Фетвы Фикх Хадис

Вопрос использования четок

Чётки не были известны во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников. Они появились после них. Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) пользовался при счёте своими пальцами. А некоторые сподвижники использовали зёрна (косточки финика сорта «аджва»), камешки или что-то другое. Исходя из того, что он и сподвижники не использовали чётки, мы в результате имеем множество позиций мусульман относительно использования чёток:

А. Ваххабиты в настоящее время считают использование чёток при счёте нововведением, потому что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) не использовал их. А нововведение, по их мнению, является заблуждением, а за заблуждение полагается Ад. Так они запрещают их использование.

Ваххабит Махмуд Махди Истанбули в своей статье под названием «Призыв к исламским учёным: разве отменяет хадж-таматту другие виды хаджа?» на стр. 12–13 пишет: «К ним относятся и иностранного происхождения дорогие чётки, они являются порицаемым нововведением и христианским следом. Хадис, переданный относительно этого, является вымышленным. А использование чёток является признаком лицемерия и лишено вознаграждения. Нет достоверного хадиса о счёте при помощи зёрен, камешков или чего-либо другого».

В качестве доказательства они приводят следующие доводы:

1) Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и аль-Хаким передали хадис от Ибн Умара: «Я видел, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) считал тасбих». А Абу Дауд и другие прибавили: «…правой рукой».

2) Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Давуд и аль-Хаким передали от Басират, одной из женщин-мухаджиров: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) нам сказал:

عليكم بالتهليل والتسبيح والقديس، ولا تغفلن وتنسين الرحمة واعقدن بالأنامل فإنهم مسؤولات مستنطقات

«Вам следует делать тасбих سبحان الله, тахлиль لا إله إلا الله и такдис سبحان الملك القدوس! И ведите счёт кончиками своих пальцев, ибо, поистине, они будут спрошены (в Судный день), и они будут говорить!»

Хотя ат-Тирмизи и говорил, что данный хадис – гариб, всё же ас-Суюти счёл его иснад достоверным. А смысл слов مسؤولات مستنطقات означает, что они будут свидетельствовать о своих хозяевах.

3) Они говорят: «Поистине, тасбих и его количество является одним из видов поклонения, а они основаны на тавкиф. Необходимо строго придерживаться того, что передал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). А от него передаётся, что он пользовался своими пальцами в счёте при тасбихе и не использовал чётки. Поэтому нельзя их использовать. Ибо нельзя совершать тот вид поклонения, который не совершал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). А кто совершил какой-либо из видов поклонения, которые не совершал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), тот ввёл правило (в шариат) и обвинил шариат в недостатке. Это является запретным. Ведь шариат – это дело Всевышнего Аллаха, переданное через Своего Посланника (салляллаху алейхи уа саллям) и только».

Б. Люди сунны (последователи 4 мазхабов) считают дозволенным использование чёток. Они говорят, что они представляют собой средство, помогающее при подсчитывании, чтобы человек не сбился со счёта. В качестве доказательства они приводят следующие доводы:

1) Хадис, переданный от Са‘д ибн Абу Ваккаса Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббаном и аль-Хакимом, который счёл его достоверным. Согласно этому хадису Са‘д ибн Абу Ваккас вошёл с Пророком (салляллаху алейхи уа саллям) к одной женщине в тот момент, когда перед ней лежали камешки, с помощью которых она читала тасбих. Он сказал: «Не рассказать ли, что легче и лучше для тебя, чем это? Скажи:

سبحان الله عدد ما خلق في السماء، وسبحان الله عدد ما خلق في الأرض، وسبحان الله عدد ما بين ذلك، وسبحان الله عدد ما هو خالق، والله أكبر مثل ذلك والحمد لله مثل ذلك، ولا إله إلا الله مثل ذلك ولا حول ولا قوة إلا بالله مثل ذلك

«Пречист Аллах столько раз, сколько творений на небесах. Пречист Аллах столько раз, сколько творений на земле. Пречист Аллах столько раз, сколько творений между небом и землёю. Пречист Аллах столько раз, сколько раз Он является Творцом. Аллах Велик столько же раз. Хвала Аллаху столько же раз. Нет бога, достойного поклонения столько же раз, кроме Аллаха. Нет силы и могущества столько же раз, кроме как у Аллаха»».

2) Ат-Тирмизи, аль-Хаким и ас-Суюти (счёл хадис достоверным) передали от Сафийи, которая сказала: «Ко мне вошёл Посланник Аллаха, когда перед мной было четыре тысячи косточек, при помощи которых я читала тасбих. Он сказал: «Ты читала тасбих ими? Не научить ли тебя тому, что больше, чем то (количество), что ты прочла?» Я ответила: «Научи меня». Он сказал: «Скажи: «سبحان الله عدد خلقه» «Пречист Аллах по количеству Его творений»»».

Учёные говорят, что из этих двух хадисов вытекает, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) согласился с использованием косточек и камешков при чтении тасбиха, но он указал на более лучший тасбих, выше вознаграждаемый. Если бы тасбих следовало читать только на пальцах, как говорят ваххабиты, то Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал бы им двоим, ведь он – законодатель: «Не используйте косточки и камешки, а используйте свои пальцы». Но он всё же не сказал им так, а наоборот, спросил первую женщину, не научить ли её более лёгкой и лучшей форме тасбиха, а вторую спросил, не научить ли её читать тасбих больше. Он наставил их на чтение большего количества тасбиха и только, а не отрицал средства (косточки и камешки), которые они использовали при тасбихе. Этот указывает на то, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) согласился с использованием косточек и камешков. А это является доказательством дозволенности, ведь его согласие означает дозволенность этого действия.

3) Сподвижники использовали при чтении тасбиха и другие средства, кроме пальцев. Это указывает на то, что они восприняли от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) дозволенность использования как пальцев, так и чего-то другого. Они лучше всех людей знают, что означают слова и действия Пророка ﷺ. Вот то, что передаётся от сподвижников относительно использования ими других средств, кроме пальцев:

а) Хилал аль-Хафар с хорошим санадом передаёт от Абу Сафийи, вольноотпущенника Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что он застилал место куском кожи, потом приносили корзину с камешками, и Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) читал тасбих с их помощью до полудня, затем вставал. А когда совершал молитву, он приносил корзину и читал тасбих до вечера. Имам Ахмад в книге «Аз-Зухд» приводит похожую версию.

б) Ибн Саад в книге «Ат-Табакат» пишет, что Саад ибн Абу Вакас читал тасбих косточками.

в) Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге «Заваид аззухд» приводит слова Абу Хурайры, что у него была верёвка с тысячей узелков. Он не ложился спать, пока не прочитывал тасбих столько раз, сколько узелков было на верёвке. Ибн Са‘д передаёт от Абу Хурайры, что он читал тасбих собранными косточками.

г) Имам Ахмад передаёт в книге «Аз-Зухд», что аль-Касим ибн Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были финиковые косточки в кармане. После совершения утренней молитвы он вынимал их по одной и читал с их помощью тасбих, пока они не закончатся». Есть множество других преданий, которые приводит ас-Суюти в главе, которую он назвал «Аль-Минхату фи ас-субхати» в своей книге «Аль-Хави лиль-фатави». Также можно обратиться к «Найль аль-автар» т. 2, стр. 353

4) Учёные говорят, что разрешается использовать предметы при поклонении, даже если Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) не пользовался ими. Особенно если есть доказательство того, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) поступал определённым образом в целях разъяснения, а не ограничения; или в его действиях есть доказательство; или он выразил согласие с действием или использованием какого-либо другого средства, которое он не использовал, подобно тому, как перед ним читали тасбих косточками или камешками, хотя он читал тасбих пальцами. Это указывает на дозволенность использования кончиков пальцев, камешков, косточек или какого-либо другого средства, помогающего при установлении количества тасбиха.

Учёные также говорят, что относительно этих средств действительно то же решение, что и относительно того, ради чего они использовались. Так, средство, которое помогает при желательном действии, также является желательным. А средство, помогающее при необходимом действии (уаджиб), является необходимым. Средство, помогающее при запретном действии, является запретным. Это всё учитывается только тогда, когда в шариате нет прямого запрета на использование того или иного средства. А если запрет на использование этого средства имеется, то его нельзя использовать ни в желательных, ни в необходимых, ни в дозволенных делах. В качестве доказательства этого мнения учёные приводят те средства, которые использовали сподвижники после Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): собирание Корана в свитки, потом рассылка его в различные регионы, добавление второго азана во время пятничной молитвы для оповещения людей (о времени начала молитвы) – это и многое другое.

Обсуждение

Доказательства ваххабитов:

1. Использование Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) кончиков пальцев в установлении количества тасбиха и его слова, обращённые к женщинам:

عليكم بالتهليل… واعقدن بالأنامل فإنهن مسؤولات مستنطقات

«Вам следует делать тасбих سبحان الله И ведите счёт кончиками своих пальцев, ибо, поистине, они будут спрошены (в Судный день), и они будут говорить!»

Эти слова не указывают на запрет использования других средств, кроме пальцев. Наоборот, они показывают, какими средствами можно установить количество, и только. По нашему мнению, доказательством этого, является то, что обе женщины использовали косточки или камешки, и он, увидев их, не опроверг их действие. И это указывает на его согласие.

Другим доказательством является поведение сподвижников и использование ими других средств, кроме кончиков пальцев. Отсюда очевидно, что использование Пророком (салляллаху алейхи уа саллям) кончиков пальцев и его слова женщинам: «И ведите счёт кончиками своих пальцев» сказаны для разъяснения, а не для ограничения (этого действия кончиками пальцев), даже если то, что совершил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), будет лучшим способом.

2. Слова ваххабитов/саляфитов о том, что нельзя использовать чётки, потому что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не использовал их, несостоятельны, потому что чётки не были известны во времена Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), а если бы были известны, то ему бы их показали. И если он в таком случае не использовал бы их, то относительно их было бы вынесено решение либо о запрете, либо о порицании, в зависимости от доказательств и обстоятельств. Так как их не было в его время, и не пришло в шариате указание на их запрет, то нельзя запрещать их использование, наоборот, истина в том, что всякое дело когда-то бывает новым.

Во времена Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) не было священного текста относительно чёток или чего-то подобного, чтобы проверить их использование на соответствие Исламу, его правилам, концепциям и принципам. Если оно соответствует Исламу, его правилам и принципам, то мы причисляем его к дозволенным, желательным или обязательным действиям. Если оно не соответствует ему, а противоречит общим понятиям Ислама или тем или иным его концепциям, тогда мы причисляем его к запретным, порицаемым или запрещённым действиям. Это если у этого дела нет подобия в положениях и нормах, а если есть, то мы проводим аналогию между ними.

3. Ваххабиты говорят: «Всякое дело, не совершённое Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в области поклонения и средств для поклонения, является новшеством, введением новых канонов и правил, обвинением шариата в недостатке, и это запретно».

Эти слова неправильны, они опровергаются с точки зрения общего смысла, а детали мы приведём далее. В области основ поклонения и основных его составных
элементов не дозволяется добавлять какое-либо действие сверх действий Пророка
(салляллаху алейхи уа саллям), подобно тому, как не дозволяется сокращать их. Например, нельзя совершать утреннюю молитву в три ракаата, также нельзя совершать обеденную молитву в три ракаата, нельзя увеличивать количество ракаатов в молитве и уменьшать количество земных поклонов и т. д.

Что касается действий и средств, дополняющих и совершенствующих поклонение, то их дозволяется добавлять к действиям Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), подобно тому, как дозволяется сокращать их, даже если действие и состояние, которое совершил Пророк (салляллаху алейхи уа саллям), самое лучшее. Примером этому служит то, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в утренней молитве после суры Аль-Фатиха, будучи один, читал двести аятов, а будучи имамом для других – около пятнадцати аятов или больше. Мы можем растянуть чтение во время молитвы, будучи одни, добавляя аяты сверх тех, что читал Пророк (салляллаху алейхи уа саллям).

Также нам дозволяется уменьшать количество аятов. Это потому что чтение, за исключением суры Аль-Фатиха, является дополнением к обязательному действию, которое улучшает его. Также дозволено растягивать или сокращать чтение тасбиха, даже если точное следование тому действию, что совершал Пророк (салляллаху алейхи уа саллям), будет наилучшим вариантом. Это наше мнение подтверждается действиями сподвижников. Абдуллах ибн Умар добавил слова к словам приветствия (тальбия) Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), подобно тому, как другие сподвижники добавили к этим словам что-то ещё. Мы знаем, что Умар собрал людей за Убайем ибн Ка‘бом в таравих-молитве, хотя Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не собирал их за кем-либо. Для более подробной информации о добавлениях сподвижников к действиям Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и о видах поклонения обратитесь к соответствующей главе в данной книге.

А для ознакомления с нововведением и его видами обратитесь тут же к соответствующей главе, и вы увидите, что это не является нововведением, как утверждают ваххабиты. Вы увидите, что нововведения бывают обязательными для совершения, порицаемыми, а бывают и запретными. Что касается средств поклонения, то и тут можно дополнять действия Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), если нет священного текста или исламского принципа, которые запрещают совершать подобное. Например, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел совершить молитву, то сначала совершал омовение, затем молился. Если же ктото скажет, что он купается, потом совершает омовение, а затем молится, то это значит, что он добавил необязательное купание, подобно тому, как его добавлял аль-Бухари. Ведь аль-Бухари также купался и совершал омовение, а затем два ракаата молитвы истихара. Всё это он совершал перед тем, как написать один достоверный хадис. Разве ему можно такое совершать? Мы говорим, что можно. Пока он не убеждён, что купание является обязательным наряду с омовением перед каждой молитвой.

Вот другой пример: до нас не дошло подтверждение от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что он совершал молитву на ковре (имеются в виду коврики для намаза, которые известны в неарабских странах в наши дни), до нас также не дошло указание, что он запрещал молиться на таком коврике. Так можно ли нам совершать на нём молитву или нет? Мы говорим, что можно, даже если Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не совершал на нём молитву. Ибо несовершение им молитвы на нём было продиктовано отсутствием такого коврика в то время. Мы говорим, что так можно делать, после того, как сверились с концепциями Ислама и увидели, что совершение молитвы на коврике соответствует им. Ведь Ислам ставит необходимым условием наличие чистоты в месте совершения молитвы, и поэтому всякое чистое место или предмет могут быть использованы для совершения молитвы, пока это место или предмет не будут отняты или захвачены у кого-либо силой, или оно (место) не станет могилой, загоном для верблюдов, ванной комнатой, церковью, потому что есть тексты, касающиеся запрета молитвы в этих местах, даже если они чистые. Этому аналогично использование четок, даже если Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) их не использовал из-за их отсутствия при его жизни – использование чёток также относится к данному вопросу. В Исламе нет текста, понятия, правила, запрещающего их использование.

Завершение и предпочтительное мнение

Показывая доказательства людей сунны относительно использования чёток и опираясь на наше опровержение мнения и понимания ваххабитами доказательств запрета использования чёток, мы приходим к следующим выводам.

1. Использование чёток для установления количества тасбиха, азкаров, вирдов дозволяется. Нет противоречия между использованием их и использованием Пророком (салляллаху алейхи уа саллям) своих пальцев, ведь в его время чёток не было, а использование им пальцев означает лишь, что это одно из средств, хотя могло быть использовано и другое средство. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не запретил двум женщинам использование косточек и камушек, это подтверждается действием сподвижников, ведь они использовали косточки и камешки.

2. Наилучшим является использование кончиков пальцев во время счёта при чтении тасбиха по примеру Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), потому что пальцы являются самым лёгким средством счёта, доступным каждому человеку, а ещё потому, что они всегда при человеке – при жизни, в могиле и на Том свете. Они будут свидетелями того, что он читал тасбих. Что касается чёток, то чаще всего их не оставляют при хозяине после его смерти. В данном случае не говорят, что даже если их не кладут к покойному после смерти, то Аллах в Судный день приводит их для свидетельствования.

Ответ: Да. В Судный день Аллах приводит их для свидетельства. Однако средство совершения благих дел неразрывно связано с человеком в могиле и в Судный день, и оно лучше, чем отчуждаемое средство. Кроме тех случаев, когда количество тасбиха велико, в данном случае использование чёток предпочтительнее, ибо их легче использовать, ведь они не занимают мысли при чтении, подобно чтению тасбиха пальцами.

3. Учитывая наше мнение о дозволенности использования чёток, следует соблюдать некоторые правила приличия при их использовании:

а) Не следует использовать дорогие чётки и украшения для них, чтобы не стать расточителем, тщеславцем или одним из тех, кто восхищается их видом.

б) Нельзя нанизывать серебряные или золотые элементы на чётки из-за подтверждённого запрета на использование золота и серебра мужчинами.

в) Следует держать чётки правой рукой и отсчитывать тасбих ею же, ибо Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) читал его правой рукой. Абу Давуд и другие передатчики передают от Ибн Умара: «Я видел, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) отсчитывал тасбих своей правой рукой». Также передаётся, что Посланник (салляллаху алейхи уа саллям) использовал свою правую руку в благородных делах, достохвальных поступках, а левую – при других делах (например, при совершении ритуального очищения / подмывании и т.п.)

г) Следует беречь чётки от грязи, нечистот, от оскорбительного, неуважительного обращения, ведь они – средство тасбиха, и их следует беречь от такого. В конце приведу пользу использования чёток, как это передаёт Ибн Касир и другие учёные от аль-Джунайда, имама суфиев. Ибн Касир говорит: «Некто увидел у него чётки и спросил: «Ты используешь чётки?» Он ответил: «Путь, по которому я дошёл до познания Аллаха, я не оставлю»». Ас-Суюти приводит этот рассказ в книге «Аль-Хави» более подробно. В биографии аль-Джунайда, который говорил, что чётки – это путь достижения познания Аллаха, Ибн Касир пишет: «Аль-Джунайд постоянен в поклонении, и Аллах открыл ему по этой причине многие знания… Его вирд на каждый день составлял триста ракаатов, триста тысяч тасбихов. Он сорок лет не ложился в постель. Аллах даровал ему полезные знания, праведные дела, которые не были дарованы другим в то время. Он знал все отрасли наук. Если он брался за какое-либо направление, то он не останавливался. Бывало, он давал относительно одного вопроса множество мнений, которые и не приходили учёным на ум». («Аль-Бидая уа ан-нихая», т. 11, стр. 114)

Что касается мнений учёных относительно использования чёток, то можно привести некоторые из них:

1. Ибн ‘Алян передаёт в своём комментарии к книге «Аль-Азкар» авторства ан-Навави слова Ибн Хаджара из книги «Шарх аль-Мишкат»: «Из хадиса вытекает, что использование чёток является желательным. А утверждение некоторых людей, что они являются новшеством, несостоятельны, за исключением тех случаев, когда глупцы используют их для красоты, лицемерия или игры».

2. Ибн ‘Алян передает слова Ибн аль-Джавзи о том, что чётки желательны, на основании хадиса Сафийи, которая читала тасбих косточками и камешками. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) подтвердил её действие, в ходе которого косточки и камешки служили чётками. Ведь цель не становится другой от того, что они (счёты) разбросаны или сложены.

3. Ибн ‘Алян сказал: «Смысл этого в том, что использование чёток при большом количестве азкаров, которое мешает и отвлекает от самого чтения зикра, лучше, чем использование кончиков пальцев и т. д.».

Ответ: Ислам призывает к простоте, и Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал женщине, которая читала тасбих, используя камешки и косточки: «Не рассказать ли тебе о более лёгком и лучшем способе?» Исходя из этого, становится очевидна достоверность слов Ибн ‘Аляна о том, что использование чёток при чтении большого количества азкаров лучше, чем использование кончиков пальцев, ведь использование чёток лёгче. Слова Пророка той женщине понимаются как наставление на чтение большего количества тасбиха, чтобы её мысли не сбивались с чтения на подсчёт камешков. («Аль-Футухат ар-Рабанийя ‘аля аль-Азкар ан-нававийя», Ибн ‘Алян, т. 1, стр. 251-252)

4. Выдающийся учёный Ибн Абидин в своём известном комментарии по ханафитскому фикху говорит: «Нет ничего плохого в использовании чёток. И доказательством их дозволенности служит (предыдущий) хадис Са‘да ибн Абу Ваккаса. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не запретил им это делать, а наоборот, указал путь легче и лучше. Если бы это было порицаемым действием, то он бы разъяснил это. Чётки не добавляют ничего к сути хадиса, кроме нанизывания косточек на нитку, а это не может стать причиной запрета. Мы приведём случаи, когда группа суфиев и другие учёные использовали их». («Хашияту Ибн Абидин», т. 1, стр. 457);

5. Аш-Шавкани в книге «Найль аль-автар» пишет: «Два других хадиса (хадис Са‘да ибн Абу Ваккаса и хадис Сафийи) указывают на дозволенность тасбиха с использованием косточек и камешков. Так же обстоит дело с использованием чёток, ибо между косточками, камешками и чётками отсутствуют различия. Ведь Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) подтвердил это для двух женщин. То, что он не отрицал их, а указал на лучший способ, не отменяет дозволенность чёток. Есть предания, в которых говорится об этом».

Далее он приводит предания от сподвижников и их последователей, которые включают случаи использования ими косточек и камешков или завязывания узелков на нитках для чтения тасбиха. Ас-Суюти передал в своей книге «Аль-Хави» следующие слова: «Ни от одного праведного салафа и халафа не передаётся запрет на дозволенность чтения зикра c использованием чёток. Наоборот, многие из них считали с их помощью и не видели в этом ничего порицаемого». («Найль аль-автар», т. 2, стр. 353)

Кто желает получить больше доказательств дозволенности использования чёток в счёте и чтении азкаров, пусть обратится к следующим книгам:

1) «Джузъу ас-субхати» шейха Хиляля аль-Хафара;

2) «Аль-Минхату фи ас-субхати» имама ас-Суюти, эта книга включена в книгу «Аль-Хави лиль-фатава»;

3) «Икаду аль-масабих ли-машруияти иттихази аль-масабих» шейха Мухаммада бин ‘Аляна ас-Сидики.

Автор: Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб
Из книги: «Весы справедливости», стр. 415-429

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *