
Поистине Аллах, свят Он и велик, установил шариат в нескольких словах и сделал эти слова чудесами. И всякий раз, когда ты с искренним намерением и чистой душой смотришь в Великую Книгу Аллаха, то видишь, что за каждым аятом стоит неодолимое чудо и явное доказательство.
Это можно увидеть в произношении и в смысле слов Корана. И мусульмане узнают постановления шариата в свете восходящих чудес, затмевающих своим светом весь горизонт, и перед верой раскрываются груди и открываются сердца. Аллах говорит:
«Кому Аллах не даровал света, тому не будет света». (сура «Ан-Нур», аят 40)
В Книге Аллаха говорится обо всех подробностях человеческой души, о которых знает только их Творец, поэтому Коран имеет сильное влияние на душу человека. Разговоры о душе в Коране имеют несколько направлений, самые распространенные из них: разговор о самой душе, о влиянии Корана на души людей, о разрушении Кораном всех препятствий на пути человеческой души.
Чудо Корана в области душевных знаний также можно заметить в аятах, где говорится о разных классах людей и их обстоятельствах, о их скрытых намерениях и побуждениях. Когда в аяте описывается какая-то обстановка, в ней не упускаются никакие подробности и характеризуются все еѐ особенности и приводятся явные и раздельные черты и даются успокоительные для человеческой души решения.
Первый, кто остановился перед этим видом чуда в Коране, это имам аль-Хаттаби (умер в 388 году хиджры). Он говорит:
«Чудо Корана имеет еще и другое лицо, о котором не знают многие люди. О нем знают исключительно единицы людей. Это действие и влияние Корана на сердце и душу. Ты не услышишь ни одной речи, кроме Корана, будь то проза или стихи, которая иногда заставляла бы тебя почувствовать наслаждение и сладость, а иногда страх и уважение. Души радуются ей, и груди раскрываются, пока не насытятся ею. Затем они вновь начинают трепетать и их охватывает беспокойство, сердце начинает колотиться (Ибн Манзур. «Лисан аль араб» 1/795), и их постигает страх и испуг, от которых содрогается кожа, и сердце теряет покой. Это речь встает между душой человека и между его тайными мыслями или убеждениями, утвердившимися в ней. Сколько врагов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из числа арабов приходили к нему с целью покушения на него и убить его, но услышав аяты Корана, они отказывались от своих намерений и мирились с ним и принимали его веру. Их вражда превращалась в дружбу, а неверие в веру». (Аль-Хаттаби. «Три послания о чудесах Корана», стр. 64)
Многие ученые подтверждают влияние Корана на душу. Например, Аз-Заркаши говорит:
«К этому можно отнести страх в сердцах тех, кто слушает его, будь то они из тех, кто признает его или отрицает. Также к тому относится то, что он остается нежным на слух тех, кто слушает его и легким на языке тех, кто читает его». (Аз-Заркаши. «Аль-Бурхан фи улум аль-Куръан» 2/107)
Аль Кади Ияд раскрывает нам то, что почтительный страх перед Кораном стал причиной принятия Ислама некоторых неверующих людей из числа арабов. Он говорит:
«К тому относится страх, который охватывает сердца тех, кто слушает Коран, и чувство уважения, которое накрывает их во время его чтения… Некоторые неверующие люди принимали Ислам, когда слышали аяты Корана, к ним относится и Джубайр ибн Мутъим, да будет доволен им Аллах. Он услышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на вечерней молитве читал суру «Гора». Он рассказывал: «Когда он читал слова Всевышнего Аллаха: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?« (аят 35) до слов: «Или же они сами являются владыками?» (аят 37) — мое сердце чуть не вылетело. Это было первое, что запало мне в сердце из Ислама». (Аль-Кади Ияд. «Излечение путем познания прав Мустафа» 1/274)
Подобное чудо мы также видим, когда посредством Корана можно излечить психические проблемы человека. Всевышний Аллах сказал:
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка». (сура «Перенес ночью», аят 82)
И сказал:
«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих». (сура «Юнус», аят 57)
Если тело человека излечивается хорошим питанием и лекарствами, то душа его лечится чем-то душевным, которое подавило бы то, что бушует в ней. Коран — излечение и милость для тех, чьи сердца смешались с верой, осветились и открылись для того, чтобы принять то, что есть в Коране: радость и спокойствие, безопасность и мир, наставления и поучения.
В Коране есть лечение от наущений, беспокойства, растерянности и скорби. Он соединяет сердце человека с Аллахом, и оно успокаивается и начинает чувствовать защиту и безопасность, удовлетворяется и вдыхает довольство жизнью от Аллаха. Беспокойство – это болезнь, растерянность — страдание, наущения – недуг, поэтому Коран является милостью для верующих людей и имеет удивительное влияние на человеческие души. Человек, читая аяты Корана, в которых говорится о плачевном — плачет, и радуется, читая аяты, в которых говорится о радостном – и это самое большое доказательство на чудо Корана в области душевных знаний.
В Коране есть лечение от различных направлений мышления и сентиментальности. Он оберегает разум человека от крайностей и даѐт ему свободное пространство для продуктивной сферы. Он избавляет человека от растраты своей энергии в бесполезном направлении, ведет его по прямой дороге, делает его активность безопасной и продуктивной и оберегает его от ошибок. В Коране также есть лечение общественным болезням и проблемам, которые рушат общество и делают его небезопасным. В нѐм достаточно доказательств и разъяснений для того, чтобы отличить истину от лжи и искоренить болезнь сомнения, которая губит знания, представления и понятия. Всевышний Аллах говорит:
«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь». (сура «Совет», аят 52)
Аллах, свят Он и велик, в данном аяте упомянул две основы: душу и свет. Также Всевышний Аллах уподобляет откровение, ниспосланное Им для жизни и освещения сердец, воде, ниспосланной с небес для оживления земли, и огню из которого исходит свет. Всевышний Аллах говорит:
«Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах». (сура «Молния», аят 17)
Коран анализирует божественными указаниями душевный склад (психологию) некоторых людей. Например, он описывает нам психологию королей: что они самые бедные люди, учитывая их множество потребностей, и самые беспокойные, и они любят проливать кровь из-за множества своих владений и стремлений. Всевышний Аллах сказал на языке королевы Йемена:
«Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают». (сура «Муравьи», аят 34)
Также в Коране описывается сущность фараона во время его препираний с Мусой и его народом. Всевышний Аллах говорит:
«Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью». Он (Фараон) сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?» Он (Муса) сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов». Он (Фараон) сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник – одержимый». Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». Он (Фараон) сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными». (сура «Поэты», аяты с 23 по 29)
Также Коран описывает душевное состояние зловредного человека: его беспокойство и растерянность, его неустойчивость и страх перед самим собой, которые заставляют его смыкаться с подобными себе. Всевышний Аллах говорит:
«Подобно тому, кого дьяволы на земле обольстили и привели в замешательство, чьи товарищи призывают его на прямой путь: «Иди к нам!» Скажи: «Путь Аллаха является единственным верным путем, и нам велено покориться Господу миров». (сура «Скот», аят 71)
и говорит:
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». (сура «Семейство Имрана», аят 175)
(Билькасим Мухаммад аль-Гали. «Очертания чудес Корана, связанных с психологией», стр. 17)
Также описывается душевное состояние хорошего человека, счастливого самим собой и своими действиями и верой в хорошее, его душевная гармония и слияние с другими людьми. Всевышний Аллах говорит:
«Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни». (сура «Юнус», аяты 63-64)
и говорит:
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы». (сура «Комнаты», аят 10)
Поистине, блеск и величие Корана выявляются в том, что он меняет характерные черты человека на полностью противоположные. Всевышний Аллах посредством Корана может превратить жестоких людей в милостивых и обильно проливающих слѐзы от аятов разъяснений, примером этому является Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Также Он может заменить эгоизм альтруизмом, как это было в случае с ансарами, которые воевали между собой из-за трофей и мирских удовольствий в доисламский период. Господь величия, свят Он и велик, сказал про них:
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (сура «Собрание», аят 9)
Аллах посредством Корана может изменить наши низкие характерные черты и нравы на хорошие. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь». (сура «Перенес ночью», аят 9)
Уже доказана важность Корана в излечении от душевных заболеваний и это само по себе явно указывает на чудо Корана. Излечение заключается в упоминании Аллаха. Упоминать Аллаха можно сердцем, языком, частями тела, своим поведением и действиями, и чувствовать постоянное наблюдение Аллаха над каждым своим словом и действием. Упоминание Аллаха излечивает и придает чувство безопасности и спокойствия, потому что оно восстанавливает сорванную связь между рабом и его Господом, и связывает душу с Тем, Кто дал ему начало и возвращает все творения к их Творцу: к Аллаху, который лучше знает о их сущности и более Могуч на их излечение. Поэтому Аллах сказал:
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (сура «Верующий», аят 60)
и сказал:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас». (сура «Корова», аят 152)
И тогда возвратится свет и осветит душу и на месте развалин появятся признаки жизни, и слова Всевышнего Аллаха предстанут перед сердцем богобоязненного раба в полном своем блеске.
Наущения и внутренние разговоры – один из видов душевных заболеваний, которые также можно излечить Кораном. Этот вид психического заболевания сильнее остальных видов влияет на человека и причиняет ему боль. Его можно излечить только в случае, если у человека есть ответная реакция. Более того, в подобных случаях благосостояние сердца и его счастье зависят от упоминания Аллаха и чтения Корана. Всевышний сказал:
«Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив». (сура «Йа Син», аяты 69-70)
Всевышний Аллах сообщил нам, что пользу от Корана и увещевание может получить только тот, у кого живое сердце. Также Он в другом аяте сказал:
«Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом». (сура «Каф», аят 37)
и сказал:
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь». (сура «Добыча», аят 24)
Он сообщил нам, что наша жизнь осуществляется, если только мы отвечаем зову Корана и принимаем то, к чему призывает он: к вере и знаниям. Самые современные методы излечения от психических заболеваний, предлагаемые специалистами по правилам поведения стремятся научить душевнобольного человека расслабляться в любой ситуации. На тренировки уходят несколько сеансов. Если человек разозлился, например, когда он стоял, то от него требуют, чтобы он сел и расслабился до тех пор, пока он не успокоится. Это называют формированием манеры поведения. Это то, чему обучал нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал:
«Если кто-нибудь из вас разгневался, когда он стоит, то пусть сядет, если его гнев не успокоится, то пусть ляжет». (Сунан Абу Дауд 4882. Муснад Ахмада 21386. Сахих Ибн Хиббан 5688)
Такие явления как гнев, печаль, страх и отчаяние часто приводят человека к психическим заболеваниям. Во многих аятах Корана разъясняется насколько важно лечить подобные явления. Возможно, что человек оберегает себя от физических болезненных явлений, но он часто подвергается душевному давлению, ибо он в любое время может грустить, злиться или печалиться, будь то, в нормальной форме или превышенной в зависимости от его обстоятельств, настроения и чувствительности. Всевышний Аллах говорит:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа». (сура «Каф», аят 16)
Как видишь, в Коране есть побуждения и устрашения, обещания и угрозы, чтобы повлиять на человеческую душу и воспитать еѐ. В нем можно найти ответы на интересующие вопросы посредством рассказов, которые приводятся в нем, как о прошлом, так и о настоящем и будущем. Например, понятие предопределения всего Аллахом, сильно отражается на душе человека. Это не значит сдаться перед своим бессилием и поражением, более того, Аллах в Коране призывает тебя совершать необходимые действия и душа приобретает активность и возобновляет свои попытки снова и снова.
Давайте взглянем на историю Юсуфа, мир ему, чтобы постичь величие того, как Творец, свят Он и велик, описал человеческую душу, и тогда мы, возможно, поймем чудо Корана!
Сура «Юсуф» начинается с того, что предлагает нашему вниманию мысли, подталкивающие человека на преступление. Они обычно начинаются с наущений в душе человека, которые впоследствии приводят уже к самому действию. Всевышний Аллах говорит на языке Яъкуба, мир ему:
«Они показали лживую кровь на его рубашке, и он сказал: «О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали». (сура «Юсуф», аят 18)
Кто вникнет в историю Юсуфа, то увидит тонкие описания духовного потенциала, ревности и зависти у братьев Юсуфа. Также в этой истории можно найти анализ отцовским чувствам: милость Яъкуба, его любовь и надежду на милость Аллаха. Также в ней описываются некоторые женские личности из правящего класса Египтом в то время. В Коране приводится много рассказов, в которых раскрываются побуждения души, призывающие ее к плохому. Возможно, что первый рассказ в человеческой истории, в котором явно высвечивается душа, призывающая к злу, это рассказ о сынах Адама. Аллах сказал:
«Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток». (сура «Трапеза», аят 30)
Также есть много других событий, в которых явно утверждается чудо Корана в области душевных знаний. Например: Воздействие Корана на Наджаши и его священников, когда Джаъфар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, прочитал перед ними начало суры «Марьям» во время первого переселения в Эфиопию. Наджаши заплакал от этих аятов, и от слез намокла его борода, а священники намочили своими слезами свитки на своих руках, когда услышали аяты, прочитанные им. Затем Наджаши послал к посланнику Аллаха семьдесят ученых мужей из числа христиан, и он прочитал им суру «Ясин», они заплакали и уверовали. На это событие указывает Благородный Коран в словах Аллаха:
«Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей». (сура «Трапеза», аят 83)
Чудо Корана выявляется также в словах британской женщины Мери Велдз, которая написала книгу под названием: «Мое путешествие из церкви в мечеть. Зачем?». Она пишет, как на нее повлияли «Расаиль ан-Нур» (Книга «Послания света») превосходного писателя своего времени Саид ан Нурси. Автор книги изложил в ней смысл Корана и Сунны в отношении некоторых вопросов, перед которым терялся человек и не мог найти на них ответа. Она пишет: «Я выбралась из той темной ямы, в которой ощущала себя, и мои очи постепенно прозревали с помощью моих друзей мусульман в университете, их терпения и поддержки. Мы познали новый язык взаимопонимания с мирской жизнью и вселенной – это язык Корана». (Мери Велдз. «Мое путешествие из церкви в мечеть. Зачем?» С предисловием от Мухаммада Иззат ат-Тахтави, стр. 15)
Еще один пример тому, что делает Коран с душами людей, не знающими арабского языка. Приводится рассказ о том, как аяты Корана повлияли на женщину христианку из Югославии: «Передача смыслов Корана отличается от передачи человеческих смыслов, и имеет удивительную власть над сердцами. Коран влияет даже на тех, кто не знает ни одной буквы из арабского языка». Эта женщина прослушала проповедь, в которой упоминались аяты Корана. Она душевно почувствовала величие смыслов в некоторых аятах Корана, и их отличие от другой речи. Когда она слушала именно аяты, она вздрагивала и чувствовала дрожь. Разве это не чудо Корана, которое повлияло на душу женщины, которая даже не знала арабского языка? Таких примеров много. (Журнал «Аль-Фуркан». Шестой выпуск, июль 2000 года, стр. 59-60)
Аллах в Коране, определяя сущность человека, опирается на откровенность и ясность. Он выявил, как отрицательную, так и положительную стороны, которые могут ужиться в ней. Возможно, что одна из них осилит над другой, и та будет скрываться где-то в глубине души человека. Всевышний Аллах говорит:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность богобоязненность!» (сура «Солнце», аяты 7-8)
Аллах разъяснил, что беззаконие приводит человека к неверию и к желанию обходиться без Аллаха. Всевышний сказал:
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается». (сура «Сгусток», аяты 6-7)
(Акрам аль-Умри. «Послание и посланник», стр. 51-54)
Несомненно, Благородный Коран выше нравственной философии, которая исходит из уст тех, кто видит нравственность в ограниченной перспективе, или рассматривает это только со стороны выгоды или естественных потребностей человека. Коран же воспитывает человеческую душу со всех сторон, и не ограничивается перспективами каких-либо определенных людей. Одним его стандартом является повышение нравственности человеческой души, которое соответствовало бы с целью уготованной ему: заселение Земли. Человек может создать сильную продолжительную цивилизацию, только если построит еѐ на основе прочной человеческой души.
Есть ещѐ другое чудо Корана, влияющее на человеческую душу. Чудо, которое скрыто направляет душу к истине и добру, без многочисленных разъяснений или причин, даже если обладатели этих душ ненавидят Ислам. Самым явным примером этому чуду являются рассказы о принятии Ислама Умаром ибн аль Хаттаб и Джубайра ибн аль Мутъим, да будет Аллах доволен ими. (Ас-Салихи аш-Шами. «Средства руководства и правильного пути» 9/422)
Разве Коран обязал свое чудо только душам этих людей, чтобы изменить их из одной противоположности в другую, осветить их зрение, и чтобы они уверовали в чудо Мустафа, да благословит его Аллах и приветствует, услышав аяты Корана, и при этом оставил других в их упрямстве и лжи?!
В действительности же Коран не обязал свое чудо только этим людям, которые первыми уверовали в него. Он обязал свое чудо и тем, кто оставался глупым и упрямым многобожником, придерживаясь религии своих отцов. Тираны и влиятельные люди из числа курайшитов во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, втайне от своего племени, прокрадывались послушать аяты Корана, не в силах преодолеть свою волю! (См.: «Искусство описания в Коране», стр.17-24)
Автор: Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани
Из книги: «Идеал для миров», стр. 118-124