
Мы продолжим перечисление позиций суннитских ученых с целью упрочить верное представление о качествах, упомянутых в Коране и сунне, и опровергнуть любое неверное представление.
Умм Саляма (радиаллаху анха), жена Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), сказала об истива следующее: «Утверждение не представляет собой что-то неизвестное (гайр маджхуль), и его характер не постижим уму (гайр ма‘куль); нельзя спросить о Нем «как?»; «как» к Нему неприменимо». (Ибн-Хаджар. Фатх аль-Бари. 13:406–407. Бейрут, 1989)
Суфйан ас-Саури (ум. 161) придерживался толкования истива Имама аль-Харамайн аль-Джувайни (ум. 478) в аяте 20:4, понимаемого как «приказ относительно Трона» (амрун фи-ль-‘арш), на что ссылался аль-Йафии в своей книге «Китаб мархам аль-‘иляль аль-мудылля фи даф‘ аш-шубха уар-радд ‘аля аль-мутазиля» («Книга разрешения различных проблем для устранения сомнений и опровержения мутазилитов»): «Понимание истива как обращения Аллаха к определенному приказу относительно Трона не является столь уж натянутым, представляя собой та’виль имама Суфйана ас-Саури, который приводил в качестве свидетельства, подкрепляющего эту точку зрения, аят: «И потом обратился (истава) Он к небу, которое было лишь дымом» (41:11). (Имам аль-Харамайн аль-Джувайни. Аль-Иршад иля каваты‘-ль-адильля фи усуль аль-и‘тикад / Руководство по убедительным доводам в основаниях вероубеждения)
Имам Абу-Ханифа (ум. 150) говорит в своем «Уасыййа»: «Если бы у Него было место и Он нуждался в сидении и отдыхе перед тем, как сотворить Трон, тогда бы к Нему можно было применить вопрос «Где был Аллах?», а это невозможно… Мы утверждаем, что Аллах утвердил себя на Троне, не обладая потребностью (хаджа) в этом и располагаясь (истикрар) на нем, т.к. Он – Тот, кто защищает Трон и все остальное, не нуждаясь ни в чем из этого». (Абу-Ханифа, Уасыййат аль-Имам аль-А‘зам Абу-Ханифа, под ред. Фуада Али Рида, Бейрут, Мактабат аль-джамахир, 1970, стр. 10)
В своем «Аль-Фикх аль-Акбар» он сказал: «Аллах не имеет границ, и нет у Него соперников… Тот, кто говорит: «Я не знаю, на небесах мой Господь или на земле» является неверующим, и тот, кто говорит: «Он на Троне, но я не знаю, на небесах этот Трон или на земле» также является неверующим».
Имам Абу-Мансур аль-Матуриди разъяснил это в своем высказывании: «Причина в том, что такими словами он предполагает место для Аллаха, а это является идолопоклонством». (Абу-Ханифа. Китаб аль-фикх аль-акбар би шарх аль-Кари. Каир: Дар аль-кутуб аль-‘арабийа аль-кубра, 1327/1909, стр. 16)
Один человек спросил имама Малика (ум. 179): «Как Аллах совершил истива на Троне?». Имам Малик наклонил голову и пребывал в молчании до тех пор, пока на его лбу от гнева не проступил пот, затем он поднял глаза и сказал: «Истива не представляет собой что-то неизвестное (гайр маджхуль), его характер не постижим уму (аль-кайфу минху гайру ма‘куль); однако вера в него обязательна, но расспросы о нем – это еретическое нововведение. Ты сторонник нововведения (мубтади‘)». И он отдал приказ, чтобы его увели. (Ибн-Аби Зайд аль-Каравани. аль-Джами‘ фи-с-сунан уа-ль-адаб уа-ль-магази уа-т-тарих/ под ред. М.Абу-ль-Аджфана и ‘Усмана Баттыха. Бейрут: Муассисат ар-рисаля; Тунис: аль-мактаба аль-‘атика, 1402/1982, стр. 123)
Имам аш-Шафии (ум. 204) в своем небольшом трактате под названием «Аль-фикх аль-акбар» сказал: «Если кто-либо скажет «ар-рахману ‘аля-ль-‘арш истава», ему следует сказать: «Это один из неоднозначных аятов (муташабих), который ставит в тупик отвечающего на вопрос, и то же самое можно сказать относительно других схожих аятов». (Аш-Шафи‘и. аль-Фикх аль-акбар, стр. 17)
Также аят об истива включают в список муташабихат имам Малик ибн Анас, факихи Медины, и, согласно Абу-Мансуру Абдалькахиру аль-Багдади в его «Усуль ад-дин», аль-Асма‘и. (Аль-Багдади. Усуль ад-Дин, стр. 112–113)
Имам суннитов Абу-ль-Хасан аль-Ашари (ум. 324) в своем труде «Аль-ибана фи усуль ад-дийана» говорит: «Аллах над небесами, над Троном, над всем, обладая таким превосходством (фаукыййа), которое не делает Его ближе к Трону или небесам, так же, как и не отдаляет его от земли. Он близок ко всему сущему, Он ближе к рабу, чем его яремная вена, и Он Свидетель всем вещам».
Как передает Абу-Мансур аль-Багдади, он также говорит в своем «Усуль ад-дин»: «Утверждение Аллаха на Троне это сотворенное Им действие, получившее название истива и относящееся к Трону, так же, как другое сотворенное Им действие под названием итйан (приход, явление) относится к определенным людям: и оно не подразумевает ни нисхождения, ни движения». (Аль-Багдади. Усуль ад-Дин, стр. 113)
Хафиз Абу-Хатим ибн Хиббан аль-Бусти (ум. 354) резко отрицал, что у Аллаха есть пределы, и был вынужден бежать из Сиджистана под страхом смерти от рук антропоморфистов, как мы уже упомянули ранее.
Ибн-Джарир ат-Табари (ум. 310) сказал в своем «Тафсире»: «Аллах возвысился над небесами своим полновластием и могуществом, а не перемещением и движением». (Тафсир ат-Табари. 1:192)
Имам Абу-Мансур Абдалькахир аль-Багдади (ум. 429) в своем «Усуль ад-дин» говорит: «Правильная позиция, по нашему мнению, это истолкование Трона в этом аяте в значении власти (аль-мульк), как если бы Он имел в виду, что власть не была утверждена ни для кого, кроме Него. Это истолкование взято из арабского выражения: «Такой-то был низвергнут с трона», т.е. лишился своей власти». Затем он приводит три примера из поэзии, иллюстрирующие эту позицию. (Аль-Багдади. Усуль ад-Дин, стр. 112–113)
Он говорит о позиции большинства мусульман в своем «аль-Фарк байн аль-фирак» («Различия между сектами»): «Сунниты единогласны (аджма‘у) в том, что Аллах, Безупречный и Всевышний, не ограничен местоположением». Затем он пересказывает слова Али ибн Аби-Талиба: «Аллах сотворил Трон как признак Его власти, а не для того, чтобы занять его в качестве своего места». (Аль-Багдади. аль-Фарк байн аль-фирак. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийа, стр. 256)
Имам аль-Харамайн аль-Джувайни (ум. 478) в своем «Иршад» сказал: «Нужно осторожно указывать вульгарным антропоморфистам (хашвиййа) аяты, по отношению к которым они практикуют та’виль, так что, когда они в качестве довода их веры в «утверждение» (истикрар) Аллаха ссылаются на внешний смысл аята «Милостивый, который утвердился на Троне» (20:4), спросите их о смысле аята «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (57:4). Если они принимают последний аят в соответствии с его внешним смыслом, то они сводят на нет внешний смысл Его утверждения на Троне, о котором они говорят, и демонстрируют бесчестие своего вероубеждения перед всеми разумными людьми. Все же, если они понимают его в связи с тем, что он объемлет нас своим знанием, то они применили та’виль, и для нас больше не будет недозволительным сделать то же самое, истолкова Его «утверждение» как «подчинение» (кахара) и «господство» (галяба), так, как это дозволяется в арабском языке… Более того, истива в смысле истикрар, или утверждения, предполагает первичное состояние беспорядка, а полагать подобное будет неверием (куфр)… (Цитата Йафи‘и из его книги «Китаб мархам аль-‘иляль аль-мудыля»)
Если они спрашивают: «Почему же вы не позволите понимать аят исходя из его внешнего смысла, не интерпретируя его, говоря, что он относится к числу муташабихат, смысл которых знает только Аллах?».
Мы отвечаем: «Если задавший вопрос хочет понимать истива согласно его внешнему смыслу, который обычно напрашивается и заключается в физическом утверждении, то это приводит нас к антропоморфизму, однако если явным образом доказано, что это невозможно, тогда внешний смысл теряет силу… и тогда не было бы натяжкой понимать аят правильным и разумным образом, исходя из его требований Божественного Закона, и обязанности избегать та’виль, чтобы не получить неверного вероубеждения». (Имам аль-Харамайн, в Йафи’и. Китаб аль-‘иляль, стр. 245)
Имам Абу-Хамид аль-Газали (ум. 505) говорит почти то же самое об Абу-Мансуре аль-Багдади в «Ихйа», а также в «Ильджам», отрывки из которых мы уже приводили ранее. Грамматик ар-Рагиб (ум. 507) говорит: «Выражение истава ‘аля имеет смысл истива, т.е. обладания господством над чем-либо, как в аяте Корана «ар-рахману ‘аля-ль-‘арш истава…», который означает, что относительно Него все одинаково таким образом, что никакая вещь не ближе к Нему, чем другая, т.к. Он не подобен телам, которые пребывают в одном месте, исключающем другие места». (Ас-Саййид аз-Забиди. Тадж аль-‘Арус)
Имам Фахраддин Рази227 (ум. 606) говорит в своем комментарии к аяту 19:93: «Так как этим аятом подтверждается, что «Все на небесах и на земле должны явиться к Аллаху как Его рабы» и так как обязательно, что Аллах пречист от того, чтобы быть рабом, таким образом, Он пречист и от нахождения в месте или направления, на Троне или Престоле». («Тафсир аль-кабир»)
Имам Абу-Мансур Ибн-‘Асакир (ум. 620) говорит в разделе акыды: «Не следует говорить «когда, где и каков Он был?». Он существует без места».
Ибн-аль-Джаузи сказал: «Каждый, кто утверждает, что Он утвердился на Троне «самолично» (би затихи), искажает смысл аята на основе чувственного восприятия. Такой человек не должен отрицать, что этот принцип установлен разумом, с помощью которого мы и постигаем Аллаха и который решительным образом приписывает Ему предвечность. Если бы вы сказали, что вы читаете хадисы и сохраняете молчание, никто вас бы не критиковал бы; отвратительно лишь ваше буквальное восприятие их внешнего смысла. Так что не привносите в школу этого праведного мужа из поколения саляф – имама Ахмада, то, что ему не принадлежит. Вы покрыли этот мазхаб омерзительными поступками, так что о ханбалитах больше не говорят иначе, как об антропоморфистах…
Затем они говорят: «Мы принимаем их исходя из их внешнего смысла». О чудо! Каков «внешний смысл» того, что ведомо только Аллаху? Есть ли у истива смысл иной, чем усаживание? И есть ли у нузуль иной смысл, нежели перемещение?.. Они говорят, что Он утвердился на Троне «самолично». Однако это добавление никем не было передано! Это всего лишь то, что они понимают исходя из своих чувств, а именно, что никто не может утвердиться иначе, чем самолично…» (Имам аль-Джаузи. Даф ‘ шубах ат-ташбих, стр. 102, 104, 127–128)
Имама аль-‘Изза ибн Абдассаляма (ум. 660), согласно его «Фатава», спросили: «Что вы скажите по поводу высказывания Абу-Зайда аль-Кайравани аль-Малики (ум. 386) «Аллах пребывает над Его возвышенным Троном самолично (би затихи) и пребывает повсюду своим знанием»? Приписывает ли это высказывание направление Аллаху или нет? И надо ли объявлять того, кто утверждает подобное, неверующим (кяфир) или нет?».
Он ответил, что: «Очевидный смысл сказанного Ибн-Аби Зайдом приписывает Аллаху направление, потому что он различает между пребыванием Аллаха на Троне и Его пребыванием вместе со своим творением. Что касается второго вопроса, правильнее было бы считать, что утверждающего о своей вере в направленность Аллаха не следует объявлять неверующим, потому что ученые ислама не выводили подобных людей за рамки ислама, наоборот они выносили решение о возможности наследования ими от мусульман, их захоронения на мусульманских кладбищах, неприкосновенности их крови и имущества и обязанности совершать молитву над их покойными телами. То же самое относится к приверженцам нововведений; народ никогда не прекращал применять в их отношении правила, которые применяются в отношении мусульман. Не обращай внимания на то, что простые люди говорятоб их неверии». (Аль-‘Изз ибн ‘Абдассалям, Фатава, стр. 151, 153)
Имам ан-Навави (ум. 676) сказал в «Шарх аль-мухаззаб»: «Говорят, что мы верим в то, что Милостивый утвердился на Троне, и мы не знаем действительное значение этого и того, что под этим подразумевается (ля на‘ляму хакыката мин залика ва-ль-мурада бихи), в то время как мы верим в то, что «Нет ничего, подобного Ему» и в то, что Он возвысился превыше самых отдаленных своих творений. Это путь саляф или по крайней мере их огромного большинства, и он наиболее надежен, т.к. ни от кого не требуется копаться в подобных вопросах». (ан-Навави, аль-Маджму‘, 1:25)
Ибн-аль-Хумам аль-Ханафи (ум. 681) говорит в своем «аль-Мусайара»: «Обязательно верить в то, что Аллах утвердился на Троне, отрицая любое Его подобие творению. Что касается высказывания о том, что Его утверждение (истива) представляет собой овладение (истиля), оно дозволительно, но не является обязательным, т.к. относительно этого нет какого-либо особого свидетельства… Тем не менее, если есть страх, что простые люди не поймут истива, не представляя себе при этом соприкосновения или каких-либо других телесных свойств, и если они не отрицают последнего, тогда не будет вреда в обращении их понимания к истиля, т.к. его использование для обозначения смысла истива утвердилось в языке благодаря изречению поэта: «Бишр овладел (истава ‘аля) Ираком» и «Когда мы возвысились над ними и овладели ими (иставайна ‘аляйхим)». (Аль-мусайара фи ‘ильми-ль-калям уа-ль-‘акаид ат-таухидиййа аль-мунджийа фи-ль-ахыра. Каир: аль-Матба‘а аль-хамавийа, 1348/1929, стр. 18)
Шейх Абдальгани ан-Набулуси (ум. 1143), как мы уже процитировали ранее, сказал: «Каждый, кто верит в то, что Аллах населяет небеса или землю, или же в то, что Он представляет собой тело, сидящее на Его Троне, является неверующим, даже если и думает, что он мусульманин».
Аз-Захаби не признавал термин «самолично»: «Нет никакой надобности в подобном выражении, и оно беспокоит душу». (Сийар а‘лям ан-нубаля. 19:607)
Ибн-Хаджар также отвергал высказывание о том, что Аллах пребывает на Троне «самолично», которое настолько же нелепо, как и высказывание о том, что Аллах повсюду: «Некоторые из мутазилитов утверждали, что Аллах повсюду, основываясь на хадисе «Если один из вас выстаивает молитву, не позволяйте им плеваться перед ним, т.к. перед ним Аллах». Это очевидное невежество, т.к. далее в хадисе говорится, что нужно плевать ему в ноги, что делает этот принцип недействительным. Хадис также представляет собой опровержение тем, кто утверждает, что Аллах пребывает на Троне «самолично». (Ибн-Хаджар. Фатх аль-Бари 1989. 1:669)
Даже Сулейман ибн Абдаллах (ум. 1817), внук Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, объявлял неверующим каждого, кто использовал термин «самолично» относительно пребывания Аллаха в каком-либо месте, одном или многих местах: «Каждый, кто верит или говорит о том, что Аллах самолично (би затихи) пребывает повсюду или в каком-либо одном месте, является неверующим (кяфир). Обязательно следует провозгласить, что Аллах далек от своего творения и истава на своем Троне без каких либо характеристик, подобий и образцов. Аллах был, и не было никакого места, затем Он сотворил пространство и Он возвышен, т.к. Он был до того, как Он сотворил пространство». (Сулайман ибн ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваххаб. Ат-Таудых ‘ан таухид аль-халлак фи джауаб ахль аль-‘Ирак 1319/1901, стр. 34. Новое издание: ар-Рийад, Дар тыба, 1984).
Автор: Шейх Мухаммад Хишам аль-Каббани аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия исламской доктрины», стр. 140-147