Человек в любых делах должен советоваться со Всевышним. Для этого и предназначена молитва. В молитве человек обращается ко Всевышнему с просьбой о помощи, о поддержке, просит руководства и наставления в своих делах.
Истихара – один из способов обращения ко Всевышнему за помощью в разъяснении тех вопросов, относительно которых из-за сомнения или нерешительности человек не знает как правильнее нужно поступить. В хадисах описано, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) советовал своим сахабам обращаться к истихаре.
Сообщается, что Джабир (радиаллаху ‘анху) передал: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) учил нас как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах подобно тому, (как он учил нас той или иной) суре Корана. Он говорил:
«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: …для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне, и облегчи его для меня, а потом дай мне Твое благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: …для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им!» (Бухари, «Тахаджуд», 25; «Дауаат», 49; «Таухид», 10. Тирмизи, «Уитр», 18; Ибн Маджа, «Акаама», 188; Ахмад б. Ханбал, III, 344).
Хадисы об истихаре были переданы такими великими сахабами как Ибн Масуд, Абу Аюб аль-Ансари, Абу Бакр, Абу Саид аль-Худри, Саад бин Абу Ваккас, Абдуллах б. Аббас, Абдуллах б. Умар, Абу Хурайра, Анас б. Малик (радиаллаху ‘анхума). Их передачи вместе с достоверной цепочкой передач нашли свое место в сборниках сахих Бухари, шариха (толкователя) Айнии (рахимахуЛлах), каждый из риваятов был зафиксирован в книге толкований хадисов «Умдатуль-Каари». Нужно отметить, что между передачами существуют незначительные расхождения в текстах.
О том, какие суры или аяты нужно читать во время совершения намаза истихара, в хадисах нет точного указания. Однако известно о предпочтительном: в первом ракаате после «Фатихи» следует читать суру «Кафирун», во втором ракаате после суры «Фатиха» следует читать суру «Ихляс». Имам Науауи (рахимахуЛлах) подобное предпочтение расценивал как «мустахаб». Имам Газали (рахимахуЛлах) о предпочтении чтения именно этих сур упомянул в своем знаменитом труде «Воскрешение наук о вере».
Процесс совершения истихары включает в себя следующее: совершение двух ракаатов намаза, испрашивание совета у Всевышнего относительно конкретного дела или намерения, засыпание в состоянии омовения сразу после молитвы, повернувшись в направлении к Кибле. Истихару можно совершать три дня или же семь дней подряд. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) свои молитвы повторял по три раза, и при этом известно, что Анасу б. Малику (радиаллаху ‘анху) Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) советовал совершать этот намаз семь раз подряд. (Перевод «Таджрид-и Сарих, IV, 143).
Имам Науауи (рахимахуЛлах) говорил: «Совершающий истихару должен полностью отказаться от внутреннего личного желания и положиться на волю Всевышнего. Именно это и будет испрашиванием благого у Всевышнего, а не у самого себя».
А Аллах знает лучше.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из русского издания журнала «Altınoluk» – «Золотой Родник».