
Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость его установлений и гибкость этой религии в том, что касается возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому может служить аят о посте, где прямо говорится о лёгкости Ислама:
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» (Коран, 2:185)
Вот почему шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если человеку трудно поститься или если для этого имеются иные уважительные причины. Эти уважительные причины подразделяются на две группы. К первой относятся те из них, в силу которых разрешается не соблюдать пост, после чего его обязательно возмещать, а ко второй — причины, в силу которых пост также позволительно не соблюдать, но впоследствии за это обязательно совершить искупительные действия (фидйа).
Ниже перечислены такие причины, в силу которых разрешается не поститься, после чего пост обязательно возмещать.
1. Путешествие (сафар)
Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 88 километров. В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время рамадана в течение всего времени путешествия, после завершения которого человек обязан поститься. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в таком случае, когда он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.
Если человек решил двинуться в путь после появления зари, то есть с наступлением времени поста, в этот день ему не разрешается не поститься. Причина заключается в том, что его путешествие начинается после наступления времени поста, который в подобных случаях следует доводить до конца, так как отправление в путь не дает право нарушать пост, оно лишь дает не приступать к нему. Путнику не разрешается нарушать пост, но разрешается не начинать поститься, если же он нарушит пост, ему следует только возместить этот день. Указанием на то, что путнику разрешается не соблюдать пост, являются слова Аллаха:
«…а кто заболеет или (будет находиться) в пути, (должен поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни». (Коран, 2:185)
Ещё одним указанием служит хадис Анаса б. Малика (радыйаллаху анху), который сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост — постившегося». (аль-Бухари и Муслим)
Однако если пост не причинит вреда путнику, ему лучше поститься, поскольку всё равно будет обязан возместить его впоследствии. Кроме того, соблюдение поста в рамадане лучше возмещения, на что указывают слова Всевышнего:
«…а пост для вас ещё лучше…» (Коран, 2:184)
Что же касается слов Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Пост в пути соблюдается не от благочестия» (аль-Бухари; Муслим) и других его слов: «Эти (люди) — ослушники» (Муслим), которые были сказаны им о тех его сподвижниках, которые соблюдали пост в пути, когда мусульмане выступили в поход для завоевания Мекки, то, возможно, причина заключалась в том, что в этих случаях соблюдение поста причиняло людям вред и вызывало всевозможные затруднения.
Если путник, который вознамерится не соблюдать пост, остановится где-либо до полудня (ад-дахуат аль-кубра), не совершив до этого ничего такого, что приводит к нарушению поста, ему следует поститься. Объясняется это тем, что в подобном случае нет никаких уважительных причин, в силу которых человеку разрешается отказываться от соблюдения поста в такое время, когда можно принять решение соблюдать его.
2. Болезнь
Во время рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки, или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания знающего врача, исповедующего Ислам и не являющегося явным нечестивцем. Если же больной последует совету врача, который не отвечает вышеупомянутым требованиям, и не станет соблюдать пост, впоследствии он должен будет совершить искупительные действия (каффарат), как и в том случае, если он откажется от соблюдения поста, не основываясь на каких-либо признаках или прошлом опыте, что позволило бы ему делать подобные выводы.
Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления и наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом, не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься, если человек убедится в этом. Указанием на то, что больные могут не поститься, служат слова Аллаха Всевышнего:
«…а кто заболеет или (будет находиться) в пути, (должен поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни». (Коран, 2:185)
3. Беременность и кормление грудью
Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или её ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Анас (радыйаллаху анху), сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) разрешал не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а также кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей». (ан-Наса’и; Ибн Маджа)
Передают со слов Анаса б. Малика (радыйаллаху анху), что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, Аллах снял с путников обязанность соблюдения поста и совершения половины молитвы, а с беременных и кормящих грудью — обязанность соблюдения поста». (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса’и; Ибн Маджа)
Кормящей женщине не следует отказываться от поста в том случае, когда она может кормить ребёнка не только своим молоком. Если же материнское молоко нечем заменить ввиду бедности матери или из-за того, что ребёнок отказывается от всего иного, тогда женщине можно не соблюдать пост при том условии, что у неё возникнут опасения за себя или за ребёнка. Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.
Всё это указывает на милосердие Ислама, лёгкость его установлений и гибкость шариата в том, что касается возложения обязанностей на людей.
4. Страх смерти
Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнут опасения лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.
Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, или когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма, или когда он опасается того, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, тогда на нём не будет греха. Это значит, что он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать, или в один из коротких зимних дней.
Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Аллах Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.
Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.
Необходимо обратить внимание на два важных момента:
а) Людям, которым по уважительной причине разрешается не соблюдать пост во время рамадана, не следует открыто принимать пищу в дневное время.
Если же такая причина исчезнет, то в знак уважения к рамадану человеку необходимо до захода солнца воздерживаться от всего, что нарушает пост. Это в равной степени касается путника, если он решит остаться где-либо не менее чем на пятнадцать дней, больного, если он исцелится, женщины, если она очистится после завершения месячных или послеродового кровотечения, человека, который нарушил пост, случайно проглотив воду во время полоскания рта, а также того, кто съел что-либо, думая, что ночь ещё не закончилась, если потом выяснится, что уже появилась заря. Во всех этих случаях человеку, который нарушил пост, следует до конца дня воздерживаться от всего, что его нарушает, из уважения к благословенному месяцу рамадану.
Так же следует поступить и подростку, если в дневное время он достигнет возраста половой зрелости, или неверному, который примет Ислам. При этом ни тот, ни другой не обязан возмещать ни этот день рамадана, ни дни, которые предшествовали достижению половой зрелости или обращению в Ислам, поскольку до этого соблюдение поста не вменялось им в обязанность.
В случае достижения подростком половой зрелости до полудня, например если во сне у него случится поллюция, после чего он вознамерится соблюдать пост, его пост будет действительным, поскольку намерение подростка является действительным. Этот пост, который считается добровольным, обязательно возмещать в случае его нарушения. Если же пост вознамерится соблюдать неверный, который примет Ислам до полудня, то его пост действительным не будет, поскольку до обращения в Ислам его добровольное поклонение было бы недействительным, чем бы он ни занимался.
б) Каждому из вышеупомянутых лиц, то есть путнику, больному, беременной или кормящей грудью женщине, тому, кто нарушил пост, чтобы избежать опасности, и женщине, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, следует возместить все пропущенные дни. Если человек, которому по уважительной причине разрешается не соблюдать пост, умрёт, невыполненных обязанностей у него не останется. Если же он проживёт какое-то количество дней, в течение которых можно будет возместить пост, но не сделает это и скончается, перед смертью ему следует внести в завещание распоряжение относительно искупления (фидайа) за каждый день, в который он мог возместить пост, но не сделал этого.
Искупление за каждый день поста эквивалентно размеру садаки разговения. Если у покойного есть наследники, средства на исполнения распоряжения об искуплении следует взять из одной трети наследства, если же наследников нет, то эти средства берутся из всего наследства в целом. Если завещатель не оставил никаких распоряжений относительно искупления, наследники ничего не обязаны расходовать на это, поскольку искупление является одним из видов поклонения, которым следует заниматься по распоряжению того, кто должен, но не может заняться этим. Однако и совершение этого наследниками по собственной инициативе будет принято, если пожелает Аллах Всевышний.
Уважительные причины, в силу которых пост позволительно не соблюдать, что требует искупления (филайа)
Есть всего лишь одна такая причина, а именно постоянная невозможность соблюдения поста ввиду постоянной слабости или хронической болезни. В пример можно привести состояние дряхлого старца, который каждый день чувствует себя плохо, или состояние такого больного, который уже не надеется на выздоровление. Если такие люди не в состоянии соблюдать пост ни летом, ни зимой, они обязаны искупать каждый пропущенный день. По своему размеру такое искупление эквивалентно садаке разговения. В качестве садаки разговения следует отдать нуждающемуся два с четвертью килограмма пшеницы или же выплатить её стоимость, величина которой может быть разной в зависимости от времени и места.
Человек, который обязан искупить пропущенные дни поста, может по собственному выбору сделать это в начале или в конце рамадана. Указанием на обязательность искупления является тот айат Корана, где сказано:
«Для тех, кто может (поститься, но с трудом), во искупление (следует) накормить (одного) неимущего…» (Коран, 2:184)
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анхума), сказал: «Это касается стариков и старух, обязанных накормить одного нуждающегося за каждый день поста, который они не в состоянии соблюдать». Это сообщение приводит аль-Бухари, и нечто подобное передаётся со слов ‘Али и Ибн ‘Умара (радыйаллаху анхума).
Искупление может служить заменой таким видам поста, которые сами по себе являются обязательными, например заменой поста в рамадане. Другим примером является такой случай, когда человек даёт обет поститься, но так и не может вы-полнить его из-за постоянной слабости, пока не становится дряхлым старцем, то ему разрешается искупить этот пост. Если же дело касается такого поста, который служит заменой чему-то иному, например, поста, соблюдаемого во искупление нарушения клятвы вместо оделения едой десяти нуждающихся, или поста, соблюдаемого во искупление совершённого по ошибке убийства вместо освобождения верующего раба, то искупление не может служить заменой такому посту при жизни человека, обязанного соблюдать этот пост. Однако в завещании такой человек может распорядиться относительно искупления после его смерти.
Зерно или его стоимость предназначаются для выплаты тем же категориям лиц, которые имеют право на получение средств, собранных в качестве закята. Если человек, искупающий пропущенный день поста, выплачивает положенное не одному, а нескольким беднякам, или выплатит одному бедняку в два раза больше положенного, его искупление будет действительным.
Если же человек, который обязан искупить пропущенный день поста, сам беден, то ему следует молить Аллаха о прощении, а обязанность искупления с него снимается, поскольку в Коране сказано:
«Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам». (Коран, 2:286)
Автор: Шейх ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Из книги: «Ханафитский фикх», стр. 263-267
Источник: https://t.me/darulhanafiya