Хадис

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 14

Хадис 20

روى البخاري عن مُعاذَ بنِ عبدِ الرحمن أن ابنَ أبان أخبره، قال: أتيت عثمان بنَ عفَّان بطَهُوْرٍ، وهو جالس على المقاعد، فتوضأ فأحسن الوضوءَ، ثم قال: رأيت النبي صلى الله عليه وسلم يتوضأ وهو في هذا المجلس، فأحسن الوضوء ثم قال: من توضأ مثل هذا الوضوء ثم أَتَى المسجدَ وصلَّى ركعتين لا يُحدِّثُ فيهما نفسَه، ثم جلس، غُفِر له ما تقدم من ذنبه. قال وقال النبي صلى الله عليه وسلم: لا تغتَرُّوا ﴾. وقد صلى مرةً بالناس إمامًا، وهو على المنبر، ليَرَوْا صلاتَه كلُّهم، ولِيَتَعلَّمُوْها من أفعالِه ومُشاهدَتِهِ صلى الله عليه وسلم

Бухари со слов Муаза ибн Абдур-Рахмана приводил рассказ Ибн Абана: «Я принес Усману ибн Аффану воду для омовения, когда он сидел на сидении. Он прекрасным образом совершил омовение и сказал:

– Я видел, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал омовение, сидя на этом самом месте. Он прекрасно исполнил его, а затем сказал:

«Кто вот так совершит омовение, придет в мечеть, исполнит два ракаата намаза, не занимаясь мирскими делами, а затем сядет, все грехи такого человека будут прощены».

Потом Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) добавил: «Но не обманывайтесь»».

Как говорил шейх Ибн Хаджар (милость ему Аллаха), данный хадис показывает, что обучение на практическом примере всегда эффективнее для ученика. Слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) «не обманывайтесь» означают, что не нужно думать, будто прощение прошлых грехов включает все грехи, поскольку это приведет к тому, что человек будет меньше воздерживаться от грехов и начнет полагаться на их прощение через свой намаз. Причина, по которой не следует поддаваться такой расслабленности, заключается в том, что намаз, служащий искуплением грехов, – это тот намаз, который принят Всевышним Аллахом, а человек не знает, принимается ли его намаз или нет. Нужно также понимать, что через намаз прощаются лишь малые грехи. Большие грехи, а также те грехи, что связаны с правами других людей, сюда не входят. (Ибн Хаджар. «Торжество Творца», том 1, стр. 228; том 11, стр. 214)

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) возглавлял намаз, находясь на минбаре, чтобы все присутствующие могли видеть его и учиться, наблюдая за его действиями».

Хадис 21

روى البخاري ومسلم، واللفط للبخاري، عن سهل بن سعد الساعدي رضي الله عنه قال: رأيت رسولَ الله صلى الله عليه وسلم قام على المنبر، فاستقبل القبلةَ، وكبَّر، وقام الناس خَلْفَه، فقرأ وركع، وركع الناس خلفه، ثم رفع رأسه، ثم رَجَعَ الْقَهْقَرَى فسجد على الأرض، ثم عاد إلى المنبر، ثم قرأ، ثم ركع، ثم رفع رأسه، ثم رجع القهقرى حتى سجد بالأرض، فلما فرغ أقبل على الناس فقال: أيها الناس، إنما صنعتُ هذا لِتَأْتَمُّوْا بِيْ، ولِتَعَلَّمُوْا صلاتي )

Бухари и Муслим передавали следующие слова Сахля ибн Саада Сагиди (да будет доволен им Аллах):

«Я видел, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), стоя на минбаре по направлению молитв, сказал: «Алла́ху акьбар». Люди стояли за ним. Затем он прочел немного Корана и перешел в поясной поклон Аллаху. Люди за ним тоже совершили поясной поклон. Он поднял голову и немножко отошел назад (не оборачиваясь). Потом исполнил земной поклон. Далее вернулся к минбару, прочел немного Корана и перешел в поясной поклон. Потом поднял голову, немножко отошел назад и совершил земной поклон. По завершении молитвы он повернулся к присутствующим и сказал:

– Люди! Я сделал так, чтобы вы могли следовать моим действиям и обучиться моему методу исполнения намаза».

Имам Навави (милость ему Аллаха) писал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разъяснил им, что единственной целью восхождения на минбар и совершения там намаза было предоставление возможности присутствующим увидеть и изучить все его движения. Если б он стоял на земле, его бы видели только находившиеся рядом с ним». (Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима, том 5, стр. 75)

Шейх Ибн Хаджар (милость ему Аллаха) писал:

«Из слов Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Люди! Я сделал так, чтобы вы могли следовать моим действиям и обучиться моему методу исполнения намаза», – мы видим, что смысл исполнения намаза на минбаре заключался в том, чтобы его могли увидеть те, кто не увидел бы его, если б Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) стоял на земле. Из данного случая мы узнаем, что при совершении необычных действий нужно объяснить их своим товарищам и последователям.

Из данного хадиса можно извлечь следующие уроки:

  1. Разрешается на практике обучать людей различным позам намаза.
  2. Небольшие движения допустимы в намазе. Также допустимы и существенные движения при отдельном их исполнении (например, отхождение назад).
  3. Для демонстрации того или иного движения лучше использовать минбар, поскольку другим легче увидеть действия человека и услышать его слова». (Ибн Хаджар. «Торжество Творца», том 2, стр. 331)

Хадис 22

روى أبو داؤد وابن ماجه، واللفظ لابن ماجه، عن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه ﴿ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم مرَّ بغلام يَسلُخُ شاةً، فقال له رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: تَنَحَّ حتى أريَك، فأدخَلَ رسولُ الله صلى الله عليه وسلم يدَه بين الجلد واللحم، فَدَحَس بها حتى تَوَارَتْ إلى الإبط. وقال: يا غلام هكذا فاسْلُخ، ثم مضى وصلى للناس ولم يتوضأ )

Абу Дауд и Ибн Маджа передают со слов Абу Сагида Худри (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проходил мимо мальчика, который снимал шкуру с овцы. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ему:

– Отойди-ка – я покажу, как нужно снимать шкуру.

Он вложил свою руку вплоть до подмышек между шкурой и плотью животного. Затем он сказал:

– Мальчик, снимать шкуру нужно вот так.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) продолжил свой путь и, не совершая нового омовения (поскольку он не сделал ничего, что бы аннулировало омовение), возглавил намаз».

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 65-69

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *