Сира

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 11

4. Превосходство поступков

О совершенстве его поступков можно судить по наличию у Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) восьми качеств.

Первое качество

Прекрасное ведение религиозных дел, благодаря которому он смог увести своих последователей от старых и знакомых представлений и привести к новым и незнакомым для них идеям. В результате люди вверили себя исламу, чувствуя искреннюю надежду и благоговейный страх. Столь сложная задача могла быть осуществлена лишь с помощью Аллаха и твердой решимостью.

Если его решения были велением Всевышнего Аллаха, то это само по себе служит доказательством его статуса пророка, а если они были основаны на личном суждении, тогда это явный признак его пророческой миссии. Тот факт, что исламские основы остались навеки твердыми и незыблемыми, показывает его величие и развеивает сомнения. Несмотря на то что различные века существенно отличались друг от друга, сладость и яркость ислама, передававшегося из поколения в поколение, во все века находила горячий отклик в сердцах людей.

Второе качество

Он соединил стремления надеющихся с опасениями перспективных. В результате обе группы объединили свои силы для помощи ему в призыве к исламу, с одной стороны стремясь к награде в этом мире и на том свете, а с другой стороны опасаясь потерь и наказания Всевышнего. Данные действия были обусловлены наличием различных темпераментов. К тому же покорности можно достичь только при наличии обоих качеств: надежды и страха. Эти две черты усилили и увековечили жизнеспособность ислама.

Третье качество

Он претворял в жизнь исламские веления без излишков и недостатков, следуя золотой середине. Именно такой путь является лучшим: нет ничего хорошего в том, чтобы бросаться в крайности.

Четвертое качество

Он со своими сподвижниками не стремился к этому миру, но и не отвергал его. Вместо этого Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел следовать золотой середине между этими крайностями. Он говорил:

«Лучшим из вас является тот, кто не отбрасывает ни этот мир ради того света, ни тот свет ради этого мира. Лучший из вас – тот, кто извлекает пользу и из этого мира, и из того света». (Передали Ад-Дайлами и Ибн Асакир в «Тарих» от Анаса ибн Малика, радыйаллаху ‘анху).

Таков правильный подход, ведь посвящение себя только одному из миров приведет к крайности, а комбинация обоих миров и есть сбалансированный, срединный путь. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Этот мир – прекрасный конь. Скачите на нем так, чтобы он привел вас к успеху на том свете». (Передал Ибн Аби Дунья в «Ислах аль-Маль»)

Причиной этого является необходимость использования мирских благ и совершения максимально возможного количества добрых дел в этой жизни для успеха на том свете. Если человек полностью отвергает этот мир, то он становится либо лишенным и потерянным, то есть ни на что неспособным, либо иждивенцем, то есть оказывается в презренном состоянии.

Пятое качество

Он применял основные принципы ислама и раскрывал его веления так, что мусульмане ясно понимали, что является обязательным, а что – запретным. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал столь доскональное разъяснение дозволенным и запрещенным действиям в отношении договоров, брачных и деловых отношений, что даже иудеи и христиане полагались на него во многих своих сделках и вопросах наследования. При этом установленный исламский кодекс был самодостаточным и не требовал вмешательства извне. Заложенные в нем принципы были универсальными: на их основе можно было устанавливать нормы, и на них можно было полагаться во всех будущих вопросах.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел присутствующим доводить информацию до отсутствующих, которые, узнавая о его словах, могли руководствоваться ими. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Передавайте мои слова, но не выдумывайте их за меня. Нередко получатели сообщений более знающи, чем их непосредственные свидетели. Нередко носители знаний передают их более знающим людям».

Так Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) объединил все то, что было обнародовано им через ясные тексты и суждения.[1]

Его веления касались всех людей – как окружавших его, так и живших вдалеке от него. Тем самым он выполнил свое обязательство по донесению исламского кодекса до всех людей, а также великую миссию и большую ответственность, возложенную на его плечи Всевышним Аллахом. За короткий срок Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) достиг этого, нисколько не ущемив при этом ни права Всевышнего Аллаха, ни права мусульман. Он не использовал цветистые выражения: его разъяснения были лаконичными, но при этом вполне достаточными. Это уже само по себе великое достижение и чудо.

Шестое качество

Он объявил джихад своим врагам, несмотря на их явное превосходство и окружение со всех сторон. Число сторонников постепенно возрастало, и вскоре некогда унижаемые люди стали носителями славы и почета. Постоянные сражения с врагами привели к тому, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) стал силой, с которой стали считаться. Его внушающая благоговейный страх натура тоже сыграла в этом немалую роль. Он призывал к исламу – и религия истины в конце концов восторжествовала и стала распространяться. Он участвовал в джихаде – и враги в конце концов были повержены. Учитывая крайнее небольшое количество последователей в начале пророческой миссии, такая победа была бы невозможной без помощи Всевышнего Аллаха.

Седьмое качество

Особая храбрость и отвага в сражениях и стойкость перед лицом врага. В каждой ужасающей битве он сохранял твердость и решимость, пока не доводил сражение до победы, или пока ему не приходилось защищаться самому. Он никогда не сбегал со своей позиции и не устремлялся к захвату добычи. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сохранял твердость и спокойствие. В битве при Хунайне его сподвижники поначалу покинули его: лишь девять человек из числа его родственников и сподвижников остались с ним. Он сидел на ослике, который не мог ни бежать, ни преследовать врага, и Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) находился в крайне затруднительном положении, ведь на него надвигалась огромная армия. Но даже в такой ситуации Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сохранял твердость и призвал сподвижников:

«Ко мне, рабы Аллаха! Я – истинный пророк, потомок Абдуль-Мутталиба».

И тогда они ринулись к нему поодиночке и группами. Враги (род Хавазин) заметили это и отступили.

Он никогда не боялся сражаться с большими отрядами. Всевышний Аллах помогал ему последователями и армией, а он проявлял терпение вплоть до победы по милости Всевышнего. Его отвага была бесподобной.

Однажды в Медине раздался страшный звук. Люди сбежались, но увидели, что первым туда успел приехать Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Они увидели, как он возвращался оттуда с мечом на лошади Абу Тальхи Ансари, на которой ехал без седла. Он сказал им:

– Люди, нечего бояться, нечего бояться!

Затем он обратился к Абу Тальхе:

– Твоя лошадь оказалась очень быстрой.

Хотя лошадь была крайне медленной, но в итоге ни один конь не мог обогнать ее.

Его храбрость и отвага объяснялись его полной уверенностью в том, что Всевышний Аллах поможет ему и дарует победу его религии в качестве исполнения Своего обещания: «…чтобы превознести ее над всеми иными религиями» (Коран, 9:33), – и как подтверждение слов Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Для меня была зарезервирована земля, я увидел ее восток и запад. Царство моей общины достигнет всех тех мест, что были зарезервированы для меня». Таково соблюдение его права, и таково подтверждение его правдивости.

Восьмое качество

Он был щедр всем своим имуществом и отдавал все, что он любил. На момент его смерти оказалось, что его щит отдан в залог иудею, от которого Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) получил некоторое количество ячменя, чтобы прокормить свою семью.

Он правил Аравийским полуостровом, когда другие цари и принцы купались в роскоши. Они копили несметные сокровища, хвалились друг перед другом и наслаждались своим высокомерием и гордыней. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) взял верх над всеми их королевствами, но при этом не скопил ни единого динара, ни одного дирхама. Он употреблял дешевую пищу, одевался в крайне непритязательную одежду, а сам тем временем раздавал то, что имел. Многие люди получали от него материальные блага, а он тем временем бедствовал и терпел муки голода.

Так, от арабского рода Хавазин ему досталась следующая добыча: 6 000 военнопленных, 24 000 верблюдов, 40 000 коз, 4 000 унций серебра. Он раздал все, а сам вернулся ни с чем.

Абу Ваиль приводил со слов Масрука (радыйаллаху ‘анху) следующее высказывание Аиши (радыйаллаху ‘анха):

«Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не оставил после себя ни одного динара и дирхама, ни козы, ни верблюда и никакого наследства». (Передали Муслим 11/89 и Абу Дауд 3/152)

Если кто-то просил у него то, чего у него не было, он говорил человеку, чтобы тот купил этот предмет от его имени. Он никогда никого не отпускал с пустыми руками. Хишам ибн Саад сообщал, что Зейд ибн Аслям со слов своего отца передавал следующий рассказ Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху ‘анху): «К Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пришел человек и попросил что-то дать. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил:

– У меня сейчас ничего нет. Ты можешь пойти купить от моего имени. Как будут деньги, я расплачусь.

– Посланник Аллаха, – сказал я, – ты и так уже дал ему. Всевышний Аллах не обязывал тебя давать ему то, что свыше твоих средств.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не одобрил эти слова.

– Посланник Аллаха, – обратился к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) один из мединских сподвижников, – трать и не бойся недостатка от Господа Трона!

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) улыбнулся, и по его лицу было явно видно, что он одобряет эти слова. Затем он сказал:

– Именно это мне и было велено». (Передал Ат-Тирмизи в «Шамаиль Мухаммадия»)

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не раз говорил:

«Я более ответственен по отношению к верующим, чем они сами. Когда тот или иной верующий умирает, оставив после себя долги, я беру на себя ответственность по их выплате. Если он оставляет после себя иждивенца, то пусть тот придет ко мне – и я позабочусь о нем. Но если он оставит имущество, то оно – для его наследников».[2]

Разве можно представить себе, чтобы кто-то еще обладал такой щедростью, чтобы иной человек был столь аскетичным и воздержанным? Невозможно получить даже малую долю бесчисленных достоинств Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В мире не было ни единого человека, который мог бы сравниться с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Его достоинства признавались и друзьями, и врагами. Лицемеры, упрямцы, агностики и атеисты пытались принизить значение его слов и поступков, найти недостатки в его поведении, но, несмотря на все их попытки и уловки, никаких оплошностей обнаружить им не удалось. Разве может быть достоинство выше того, что признано завистниками и врагами? Они не нашли ни единого реального повода, с помощью которого могли бы навредить ему или опозорить, унизить его. Как сказал поэт:

شَهِدَ الأنامُ بفضلِه حتى العِدَا – والفَضْلُ ما شَهِدَتْ به الأعداءُ

И благ, его добра – все люди и враги свидетели сполна.

Признание врага – вот высшая оценка раба Аллаха!

Кто достиг вершины во всех достоинствах определенно подходит для руководства всем миром и является самой достойной кандидатурой для присмотра за благополучием творений, распространения добра и отторжения пороков. Самое высокое положение – это статус пророка. Поэтому Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был достоин такой ответственности. Он был более чем способен выполнить данную миссию и был назначен посланником Аллаха. Он безукоризненно выполнил все задачи. Поэтому он лучше всех подходил для данной миссии, а она в полной мере подходила для него. Он и его миссия были созданы друг для друга: известно, что все подходящие парные элементы схожи, и их влечет друг к другу, они находятся в согласии. Согласие – это гармония, а гармония – основа каждой системы и фундамент для каждого союза.

Выше приведено одно из самых очевидных свидетельств в пользу истинности пророческой миссии Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). После столь ясного рассмотрения данного вопроса, лишь испорченные люди могут отрицать ее. Вся хвала Всевышнему Аллаху, вдохновившему нас на послушание Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и наставившему нас на принятие его в качестве пророка.

Мы привели отредактированную версию отрывка книги имама Маварди (милость ему Аллаха). Вкратце рассказав о личности Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его характере, перейдем теперь к рассмотрению его методов обучения, которые были извлечены из заслуживающих доверия сообщений о его образе жизни, поступках и высказываниях.

Примечание

[1] Автор использует терминологию специалистов по принципам исламского права:

– Под ясными текстами («нас») подразумеваются случаи, когда причина (основа) той или иной нормы явно указана. Например, это касается аята «…чтобы вы не печалились об упущенном вами…» или слов Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Причиной необходимости спросить разрешения (для входа в дом) является взгляд (который не должен быть обращен на недозволенное)».

– О суждениях («танбих») говорят, когда основание той или иной нормы явно не указано, но имеется определенная ссылка на него. Например, в аяте: «Вору и воровке отсекайте руки» — основанием (причиной) веления отсекать руку является воровство; а в словах Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Если человек изменяет свою религию, убейте его» основанием служит выход из ислама и принятие иной религии, то есть вероотступничество.

Две данные категории, помимо многих иных, демонстрируют обширность исламского кодекса при разъяснении случаев и событий: он объемлет все вопросы, сколь бы новыми они ни были. Это происходит за счет аналогии («кыяс»): когда нет явной нормы в отношении того или иного вопроса, случай сравнивается с ему подобным, на который имеется готовое решение.

[2] Имам Навави (рахимахуЛлах) писал в своем комментарии к сборнику «Сахих» Муслима (том 11, стр. 60): «Смысл данного хадиса – в словах Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Я буду присматривать за его благополучием, пока вы живы и после вашей смерти. В обоих случаях я – его опекун. Если после него остались долги, и он не оставил средств, достаточных для их покрытия, я расплачусь за него. Если он оставил после себя имущество, оно принадлежит его наследникам, а я ничего оттуда не возьму. Если он оставит иждивенцев, пусть они придут ко мне, и я позабочусь об их нуждах»». (Передали Аль-Бухари 4/390 и Муслим 11/60-61 от Абу Хурейры, радыйаллаху ‘анху).

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 44-52

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *