Сира

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 12

Методы обучения Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) использовал самые прекрасные и лучшие методы обучения, которые оказывали сильнейшее воздействие на умы и сердца адресатов и всегда соответствовали их уровню понимания и интеллекта. К тому же высказывания Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда отличались ясностью.

Изучая книги о его образе жизни, можно увидеть, что он использовал различные методы преподавания. Временами он как будто сам задавал вопрос, а в иной момент мог дать прямой ответ. Порой Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) давал разъяснение, соответствующее вопросу, а в иных случаях мог дать развернутый ответ, выходящий за его рамки. Он мог привести дополнительный пример или заверить свои слова клятвой именем Аллаха. Иногда, руководствуясь мудростью, он вообще отводил внимание от вопроса. Он мог дополнить свои слова схемами или притчами, использовать иносказания.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог сам выразить сомнение, чтобы дать на него подходящий ответ. Он использовал шутки и прибегал к дискуссиям для четкого изложения своих мыслей. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог осторожно подвести слушателя к основной идее или использовать сравнения. Иногда он также раскрывал подоплеку вопроса, чтобы дать должный ответ, или мог спросить тех сподвижников, ответы которых ему уже были известны. Или же он задавал им вопросы, чтобы во время ответа сподвижники сами пришли к определенному заключению.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог также еще до вопросов предоставить определенную информацию присутствующим. Некоторые из своих уроков он проводил специально для женщин, обучая их необходимым знаниям. Он учитывал уровень присутствовавших детей и подростков, стараясь предоставлять им информацию так, чтобы они наилучшим образом усвоили материал.

Были и иные методы, которые мы, даст Аллах, рассмотрим на страницах данной книги. Мы дадим немало примеров методам обучения Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в соответствии со сборниками, посвященными его образу жизни, высказываниям и поступкам. Появлением этой книги мы обязаны исключительно Всевышнему Аллаху. Ему мы вверяемся, и к Нему обращаемся.

1. Обучение на своем примере и на примере своего характера

Один из самых важных, великих и очевидных методов обучения Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заключался в обучении на примере своих собственных действий, своего прекрасного образа жизни и величественного характера. Когда Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) издавал тот или иной указ, он первым же его и исполнял. А люди следовали его примеру. Его характер был воплощением Корана, то есть нрав Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был действительно великим. По воле Всевышнего Аллаха он стал прекрасным примером для Божьих рабов. Всевышний Аллах говорит:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха – прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется встретить Аллаха, верит в Последний день и много поминает Аллаха». (Коран, 33:21)

Поэтому характер, поступки и поведение Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) служат примером для его последователей. Обучение на примере своих собственных действий, несомненно, является самым действенным методом обучения, оказывающим огромное влияние на душу и способствующим пониманию и запоминанию. Именно данный метод имеет лучшие шансы на успех, в отличие от тех случаев, когда обучение ограничивается словами и объяснениями. Кроме того, обучение на своем примере – это естественный метод преподавания. Поэтому он является самым явным и действенным методом Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).[1]

Шейх Ибн Хаджар (рахимахуЛлах), говоря о жизни великого сподвижника и оманского правителя Джулянды (рахимахуЛлах), писал:

«Васима в книге «Ар-ридда» со слов Ибн Исхака приводил случай, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) направил к тому для призыва к исламу Амра ибн Аса (радыйаллаху ‘анху). Он сказал:

– Он сообщил мне, что данный пророк, не обученный грамоте, призывая к добру, всегда первым свое указание и исполняет; а запрещая зло, сам же первым от него отходит; одолев другого, он не выказывает высокомерия; а когда одолевают его, он не оскорбляет людей; он верен своему слову, исполняет свои обещания, и я свидетельствую, что он – пророк». («Аль-исаба фи тамъиз-ис-сахаба», том 1, стр. 538)

Имам аш-Шатыби (рахимахуЛлах), писал:

«Характер Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был воплощением Корана, поскольку все его знания и поступки находились в согласии с откровением Всевышнего Аллаха. Тем самым он действовал в соответствии с ним, был его защитником, подчинялся и повиновался его велениям.

Данное его качество было одним из величайших доводов в пользу Истины, которую он явил: ведь, повелевая, он сам же и исполнял приказ; запрещая, он сам же и следовал запрету; упреждая, он упреждал себя; предостерегая о гневе Всевышнего Аллаха, он первым и испытывал страх; призывая людей к той или иной надежде, он первым надеялся на милость Аллаха. По сути, он установил над самим же собой исламский кодекс, который стал его гидом по верному пути, который он пролагал. Поэтому он стал Абдуллой (рабом Аллаха) в настоящем смысле данного слова. И это имя – самое благородное из тех, что может получить человек. Всевышний Аллах говорит:

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ

«Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба из Заповедной мечети в Дальнюю!» (Коран, 17:1)

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَىٰ عَبْدِهِ

«Благословен Тот, кто ниспослал Критерий Своему рабу». (Коран, 25:1)

وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا

«Если сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу…» (Коран, 2:23)

Есть также много иных аятов, в которых Всевышний Аллах восхваляет пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) качеством «раба Аллаха». Если это верно в отношении Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то и для всех творений является честью поставить над собой исламский кодекс и использовать его в качестве маяка, который осветит путь к истине. В итоге человек будет почитаем настолько, насколько он подчинял себя и свои поступки исламским велениям. Почет основывается не на одном лишь интеллекте или статусе в обществе, а на речи, вере и поступках человека. Ведь Всевышний Аллах установил, что почет человека основывается лишь на его набожности:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

«Наиболее почитаемый среди вас перед Аллахом – наиболее набожный». (Коран, 49:13)

Кто следует исламскому кодексу наиболее прилежным образом, тот и является наиболее достойным для почета. А менее усердный в этом плане человек не может стать столь же почитаемым, как его более прилежные сородичи. Таким образом, почет основан на том, насколько человек повинуется исламским нормам». («аль-Итисам», 2/339-340)

Поскольку данный метод обучения является самым эффективным и наиболее используемым в учениях Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), далее будут приведены примеры из его жизни, которые показывают применение этого метода. Все примеры привести невозможно, поэтому ограничимся лишь некоторыми из них.

Примечание

[1]  Шейх Хаджви (рахимахуЛлах), писал:

«Примером большей эффективности практического примера по сравнению с устными инструкциями служит случай, произошедший при подписании Худайбийского перемирия между Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и курайшитами. Он велел своим сподвижникам выйти из ихрама (особого состояния ограничений во время паломничества) и заколоть жертвенных животных, сказав:

– Идите и заколите, а затем побрейте головы.

Но они не принялись сразу же исполнять его указание, поскольку перемирие им было не по душе, и они бы предпочли ему сражение. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) направился к своей жене Умм Саляме (радыйаллаху ‘анха) и сообщил о задержке в исполнении данного веления. Она посоветовала ему первым сбрить волосы и заколоть жертвенное животное, поскольку, увидев это, сподвижники наверняка последуют его примеру. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) так и поступил. Когда сподвижники увидели его действия, они ринулись закалывать животных и брить друг другу головы. Они так торопились, что чуть не задавили друг друга.

Данный случай показывает высокий интеллектуальный уровень Умм Салямы (радыйаллаху ‘анха). Она поняла испытываемые сподвижниками затруднения в связи с необходимостью выхода из ихрама до завершения ритуалов малого паломничества. Она также знала, что практический пример эффективнее устных указаний. Все прошло так, как она и думала. Да будет доволен ею Аллах!» («Аль-фикр-ус-сами фи тарих-иль-фикх-иль-ислам», том 1, стр. 154

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 53-58

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *