Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо» [Муслим. Со слов Абу Хурайры].

Этот вид воспитания можно сделать успешным посредством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха и так далее.

3. Приучение к поклонению.

Поклонение в исламе является выражением и проявлением убеждений (‘акыда) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребёнка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ عَنِ الْمَجْنُونِ الْمَغْلُوبِ عَلَى عَقْلِهِ حَتَّى يُفِيقَ وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنِ الصَّبِىِّ حَتَّى يَحْتَلِم

«Подняты перья от троих: от умалишённого — до тех пор, пока к нему не вернётся разум, от спящего — пока он не проснётся, и от ребёнка — пока он не достигнет совершеннолетия» [Абу Давуд].

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. Оно должно стать неотъемлемой частью его жизни и его «натурой». И оно должно напоминать ему о необходимости постоянно поддерживать связь с Всевышним, подчиняться Его велениям, избегать ослушания Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« مُرُوا أولادَكم بِالصَّلاَةِ وهم أَبناءُ سبعٍ وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا وهم أَبناءُ عَشْر »

«Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» [Абу Давуд; Ахмад; ат-Тирмизи; ад-Даракутни].

А в версии ад-Даракутни сказано:

«Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и ударяйте их за отказ совершать её, когда им исполнится десять».

Таким образом, приучение нужно начинать с семи лет, а в десять ребёнок уже обязан регулярно совершать молитву. За этим нужно следить, и если он отказывается совершать её или ленится делать это, его следует наказывать.

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребёнок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал:

 وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا

«Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» (20:132).

4. Обучение арабскому языку и другим полезным наукам.

Знание арабского языка — ключ к обучению Корану и Сунне и пониманию их, а они — это сосуд, в котором заключён Шариат со всеми его науками. К тому же знание арабского позволяет человеку постичь красоту арабской литературы, как религиозной, так и остальной, сделать свой язык более красноречивым и приучить своё горло к произнесению широкой гаммы звуков арабского языка. Знание арабского языка приносит огромную пользу при чтении Корана, поскольку позволяет верующему понимать прочитанное и правильно произносить слова. Если ребёнок будет знать арабский язык на достаточно хорошем уровне, он будет хорошо понимать Шариат и его цели.

Что же касается обучения другим наукам, в том числе иностранным языкам и гуманитарным наукам — математике, истории, географии, а также практическим наукам — медицине, инженерии, астрономии и так далее, то это также полезно и необходимо. Всё зависит от склонностей и способностей самого ребёнка.

5. Нравственное направление.

Благонравие и достоинства, к приобретению которых побуждает ислам, являются вместилищем религии:

«Благонравие — вместилище религии» [Аль-Хаким; ат-Тирмизи. Со слов Анаса. Достоверный хадис].

Кроме того, благой нрав — основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надёжность, честность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрёт его, и будь благонравным в общении с людьми» [Ибн Маджа].

Благодать благонравия сопровождает человека всю жизнь, побуждая его к наилучшим слова и делам. Она помогает человеку достичь совершенства в религии и облагораживает его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самой совершенной верой обладает наиболее благонравный из верующих».

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Благочестие — благонравие, а грех — это то, от чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» [Муслим; ат-Тирмизи. Со слов ан-Навваса ибн Сам‘ана: «Я спросил Посланника Аллаха о благочестии и грехе, и он сказал…»].

Под благочестием в данном случае подразумевается благодеяние по отношению к людям и приближение к Всевышнему Аллаху.

Благонравным адресована радостная весть, сообщённая Пророком (мир ему и благословение Аллаха):

« إِنَّ أَحَبَّكُمْ إِلَيَّ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاقًا ، الْمُوَطَّئُونَ أَكْنَافًا ، الَّذِينَ يَأْلَفُونَ وَيُؤْلَفُونَ ، وَإِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ الْمَشَّاءُونَ بِالنَّمِيمَةِ ، الْمُفَرِّقُونَ بَيْنَ الأَحِبَّةِ ، الْمُلْتَمِسُونَ لِلْبُرَآءِ الْعَيْبَ »

«Самыми любимыми из вас для меня являются наиболее благонравные, скромные и учтивые из вас, которые любят людей, и которых любят люди. А самыми ненавистными из вас для меня являются те, кто распространяет сплетни, разлучая любящих и приписывая пороки благородным и достойным» [Ат-Табарани. Со слов Абу Хурайры; аль-Баззар. Со слов Ибн Мас‘уда в сокращенном виде].

Опоры благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям и друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

6. Духовное воспитание.

Отец и мать ребёнка должны уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно — причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его восприятия и очищения и возвышения его души. Чистота духа — это чистота души и избавление от недугов сердца и злобы, приносящее человеку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в сердце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться велениям Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

7. Социальное воспитание.

Оно представляет собой приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общению с ними, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении — он учится самоутверждению. Ребёнка приучают посещать взрослые собрания. Например, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) пускал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) на собрания старейших сподвижников. Кроме того, ребёнка учат, как попросить о чём-то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что-то и так далее. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищами и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутить, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребёнку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатом, а также приучить его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Что может быть прекраснее поступка Пророка (мир ему и благословение Аллаха), описанного в хадисе, который передаёт Анас (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым благонравным из людей. А у меня был младший брат Абу ‘Умайр — он в то время уже был отлучён от груди. Приходя к нам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “О Абу ‘Умайр, как поживает ан-Нугайр[6]?”» [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд].

8. Обучение ремеслу или профессии.

Когда человек владеет каким-нибудь ремеслом, это позволяет ему избежать бедности и нужды. Поэтому обучение ребёнка ремеслу или профессии: земледелию, изготовлению чего-нибудь, плотничеству, шитью, кузнечному делу, строительству, ткачеству, а также современным профессиям, связанным с компьютером и Интернетом, — приносит огромную пользу, и в исламе это относится к категории коллективных обязанностей (фард кифайа — فرض كفاية)[7)

На это указывают и Слова Всевышнего:

وَابْتَلُوا الْيَتَامَى حَتَّى إِذَا بَلَغُوا النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребёнка тому, что в будущем даст ему возможность зарабатывать на жизнь. Однако первые два мазхаба дозволяют опекуну давать подопечному разрешение торговать до достижения совершеннолетия, а остальные — только после совершеннолетия.

9. Психическое и эмоциональное развитие.

Имеется в виду возбуждение в ребёнке человеческих чувств — наслаждения и боли, радости и печали, беспокойства и умиротворения, альтруизма и себялюбия, любви и отвращения…

Благородный Коран обращает наше внимание на некоторые из этих чувств — например, любовь, связывающую Всевышнего и Его рабов. Так, Всевышний сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِّلَّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).

Всевышний также сказал:

فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ

«…Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (5:54).

Он также сказал:

لَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَفْرَحُونَ بِمَا أَتَوا وَّيُحِبُّونَ أَن يُحْمَدُوا بِمَا لَمْ يَفْعَلُوا فَلَا تَحْسَبَنَّهُم بِمَفَازَةٍ مِّنَ الْعَذَابِ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (3:188).

Кроме того, Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

«А те, которые жили в доме [Медине] и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).

Упоминания об этом есть и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

« لا يُؤْمِن أَحَدكُمْ حَتَّى أَكُون أَحَبّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِده وَوَلَده وَالنَّاس أَجْمَعِينَ »

«Никто из вас не уверует [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего ребёнка и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим; ан-Насаи. Со слов Анаса].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

« لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ »

«Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Анаса].

В первом хадисе речь идёт о любви к его религии и его Шариату, а также исполнении его велений и соблюдении его запретов.

Эмоциональное развитие, или воспитание, включает в себя мягкое обхождение с ребёнком и проявление милосердия к нему. С ним шутят, целуют его, гладят по голове, дарят ему подарки, встречают и провожают его приветливо и с радостью, уделяют ему внимание и спрашивают о его делах, независимо от того, сирота он или нет, мальчик это или девочка. При этом необходимо уделять всем детям равное внимание, никого не выделяя, и если дарить подарки, то всем. Не следует питать к ребёнку чрезмерную любовь, переходящую все границы, однако в то же время он не должен чувствовать себя нелюбимым и брошенным, чтобы не нарушалась его психика. К тому же стоит остерегаться отвращения к девочкам, которое питали арабы во времена невежества. В Коране сказано об этом:

وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُم بِالْأُنثَى ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌيَتَوَارَى مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ أَيُمْسِكُهُ عَلَى هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ أَلَا سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он её себе с позором или же закопает её в землю? Поистине, скверны их решения!» (16:58–59).

Одним из самых ужасных их деяний было закапывание живьём новорождённых девочек. Всевышний сказал:

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«…когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8–9).

Семья также должна остерегаться плохого обращения с сиротами и ущемления их прав, ведь Всевышний сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ حَتَّى يَبْلُغَ أَشُدَّهُ

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия» (17:34).

Всевышний также сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10).

Итак, эмоциональное и психическое развитие ребёнка происходит за счёт уважительного и деликатного отношения. Ребёнку дают почувствовать, что он любим, что о нём заботятся и ценят его, и, поступая так, воспитатель думает о будущем ребёнка.

10. Умственное развитие.

Забота о развитии мышления ребёнка и его умственных способностей так же необходима, как и физическое воспитание — она даже важнее, потому что именно разум отличает человека от животного, и Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф). Именно разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, и именно он указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Размышление является обязанностью мусульманина, и воспитание должно иметь своей целью независимость разума и мышления, в рамках и с соблюдением условий, оговоренных в Коране. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отцам и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчёркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную красивую концовку:

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Поистине, в этом — знамения для людей разумеющих» (30:24).

لَآيَاتٍ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ

«…знамения для обладающих разумом» (3:190).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّأُولِي النُّهَى

«Поистине, в этом — знамения для обладающих разумом» (20:128).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُولِي الْأَبْصَارِ

«Поистине, в этом — назидание для обладающих зрением» (3:13).

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلَا يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: “Следуйте тому, что ниспослал Аллах”, — они отвечают: “Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов”. А что если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170).

11. Забота о здоровье.

Членов мусульманской семьи отличает здоровье тела, поскольку девизом ислама является чистота одежды, тела и места. Ислам предписывает своим последователям делать естественные вещи — обрезать ногти, выщипывать или сбривать волосы в подмышках, сбривать волосы на лобке, мыть руки перед едой и после неё, использовать сивак[8], а также полоскать рот, промывать нос и так далее. Кроме того, ислам побуждает верующего совершать полное омовение в определённых случаях — например, перед пятничной молитвой, в праздники, перед собраниями и во время хаджа. Мусульманин должен совершать полное омовение как минимум раз в неделю.

Поддерживать здоровье помогает занятие различными видами спорта (об этом мы поговорим далее), а также уменьшение объёма потребляемой пищи и питья, произнесение «Бисмиллях» перед едой и восхваление Аллаха после неё, лечение болезней, профилактика инфекционных заболеваний (при этом следует помнить о том, что эти болезни передаются не сами по себе, а только по воле Аллаха), например, туберкулёза и чумы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ »

«Для каждой болезни есть лекарство, и когда лекарство встречается с болезнью, наступает исцеление с позволения Всевышнего Аллаха» [Муслим; Ахмад. Со слов Джабира].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Не позволяйте здоровому находиться рядом с больным» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи].

Вот некоторые рекомендации ислама, способствующие сохранению здоровья: сон на правом боку, причём ложиться спать следует сразу после вечерней молитвы, если нет срочных дел, раннее пробуждение для совершения утренней молитвы и подготовка к работе. Аль-Байхакы передаёт, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к Фатыме (да будет доволен ею Аллах) рано утром и застал её спящей. Он разбудил её и сказал:

«Вставай, чтобы застать тебе удел от Господа твоего».

Есть ещё много хадисов о медицине Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Лучшая книга по этой теме — «Зад аль-ма‘ад» Ибн аль-Каййима.

12. Чувство прекрасного и понимание красоты.

Всевышний Аллах сотворил человека и вселенную в наилучшем виде и придал им прекрасный образ. Сам Всевышний сказал:

الَّذِي أَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ

«Который превосходно создал всё, что сотворил» (32:7).

Всевышний также сказал:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

Он также сказал:

إِنَّا زَيَّنَّا السَّمَاءَ الدُّنْيَا بِزِينَةٍ الْكَوَاكِبِ

«Мы украсили ближайшее небо красотой звёзд [или звёздами]» (37:6).

Всевышний также сказал:

الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни ещё раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (67:3).

Сохранение красоты жизни и всего, что нас окружает, предполагает заботу человека о красоте и поддержание её в соответствии с установлениями ислама. Всевышний Аллах сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих. Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них”. Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:31–32).

Цель этого вида воспитания — сохранение красоты в мире и оставление любых видов нечестия, искажения и обезображивания. Человек должен заботиться о красоте собственного тела и о красоте жилища, о чистоте улиц, парков и инфраструктуры. Он должен также заботиться о своевременном вывозе и уничтожении мусора и отходов, чтобы они не причиняли вреда самому человеку, животным и растениям, ради сохранения окружающей среды.

13. Половое воспитание.

Родители должны затрагивать эту тему в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощённого, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак — сразу после завершения обучения — при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

Примечание

[1] То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

[2] Помнить об Аллахе — значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещенного Им.

[3] То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

[4] Имеются в виду те перья, которыми изначально были записаны все судьбы мира.

[5] Речь идет о Хранимой скрижали. Последние слова Пророка * означают, что все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

[6] «Ан-нугайр» буквально переводится как «воробушек». Речь идет о птичке, которая была у мальчика.

[7] Фард кифайа (коллективная обязанность). Категория действий — если их совершают некоторые члены мусульманской общины, то грех снимается со всех, а если их не совершает никто, грех ложится на всех. — Пер.

[8] Сивак (سواك) — здесь и далее имеются в виду особые зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов. — Пер.

Автор: Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли
Из книги: «Аль-усра аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.